Динара Алиева

06/06/2019 - 19:56   Classic   Концерты
В Москве прошел Третий международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой Opera Art. Мадам Баттерфляй, Русалка, Леонора, Манон…

Начался он с концерта в Большом зале консерватории. Оперное искусство Азербайджана представили тенор Азер Зада и дирижер Ялчин Адигезалов.

Афиша

Азер Зада окончил Бакинскую консерваторию, стажировался в Италии, в том числе в Академии молодых певцов Миланского театра «Ла Скала», лауреат нескольких авторитетных вокальных конкурсов, самый важных из них Конкурс им. Дж. Верди в Буссето, на котором певец завоевал Первую премию. Ялчин Адигезалов - известный азербайджанский дирижер и педагог. С 2000г. он работает в Азербайджанском театре оперы и балета. Маэстро - профессор Азербайджанской музыкальной академии им. У. Гаджибекова.

В сопровождении Российского Национального оркестра в первом отделении были исполнены арии и фрагменты из опер Д. Верди, Д. Пуччини, Ж. Массне, П. Масканьи, Ж. Бизе, во втором гости познакомили с творчеством азербайджанских классиков У. Гаджибекова и Ф. Амирова, добавив арии из опер Чайковского и Пуччини.

Афиша

Следующий вечер фестиваля «Оперные голоса Беларуси» был весьма любопытным. На нем выступили ведущая сопрано Большого театра Республики Беларусь Анастасия Москвина и уроженец Беларуси тенор Владимир Дмитрук. Карьеру певец начинал в Минске, затем стажировался в молодежных программах театра Лос-Анджелеса и Венской Государственной оперы. Ныне он солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, успешно осваивающий теноровый репертуар театра. В Москве и Минске работает и дирижер Вячеслав Чернухо-Волич, который управлял РНО.

Репертуар в первом отделении был абсолютно незнакомый москвичам – сочинения словацких композиторов: Фантастическая увертюра «Байка» и думка Йонтека из оперы «Галька» Станислава Монюшко, три фрагмента из оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха»: сцена охоты, ария Надежды Яновской и Вальс. Арии Ирины и Романа из оперы Дмитрия Смольского «Седая легенда». Еще было Адажио из балета белорусского композитора Евгения Глебова «Маленький принц». Завершилось чудо-отделение дивным по красоте и выразительности лирическим дуэтом «Зорка Венера» Семена Рак-Михайловского на сл. М. Богдановича.

Второе отделение явилось привычным набором из опер Россини, Доницетти, Пуччини, Чилеа и Верди. Естественный финал – «Застольная» из «Травиаты». Концерт получился необычным, познавательным. Весь вечер радовала Анастасия Москвина: роскошное сопрано, высочайший профессионализм и одухотворенность. У Владимира Дмитрука лучше оказалась зарубежная классика, то, что сделано в театре: романс Неморино из «Любовного напитка» и особенно сложная ария Макдуфа из четвертого действия оперы Верди «Макбет». На высоте был Российский Национальный оркестр п\у Вячеслава Чернуха-Волича.

Афиша

Наконец-то появилась и сама Динара Алиева, а вместе с ней и замечательный коллектив Большой хор «Мастера хорового пения», которым руководит прославленный маэстро Лев Конторович. По-прежнему вел концерт Российский Национальный оркестр, уже во главе с итальянцем Пьером Джорджио Моранди. Они подготовили программу «Хоровые шедевры итальянской оперы». В первом отделении звучали только хоры и арии из опер Верди «Эрнани», «Сила судьбы», «Трубадур», «Аттила». Конечно же, не обошлось и без шедевра на все времена – Хора пленных иудеев «Лети, мысль на золотых крыльях» из оперы «Набукко», который любят и исполнители, и слушатели. Над всем этим хоровым разнообразием лился яркий и захватывающий голос трагических героинь Динары Алиевой - Эльвиры из «Эрнани» и Леоноры из «Силы судьбы» и «Трубадура».

В программу второго отделения вошли сцена Манон и ария Чио-Чио-сан из опер Пуччини «Манон Леско» и «Мадам Баттерфляй» в исполнении Динары Алиевой, раскрывшие драматический дар певицы. «Мастера хорового пения» продемонстрировали разные грани своего таланта, выбрав редко звучащие в концертах фрагменты из опер: хор шотландцев из «Макбета» Верди, удивительной красоты и проникновенности хор без слов из II действия «Мадам Баттерфляй» Пуччини, хоры цыганок испанских матадоров из «Травиаты» Верди. Прозвучали Интермеццо из «Сельской чести» П. Масканьи и Хор колоколов из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Завершился этот огромный вечер триумфальным финалом из II действия «Аиды» Верди «Слава Египту, слава Изиде!» Слушателям, устроившем овацию, «бис» подарила Динара Алиева, спев светлую и радостную арию Лауретты из оперы Пуччини «Джанни Скикки».

Проведя три вечера в Большом зале Московской консерватории, устроители фестиваля Динары Алиевой Opera Art переместились в Концертный зал им. П. Чайковского, где прошли концертные исполнения опер.

«Мадам Баттерфляй» Пуччини. Ее хорошо знают и любят москвичи. На сцене снова Российский Национальный оркестр и Большой хор «Мастера хорового пения», а дирижер из Греции Милтос Логиадис. В главных партиях заняты Динара Алиева - Чио-Чио-сан, Сузуки, ее служанка – Анна Кикнадзе (Мариинский театр), Пинкертон – Азер Зада, Шарплес, консул США в Нагасаки - Владислав Сулимский (Мариинский театр).

Сначала опера шла вяло и как-то неуверенно, не всех певцов, особенно исполнителей небольших партий, было хорошо слышно. Явно не хватило репетиций. Но постепенно начали чувствовать друг друга дирижер, за ним оркестр, хор и певцы, появилась музыкальная драматургия, характеры героев наполнялись жизнью, оттенками чувств и настроений, установился необходимый баланс звучания, и опера превратилась в спектакль, который увлек всех: и исполнителей, и слушателей. Лидером же здесь была, без сомнения, Динара Алиева – мадам Баттерфляй. Как она провела вторую часть оперы! Сколько было в этой «японской бабочке» верности и любви к легкомысленному и бездумному супругу американцу Пинкертону, любви к маленькому сыну, которого она отдает в американскую семью и ради которого лишает себя жизни. С каким достоинством поет Алиева свою последнюю арию, прощаясь с жизнью, сыном и несостоявшейся любовью.

