Иван Купала

17/04/2020 - 19:51   Микс   Этно и world-music
Создатель группы «Иван Купала» и менеджер проекта «Отава Ё» Алексей Румянцев обратился с просьбой о помощи.

«Кто умудрился в разгар эпидемии впервые в жизни попасть в больницу (к счастью, не с COVID-19, к несчастью - с другими серьёзным болезнями) - тот я. Казалось бы, это такой недвусмысленный знак, что пора и честь знать, но я всё-таки хочу побороться. Поэтому я впервые в жизни прошу денег, не давая ничего взамен. Я прошу на своё лечение. Простите.

Алексей Румянцев
Алексей Румянцев

Я знаю, что жизнь сейчас многократно усложнилась для всех, поэтому не прошу никаких конкретных сумм, тем более, что сам их не до конца понимаю. Я прошёл несколько обследований, сейчас капельницами и уколами меня приводят в состояние, пригодное для операции. Будет операция (надеюсь, что одна), и период реабилитации. Мне называют условную нижнюю (если всё пойдёт по оптимальному сценарию) планку в 300-400 тысяч, но даже эту сумму я никак не выгребаю. Вы знаете, что у артистов отменилась вся работа на месяцы вперёд, а кроме того, занятие фольклорной музыкой - дело в принципе не денежное. Это, скорее про то, когда ты понимаешь, что делаешь что-то важное для других людей, и это чувство полностью восполняет тебе все возможные издержки профессии. К тому же те, кто сталкивался со мной в «профессиональной жизни», знают, что больше, чем за 20 лет с Иваном Купалой и за последние 7 лет с Отавой Ё, я не попросил ни рубля ни у государства, ни у спонсоров. Так повелось, что мы всегда жили, снимали, записывали, ездили в туры на свои. Но сейчас своих хватает только на подготовительный этап лечения, новых своих нет и в обозримом будущем не предвидится. А выкарабкаться нужно сейчас. Прошу понять правильно - в обычное время я бы нашёл, к кому обратиться, взять денег на лечение, и потом постепенно вернуть долг, но сейчас я вижу, как у моих друзей и знакомых бизнесы вылетают в трубу из-за того, что государство не хочет официально признавать карантинные мероприятия, и обстоятельства форс-мажора не вступают в законную силу. Люди теряют огромные деньги, и я не могу в такое трудное время ставить их перед дополнительными моральными дилеммами. Поэтому так: кто может/хочет/готов и сколько может/хочет/готов, исходя из своих реальных жизненных обстоятельств.

Я потратил на написание этого поста пару долгих ночей (это просто, когда обезболивающие не берут тебя больше, чем на час). И хотя решение я принял твёрдо, я всё равно пишу этот текст с долей стыда, и надеюсь, что вам не будет за меня неловко. В своё оправдание скажу, что если эта история закончится хорошо, я приложу все усилия для того, чтобы сделать ещё что-нибудь достойное в той работе, которой занимаюсь последние 25 лет.

Спасибо, что дочитали. Обнимаю вас!»

Номер моей карты Сбербанка: 5469550057310432.
Получатель: Алексей Лазаревич Р.
Полные банковские реквизиты:
Получатель: РУМЯНЦЕВ АЛЕКСЕЙ ЛАЗАРЕВИЧ
Номер счета: 40817810455865828082
Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044030653
Корр. счет: 30101810500000000653
ИНН: 7707083893
КПП: 784243001
SWIFT-код: SABRRUMM
Яндекс.Деньги: 410016235873737
https://www.paypal.me/AlexeyBelkin (с пометкой «На лечение Румянцева»)

Быстрый поиск:
10/12/2018 - 14:29   Микс   Концерты, Этно и world-music
В клубе Алексея Козлова прошла III Российская премия этнической музыки Russian World Music Awards с участием звезд российской world music.

Награждать лучших этнических музыкантов года вышли Андрей Котов («Сирин»), Сергей Старостин, Инна Желанная, Владимир Потанчок (RADIO_FM, Словакия), Мария Архипова («Аркона»), Марина Гуляева (фестиваль «Купальская сказка»), а в зале были замечены Борис Базуров и множество других музыкантов. Вели церемонию основатель RWMA Наталия Мязина и основатель фестиваля «Вот Этно» Юрий Романов, онлайн-трансляция шла на сайте клуба.

Сергей Старостин награждает коллектив «Под облаками»
Сергей Старостин награждает коллектив «Под облаками»

В отличие от прошлогоднего награждения в зале ЦДХ, атмосфера в уютном джазовом клубе А. Козлова на Маросейке получилась скорее дружеской. Выступления артистов шли сразу на двух сценах на разных этажах паба, и желающие курсировали меж этажами, мирно обмениваясь впечатлениями. Победителей, кроме приза зрительских симпатий, отбирало международное профессиональное жюри. Неудивительно, что фаворитами стали те, кто имеет наибольшой экспортный (гастрольный) потенциал на европейском фолк-рынке. Так что начнем с итогов.

Итоги III Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards 2018

  • Лучший молодежный проект: «Под облаками» (Москва)
  • Лучший новый проект: «Абстрактор» (Воронеж)
  • Лучший аутентичный проект: «Затопленные песни» (Иркутск)
  • Приз зрительских симпатий: «Неизвестный композитор» (Архангельск-Москва)
  • Лучший экспериментальный проект: Khoomei Beat (Тува)
  • Лучший этно-музыкальный журналист: Лев Беляков («Своё Радио»)
  • За вклад в развитие этно-музыки: «Иван Купала»
  • Гран При Российской премии этнической музыки Russian World Music Awards, Лучший этнический проект: Alash Ensemble (Тува)

Инна Желанная награждает «Абстрактор»
Инна Желанная награждает «Абстрактор»

Не все смогли доехать. Например, из-за гастролей не смог приехать главный победитель этой премии, тувинский Alash Ensemble. И приз за него получили Khoomei Beat, обещавшие передать статуэтку в целости и сохранности. Кстати, в этом году статуэтка представляет собой натуральные деревянные поленья с выточенными на них названиями номинаций и логотипом премии, к ней полагается диплом победителя.

