Выступление не позиционировалось как презентация нового альбома Бориса Гребенщикова «Соль», однако в первом отделении группа сыграла практически весь материал оттуда, за исключением «Селфи» и «Stella Maris». Когда в «Пришел пить воду» прозвучали слова «будешь в Москве – остерегайся говорить о святом», в зале зааплодировали. «Губернатора», в котором лидер «Аквариума» немного изменил текст («у нас есть дело, губернатор, с новостью для тела и души»), он представил особо:
- Позавчера мы играли в Санкт-Петербурге, и я понял, что когда я стою на сцене среди всей это аппаратуры, то настолько увлекаюсь музыкой, что мне порою сложно вспомнить, о чем я пою. Это очень опасный момент. Но следующая песня такая, что ее довольно сложно забыть…
В программу из «Соли» БГ вживил пару старых песен – «Аделаида» и «Фикус религиозный». Покончив с новым материалом, он обратился к зрителям:
- Ну, что же, я горжусь, что мы все пережили психодраму! Раньше источником мудрости считались умные книги, а теперь – фейсбук. На днях я там прочитал действительно мудрую мысль: война окончится, если все мы выключим телевизор. Нам [имеют] мозги. Участвовать в этом или нет, решайте сами. Если не хотите участвовать, давайте будем танцевать!
Для этих целей «Аквариум» припас «Из хрустального захолустья» и «Паленый виски и толченый мел». Перед антрактом Гребенщиков произнес витиеватую речь:
- По старинным божественным и человеческим законам, в длинном концерте положен антракт. Я понимаю, что вы не хотите. Но давайте я вам сыграю еще одну песню-напутствие на охоту, чтобы водопой удался.
«Шаманил» БГ при помощи гибрида «Вавилона» и «Аристократа». При этом он активно жестикулировал и импровизировал, меняя «искренне рад» на «истинно рад» и «сенсимилью» на «мед и акриды».
Второе отделение «Аквариум» начал в камерном формате. Неполадки со звуком и озабоченный вид суетящихся по сцене техников только раззадорили Бориса Борисовича:
- Вот так всегда на домашнем концерте! Картина Рембрандта «Саундчек в Колизее».
«Чай» музыканты «Аквариума», как встарь, исполнили при помощи акустической гитары, губной гармошки, баса и перкуссии. Сюрпризы на этом не закончились.
- Пока вы ходили на несуществующий водопой, мы за кулисами дискутировали, устраивали демократическое собрание, чего бы спеть такого, что не ожидаете ни вы, ни мы. Победила дружба!
Естественно, мало кто ожидал услышать «Старика Козлодоева». Исполняя этот раритет, БГ пару раз сбился, но изящно вышел из положения, и песню прерывать не пришлось. Вне запланированной программы прозвучали также «Железнодорожная вода», «Государыня» и «Древнерусская тоска» (в последнюю добавились упоминания о «лизинге» и «Болотной площади»).
Затем концерт вошел в более привычное русло, и «Аквариум» исполнил недавно возвращенные в концертный сет-лист «Ангел дождя», «Дарья, Дарья» и «Джунгли». К «Дарье, Дарье» Гребенщиков присовокупил фрагмент из песни «Сердце – тебе не хочется покоя» - в варианте из альбома «Чубчик», но без второго постмодернистского куплета.
После «Феечки» Гребенщиков развернуто представил своих музыкантов. Новобранцы Пол и Джереми Стейси получили лестную рекомендацию как «самые завидные холостяки Соединенного Королевства». Огромное количество эпитетов снискал перкуссионист Олег Шар, среди которых были «карающий шейкер Аллаха», «архитектор Ростова Великого – подземной его части» и «секс-символ современной камерной музыки». Завершилась основная программа песнями «Стаканы» и «На ход ноги».
На бис «Аквариум» вызывали 15 минут. За это время сцена утонула в клубах дыма, а гитаристы Пол Стейси и Алексей Зубарев вдоволь посоревновались в извлечении из своих инструментов неудобоваримых звуков. В качестве бонуса группа представила «Рок-н-ролл мертв», «День радости» и не игравшуюся много лет «Лебединую сталь».
Комменты