Под стать ей была и Анна Кикнадзе-Сузуки. Справившись с волнением, певица создала многогранный образ верной и любящей служанки. Сострадая Чио-Чио-сан, она с достоинством проводит переговоры с американской женой Пинкертона о передаче ей сына Баттерфляй. Органичными и убедительными партиях Шарплеса, консула США, и Пинкертона были Владислав Сулимский и Азер Зада. Взволнованные зрители долго аплодировали всем исполнителям.

«Русалка» А. Дворжака - недавняя премьера Большого театра. Алиева решила ее повторить на своем фестивале, только в концертном варианте, и пригласила солистов театра Дениса Макарова и Елену Манистину на партии Водяного и Ежи-бабы. (В разных редакциям этот персонаж называют по-разному. В общем, это колдунья). Сама же стала Русалкой, а Принцем - словацкий тенор Питер Бергер. В концертном исполнении «Русалки» участвовали оркестр театра «Новая опера» с дирижером Александром Соловьевым и «Мастера хорового пения».

Участники «Русалки»
Участники «Русалки»

Дворжака очень интересовали сказки и легенды о русалках, водяных нимфах, и их взаимоотношениях с человеческим миром. Драматург Ярослав Квапил создал для композитора сюжет, рассказывающий о любви и смерти Русалки и Принца. Менее чем за год Дворжак написал свою «Русалку», и несмотря трагические события, дал ей подзаголовок «лирическая сказка» В опере много красивой музыки и жизнеутверждения.

Главным героем этого концертного исполнения оперы Дворжака стал Водяной в исполнении Дениса Макарова, соединившего в характере своего персонажа привычки озерного жителя и отеческую заботу и сострадание к дочери Русалке, полюбившей Принца, желающей стать человеком и всегда быть с возлюбленным. Какие говорящие глаза у певца и сколько подтекстов в его голосе, когда он повторяет одну и ту же фразу «Бедная Русалка. Горе, горе..». За ней - желание помочь дочери, облегчить ее страдания. Но, увы, это не в силах несчастного отца. Многоплановый образ водной законодательницы, колдуньи Ежи-бабы создала Елена Манистина: убежденность в своей правоте и безжалостность. Обаятельным получился у Питера Бергера Принц, хотя тенор у него скорее кричащий, чем поющий. К сожалению, Динаре Алиевой не хватило обаяния для партии Русалки. Много прекрасной музыки написал Дворжак для героини. Пока она слышится скорей иллюстративной, чем одухотворенной. Во второй половине разыгрался оркестр «Новой оперы». Тоже, очевидно, недостаточно репетировал. Но несмотря на ряд недочетов, все исполнители ближе к финалу увлекли публику настоящей волной красоты и выразительности. Она расходилась в надежде на окончание фестиваля концертным исполнением оперы Верди «Эрнани». Но не случилось - произошла отмена. А жаль… Давно эта опера не звучала в Москве.

Елизавета ДЮКИНА

03/08/2018 - 11:19   Classic   Концерты
Премьера оперы «Богема» Джакомо Пуччини была представлена на сцене Большого театра как заключительный аккорд завершающегося 242 сезона.

В молодую постановочную команду вошли представители мировой театральной элиты. Так, режиссёр Жан-Роман Весперини рассказал, что он вдохновлялся фильмом База Лурмана «Мулен Руж», его эстетикой, своеобразным «сплавом» стиля ХIХ века и современной актёрской игры. Этот приём режиссёр заимствовал и применил его в «Богеме». Так, режиссёр Весперини откровенно признаётся, что не стремился создать что-то новое. У него костюмы в духе конца ХIХ века немного доработаны в современной манере. С декорациями - то же самое: это стилизация, но узнаваемая, говорит режиссёр и добавляет, что это вселенная мечты, преображённая вдохновением.

Позвольте, но вот тут уже нельзя не вмешаться. Если не ставить задачу создать что-то новое, работая на сцене Большого театра, тогда зачем браться? Какова цель такого художественного высказывания? Действительно, для зрителя в этой постановке оперы «Богема» не заложено ничего нового. Всё то же самое было в недавней сценической версии этой оперы и на той же самой сцене. Впечатления от двух постановок сливаются, не дополняя друг друга, а нагромождая, увеличивая вал серой, унылой массы.

Коллен — Дэвид Ли. Шонар — Николай Казанский. Рудольф — Раме Лахай. Марсель — Андрей Жилиховский
Коллен — Дэвид Ли. Шонар — Николай Казанский. Рудольф — Раме Лахай. Марсель — Андрей Жилиховский.

Сценография представленной постановки (автор Бруно де Лавенер) также следовала основному направлению мысли режиссёра: ничего нового. Те вертикальные конструкции уже были и в спектаклях Большого театра, и в зарубежных постановках. Достаточно известный, вернее, избитый сценографический приём.

И вот на сцене шаткие лестницы, круто-вертикальные, стремящиеся вверх, закопчённые, как и положено для чердачного помещения. Секции, в которых герои проживают свои сценические жизни, с двух сторон ограничены чёрными панелями. Таким образом, сценическое пространство значительно сокращено. В этих богемных хоромах и обитают герои, молодые люди. В компании - поэт Рудольф – Раме Лахай; художник Марсель – Андрей Жилиховский; музыкант Шонар – Николай Кзанский; философ Коллин – Дэвид Ли. Появляется и героиня, смертельно больная бедная девушка Мими – Динара Алиева. Более благополучная жизнь представлена партией Мюзетты в исполнении Ольги Селиверстовой.

Бенуа — Валерий Гильманов. Марсель — Андрей Жилиховский.
Бенуа — Валерий Гильманов. Марсель — Андрей Жилиховский.

Красочно, весело представлен предрождественский Париж. Народ поглощён предчувствием приближающихся торжеств. Праздник объединил всех. И наша молодая компания слилась с веселящейся толпой. Праздники закончились и все вернулись к своим будничным заботам, которые никуда не ушли. Мими лучше не становится. Её возлюбленный, поэт Рудольф, рассуждая практически, как истинный француз, понимает, что не сможет помочь Мими. Он уговаривает свою любимую девушку обратиться к мысли о другом, более благополучном человеке, который возьмёт заботы о ней на себя. Практически Рудольф отказывается от своей возлюбленной, уж будем откровенны.

Неминуемый конец Мими объединил всех, кто был рядом с нею, дал каждому возможность проявить себя, хотя бы скромным движением в направлении помощи, сочувствия бедной девушке.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Опера остаётся территорией пения. Звучит музыка, и артист должен воспроизвести то, что задумал композитор, Написал же Дж. Пуччини музыку прекрасную, которая и после спектакля продолжает звучать в душе человека и остаётся с ним надолго, а может, и навсегда. Эта задача выполнена оркестром Большого театра под управлением приглашённого дирижёра Эвана Роджистера.

