"Пятница": проще, еще проще, намного проще

Поклонников группы «Пятница» становится все больше и больше. Они уже с трудом в клуб «Апельсин» помещаются, а площадка-то по московским меркам не самая маленькая. На улице очередь в несколько сотен человек; еще немного – и клуб возьмут штурмом, охрана с трудом удерживает «растаманский» натиск.

Всех любителей «Пятницы» растаманами не назовешь. Среди толпы встречаются индивиды, которые искренне верят в то, что «Jammin» – это творение Сана и Сереги, и Боб Марли тут ни при чем. Да и кто это такой Боб Марли, - знают понаслышке, слышали от своих более продвинутых собратьев.

Ничего не попишешь, налицо издержки популярности: количество поклонников в этом случае на качестве аудитории сказывается далеко не лучшим образом. Появись группа «Пятница» на десяток лет позже, обязательно нашелся бы мальчик в цветастой шапке, считающий, что «союз нерушимый республик свободных» – совсем не гимн СССР, а очередной супер-хит любимого коллектива.

Концерт задерживается уже на час и толпа ревет в предвкушении реггей-торжества. На экране под аккомпанемент Jamiroquai сменяются фотографии Сана и Сереги, и каждое новое фото слушатели встречают топаньем, свистом и криками.

«Пятница» начинает концерт со старых проверенных хитов, и с этого момента зал перестает дышать, полностью погрузившись в музыку. Сану петь совсем не обязательно: достаточно просто направить микрофон в зал, и пока толпа поет песни дружным хором, можно покурить и расслабиться.

Старые песни и впрямь хороши. Игра слов, ритмичный гитарный бой, непередаваемая мелодичность и внутренняя гармония – именно за это полюбили «Пятницу» несколько лет назад, и из простых «растаманов из глубинки» Сан и Серега превратились в звезд довольно-таки крупного калибра. О новых творениях дуэта такого, к сожалению, не скажешь: «Пятница» усиленно копирует сама себя.

Сан машет руками, пучит глаза, издает звуки, фырчит и пыхтит в микрофон, Серега рубит на акустической гитаре, и толпа с удовольствием повторяет примитивные голосовые рисунки, напрочь лишенные смысла. Новая «Пятница» – это ненапряжная фоновая музыка, не обремененная содержанием и не претендующая на осмысленность зависания в головном мозге. Мелодии вызывают стойкое дежа вю: с реггей все понятно, а вот откуда в «пятничных» экзерсисах взялись отголоски Курта Кобейна – загадка еще та.

Реакция публики однозначна: новые песни подпеваются на «ура», благо, ничего особо запоминать или понимать не требуется. «Пятнице» удалось найти ту самую грань, которую успешно культивировали сначала пресловутые «Руки Вверх» с их откровенно примитивными текстами и трёхнотными танцевальными мелодиями, а теперь новые народные звезды «Фактор-2», сыгравшие на богатом поле блатной лирики и ПТУшной романтики. Вовремя сориентировавшись на молодую и считающую себя модной аудиторию, Сан и Серега готовы клепать хиты именно в том количестве, чтобы привлекать как можно больше новых слушателей, ищущих в музыке не философию и мелодию, а упрощенные рифмы и очевидные музыкальные решения в стиле «непопса».

Единственное, чего хочется пожелать «Пятнице» на пути шоу-бизнеса, чтобы не получилось, как в том анекдоте про растамана, который попал в ад и увидел, что вокруг лежат тысячи отборных косяков. Только собрался покурить-оттянуться, и тут облом. Спички в таком аду не предусмотрены.

Сергей ШУБА, NEWSmusic.ru
Фото Алексей РОДИН, rayrodin.ru