Награждение группы «Иван Купала»
Награждение группы «Иван Купала»

Конечно, гордость каждой RWMA – выступления победителей и гостей премии. Высочайший профессионализм, верность этнической культуре и изрядная доля экспериментальности всегда присутствует в наличии. И стоит согласиться со словами основательницы премии Наталии Мязиной (см. ниже), что каждый сет на премии — во многом эталон, демонстрация всего самого лучшего, что есть на российской этно-сцене.

Сергей Старостин
Сергей Старостин

Сергей Старостин с самого начала и задал высочайшую планку, сначала потешкой-скороговоркой «Про козу», затем «Надоела жизнь, надокучила» под гусли и «Глубоко». Затем выступил воронежский экспериментальный проект «Абстрактор» (обладатель премии «Лучший новый проект»), сразу смело взявшись за хорошо знакомую по исполнению мэтра Старостина песню «Макарий». «Абстрактор» - такой по-хорошему фьюжн с роялем, клавишами, гуслями, басом и барабанами. Где-то в основе джаз, но такой еще джаз, - то в духе «Вежливого отказа», то ранних «Звуков Му», то «Аукцыона» - и все весьма максималистично. Музыканты прекрасные, и когда им удается создавать мощный драйв, - публика благожелательно воспринимает даже самые сложные инструментальные конструкции. Особенно стоит отметить композицию «Егорина гора», как бы позаимствованную из репертуара их же проекта «Цёй».

«Абстрактор»
«Абстрактор»

Тувинские профи из Khoomei Beat, победившие в номинации «Лучший экспериментальный проект», сразу взяли быка за рога, показав упругую рокерскую ритм-секцию в сочетании с национальными инструментами и, конечно, горловым пением. Недавно у них вышел первый сольный альбом «Хову черге...», заглавную песню из него они тоже исполнили, а заодно наглядно продемонстрировали публике все три основных стиля горлового пения — хоомей, каргыраа и сыгыт. Это было столь зажигательно, что один музыкант из Khoomei Beat выскочил на свободное место перед сценой, и исполнил весьма экспрессивный танец на радость зрителям.

Khoomei Beat
Khoomei Beat

Завершилась программа главной сцены сетом победителя прошлогодней премии RWMA супер-группы Seven Eight Band. Супер-группы, потому что в ней собраны самые известные музыканты московской этно-сцены: Андрей Танзю, Антон Кончаков, Геннадий Лаврентьев, Дмитрий Игнатов, Олег Маряхин, Пётр Талалай, Дмитрий Симонов, Евгений Лебедев. Имена говорят сами за себя. Ради Российской премии Seven Eight Band, обычно играющий северо-индийский фьюжн, сыграл преимущественно балканскую программу, в которую органично влились авторская Gypsy Liquor и даже менгрельская колыбельная, появившаяся благодаря новой солистке Екатерине Надареишвили (известной по «Акапелла Экспресс»).

Seven Eight Band
Seven Eight Band

А этажом выше выступили Таисия Краснопевцева, победитель в номинации приз зрительских симпатий «Неизвестный композитор» и победитель в номинации «Лучший молодежный проект» - объединение «Под облаками». Ну и нельзя не отметить прекрасный джем-сейшн с участием Khoomei Beat, «Под облаками» и Сергея Старостина — русский распев в соединении с тувинским, ради шутки и без «Хавы Нагилы» не обошлось...

Борис Базуров:

Премия интересная, она такой всегда и была. Порадовали ребята из Иркутска, интересное приближение к аутентике, мощное фолк-моделирование. У всех участников — высокий класс музыкантов, у нас умеют играть world без привязки к каким-либо этническим преференциям. Они осваивают музыку мира, как в свое время белые музыканты осваивали джаз. Можно поздравить организаторов, такие фестивали нужны. Мир сейчас разбегается по своим отдельным комнатам, и именно world music скрепляет общество. Здесь на премии представлен широкий спектр музыкантов из разных регионов России. Хочется верить, что со временем это приведет к прорыву, к новым идеям. Мне есть с чем сравнить, класс музыкантов радикально вырос по сравнению с тем, что было у нас еще 20 лет назад. Всех приглашаю на свой юбилейный концерт 26 мая.

Российская премия этнической музыки Russian World Music Awards продолжает оставаться главной и фактически единственной пока профессиональной премией в области этно-музыки в России. Этот сегмент чрезвычайно пестр и неоднороден, к тому же усилиями властей практически скрыт от массовой публики. Государство ограничивается поддержкой нескольких крупных профессиональных коллективов, практически игнорируя поддержку множества мелких фолк-коллективов в стране. Музыканты не получают помещений под репетиции, покупают инструменты за свой счет, гастролируют на свой страх и риск. А ведь это основа национальной культуры — народная песня и народная музыка. Когда невежественные чиновники поймут важность и ценность сохранения народной культуры — неизвестно, ну а Russian World Music Awards делает свое великое дело, опираясь только на поддержку в этно-сообществе и немногочисленных чутких спонсоров.

Наталия Мязина:

Я считаю, что прошло все потрясающе, сама не ожидала! Я была ведущей на сцене, но волнения не испытывала. Все получилось гармонично, как мне кажется. Публика очень всех нас поддерживала, спасибо ей. Выбор победителей нашим жюри мне кажется очень точным. В этом году проголосовала по большей части только международная часть жюри, из россиян успел проголосовать только один член жюри. Иностранцы хорошо понимают в маркетинге, в том, что нужно европейскому слушателю. Они видят рынок в целом. Мы хотим собрать жюри, которое может помочь музыкантам — пригласить на фестиваль, написать статью и т. д. Если бы у нас была возможность оплатить приезд жюри, многие бы приехали бы на церемонию. Но такой возможности у нас нет.