В спектакле так много приглашённых участников, что невольно возникает вопрос: а зачем? Разве своих дирижёров, певцов, художников, режиссёров нет? Вот и партия Рудольфа в исполнении приглашённого тенора Раме Лахайя ставит всё тот же вопрос: зачем, какое исполнительское откровение можно было ожидать от певца в этой партии? Да никакое! Можно привести целый список солистов Большого театра, которые уже прекрасно проявили себя в этой партии. Вопрос требует ответа, затраты – обоснования.

Сложившаяся ситуация позволила исполнителям партий Марселя (Андрей Жилиховский), Шонара (Николай Казанский), Домохозяина Бенуа (Валерий Гильманов), Парпиньоля (Марат Гали) продемонстрировать ярко своё артистическое и вокальное мастерство, умение взаимодействовать с партнёрами в ансамбле. Это сотворчество выглядело более органично, чем с приглашёнными участниками постановки.

Мюзетта — Ольга Селиверстова
Мюзетта — Ольга Селиверстова

Очень ярко была исполнена партия Мюзетты – Ольга Селиверстова. Вокальное искусство певицы достигло той стадии развития, которое позволяет ей петь любой репертуар по её выбору. Такой уровень, разумеется, предполагает незаурядные возможности певицы как драматической актрисы, что и было продемонстрировано ею в этой партии.

Рудольф — Раме Лахай. Мими — Динара Алиева
Рудольф — Раме Лахай. Мими — Динара Алиева

Центральная партия Мими была представлена в спектакле сопрано Динарой Алиевой. Во всех положениях оперы Мими – Динара Алиева доставила зрителям огромное удовольствие своим исполнением. Голос певицы просто завораживал своим звучанием, необыкновенной красотой тембра, безукоризненной вокальной техникой, наполненностью, объёмом. Что и говорить, певица затмила всех, отодвинув на второй план, а некоторых и вообще рядом с ней не было слышно.

Весь облик певицы никак не вязался с образом бедной, больной девушки. Перед нами была царица, звезда! Вот и желаем мы увидеть блистательную Динару Алиеву в новой партии, соответствующей её богатому вокальному дарованию и царственному облику.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Дамир ЮСУПОВ / Большой театр

06/05/2014 - 15:35   Classic   Концерты
Динара Алиева дала сольный концерт «Жить мечтой» в Большом зале консерватории.

Впервые внимание широких меломанских кругов Динара Алиева привлекла в 2007-м, когда стала лауреатом конкурса Елены Образцовой. Два года спустя состоялся её дебют в Большом театре, в труппу которого она вскоре и вошла на правах штатной солистки. С тех пор Алиева стала заметным явлением на вокальном небосклоне столицы, исполнив на сцене Большого пять ведущих партий и поучаствовав в премьере «Летучей мыши» Василия Бархатова, а кроме того погастролировав по многим оперным сценам Европы и пост-СССР: из этих вояжей самый заманчивый её дебют – это моцартовская Донна Эльвира в Венской Штаатсопер.

Но Алиева не забывает и концертную деятельность: молодая солистка ГАБТа уже не раз решалась на большие сольные рециталы в главных филармонических залах столицы. Первый из таких концертов состоялся ещё в декабре 2010 года в Зале Чайковского, и с тех пор с разными программами Алиева появлялась регулярно. На днях она вновь пела сольно: на сей раз в Большом зале консерватории и выбранная программа концерта под названием «Жить мечтой» гораздо больше подошла как вокальным возможностям певицы, так и её темпераменту, чем всё то, что было презентовано столичной публике ранее.

Динара Алиева
Динара Алиева

Репертуарные рамки лирико-драматического сопрано – а именно к этому типу голосов относится инструмент Алиевой, пусть и с заметной лирической доминантой – поистине необъятен, и певицам этого амплуа хочется петь всё и сразу. Не избежала этого искушения и Алиева, нередко в прежних концертах допуская репертуарные промахи, берясь за пласты оперной музыки, которые ей не подвластны – по крайней мере, пока. Что, конечно, простительно молодости. Но главная черта умного вокалиста – это способность учиться на собственных ошибках, делать правильные выводы. И, безусловно, это про Алиеву: в подборке программы концерта в БЗК не было сделано уже ни одного неверного хода – при этом претензии артистки на некую универсальность дарования остались, и они не выглядят необоснованными.

Первое отделение певица посвятила нежным лирическим героиням преимущественно французского репертуара: единственная итальянка – Адриенна Лекуврёр из одноимённой оперы Чилеа – литературными корнями тоже из Франции. Она, как и Луиза Шарпантье, как и Манон Массне почти идеально легли на голос певицы, которому показаны полутона и светотени, пастельные краски, где его природная красота и замечательная техническая выделка подаются во всём блеске, лишённые необходимости бороться с оркестровыми децибелами более драматически затратного репертуара. И даже позиционно неудачные пару верхушек в Гавоте Манон и глуховатые нижние ноты в арии той же героини «Adieu, notre petite table» погоды не сделали и общего позитивного впечатления не испортили: эмоциональный строй арий был схвачен и передан верно, а удач, в том числе и на коронных верхах, было куда больше.

Во втором отделении певица повеселилась вволю: сарсуэла, оперетта, мюзикл были поданы ярко, темпераментно, качественным вокалом и одновременно с пониманием жанровых и стилистических особенностей исполняемой вовсе неоперной музыки. Наибольшее впечатление оставила «убойная» выходная ария Сильвы из «Княгини чардаша» Кальмана, спетая смело и выразительно, а также органичное перевоплощение Алиевой в эдакую Карменситу – две арии из сарсуэл («Девушка из Марчены» Торробы и «Еврейский мальчик» Луны) неоспоримо свидетельствовали, что подобный репертуар артистке очень к лицу и по голосу. Впрочем, и мюзикл ей по плечу – знаменитое «Я танцевать хочу» из «Моей прекрасной леди» Лоу, спетое игриво и непринуждённо, слушалось столь же естественно, как и слегка надрывное бисовое «Summertime» Гершвина. Помимо него среди бонусов публике оказалось и попурри из русских романсов от Дины Дурбин («Эй, ямщик», «Калитка», «Две гитары»), спетые именно так, как они звучат в культовой киноленте 1940-х «Сестра его дворецкого».

