Леонид Серебренников

13/03/2014 - 13:05   Classic   Интервью
Известный певец рассказал, как можно научиться петь актерам, а чего певцам лучше не делать.

Заслуженный артист России, певец Леонид Серебренников, озвучивший более 70 художественных фильмов, и гастролирующий по России и миру, побывал в Воронеже. Перед своим концертом Леонид Федорович пообщался с журналистами.

Леонид Серебренников
Леонид Серебренников

- Вы успешно работаете с проектом «Леонид Серебренников и его леди», в рамках которого поете с актрисами театра и кино. Как возникла идея таких концертов?

- На протяжении многих лет мы встречались на подмостках с Катей Гусевой. Еще когда я вел программу «Романтика романса» на «Культуре», она участвовала в ней. Как раз это было, когда произошли печальные события «Норд-оста», где она играла главную роль. И я ей предложил сотрудничество, чтобы поддержать. И лет 6-7 у нас создавалась программа, которую мы катали по стране и за рубежом. Теперь Катя ушла в сольное плавание.

- А с остальными актрисами как договорились?

- С девочками - Татьяна Абрамова, Валерия Ланская, Анна Большова - мы просто встречались на разных площадках. …С Таней Абрамовой вообще был анекдот. Мне позвонили из Израиля, куда я ездил десятки раз, и администратор мне говорит: «Приезжай с Абрамовой. Я тебе дам ее телефон». И выяснилось, что она еще почти соседка моя, в одном районе живем. А до отъезда оставалось 2,5 недели. У меня с девчонками никогда не было проблем, я мог под любую подстроиться. С Таней - проблема. У нее низкий голос, у меня высокий. Тогда я по-хитрому сделал - одну песню пел в ре миноре, потом переходил в ля минор. То есть я нашел такие вещи, где можно было перескакивать.

А в позапрошлом году мне предложили сделать юбилейный тур по Израилю с какой-нибудь командой. Поговорил с актрисами (с каждой из них я работал), и мы все выехали. Еще Кристина Аглинц, замечательная джазовая певица, она в Америке пишет диск, с нами поехала. До этого была с ней программа «Незабываемое», где мы пели на английском, итальянском, испанском языке мировые хиты Синатры, Селин Дион, Андреа Бочелли. И мы 6 концертов провели с таким блеском! А потом решили этот проект сохранить.

- Получается, что актрисы набираются у вас опыта, а потом могут уйти?

- Мы все люди профессиональные. Я могу сказать о своих ощущениях - когда я с этими актрисами выходил на сцену, я получал такой кайф, который никогда не получал ни с одной певицей. Потому что актриса есть актриса. Даже когда мы что-то не доделали, забыли, она это обыграет. Такая идет хватка, взаимопонимание, что просто получаешь удовольствие. Помню, когда мы с Валерией Ланской пели «Небесных ласточек», я себя поймал на мысли, что я уже не слушаю оркестр и мне не нужен зал. Мы настолько ушли в наш дуэт. И это был момент истины.

- Актеры много стали петь. Дмитрий Певцов, Сергей Безруков приезжали к нам. Хотя они не вокалисты. Как думаете, это честно по отношению к зрителю?

- Актер вправе делать все, что он хочет. А зритель вправе решать - нравится, не нравится. У меня вокальной школы не было, я окончил театральное Щепкинское. Моя вокальная школа - это упражнения, самообразование, причем начиналось оно с очень тяжелых моментов. Я записывал себя на старенький магнитофон «Яуза-5» и слушал. Пытался абстрагироваться - нравится, как поет тот человек. Я пел «импортные» песни, переписывал все русскими буквами. Мне кажется, этим актерам надо бы почаще так же делать.

Потому что вокал – это особая вещь. К примеру, Джо Дассен - одна октава, но его никто не перепел. Валя Толкунова – тоже небольшой диапазон, но ее никто не повторил. Эдита Пьеха, Евгений Мартынов – это были определенные тембры. Певец – это тембр. За тембр и любят. И певец – это штучный товар. Актер может быть косым, кривым, хромоногим, не уметь петь - ему найдется роль, а вот певец обязан иметь голос.