В прошлом году мы по организации ушли в большой финансовый минус. В этом году такой возможности не было, мы написали около 50 писем с просьбой поддержать премию — в банки, большие корпорации, малые компании в сфере йоги или вегетарианства. Финансово поддержал нас Владимир Коновалов, работающий в «Роснано», он мой друг, мы с ним вместе учились. Поддержали несколько малых компаний, они выделили подарки для музыкантов, ведь они приезжают за свой счет. В этом году мы вышли в ноль. На церемонию мы приглашаем выступать только главные, «эталонные» группы, которые показывают нынешний высокий уровень этно-музыки в России. Показывать группы, к уровню которых должны стремиться другие музыканты.

Будет ли жить премия дальше? После этой церемонии я вся на восторженных эмоциях. Но мне, конечно, надо подумать о будущем премии. Каждый год я жду, что у премии появятся партнеры, спонсоры, заинтересованные лица, которые помогут в ее проведении. Жду золотую рыбку. Но они не появляются, к сожалению. Так что пока вопрос открыт.

Очень хотелось бы, чтобы в 2019 году Russian World Music Awards продолжила работу, и помогла бы отметить труд самых выдающихся этно-музыкантов страны.

Гуру КЕН
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

21/10/2018 - 04:21   Микс   Концерты, Этно и world-music
15-летие питерская фолк-группа «Отава Ё» отпраздновала выходом нового альбома «Любишь ли ты» и большими концертами в Москве и Санкт-Петербурге.

С альбомом, правда, вышла некая закавыка. В делюкс-издании он продавался пока только на этих двух концертах, а заказать в магазинах или стриминг-сервисах его можно будет только с 1 ноября. Логики в этом нет, но так получилось. CD с толстым и очень приятным на ощупь картоном за 700 рублей на концертах расхватывали, как пирожки.

Отава Ё

На московский концерт в большой зал клуба «ТеатрЪ» пришло около 500 человек, что очень неплохо для фолк-группы (а ВИП-балконы и вовсе битком). Вообще-то «Отава Ё» - самая гастролирующая ныне российская фолк-группа по европам, да и в самой России у них масса преданных поклонников. Для детей до 12 лет предусмотрен бесплатный вход, так что на танцполе можно было увидеть пританцовывающих детишек самого разного возраста. И это очень прогрессивно — к русскому распеву они приучаются с самого детства, в отличие от большинства их сверстников.

Отава Ё

В пятый студийный альбом «Любишь ли ты» вошли песни, которые уже хорошо знакомы поклонникам по концертам. Но вот студийные версии могут стать сюрпризом даже для них. Например, поскольку записаны с фитами некоторых известных этно-музыкантов. На презентациях «Отава Ё» попыталась привлечь всех участников записи. В Москве появились мэтр Сергей Старостин, ансамбль «Измайловская слобода», участники «Иван Купала» Алексей Румянцев и Роман Ломов, бузники (да, танец с бревном был!) и еще много кто.

Роман Ломов и «Отава Ё»
Роман Ломов и «Отава Ё»

Неспешно начали с «Камаринской». «Что за песни» начались с психоделического гитарного соло от Алексея Скосырева (вообще показавшего себя тут с самой лучшей стороны). Начало концерта омрачал только дисбаланс ударных. В «Отава Ё» весьма ажурные аранжировки, и барабанщик Денис Никифоров играет стоя, используя почти всегда только бочку и тарелки. С тарелками было что-то не то, их было мало, а когда слышны — слишком громки. Но чуть позже появился и ведущий барабан, да и баланс наладился.


Видеозапись презентации в Санкт-Петербурге

Неизменный концертный хит «На речке, на речке» (той самой, в исполнении Леонова в фильмах Данелия) с неизменным пояснением лидера группы Алексея Белкина о том, как сам Леонов не любил петь эту песню, но «режиссер заставлял». Чистейшее трехголосие. И надо сказать, что умение «Отавы Ё» пользоваться многоголосием буквально завораживает, - поют эффектно и очень чисто. Причем не академически, а именно бытово и чисто. Это ценно.

«Измайловская слобода» и «Отава Ё»
«Измайловская слобода» и «Отава Ё»

«Сельская фолк-дискотека» началась с музыки Георгия Фиртича из мультика «Приключения капитана Врунгеля» и плавно через «Шизгару» перетекло в «Кадриль». Сначала обычную, а потом с ускорением. От курганской бабушки скрипача Дмитрия Шихардина, оказывается, музыканты услышали на гастролях в Кургане ироничную народную песню «Раз прислал мне барин чаю».

На концерте было объявлено, что штатная скрипачка группы Юлия Усова сразу после питерской презентации уходит в декрет (животик у нее уже весьма округлый, девятый месяц все-таки!). Ну, и представили нового басиста Василия Телегина.

Сергей Старостин и «Отава Ё»
Сергей Старостин и «Отава Ё»

Сергей Старостин спел сразу две песни сольно («Перепелка» с изумительным богатством тембров и вокального мастерства, и бабушкину потешку-скороговорку «Потешка про козу»), - звукачу стоило бы убрать реверы на скороговорках, - а затем вместе с группой «Отава Ё» тверской наигрыш «Завидочка». Тут и бузникам место нашлось.

В заглавной 8-минутной песне альбома «Любишь ли ты» (довольно малоизвестной, кстати) на трех четвертях а капелла в нужных местах подмогла.

