«ДДТ» - «Пропавший без вести»

Меньше всего хотелось бы сравнивать этот альбом с предыдущими, обсуждать темы патриотизма в творчестве Юрия Шевчука или разбирать тему смерти «старого» русского рока. Хочется внимательно переслушивать музыку. И делать нелицеприятные для молодого поколения рокеров выводы.

Главный вывод из нового альбома «ДДТ» - Шевчуку есть, что сказать. Очень много мыслей, образов и парадоксов, которые лидер «ДДТ» хочет выплеснуть в мир, потому что считает, что миру нужно знать это.

«Я – поэт заходящего дня,
Слишком многого не люблю,
Если ты, судьба, оскорбишь меня,
Я просто тебя убью».

Если Вы имеете привычку слушать новые пластинки русского рока, то нельзя не увидеть бьющую в глаза разницу между новым поколением офисных менеджеров, взявших в руки гитары, которым нечего сказать и не хочется ничего серьезного говорить, и явлением по имени «Юрий Шевчук». Оскорбительная для молодого прогрессивного поколения разница, нужно признать.

Теперь оставим претензии к «наше-радио-группам», которые суть в русле привычного понимания русского рока как интеллектуального высказывания. И поговорим о сугубо музыкальной составляющей. Пластинка сводилась и мастерилась в Киеве, и этот факт слышен отчетливо. Украинские рок-группы уже давно стали стандартом качественного рок-звучания в наших степях. «Океан Эльзы» и «Танок на Майдане Конго» радуют качественным саундом не первый год.

Звук на пластинке изобилует модными электронными сэмплами, живыми женскими хорами и умелой звукорежиссурой. Уже не стоит считать «ДДТ» эдакой кондовой архаичной рок-группой, которая что-то там рубит на гитарах и парень в тельняшке хрипит душевные слова в микрофон. Звук отменный, и самый модный ныне Franz Ferdinand мог бы найти для себя много интересного в приемах звукорежиссуры в «Пропавшем без вести».

Сказать честно, именно это ныне больше всего и радует. Еще недавно именно архаичный по нынешним временам звук был главной претензией к «старым» рок-группам. Какой-нибудь пустопорожняя «Сегодня ночью» звучала на порядки современнее наших рок-аксакалов. Сначала вырвался из порочного круга Слава Бутусов, затем Гребенщиков, и затем пошло-поехало.

Как и положено стадионной группе, Шевчук почти все песни сочиняет так, чтобы их можно было спеть под гитару. Кто-то увидит в этом русский обычай «пить водку и закусывать воблой на газете», как президент Латвии выражается о наших ветеранах-стариках. А я вижу в этом особую отечественную традицию. Которую вовсе не стоит скидывать с постамента в рЭволюционном оргазме. «Чтобы стоять, я должен держаться корней», как когда-то хорошо помнил тот же Борис Гребенщиков, а потом немного подзабыл. Шевчук помнит свои корни.

Совсем непривычным выглядит хронометраж песен. Только одна (!!!) песня альбома укладывается в стандартную трехминутку. Остальные длятся 6-7 минут, а программная «Русский рок» - и вовсе все одиннадцать минут.

О ней стоит сказать особо. Начинается она с русского хорового запева «Хоронили русский рок, хоронили...» на фоне практически горлового рыка Шевчука. Затем маршевый ритм и клавишные хорусы, напоминающие пинкфлойдовскую «Стену». И живописные описания того, как именно хоронили русский рок. Ирония вполне яростная. Сняв же иронию, Шевчук называет гробовщиков рока фарисеями. Наутро в гробу, разумеется, никого не оказывается. Однако напрашивающуюся аналогию с роком-Иисусом Шевчук мгновенно обрывает. «Привет с того света!» - тянет он издевательским тоном.

Шевчук и сейчас живее всех живых. Ему можно и с того света покричать. Услышат.

Чтобы рецензия не казалась чересчур слащавой, можно было бы указать на некоторые провисы в драматургии альбома, иногда ощущаемую нехватку мелодизма...

Но право же, какие это мелочи по сравнению с тем, что группе есть, что сказать.

Вадим Пономарев, NEWSmusic.ru
CD Land Records, релиз состоялся в апреле 2005г.