Российский национальный оркестр и маэстро Константин Орбелян оказались чуткими партнёрами вокалистки, а такие их самостоятельные задорные номера как увертюра к «Орфею в аду» Оффенбаха, испанский танец из оперы «Жизнь коротка» де Фальи, мамбо из «Вестсайдской истории» Бернстайна или вальс «Весенние голоса» Штрауса добавили вечеру праздничного колорита.

Александр МАТУСЕВИЧ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Вадим ШУЛЬЦ

18/04/2014 - 00:24   Classic   Анонсы
Солистка Большого театра Динара Алиева (сопрано) представит 21 апреля в БЗК новую сольную программу «Living a dream» («Жить мечтой»).

В программе: ария Адрианы из оперы «Адриана Лекуврер» Ф.Чилеа, ария Манон «Adieu» и Гавот из оперы «Манон» Ж. Массне, ария Луизы «Depius le jour» из оперы «Луиза» Г. Шарпантье, песенка Ганны «Vilija» из оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара, ария Джудитты «Meine Lippen» из оперетты «Джудитта» Ф.Легара, песенка Ганны «Vilija» из оперетты «Веселая вдова», сарсуэла - F.M. Torroba «Petenera» («La Marchenera»), сарсуэла - P. Luna «De Espana Vengo» («El Nino Judio»), «I know why and so do you» Г. Миллера.

В концерте принимают участие Российский национальный оркестр (художественный руководитель М. Плетнев), хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель – народный артист РФ, заслуженный деятель искусств России, профессор Лев Конторович). За дирижерским пультом – Константин Орбелян.

ALT
Динара Алиева

Это третий большой сольный концерт певицы в нынешнем сезоне на лучшей академической сцене столицы. В ноябре артистка спела вердиевскую программу, в январе – вечер романсов Чайковского и Рахманинова. Предстоящий концерт посвящён классическому мэйнстриму. В программе - популярные арии из опер Гюстава Шарпантье, Жюля Массне, Франческо Чилеа, оперетт Франца Легара, Имре Кальмана и джазовые композиции Глена Миллера. Слушатели смогут насладиться музыкой романтических опер, окунуться в праздничную стихию оперетты, ощутить динамичный драйв джаза. В программу концерта певица впервые включила джазовые композиции, хотя «на бис» она часто исполняет музыку Джорджа Гершвина, Глена Миллера, Каунта Бэйси.

Динара Алиева: «Я в первую очередь оперная певица. C детства мечтала стать певицей и особенно – петь на сцене почитаемого мною Большого театра. И эта мечта сбылась! А сегодня моя мечта помогает мне завоевать и крупнейшие оперные сцены мира. Программа же предстоящего концерта – это просто мечта! Она состоит из арий, причисляемых к «популярной классике», этакая антология самых знакомых и любимых слушателями вещей. Можно в завершении сезона и эмоционально разрядиться вместе со слушателями».

В марте 2014 года Динара Алиева исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» на сцене Венской государственной оперы в ансамбле с Роландо Виллазоном (Ленский) и Мариусом Квеченем (Онегин), на сцене Большого театра в роли Виолетты в «Травиате» Верди Д.Алиеву можно увидеть 2 и 4 мая, в конце мая - начале июня 2014 года Динара выступит в роли Эльвиры в «Дон-Жуане» Моцарта в Немецкой опере в Берлине.

Динара Алиева – солистка Большого театра, приглашенная солистка Венской Штаатсоперы, Немецкой национальной оперы и Латвийской национальной оперы. На сцене Большого театра певица дебютировала в 2009 году в партии Лю («Турандот» Дж. Пуччини). С 2010 года - солистка Большого театра. Сегодня певица является еще и приглашенной солисткой Венской Штаатсоперы (Wiener Staatsoper), Немецкой национальной оперы (Deutsche Oper Berlin) и Латвийской национальной оперы.

В биографии певицы - партии в постановках Михайловского театра в Санкт-Петербурге (Виолетта, «Травиата» Дж. Верди), Бакинского театра оперы и балета (Леонора, «Трубадур» Дж. Верди, Виолетта, «Травиата» Дж. Верди, Мими, «Богема» Дж. Пуччини), Штутгартской оперы (Микаэла, «Кармен» Ж.Бизе), в Государственном театре Клагенфурта (Австрия (Леонора, «Трубадур» Дж. Верди, режиссер Андрейс Жагарс). На сцену Латвийской национальной оперы Динара выходила в роли Донны Эльвиры («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского). В 2011 г. исполнила партию Донны Эльвиры («Дон Жуан» В.А. Моцарта) в Венской государственной опере, в октябре 2011 г. дебютировала в Опере Франкфурта в партии Виолетты («Травиата» Дж. Верди). В мае-июне 2013 г. исполнила партию Джульетты («Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха) в Баварской государственной опере. В декабре 2013 года Динара была приглашена принять участие в премьере оперы Верди «Богема» (в роли Мими) в Театре Верди г. Салерно.

Динара Алиева принимала участие в концертном исполнении оперы «Травиата» Дж. Верди (партия Виолетты) в Большом концертном зале в Салониках (Thessaloniki Concert Hall), посвященном 30-летию со дня смерти Марии Каллас, в юбилейных гала-концертах Елены Образцовой в Большом театре (2008 г. и 2013 г.) и в Михайловском театре в Санкт-Петербурге (2009 г.), юбилейном концерте Владимира Минина (2013).

Динара Алиева ведет активную гастрольную деятельность, сотрудничая с ведущими российскими дирижерами и симфоническими оркестрами, среди которых Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.Чайковского, Владимир Спиваков, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России, выступала с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова как со специальными программами, так и в рамках фестивалей «Рождественские встречи» и «Площадь искусств», а в 2007 г. гастролировала с этим оркестром в Италии. Певице посчастливилось выступать с известными дирижерами - Джулианом Кареллой, Даниэлем Орэном, Джузеппе Саббатини, Фабио Мастранжело и другими.

Певица гастролировала в США и в разных странах Европы, принимала участие в гала-концерте фестиваля «Крещендо» в парижском зале «Гаво» (2007 г.), в концерте фестиваля «Музыкальный олимп» в нью-йоркском Карнеги-холл (2008 г.), выступала на фестивале «Русские сезоны» в Опере Монте-Карло (дирижер Дмитрий Юровский, 2009 г.). В год 200-летнего юбилея Джузеппе Верди Динара с вердиевскими программами выступила в Праге с Чешским филармоническим оркестром (дирижер Н. Рота) в знаменитом концертном Зале им Сметаны, на юбилейном 25-м фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре и дала сольный концерт «Гала - Верди» в Москве в БЗК.