Феномен успеха «Отавы Ё» в том, что они вовремя сумели распознать потребность широкой аудитории в развлекательной подаче русского распева. Не смурного, а именно что веселого. Смурного-то уйма, а вот потанцевать под веселые русские песни почти не под кого. Была «Иван Купала», да ушла куда-то (но Алексей Румянцев и Роман Ломов помогают группе, за что им низкий поклон). При этом «Отава Ё» умеет сохранять хрупкий баланс между танцевальностью и музыкальностью как таковой. Начинали-то они вовсе как уличная группа. Это востребовано на Западе, и нужно нашей широкой публике, стремящейся к осознанию национальной идентичности. На бытовом уровне это просто — слушать русские песни либо в поп-аранжировках Бабкиной и Кадышевой, либо в поп-шоу Варвары, либо в веселом многоголосии «Отавы Ё». Боле податься некуда. И «Отава Ё» отлично делает свое дело.

«Буза» и «Отава Ё»
«Буза» и «Отава Ё»

Завершался концерт зажигательными хитами «Ой Дуся, ой Маруся», «Сумецкая» (с тем самым бревном и драками), «Лезгинка», «Финская полька» и другими. Алексей Белкин с волынкой в руках еще успевал и коленца выдавать. Это было настоящее шоу.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Отава Ё

Отава Ё
02/07/2018 - 05:31   Микс   Анонсы, Этно и world-music
6 июля в концертном зале Центрального Дома Художника состоится музыкальный фестиваль "Иван Купала", приуроченный к одному из старейших славянских праздников.

Фестиваль "Иван Купала" посвящен одному из древних народных праздников, который славяне и многие другие народы мира отмечали в дни летнего солнцестояния и пика расцвета природы.

Иван Купала

Фестиваль организуется культурным фондом «Вереск» и проходил в самых разных формат — от дневных концертов на берегу Москвы-реки до выездных 3-дневных openair-фестивалей в Калужской области.

В 2018 году фестиваль празднует 10 лет со дня первого проведения и приглашает всех желающих на концертную программу в стенах одной из самых душевных концертных площадок столицы - Центрального Дома Художника, чтобы погрузиться в атмосферу этого волшебного славянского праздника. В программе - выступления любимых фолк-рок групп, мастер-классы по народным танцам, ярмарка, купальские обряды, видео-арт на большом экране.

Расписание

  • 18:30 - 19:00 Сбор публики, мастер-классы по народным танцам
  • 19:00 - 19:20 Туда-Сюда (клуб народного танца)
  • 19:20 - 19:50 Varevo
  • 19:50 - 20:20 Ойме
  • 20:20 - 20:45 Якруна
  • 20:45 - 21:45 Калинов Мост
  • 21:45 - 22:10 Корни Озёр

6 июля, 18:30, ЦДХ

14/09/2015 - 22:51   Микс   Компромат, Этно и world-music
Группа «Иван Купала» дала разъяснение на по поводу использования их хита «Кострома» в рамках предвыборной кампании в Костроме.
"Друзья! Многочисленные вопросы и обращения к нам по поводу видеоролика "костромских активистов" вынуждают нас сделать официальное заявление:

1. Мы не давали разрешение на использование в ролике фонограммы песни "Кострома". Это было сделано без нашего ведома.
2. Ролик, в котором старинная обрядовая песня изгажена бездарными агитационными речевками, вызывает у нас чувство глубокой неприязни.
3. Мы принимаем меры по блокировке этого ролика за незаконное использование нашей фонограммы."

Иван Купала
Иван Купала
Быстрый поиск:
20/07/2015 - 19:11   Рок   Концерты, Этно и world-music
Если бы фестиваля «Путь к себе» не было, его надо было бы выдумать.

Есть обманчивое ощущение, что опен-йэров на тему качественной рок- и фолк-музыки в России много, и даже конкуренция поджимает. Прямо перед началом фестиваля в соцсетях разыгрался бурный спор из-за фразы в интервью основателя «Пути к себе» Максима Яременко о том, что конкурентом своему фестивалю он видит «Дикую мяту». Искры летели во все стороны. Припомнили и количество зрителей, померялись звездность лайн-апа...

На самом деле, практически все фестивали в стране узконишевые. «Нашествие» славно русским роком и танками-самолетами, «Дикая мята» от фолк-рока двинулась в слот «Нашествие для приличных людей», «Пустые холмы» распались на горстку подпольных сейшнов в лесах, «Мото-Малоярославец» обрабатывает вкусы байкеров, «Дикий open-air» культивирует панк с отростками, «Кубана» играет на контрасте радикального рока и эстрады... У каждого своя делянка в лесу, и низкий поклон всем организаторам всех фестивалей за возделывание своих делянок.

«Путь к себе - 2015»
«Путь к себе - 2015»

«Путь к себе» прошел в становящемся все краше и краше арт-парке «Этномир» на границе Московской и Калужской областей. Третий фестиваль — это уже срок. Пластичная некогда лепка образа из «всего этнического» уже сгустилась во вполне конкретные формы - сбора всех профессиональных музыкантов, каким-либо боком имеющих отношение к этнике. Ставка на профессионализм — единственно верная. И она ощущается как никогда. В этом году лайн-ап фестиваля необычайно крепок и силен. В этно-сфере, где профи очень мало, группы распадаются еще до первого кассового концерта, а всякий купивший барабанчик или дудку уже считает себя классным джемистом, - жесткий отсев самодеятельности жизненно необходим.

Ю-Питер
Ю-Питер

Фестиваль шел три дня, с погодой повезло, но основная масса публики приехала на второй день. Потому что выступали хедлайнеры — Вячеслав Бутусов с «Ю-Питером» и «Калинов мост». Бутусов бесстрастно и механистично отработал свою программу, его явно и давно тяготит необходимость давать концерты. В его статусе можно уже все. Но вот какая деталь — теперь Бутусов включает в сет-лист те антивоенные песни «Наутилуса Помпилиуса», которые раньше не то, что не пел часто, - но даже признавался в интервью, что их стыдится! Во всей катавасии на тему «КрымНаш» Бутусов держал публичную паузу. Сегодняшний «Шар цвета хаки» откровенно звучит более резким и жестким высказыванием на тему, чем в те времена, когда он был написан. Отношение к войне, к тем, кто ее разжег и тем, кто ее поддерживает молча или в голос — высказано так, что не понять его не сможет только самый глухой.