Леонид Серебренников
Леонид Серебренников

- Вас все знают как певца, спевшего почти все песни лучших советских фильмов. Когда сегодня смотрите кино, слышите песни, которые дотягивают до хитов советских фильмов?

- Мне понравились песни Журбина в сериале «Московская сага», песни в сериале «Оттепель», они в стиле 60-х. …Раньше фильмы уходили, а песни из них долго жили. А сейчас нет ни песен, ни фильмов. По сто фильмов в год снимают, а смотреть нечего. Евстигнеева сегодня не увидишь.

- Леонид Федорович, как вы относитесь к современным вокальным шоу, которые заполонили телевидение?

- Может, это с одной стороны, это и хорошо – лучше молодежь пусть это смотрит, чем что-то другое. Но эти шоу обесценили саму профессию вокалиста, внедрив в умы молодежи, что все это очень легко. А проходит полгода, и проект забыли, звезды ушли. Тут же следующие 20 звезд сварганили. Кто-то может благодаря своим мозгам где-то задержаться, но в основном их обманывают. А ребята думают, что это легко, как и в кино сниматься. Или она фотомодель и ей в качестве приза дали главную роль в кино. А Миронов, Раневская, Плятт столько лет учились!

- Как вам работалось с Ларисой Долиной, которая стала победительницей «Универсального артиста»?

- Мы с ней познакомились, когда она еще не была известной. Она пела в сочинском ресторане. Она мне тогда очень понравилась, она исполняла джаз. Я ее привел в оркестр Анатолия Кролла. Потом мы с ней записали «Ах, сударыня, вы верно согласитесь», 6 лет работали у Кролла. Потом наши пути разошлись, сейчас редко видимся. Я же почти не участвую в шоу-концертах, мне это неинтересно.

- В целях популяризации своего творчества не можете наступить на горло собственной песне и пойти в ТВ-шоу?

- Нет. Хорошее имя зарабатываешь годами, а потерять его можно вмиг, спев какую-то халтуру. Не хочу. Мне 66, я более 40 лет на сцене. Тихонечко иду своей дорогой, коридорчиком, и уже многие, кто со мной начинал, ушли. Кто-то стал звездой, а потом и его уже нет. А я иду спокойно.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото автора

15/01/2014 - 23:31   Classic   Концерты
Симфоническая версия знаменитой музыки Геннадия Гладкова к фильму «Обыкновенное чудо» прозвучала в исполнении ГАСО им. Светланова.

Телефильм «Обыкновенное чудо», вышедший в 1978 г. - подлинный шедевр Марка Захарова, созданный им по пьесе Евгения Шварца с музыкой Геннадия Гладкова. С тех пор «Обыкновенное чудо» не сходит с экрана, вот и в нынешние новогодние дни его снова показывали.

Пересматривая фильм, каждый раз открываешь новые нюансы и смыслы. В 2007 г. появился и мюзикл под этим же названием, над которым работали композитор Г. Гладков и автор либретто Юлий Ким. В мюзикл, помимо музыки к фильму, были включены известные песни композитора и написаны новые музыкальные куски. Естественно, всё делалось в рамках русского мюзикла. Авторы попытались перевести гениальную пьесу Евгения Шварца в музыкальный жанр. Первая премьера мюзикла прошла в 2009 в театре «Петербургская оперетта», затем его ставили в театрах России, Белоруссии, Украины. В 2010 он шёл в Москве в Театральном центре на Дубровке, в 2013 — в Белорусском музыкальном театре и Свердловском театре музыкальной комедии. В феврале 2014 его премьера состоится в Одесской музкомедии.

8 января «Обыкновенное чудо» появилось и на симфонической эстраде — в Концертном зале им. Чайковского. Худрук и главный дирижёр ГАСО им. Светланова Владимир Юровский очень любит музыку Гладкова к фильму, и ему захотелось, чтобы она зазвучала в исполнении симфонического оркестра. Человек, мыслящий и ищущий для своего коллектива музыку разных стилей и жанров, он заказал Гладкову версию для симфонического оркестра, что тот и осуществил.

Обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо

Корректно представлял симфоническое «Чудо» режиссёр и ведущий, он же композитор Андрей Семёнов, хотя и без него всем всё было давно понятно. Участвовал в представлении и Камерный хор Московской консерватории п\у Александра Соловьева. Собрали актёрски-певческую гвардию. В неё вошли очень разные люди: актёры, много выступающие в мюзиклах: Игорь Балалаев — Хозяин и Елена Чарквиани — Эмилия, джазовая певица и актриса Театра музыки и драмы Стаса Намина Анна Бутурлина — Хозяйка, актёр театра и кино Игорь Войнаровский — Медведь, солистка Московского хорового ансамбля «Благовест» Лилиана Петрусенко — Принцесса, солисты оперных театров Вячеслав Войнаровский — Король, Валерий Микицкий — Первый министр (оба из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), Павел Черных (Большой театр) — Охотник, артист музыкального театра Александр Маракулин — Министр-администратор.

Отдельно стоит сказать про певца Леонида Серебренникова в роли Эмиля, - именно он пел «Нелепо, смешно, безрассудно, безумно… Волшебно…» в оригинальном фильме Захарова.

Очень хорошо, что ни один из исполнителей не пытался подражать легендарным артистам фильма: Евгению Леонову, Александру Абдулову, Олегу Янковскому, Андрею Миронову, давно покинувшим наш мир, а также замечательным актрисам Евгении Симоновой, Ирине Купченко, Татьяне Васильевой. Сегодняшние исполнители прежде всего ориентировались на музыкальную основу, указания Юровского и Андрея Семёнова.

Что же касается симфонической партитуры, то в первой части композитор перегрузил её медными и духовыми инструментами, получилось слишком громко, даже с какими-то джазовыми акцентами, и, к сожалению, она получилась однообразной в своих модуляциях. Трудно приходилось исполнителям, особенно опытной в мюзиклах Елене Чарквиани. В одном месте она даже начинала расходиться с оркестром, но Юровский вовремя пресёк ее попытки.

Дирижер Владимир Юровский
Дирижер Владимир Юровский

Вторая же часть слушалась совсем по-другому. Гладков, обративших в основном к главным мелодиям фильма, сумел их развить и обогатить новыми красками. Конечно, хотелось, чтобы у всех исполнителей были настоящие певческие голоса, в первую очередь я говорю об Игоре Войнаровском — Медведь, Анне Бутурлиной — Хозяйка и Лилиане Петрусенко — Принцесса, тем более, что вокальный материал для них был. Но все очень старались. Как ни странно такой разношёрстный состав артистов, оказался единой командой, которая вместе с дирижёром Юровским рассказывала о чуде, происшедшем в душе каждого героя. Каждый стремился к индивидуализации своего персонажа. Пожалуй, самой безликой оказалась Анна Бутурлина в роли Хозяйки, а самыми интересными в актёрском и вокальном отношении были Игорь Балалаев — Хозяин и пара бывших влюблённых, расставшихся и вновь встретившихся Елена Чарквиани — Эмилия и Леонид Серебренников — Эмиль. Их дуэт «Ах, сударыня…» был настолько лиричным и выразительным, построенным на полутонах и игривом и в то же время искреннем piano, что зал, затаив дыхание, следил за раскрывающемся перед ним чудом любви и обожания.

Игорь Балалаев был подлинной пружиной действия. Он сумел вместе с оркестром очень органично привести его к финальному разговору Хозяина с Медведем, который и стал яркой кульминацией всего представления. Вообще вся вторая часть «Обыкновенного чуда» была проведена оркестром, ведомым Владимиром Юровским, необыкновенно вдохновенно и лирично, тонко, но не сентиментально, раскрывая все красоты музыки Гладкова.

Все участники «Обыкновенного чуда»
Все участники «Обыкновенного чуда»

Настоящий восторг вызвала финал, который очень украсил Камерный хор Московской консерватории изящным исполнением своей партии. Основная тема произведения Гладкова, впитавшая в себя подтему всепобеждающей любви, помогающей творить чудеса, прозвучала мощно и нежно. А Владимир Юровский казался настоящим волшебником, подарившим всем слушателям Чудо настоящей Любви. Недаром финал в исполнении оркестра, хора и всех солистов прозвучал не раз, по требованию всего зала.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Вера ЖУРАВЛЕВА