В начале сезона певица выпустила диск с записью русской классики, в перспективе – совместная запись с Чешским национальным симфоническим оркестром

Быстрый поиск:
08/02/2014 - 11:27   Classic   Концерты
Весь прошлый 2013 год, год 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди, – его «Реквием» исполнялся в Москве неоднократно разным хорами, оркестрами и дирижёрами с разной степенью успеха.

2 февраля 2014 года в Большом зале консерватории он прозвучал ещё и в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения», Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Спиваков) и солистов – сопрано Динары Алиевой, меццо-сопрано Агунды Кулаевой, тенора Георгия Васильева и баса Евгения Ставинского. Дирижировал исполнением художественный руководитель и главный дирижёр «Мастеров хорового пения» профессор Лев Конторович.

Это исполнение, безусловно, можно отнести не просто к удачным, а к очень удачным.

При том, что в Москве ещё немало меломанов, которые, как и я, слышали этот «Реквием» в сентябре 1964 года во время гастролей театра Ла Скала на сцене Большого театра с Гербертом фон Караяном за пультом и великими солистами – Леонтиной Прайс, Фьоренцой Коссото, Карло Бергонци и Николаем Гяуровым. Я тогда попал на дневную публичную генеральную репетицию. А стены и сцена Большого зала консерватории помнят, как не в таком уже, кажется, и далёком июне 1974 года, во вторые гастроли Ла Скала, этот «Реквием» здесь исполняли тот же хор и оркестр. За пультом стоял Клаудио Аббадо (пусть земля ему будет пухом!), а справа — солисты (и какие!): Катя Риччарелли, опять Фьоренца Коссото (пела только на дневной публичной репетиции, а кто пел в концерте – не помню), Лючано Паваротти и бессменный Николай Гяуров…

Концерт состоялся в рамках юбилейного фестиваля, посвящённого 85-летию хора. «Мастера хорового пения» в этот раз полностью подтвердили своё (не лишённое претенциозности) сегодняшнее имя.

Хор показал себя со всех лучших сторон. Тут и великолепная ровность голосоведения, чистота интонации, безупречное соотношение групп при разных динамических градациях: от тончайшего шелеста пианиссимо в самом начале до громового фортиссимо в Dies irae. Причём форте ни разу не прозвучало грубо, а было мягкое, как бы округлое.

Нельзя особо не отметить ещё одно очень важное (и сегодня, увы, уникальное) качество «Мастеров хорового пения» – это хорошая дикция, причём на разных языках. 28 января в рамках того же фестиваля хор в Зале им. Чайковского блистательно, с такой же прекрасной дикцией, на церковно-славянском языке исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Вспоминается восторженная оценка дикции «Мастеров хорового пения» Хельмутом Риллингом при исполнении под его управлением «Страстей по Иоанну» И.-С. Баха в начале марта 2011 года не просто на немецком, а на старонемецком языке. Значит, действительно мастера!

Прекрасно исполнили свои партии Динара Алиева и Агунда Кулаева. Обе они всё время оставались в рамках стиля этого Реквиема – с одной стороны далеко не сакрального характера, но с другой стороны и не светского, не оперного. Им удалось успешно пройти по границе этих двух подходов к «Реквиему» Верди.

Неплохо исполнил свою партию Евгений Ставинский, заменивший заявленного Аскара Абдразакова (его вызвал в Мариинку В. Гергиев). Наименьшие похвалы заслужил тенор Георгий Васильев – не то что бы он плохо пел, просто партия у него прозвучала слишком по-оперному, выпадая из стиля и ансамблей.

Национальный филармонический оркестр России был весьма хорош. В первую очередь следует отметить отличное звучание медных духовых, особенно труб. Меня не покидало ощущение, что оркестранты играли в этот вечер с особым подъёмом и отдачей.

Лев Конторович прекрасно продирижировал концертом. Несмотря на то, что он дирижёр хоровой, а там мануальная техника заметно отличается от симфонической, Конторович сумел как-то синтезировать обе техники, в результате чего достиг полного взаимопонимания и с хором, и с оркестром, и с солистами. Замечательная атмосфера этого концерта – его заслуга.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

СПРАВКА

Динара Алиева, сопрано, родилась в Баку (Азербайджан). Музыкальную школу окончила по классу фортепиано. В 1998 году поступила в Бакинскую академию музыки, которую окончила в 2004 году. Карьера певицы начиналась в Бакинском театре оперы и балета, где Динара Алиева была солисткой с 2002 по 2005 гг. и исполняла ведущие партии в ряде спектаклей, среди которых Леонора («Трубадур» Верди), Мими («Богема» Пуччини), Виолетта («Травиата» Верди), Недда («Паяцы» Леонкавалло).

Её оперный репертуар включает главные партии для сопрано в операх западно-европейских и русских композиторов классико-романтической эпохи, постмодернизма и XX столетия, среди которых оперы Верди, Пуччини, Чайковского, Моцарта, Шарпантье, Гуно, Бизе, Римского-Корсакова, Леонкавалло.

Камерный репертуар певицы охватывает разнообразные произведения, среди которых вокальные миниатюры и циклы русских и западноевропейских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Шумана, Шуберта, Брамса, Вольфа, Вила-Лобоса, Форе, а также арии из опер и песни Гершвина, сочинения современных азербайджанских авторов.

Певица исполняла главные партии в постановках Михайловского театра в Санкт-Петербурге, Бакинского оперного театра, Штутгартского оперного театра. В марте 2010 г. в Большом театре состоялась премьера оперетты И. Штрауса "Летучая мышь" в которой Динара Алиева исполнила главную партию Розалинды.

Динара Алиева – солистка Большого театра России, где она дебютировала в 2009-м году в партии Лю в «Турандот» Пуччини.

В настоящее время является приглашённой солисткой Венской Штаатсопер и Латвийской национальной оперы.

Певица осуществляет активную концертную деятельность и выступает на сценах ведущих оперных театров и концертных залов в России и за рубежом. Сольные концерты певицы проходили на лучших академических сценах Москвы: в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Камерном и Светлановском залах Московского международного Дома музыки.

Гастроли Динары Алиевой с успехом проходили в разных странах Европы и в США. Среди зарубежных выступлений певицы участие в гала-концерте фестиваля «Крещендо» в парижском зале «Гаво» (2007 г.), в концерте фестиваля «Музыкальный олимп» в нью-йоркском «Карнеги-холл» (2008 г.). Высокой оценки критиков и публики было удостоено выступление Динары Алиевой с дирижёром Дмитрием Юровским на фестивале «Русские сезоны» в оперном театре Монте-Карло (2009 г.).