Дмитрий Ревякин
Дмитрий Ревякин

А вот Дмитрий Ревякин прибыл в превосходном настроении, радостно оглядел полное людей поле, изумрудную зелень травы и деревьев, вдохнул чистый воздух — и подарил полноценную полуторачасовую программу. В ней причудливо переплелись как старые подзабытые песни «Калинова моста», так и совсем новые, не обошлось и без главных хитов. Особенно душевно прозвучала его кавер-версия Башлачева, «Время колокольчиков» обрело жесткий бит и надрывную рокерскую (а не бардовскую!) исповедальность. Ревякин в отличной вокальной форме, голос звучит чисто и звонко. Вот она, демонстрация здорового образа жизни наглядно...

«Рада и Терновник» не числились в хедлайнерах, однако де-факто стали абсолютным хедлайнером первого дня фестиваля. Мощный стадионный звук, магические мелодии, яркое визуальное решение (я еще не упомянул, что звук и свет на этом фестивале просто превосходны?)... Последние три-четыре года чета Анчевских сотоварищи превратилась в бронебойный фестивальный боевик. Яркие гитарные риффы, безупречная молотильня барабанов, - самим музыкантам откровенно нравятся большие сцены, они делают восхитительное шоу.

Рада и Терновник
Рада и Терновник

В этот первый день на большой сцене (чуть позже о малой) еще играл несколько предсказуемый фьюжн-блюз «Солнечный блюз», удивляла своими бескрайними вокальными возможностями этно-фанк формация Shoo, поражала сочетанием игры на стике и непростыми мелодиями группа Baraka (жаль, что они приехали вполовину усеченным составом), заполняла ночной воздух вибрациями ханга new-age команда Algambra и пыталась подражать Ревякину группа «Возвращение». А где-то вдали метались огни и доносился запах фаер-шоу...

Во второй день на главной сцене компанию Бутусову и «Калинову Мосту» составили менее известные, но весьма маститые коллективы. Рэп-рок «Одноно» прозвучал живо и убедительно, гуру «Пустых холмов» Рома В.П.Р. отколдовал нонконформистский регги отчаянно и более язвительно, чем обычно. Приезд тяжело заболевшей солистки world-трип-хопа Atlantida Project ожидался многими с трепетом — Саша Соколова уже почти не может ходить, но может петь — свои угловатые мантры она озвучивала, сидя на комбике. И завидовала тому, что под Калугой летняя ночь пахнет так одурманивающе ароматно, как не бывает в Питере... Событием стало выступление трио выпускниц Гнесинки FolkBeat RF – семплеру и плейбеку подыгрывал известный перкуссионист Биг, а русский распев в поп-аранжировках звучал необычно деликатно. Завершили день бывшие «Сказы леса», а нынче просто «Сказы» - добавив перчинку панка во всю эту благодать.

Atlantida Project
Atlantida Project

И вот главный нюанс «Пути к себе». Малая сцена. Для любящих изыски и камерность, возможно, самая интересная. Все три дня тут царила, чего уж скрывать, - Ее Величество Музыка. Без лишнего пафоса. Чудо-пианистка Наталья Скворцова представила авангардный проект «Хрустальный =U.U.= Альянс», участники «Терновника» показали струнный арт-рок под смешным названием «Руки слона» (пока под плейбек, но проект только начался). «Яр-Га» нынче дуэт Александра Леонова и Ольги Гайдамак, поэтому от легендарной «Ва-Та-Ги» остались рожки да ножки, плюс сдержанное обаяние сказочника Леонова — жаль, что музыка боле не в приоритетах... Бурятский рок с горловым пением диковинно сыграла группа Shono. Чудесная Мила Кикина разводила руками на малость зрителей (на самом деле убежавших лицезреть Бутусова), и чистым мощным голосом подавала на все поле плясовые и обрядовые русские песни. А неизбежная «Кимбата» зажигала не только на сцене, но и всю ночь в джем-шатре...

Третий и последний день фестиваля искрил уважаемыми и ценимыми именами. Как сказала Инна Желанная, - передайте тем, кто не приехал, как много они упустили. После традиционной индийской музыки от Устада Гульфама Сабри (давшего до этого несколько мастер-классов для всех желающих в специальных шатрах), на главную сцену вышло отменное этно-фьюжн трио Котова-Игнатов-Бурмистров. Дочь того самого Андрея Котова (и он тут был тоже!) поет русские народные песни в авторских переложениях, и Варвара звучит полновесно, драматично в низких тесситурах, легко переходя к полетному звуку на верхах. Индофанский коллектив Samhay Project немного переборщил с медитативностью, зато стоило зазвучать ударной установке — и раскрылось все богатство его инструментовки.

Инна Желанная
Инна Желанная

После грубовато-шансонного выступления Хоронько Оркестра наступил черед Инны Желанной делать чудеса. После долгой паузы с концертами в «Этномир» приехало всего три ее музыканта, но хватило и этого. Желанная преобразилась — без гитаристов теперь это звучит как психоделический денс весьма мощного танцевального заряда (потанцевальнее даже «Ивана Купалы»!), а Гребстель умеет, оказывается, на басу играть хитроумные ритмические конструкции, не уступающие ди-джейским семплам. Впрочем, «Иван Купала» отыгрался на хороводах — его завершающий сет убедительно доказал, что публику «Пути к себе» достаточно только однажды попросить похороводить, и больше просить не надо — радостные и веселые, вне возрастов и признаков растительности на лице, эта аудитория (самое ценное достояние фестиваля!) будет петь и танцевать хоть до утра.