Агунда Кулаева, меццо-сопрано, окончила Ростовскую консерваторию им. С. В. Рахманинова по специальности «Дирижёр хора» (2000), «Сольное пение» (2005, класс преп. М. Н. Худовертовой), до 2005 года училась в Центре оперного пения под руководством Г. П. Вишневской. Участвовала в постановке опер «Фауст» Ш. Гуно (Зибель), «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова (Любаша), «Риголетто» Дж. Верди (Маддалена) и в концертах Центра оперного пения.

В репертуаре певицы партии: Марины Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Графини, Полины и Гувернантки («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Любаши и Дуняши («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Жени Комельковой («Зори здесь тихие» К. Молчанова), Арзаче («Семирамида» Дж. Россини), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса); партия меццо-сопрано в Реквие­ме Дж. Верди.

В 2005 году Агунда Кулаева дебютировала в Большом театре в партии Сони («Война и мир» С.С. Прокофьева, дирижёр А.А. Ведерников). Является приглашённой солисткой Новосибирского театра оперы и балета, где участвует в спектаклях «Князь Игорь» (Кончаковна), «Кармен» (Кармен), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина), «Царская невеста» (Любаша). Участвовала в концертных программах и оперных спектаклях во многих городах России и за рубежом, а также в концертных программах в Берлине, Париже, Петербурге, посвященных 60-летию окончания Второй мировой войны.

На фестивале «Варненское лето» — 2012 спела партию Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и Эболи в опере «Дон Карлос» Дж. Верди. В том же году исполнила партию Амнерис («Аида» Дж. Верди) в Болгарском национальном театре оперы и балета. 2013 год ознаменовался исполнением Stabat Mater А. Дворжака с Большим симфоническим оркестром п/у В. Федосее­ва, исполнением кантаты «По прочтении псалма» С. И. Танеева с академическим камерным хором п/у В. Минина и Российским национальным оркестром п/у М. Плетнёва; участием в V Международном фестивале им. М. П. Мусоргского (Тверь), IV Международном фестивале «Парад звёзд в оперном» (Красноярск).

С 2005 года в театре «Новая Опера».

Георгий Васильев, тенор, окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (факультет хорового дирижирования), параллельно обучаясь на вокальном факультете, и в аспирантуре при Академии (класс профессора Д. Ю. Вдовина, 2002).

Выступает на площадках Москвы как солист, дирижёр хора, руководитель и певец вокального ансамбля. В качестве хормейстера сотрудничает со студией Мосфильм.

В театре Новая Опера работает с ноября 2009 года, дебютировав в партии Измаила («Набукко» Дж. Верди).

В марте 2012 состоялся международный дебют певца в партии Эдгардо («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти) в Опере Палм-Бич (США). В США также исполнил партию Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини, Лирическая опера Балтимора, 2012), Альфреда («Травиата» Дж. Верди, Опера Палм-Бич, 2013). Европейский дебют Георгия Васильева состоялся в декабре 2012 в Немецкой опере (Берлин) также в партии Эдгардо. В оперных театрах Меца и Нанси (Франция) певец исполнил партию Водемона («Иоланта» П. И. Чайковского, 2013). В этом же году дебютировал в Оперном театре Лилля (Франция) в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, а также участвовал в спектакле «Травиата» в Немецкой опере.

Георгий Васильев выступал в концертах и фестивалях с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель В. Спиваков) в Нанси (Франция), Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, Владивостоке и других городах России. Исполнил партию тенора в Te Deum А. Брукнера (Москва) и «Колоколах» С. В. Рахманинова (Сан-Себастьян) с Российским национальным оркестром (дирижёр М. Плетнёв), Реквиеме Дж. Верди (Мехико, дирижёр Я. Латам-Кениг), «Вечном Евангелии» и «Отче наш» Л. Яначека (Утрехт, дирижёр Я. Груша), Девятой симфонии Л.В. Бетховена в концерте ЮНЕСКО (Москва, дирижёр А. Петров), а также в российской премьере оратории «Христос» О. Респиги на сцене Новой Оперы (дирижёр А. Гусь).

Евгений Ставинский, бас, в 2003 году окончил Академию хорового искусства им. В. С. Попова. В 2004–2005 г. стажировался в театре Maggio Musicale Fiorentino (Италия), где исполнил партии лорда Сиднея («Путешествие в Реймс» Дж. Россини), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуана («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Суперинтенданта («Альберт Херринг» Б. Бриттена). С 2005 года — дирижёр Дубненского симфонического оркестра.

В театре Новая Опера с 2007 года.

Лев Конторович, дирижёр хора, родился в г. Москве. В 1964 г. окончил Московское государственное хоровое училище им. А. В. Свешникова, в 1969 г. – Московскую консерваторию (класс хорового дирижирования К. Б. Птицы, класс оперно-симфонического дирижирования Л. М. Гинзбурга, класс инструментовки А. Г. Шнитке).

В 1969–1999 гг. преподавал в Московском государственном хоровом училище (с 1991 г. – Академия хорового искусства) им. А. В. Свешникова специальные дисциплины, был дирижёром хора мальчиков. В 1989–1990 гг. принимал участие в создании мужского хора выпускников училища (ныне Мужской хор Академии хорового искусства), получившего две I премии на Международном конкурсе хоров в Карлштайне (Германия).

В 1992–1999 гг. заведовал кафедрой хорового дирижирования и руководил студенческим хором Академии хорового искусства. В разные годы работал также в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (1976–1979, класс хорового дирижирования) и в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (РАТИ ГИТИС) (1989–1990, старший преподаватель вокала). С 1996 г. доцент Московской консерватории, с 1999 г. – профессор кафедры хорового дирижирования, руководитель курсового хора.

Активно работает над подготовкой концертных программ, включающих духовную музыку Д. Бортнянского, М. Березовского, П. Чеснокова, произведения М. Глинки, М. Балакирева, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Свешникова, композиторов-выпускников Московского хорового училища Вл. Агафонникова, А. Бойко, В. Кикты, Р. Щедрина и других. Конторович, участвовал в международных фестивалях музыки И. С. Баха в Германии, Международных фестивалях хоров мальчиков в Грассе (Франция), в Познани (Польша), Европейском фестивале Православной музыки, посвящённой 1000-летию христианства на Руси (Москва, Германия, Франция, Люксембург).

С сентября 1996 г. по июнь 2001 г. художественный руководитель и дирижёр детского хора «Московские соловушки» (Детская школа искусств № 11 г. Москвы). В репертуаре хора русская и зарубежная классическая музыка, русские народные песни. Летом 1997 г. хор «Московские соловушки» с огромным успехом гастролировал в Южно-Африканской Республике. В 1998 г. состоялись гастроли хора в Германию. Значительным событием явилось создание в августе 1997 г. Камерного хора Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке «Духовное возрождение».

Хоровой коллектив активно участвует в ежегодном Международном фестивале современной музыки «Московская осень».

С сентября 1999 г. Конторович является также художественным руководителем вокально-хоровой студии «Волшебство музыки» Российского национального оркестра. Этот детский коллектив постоянно с большим успехом выступает в различных концертных залах г. Москвы, таких как Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, музей им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея. В 2002 г. состоялись успешные гастроли коллектива в Финляндию. Летом 2003 г. хор принимал участие в первом фестивале культур народов Греции и России в г. Александрополисе (Греция). В 2005 г. также состоялись гастроли коллектива в Греции.

В августе 2005 г. Конторович назначен художественным руководителем Академического Большого хора Российского Государственного музыкального телерадиоцентра. В мае 2004 г. Конторовичем были подготовлены и проведены два концерта в рамках технологического форума компании «Danieli». За последние годы Конторовичем подготовлен ряд крупных сочинений, таких как И.-С. Бах «Месса си минор», «Страсти по Иоанну», М. А. Шарпантье «Messe de minuit», А. Вивальди «Глория», В. А. Моцарт «Реквием», «Месса до мажор»; «Vesperae solennes de confessore», Л. ван Бетховен «Торжественная месса», Симфония № 9, Дж. Верди «Реквием» и др.

27/01/2014 - 14:03   Classic   Концерты
Динара Алиева спела в БЗК программу из 19 самых исполняемых романсов русских композиторов.

Динара Алиева довольно быстро воплотила в жизнь пожелание, изложенное в моей рецензии на её сольный концерт 4 мая 2013 года: «Хотелось бы пожелать Динаре Алиевой уделять больше внимание камерному пению – у неё это получается лучше, чем у большинства оперных певцов и певиц». 21 января 2014 года она дала сольный концерт в Большом зале консерватории с программой «Шедевры русской классики», в которую вошли 19 наиболее часто исполняемых романсов Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

Динара Алиева
Динара Алиева

Концерт получился великолепный! Певица в полной мере показала, что стихия камерного музицирования ей не менее близка, чем оперного, и её успешные выступения в этом жанре не случайны, а вполне закономерны. Можно сделать вывод, что в лице Динары Алиевой, кроме оперной певицы, сегодня мы имеем равновеликую ей певицу камерную. В российском исполнительстве это весьма редкое явление.

Исполнение романсов и Чайковского, и Рахманинова – это для любого вокалиста экзамен на наличие вкуса. В них легко переборщить во внешней эмоциональности, к чему подталкивает сама музыка, злоупотребить форте... Динара Алиева этот экзамен сдала на отлично.

Вокал её в этот вечер был безупречно камерным, компактным. Ни одной ноты она не спела в свой полный оперный голос, чем грешит большинство оперных певцов, когда они берутся за камерный репертуар. Динамический диапазон концерта располагался, в основном, между piano и mezzo voce. Верха звучали органично и красиво, нигде не переходя на визг. А низы звучали практически безупречно.

Динара Алиева
А низы звучали практически безупречно

Но самое главное – пение Динары Алиевой было осмысленно. Большинство романсов представляли собой драматические или лирические миниатюры. Это и "Кабы знала я...", который прозвучал как русское lamento, и "Я ли в поле да не травушка была", и некоторые другие. Всё было в рамках хорошего вкуса.

ПРОГРАММА:
Н. А. Римский-Корсаков: «Не ветер, вея с высоты», (ст. А. К. Толстого); «Редеет облаков летучая гряда» (ст. А. С. Пушкина); «Пленившись розой, соловей» (ст. А. В. Кольцова). П. Чайковский: «То было раннею весной» (ст. А. К. Толстого); «Колыбельная песня» (ст. А. Н. Майкова); «Кабы знала я…» (ст. А. К. Толстого); «Забыть так скоро» (ст. А. Н. Апухтина); Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. З. Сурикова); «Кукушка» (ст. А. Плещеева из Геллерта); «День ли царит» (ст. А. Н. Апухтина).
С. Рахманинов: «Здесь хорошо» (ст. Г. Галиной); «Ночью в саду у меня» (ст. А.А. Блока, из А. Исаакяна); Ночь печальна (ст. И. А. Бунина), «Маргаритки» (ст. И. Северянина); «Не пой, красавица, при мне» (ст. А. С. Пушкина); «Ау!» (ст. К. Д. Бальмонта); «Сон» (ст. Ф. Сологуба); «Крысолов» (ст. В. Я. Брюсова); «Весенние воды» (ст. Ф. И. Тютчева).

БИСЫ: А. Дворжак «Песня матери»; Дж. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».
Партия фортепиано – Любовь Венжик

Некоторые романсы были исполнены медленнее, чем обычно принято. (Для исполнителя это дополнительные трудности. Известно, что когда вокалист чувствует какие-то проблемы и трудности, он начинает увеличивать темп.) Так, "Колыбельная песня" Чайковского прозвучала по темпу именно как колыбельная, а не как концертный номер.

На бис певица прекрасно исполнила "Песню матери" А. Дворжака и колыбельную "Summertime" из оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс".

Для Динары Алиевой этот концерт во многом рубежный. Она доказала, что свободно ориентируется в русской камерной музыке, в стихии романса. Следующий шаг – это расширение репертуара за счёт реже исполняемых авторов и романсов.

Было бы интересно послушать её и в кантатно-ораториальном жанре. С её высокой культурой камерного музицирования, пониманием особенностей этого жанра, Д. Алиева хорошо бы вписалась в сотрудничество с такими высокопрофессиональными колективами, как Камерный хор Московской консерватории, Хоровой ансамбль "Intrada". Успешное освоение этого жанра значительно расширило бы возможности певицы, её репертуар – и, как следствие, востребованность и в России, и в мире.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Динара Алиева
Динара Алиева

Динара Алиева
Динара Алиева
14/05/2013 - 14:21   Classic   Концерты
Динара Алиева преподнесла московским любителям вокала замечательный подарок – сольный концерт в Малом зале Московской консерватории.
К сожалению, в Москве мы слышим её не так часто, как хотелось бы, а главное, как она того заслуживает. Состоя в числе солистов Большого театра, она появляется на его сцене весьма редко. А уж на концертных подмостках и того реже.