Иван Купала
Иван Купала

Можно было бы рассказывать еще и еще. Про печально-саркастического армянского дудукиста Аргишти, про неожиданно виртуозно выводящего арабские рулады грека Янниса Кофопулоса, про хасидские песни Анны Гоффман, и неожиданно выскочившее между выступлениями групп на приступок трио суровых мужчин (среди которых угадывались участники «Ивана Купалы»), запевшее казачьи песни а капелла... Совсем ничего не получилось рассказать про цигун, выпрямление позвоночника, мастер-классы на каких-угодно-инструментах, джемы, ночные импровизации у исполинской Печи, анти-театре, декупаже, эзотерические картины и хатха-йогу в семь утра...

«Путь к себе» прошел в третий раз, собрал несколько тысяч неслучайных человек, сотню неслучайных музыкантов — и это все было не зря.

Смотрите фоторепортаж про фестиваль «Путь к себе - 2015»

Гуру КЕН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

09/07/2015 - 18:09   Рок   Анонсы, Этно и world-music
17-19 июля в калужском арт-парке «Этномир» пройдет третий ежегодный фестиваль «Путь к себе».

Девиз фестиваля «Живи, твори, мечтай!» выбран не случайно. Ведущая задача фестиваля – предоставить каждому участнику пространство и возможность для самореализации, личного развития, творческого самовыражения и живого общения.

На нескольких музыкальных сценах выступят лучшие исполнители в формате world music. Фолк и фолк-рок, этноэлектроника и ньюэйдж, фьюжн, шаманские, кельтские, скандинавские и славянские мотивы будут сопровождать зрителей в течение трех дней.

Хедлайнерами фестиваля прошлых лет уже были такие звёзды , как Борис Гребенщиков и Ольга Арефьева, Азам Али и группа Niyaz, Мельница и группа Пикник.

Схема фестиваля «Путь к себе»
Схема фестиваля «Путь к себе»

В этом организаторы подготовили подготовили насыщенную музыкальную и яркую шоу-программу. В фестивале примут участие: Вячеслав Бутусов игруппа «Ю-Питер», «Калинов мост», Инна Желанная, Дмитрий Хоронько, Atlantida project, ОдноНо и другие. Посетители фестиваля «Путь к себе» смогут услышать как знакомые хиты, так и новые композиции.

В 2015 году фестиваль раскроет перед своими гостями яркую палитру тренингов и мастер-классов, презентаций и встреч с известными мастерами, занятий на открытом воздухе, тематических дней и вечерних обучающих и досуговых программ. Юных посетителей фестиваля ждут мастер-классы, анимационные герои, сказкотерапия. Маленькие гости фестиваля в возрасте до 10 лет, приезжающие на наш опен-эйр в сопровождении родителей, получают возможность посетить фестиваль «Путь к себе» абсолютно бесплатно.

Инициаторами проведения фестиваля традиционно выступают Международный благотворительный общественный фонд «Диалог культур — единый мир» и Культурно-образовательный туристический центр «Этномир». Организатор – Центр саморазвития и старейший московский магазин восточных сувениров и развивающей литературы «Путь к себе».

В этом году фестиваль пройдет в формате eco-friendly. Среди целей и задач, которые ставят перед собой организаторы - донести до гостей фестиваля идею экологичного образа жизни и бережного отношения к природе. На территории Этномира будут установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Сортировке подвергнутся все отходы с мероприятия. Кафе фестиваля будут использовать биоразлагаемую посуду, а также поддерживать чистоту на своей территории.

Программа фестиваля «Путь к себе 2015»

Пятница:

Большая сцена:
19-00 Солнечный блюз (фьюжн, блюз)
20-00 Shoo (world music, джаз)
21-00 Baraka (джаз-рок)
22-00 Рада и Терновник (дарк фолк)
23-00 Algambra (new age, этно-фьюжн, ханг)
24-00 Возвращение (фолк-рок)

Малая сцена:
19-00 Sarafan (world music)
20-00 Земляничная поляна (арт-рок)
21-00 Хрустальный =U.U= Альянс c Натальей Скворцовой (арт-рок, джаз)
22-00 Андрей Климковский (new age)
23-30 Ворон Кутха (рок)
00-30 Руки слона (арт-рок)

Суббота:

Большая сцена:
13-00 Кавер-бэнд Los Gringos (джаз, самба, рок-н-ролл)
14-00 ОдноНо (рок, world)
15-00 Рома В.П.Р. (реггей)
перерыв
18-00 Длина Дыхания (фолк-рок)
19-00 Atlantida project (рок, электроника)
20-00 Вячеслав Бутусов и Юпитер (рок)
21-00 Калинов Мост (рок)
22-30 FolkBeat RF (фолк, электроника)
23-45 СКАЗЫ (Сказы Леса) (рок, фолк, этно-панк)
00-30 Фаер шоу театр огня «Эра»

Малая сцена:
14-00 дуэт Ольхонские Ворота (И. Богатырева и В. Марков) (варганная музыка)
14-30 ансамбль Улица (фольклор)
15-30 Яр-Га (этно-фьюжн)
16-30 Shono (горловое пение, рок)
17-30 Teufelstanz (кельтский фолк-рок)
18-30 Мила Кикина (фолк-арт-рок)
19-30 Кимбата (афро-бит, рок)
20-30 перерыв
22-00 Ascorbic Acid (джаз-рок)
23-00 Puck&Piper (ирландский фолк-рок)
24-00 Ансамбль Средиземноморской Деконструкции и Алина Ростоцкая (этно-джаз, фьюжн)
01-00 Фаер шоу театр огня и света «Стихия»

Воскресение:

Большая сцена:
12-00 Устад Гульфам Сабри (традиционная музыка Индии)
13-00 трио Котова-Игнатов-Бурмистров (этно-фьюжн)
14-00 Samhey project (world, этно-фьюжн)
перерыв
16-00 Хоронько Оркестр (джаз, кабаре)
17-00 Инна Желанная (рок, фолк, электроника)
18-00 Иван Купала (фолк, электроника)

Малая сцена:
13-00 Владимир Муранов (new age, мантры)
14-00 дуэт Живые ворота (этно-фьюжн)
15-00 Argishty (дудук, этно фьюжн)
16-00 Анна Гоффман и Mazal Bueno Orquesta (world, этно-фьюжн)
16-45 Sofoli (африканские племенные танцы)
17-30 Хамид Реза Даду и ансамбль «Мерхабанан» (иранская и персидская музыка)
18-30 Schellen (средневековая музыка)

«Этномир» находится в 110 км от Москвы. Проехать можно по Киевскому шоссе, либо воспользоваться услугами специальных автобусов «Этномира» от Балабаново или Боровска.