Надо было приехать в Москву на гастроли Латвийской национальной опере, чтобы мы услышали замечательную Татьяну в «Евгении Онегине», в целом поставленном малоинтересно. Учитывая факт редких появлениях перед столичной публикой, было жаль, что в зале почти отсутствовала музыкальная пресса (многие умчались в Петербург на Пласидо Доминго в «Набукко»).

Правда, редкие выступления в одном и том же городе позволяют наглядно увидеть, в каком направлении Динара Алиева развивается. Она обладает красивым, сильным и полным драматическим сопрано, артистична и без перебора эффектна, свободно держится на сцене. Её вокал естественен и органичен. Если раньше у неё были некоторые проблемы с нижним регистром, то сейчас они почти преодолены. Практически во всех регистрах Д. Алиева поёт свободно, без напряжения.

Динара Алиева выступила в рамках абонемента Московской консерватории «Prima Donna» и полностью оправдала это звание. Сегодня она среди первых оперных звёзд. В этом абонементе должны были петь Елена Образцова и Хибла Герзмава – компания достойная.

Динара Алиева
Динара Алиева

ПРОГРАММА:


П. Чайковский: «То было раннею весной...», ст. А. К. Толстого, соч. 38 № 2; «Кабы знала я...», ст. А. К. Толстого, соч. 47 № 1 «Колыбельная», ст. А. Майкова, соч. 16 № 1; «Я ли в поле да не травушка была...», ст. Н. Сурикова, соч. 47 № 7;
С. Рахманинов: «Не пой, красавица...», ст. А. Пушкина, соч. 4 № 4; «Ночью в саду у меня...», ст. А. Исаакяна; перевод с армянского А. Блока, соч. 38 № 1; «Крысолов», ст. В. Брюсова, соч. 38 № 4; «Сирень», ст. Ек. Бекетовой, соч. 21 № 5; «Весенние воды», ст. Ф. Тютчева, соч. 14 № 11;
К. Караев – Два романса на стихи А. С. Пушкина: «На холмах Грузии»; «Я вас любил»;
Г. Форе – «Пробуждение», ст. Р. Бюссина, соч. 7 № 1;
Дж. Пуччини – Ария Тоски «Vissi d'arte, vissi d'amore» из оперы «Тоска»;
Ж. Массне – Ариозо Манон «Adieu, notre petite table» из оперы «Манон» (2-е действие);
Ф. Чилеа – Выходная ария Адриенны «Ecco, respiro appena...» из оперы «Адриенна Лекуврер»;
Дж. Верди – Мелодия Леоноры «Pace, pace mio Dio» из оперы «Сила судьбы»;
БИСЫ: А. Дворжак – «Мелодия»; Н. Бродски «Be My Love».

Программу концерта певица выстроила логично и точно. В первое отделение она поставила романсы Чайковского и Рахманинова. Такая компоновка органична для голоса, даёт возможность нагружать его постепенно. Это было тем нужнее, что оба отделения шли без пауз для отдыха в виде оркестровых увертюр в случае выступления с оркестром или исполнения концертмейстером чисто фортепианных пьес. При этом если усталость и была, то она не была заметна. Это ли не свидетельство мастерства?!

Певица владеет большим диапазоном динамических красок и оттенков. Даже на форте, где большинство сегодняшних сопрано срываются на фальцет, если не визг, её верха звучат очень благородно. Её форте вообще благородно, а кантилена превосходна.

С французским шармом прозвучал романс «Пробуждение» Габриэля Форе. Но самое ценное, что даже в романсах Рахманинова (хотя в них это сделать проще простого) певица не вышла за пределы хорошего вкуса. Тонко прозвучала «Сирень», и на её фоне ярко, но без излишнего форсирования звука были исполнены «Весенние воды» Рахманинова.

Второе отделение Динара Алиева начала совершенно незапетыми романсами Кара Караева на стихи Пушкина «На холмах Грузии…» и «Я вас любил», прозвучавшими очень свежо, несмотря на неизбежное сравнение с каноническими образцами.

Переход от романсовой части концерта к оперной у Алиевой произошёл легко: всё же стихия оперы ей гораздо ближе, и в ней она чувствует себя очень свободной. Певица заменила в ней сцену Русалки из оперы Дворжака на очень яркую в её исполнении арию Тоски «Vissi d'arte, vissi d'amore» из второго действия. Это один из её коронных номеров.

Драматический талант Динара Алиева продемонстрировала в выходной арии Адриенны «Ecco, respiro appena...» из оперы Чилеа «Адриенна Лекуврер». Она начала её, как и положено в этой опере, с того, что выходя на сцену она декламировала кусок роли, которую она учила в тот момент, причём делала это мастерски и убедительно.

Объявленную часть программы триумфально завершила ария Леоноры «Pace, pace mio Dio» из последней картины оперы Верди «Сила судьбы». Причём спета она была таким свежим голосом и полным дыханием, будто не было перед тем огромной сольной программы. На бис певица с тем же блеском исполнила романс Антонина Дворжака «Мелодия» и «Be my love» Николаса Бродски.

Особо надо сказать о концертмейстере Марине Агафонниковой. Это не просто аккомпанемент, а настоящее сотворчество. Агафонникова бережно вела певицу через все сложности музыкальных текстов. Мне кажется, что в хорошем вкусе Алиевой велика доля труда и таланта Марины Агафонниковой. При этом она владеет прекрасным пианизмом, без которого не стоит браться за аккомпанемент рахманиновским романсам или Чайковскому. Рояль у неё звучал прекрасно, и даже в проигрышах она не позволяла себе выходить за границы общего динамического характера романса. Готовить программу и выступать с таким концертмейстером – это большая и не столь частая удача. Ансамбль Алиевой и Агафонниковой – высшего качества.

Хотелось бы пожелать Динаре Алиевой уделять больше внимание камерному пению – у неё это получается лучше, чем у большинства оперных певцов и певиц.

Тем более стоит помнить, что именно камерный вокал продлевает творческую карьеру певцов, оставляющих оперную сцену. Сегодняшние реалии в мире оперы заставляют заранее задумываться над этим. Современный оперный менеджмент безжалостен – голос эксплуатируется так жестоко, что почти все певцы теряют его гораздо раньше, чем в былые времена. Да и зачем менеджеру беречь голоса – новых претендентов более чем достаточно. Судьба же отработанного материала его волнует мало. О том, что это не просто материал, а живые люди, вспоминать не принято.

«Жестокий век! Жестокие сердца!»