Сайт фестиваля: etnopath.ru

18/10/2011 - 04:08   Микс   Этно и world-music
Если очертить отличие фестиваля «Этносфера» от прочих этно-фестивалей, то критериев будет два: высочайший профессионализм и страсть к импровизации.
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова, и с тех пор проходит 1-2 раза в год, после чего оставляет превосходные видеозаписи, с любовью издаваемые на DVD. «Чтобы можно было показать, что в России есть качественный продукт «с корнями» - качественно задуманный и качественно сыгранный, сведенный, отснятый, смонтированный. Который не стыдно показать и у себя в стране, и за рубежом. Высокопрофессиональный продукт», - формулирует в интервью Сергей Филатов.

Нынешний фестиваль стал двухдневным, и прошел в бард-клубе «Альма-Матер» (бывшем «Джаз-Тауне»). Сколь ни дивись громкости и уважаемости имен, выступающих на «Этносфере», но нынешний звездопад, кажется, превзошел все предыдущие. Один только приезд Аркадия Шилклопера и его совместный сет с гуру российского этно Сергеем Старостиным чего стоит!

День первый

Ведущим первого дня стал лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев. Он, хотя и путался в именах-заслугах артистов и даже в названии фестиваля, сумел передать теплоту отношения к уникальным музыкантам. Щупал диковинные инструменты, вспоминал смешные истории, связанные с выступающими артистами. А начали-то с детей. Детский необыкновенно серьезный хор Сирина и задорный девчоночий ансамбль «Веретенце» проложили путь основательному проекту «Фолк-тайм» из выпускниц РАМ им. Гнесиных с солидной прибавкой из битбоксеров. Густой грув с ритмичными распевками завершился едва ли не молдавскими плясками, которые на поверку оказались песней некрасовских казаков.

Филатов
Фестиваль стартовал в 2003 году усилиями этно-джазового пианиста и культуртрегера Сергея Филатова,

Один из побочных и при этом прекрасных проектов, рожденных «Этносферой», - «Bio – trio» в составе: Сергей Филатов, Сергей Клевенский и Таисия Краснопевцева. Необыкновенно прозрачная музыка, кроёная элегантными фортепианными пассажами, неуемным сопением дудок и прочих духовых и, конечно, чистым серебристым голосом Краснопевцевой. Колыбельная «Спать ложися», энергичная «Ладушка» или солдатская песня «Доля моя» звучат одинаково интеллигентно, без единой лишней ноты, как творения умелого скульптора, отсекающего все лишнее. Даже волынка в пьесе «Лунапарк» звучит не привычно-ирландски, а скорее трубным зовом в ошеломляющей пустоте бытия.

«Этносфера» - это еще и мастер-классы. Сергей Старостин размышлял о предназначении музыканта. «Мне уже много лет, и потому мне не все равно, что петь. С годами я начал задумываться, в чем самая суть народного пения. Не секрет, что многие батюшки, вплоть до высших иерархов, обрушиваются на народную культуру, упрекая ее в изначальном язычестве, до сих пор не изжитом. И наш народ до сих пор не совсем христианский, поклоняясь одновременно одному Богу и многим богам. Какая-то доля правды в этом есть. Есть ли противостояние с заповедями Христовыми? Я начал искать ответ в текстах песен, которые сам пою. И пришел к выводу, что никакого противоречия нет. Свод народных песен – те же заповеди. В народных песнях концентрируется мудрость, которая помогает человеку прожить, выжить, несмотря на самые тяжелые условия существования. По сути, это та же христианская мораль, заповеди…».

Ансамбль «Горница» и Театр Песка Сергея Назарова показали театрально-музыкальную композицию, посвященную вспыхнувшей любви между Стенькой Разиным и полоненной им персиянкой. Технические сложности помешали достойно ее исполнить, но «Горница» не растерялась и… еще раз спела ее, уже безупречно и драматично.

Еще одна звезда мировой музыки «Волга» продолжила фестиваль прошением воды, заговором пьянства и вечно актуальной песней «Жито». Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре.

Волга
Анжела Манукян спела истово, с лирическим надрывом и мощной экспрессией в верхнем регистре

Звездную череду перенял человек-оркестр Борис Базуров. Один только изобретенный им гуслетар, мрачноватый мутант из чепмен-стика и гуслей, создает неповторимый гулкий саунд, а в помощь приходили варган и тамбурин (по нему Базуров отстукивал ногой). Протяжные песни о непростой доле трудового люда в исполнении характерного вокала Базурова показались еще более беспросветными.

Сергей Филатов сыграл лирическую пьесу с этническими мотивами, после чего вместе с вездесущим Клевенским присоединился к коллективу Алексея Сахарова: квинтет девушек в сопровождении скачущего рояля и мирно похрипывающего контрабаса с перкуссией.

И вот выход долгожданных Шилклопера и Старостина. Они сыграли вместе две композиции на альпийском роге и духовых из безбрежного арсенала Старостина, разделенные любимым соло-дивертисментом Шилклопера на валторне. Пожалуй, более интригующим было бы единение валторны с вокалом Старостина. Но и инфернальный альпийский рог исполинских размеров оказался чутким и достойным импровизатором в песнях Старостина.

Шилклопер
И вот выход долгожданного Шилклопера

Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова. Особенно тепло зрители встретили юморной (и крайне технически изощренный) «Блюз на 7/16», приправленный непременной байкой от Измайлова.

День второй

Второй день фестиваля «Этносфера» открыло трио культового гитариста Ивана Смирнова, отчаянно опаздывавшего на поезд в Вологду и, кажется, все-таки на него опоздавшего. И здесь не обошлось без вездесущего Клевенского! Смирнов был в ударе, рассыпал виртуознейшие пассажи, и словно ощущал себя на ромашковом поле, лучась доброй энергией.

Алексея Кортнева сменили в качестве конферансье Сергей Старостин и известный бард Андрей Козловский. Отчаянно балагуря, они представили акустическую ипостась ансамбля Zventa Sventana, с сибирским гусляром Дмитрием Парамоновым. Получилось крепкое трехголосие: спетый дуэт Тины Кузнецовой и Алены Романовой мягко слился с нервным высоким голосом Дмитрия. Песня Белгородской области «Мы пойдем с тобой, Машутка», протяжно-акапелльная «Ой же ты разлука» или плясовая «Дорогая-дорогой» одинаково свежо продемонстрировали современные трактовки народной песни «без рока». Зато не без плясок.

Руководитель «Сирина» Андрей Котов и Сергей Филатов затронули другую, не менее важную, область русской культуры. Духовный стих «Душа моя прегрешная» прозвучал в «этносферовском» формате: возвышенный духовный глас и чуткая фортепианная импровизация.

Бас-гитарист Антон Горбунов – немногий из породы солирующих и импровизирующих (это ключевое для фестиваля понятие) басистов, - сыграл композицию при помощи лупера (в прошлый день им же блистательно пользовался Энвер Измайлов), затем к нему присоединился… нетрудно угадать, Клевенский, и вдвоем они выдохнули, иначе не скажешь, медитативную композицию «Желтая река».

Одна из лучших отечественных этно-поп групп «Ойме» во главе с энергичной моделью-певицей-красавицей Ежевикой немедленно ошеломила задорностью и римтичностью мокшанских и эрзянских (это всё народы Мордовии) песен. Ежевика, потрясая ритуальным посохом с колокольчиками под названием люляма, объяснила, что это символ мужского плодородия, и стоит мужчине постучать им о землю, стоит ждать прибавления в семействе. Многодетный Старостин стучать тут же вежливо отказался. Зато сама Ежевика стучала лялямой весело и грозно, в такт изощренной перкуссии Михаила Соколова. Песни о наступлении весны, о парне, укравшем сердце девушки, о проблемах во взаимоотношениях с «собаками» - свекром и свекровью, призывы «Пойдем с нами, девки, сено воровать!» - все это и в инструментальном исполнении (с щедрой подложкой-плейбеком), и в акапелльном варианте звучат порой как откровение. Столь чистого преломления аутентичной мелодики в современной трактовке еще поискать, а уж для мордовской традиционной культуры – глоток свежего воздуха и по-хорошему экспортный продукт. Завершила «Ойме» скандированием пожелания благополучия «Паст щан готь!» и детской песенкой «Дятел».

И снова на сцене «Bio – trio». Одна из композиций трио навеяна звуком просыпавшихся кофейных зерен. «Это случилось на гастролях, Таисия варила кофе, и услышав звук зерен, Филатов тут же бросился к роялю!» - рассказал Клевенский. И, действительно, фортепианные арпеджио в «Кофе с молоком» очень напоминают этот знакомый звук, сложившийся в мелодию, ставшую стандартом для коллективной импровизации (куда без нее?).

Иван Купала
На основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом

Еще два мастер-класса провели в Малом зале клуба танцевальный коллектив «Туда-сюда» и музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов.

Вскоре на основную сцену фестиваля вышла вся группа «Иван Купала» с безупречным саундом и премьерой песни «Искорка», которая войдет в долгожданный новый альбом группы. Музыканты обещают выпустить его уже нынешней осенью.

Проект «Груня» предстал в этот вечер отнюдь не привычной этно-поп гранью, но скорее акустическим минимализмом. Даже солистка группы то и дело уходила со сцены, уступая место страстным импровизациям гитариста Виталия Кися и Сергея Филатова. Вдвоем они исполнили пьесу «Лес», с которой 13 лет назад началось их плотное сотрудничество, да сам Кись сыграл сольную композицию. Его жена Елена Кись, она же Груня, сосредоточилась на украинских народных песнях. А затем, как это было уже на фестивале 2007 года, подключили к музицированию юного перкуссиониста Виталия Кися-младшего.

Послевкусие

Фестиваль «Этносфера» стал своего рода феноменом. Это и не джазовый фестиваль, хотя в нем очень много джаза. И не фолк-фестиваль, хотя на нем звучит немало народных песен, в том числе в практически аутентичном исполнении. «Этносфера» заняла экологическую нишу русской музыки для подготовленного слушателя. Интеллигентного и думающего. Нынешний фестиваль прошел при поддержке Правительства Москвы, и очень важно, чтобы это уникальное культурное явление продолжило существовать.

Гуру КЕН
Фото - Светлана Мальцева

Еще фото:

Груня
Елена Кись сосредоточилась на украинских народных песнях.

Zventa Sventana
Zventa Sventana

Иван Смирнов
Иван Смирнов

Энвер Измайлов
Завершился первый день фестиваля фактическим «бисом» гитариста Энвера Измайлова

Шилклопер
Дуэт Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина

 Сергей Клевенский
Сергей Клевенский

Иван Купала
Музыкант группы «Иван Купала» Роман Ломов провел мастер-класс