МГАСО

02/02/2024 - 03:42   Classic   Новости
Состоялась премьера симфонической поэмы "Genesis" композитора Баруха Берлинера и продюсера Наума Слуцкера, в записи которой принял участие Московский государственный академический симфонический оркестр. За дирижерским пультом - маэстро Михаил Кирхгофф, главный дирижер компании Baruch Berliner’s Genesis International Project.

"Genesis" («Сотворение мира») — семичастная космогония израильского композитора, математика, философа и писателя Баруха Берлинера. В основе масштабного произведения - тексты Ветхого Завета об этапах божественного промысла и мироустройства. Музыка Берлинера отображает центральные события первых глав книги «Бытие».

Произведение Берлинера отображает центральные события первых глав книги «Бытие» и состоит из 7 частей:

  1. Сотворение мира
  2. Адам и Ева
  3. Грехопадение
  4. Каин и Авель
  5. Ной
  6. Потоп
  7. Завет радуги

Genesis
Genesis

Барух Берлинер вырос на венской музыкальной культуре, в юности учился у одного из великих израильских композиторов Эдена Партоша. В 1992 г. Берлинер познакомился с музыкантом Наумом Слуцкером и показал ему наброски мелодий. Так родилась симфоническая поэма "Genesis", в которой Берлинер воплотил свою мечту, объединив самое главное и близкое сердцу: веру и музыку:

«Музыка и вера, на мой взгляд, очень тесно взаимосвязаны. Слово отражает содержание конкретно и ясно, а звук – абстрактно и неоднозначно. Как ученый я знаю, как определять звук бесстрастным и точным образом. А как музыкант я не могу не восхищаться тем, как вроде бы простая физическая организация звуков, при помощи которой создается мелодия, пробуждает в нас душевное волнение, самые разнообразные эмоции, интегрируя чувства и интеллект, обогащая глубокое содержание стихов Торы о сотворении мира эмоциональным его восприятием. В своём произведении я хотел соединить Священное Писание, в которое я верю, с музыкой, которая в моём сердце, соединить язык Торы с языком звуков. После концертов между мной и публикой часто возникает живой диалог, и меня особенно трогает реакция слушателей, которые во время представления чувствуют себя частью творения мира, как будто они участвовали в событиях, описанных в Торе».

Симфоническая поэма «Genesis» для чтеца и оркестра уже исполнена в 22 странах мира. В каждой стране рассказчик читал актуальный во все времена библейский текст, переведенный более чем на 700 языков, на местном языке. Теперь запись "Genesis" с участием МГАСО доступна слушателям по всему миру, всем, кто жаждет единения музыки и веры.

Быстрый поиск:
20/01/2024 - 01:45   Classic   Анонсы
Первый концерт цикла «МГАСО в Зарядье» в новом году посвящен произведениям двух гениев венской музыки – Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса.

МГАСО в Зарядье. Брамс. Бетховен.
Дирижер – Тимур Зангиев
Солисты - Александр Рамм (виолончель), Гайк Казазян (скрипка).

Дирижер Тимур Зангиев
Дирижер Тимур Зангиев

Симфония № 3 «Героическая» открывает центральный период в творчестве Бетховена и новую эпоху в развитии европейского симфонизма – симфония не похожа ни на одну, созданную ранее. В ней Бетховен разрушил считавшиеся традиционными правила гармонии и ввел диссонансы, от которых первые слушатели содрогались, а критики воспринимали неблагозвучные акценты как фальшь. Своих первых слушателей «Героическая» симфония скорее тревожила, чем доставляла им удовольствие.

Композитор писал «Героическую» в самый тяжелый период своей жизни, когда подтвердился диагноз неизлечимой глухоты, и звуки окружающего мира стали гаснуть для Бетховена. Именно тогда Бетховен написал знаменитое прощальное письмо, известное как «Гейлигенштадтское завещание», завершавшееся фразой, вошедшей в историю: «О, Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости...».

Изначально Бетховен посвятил симфонию Наполеону, назвав рабочий вариант произведения «Буонапарте». Однако, узнав о том, что консул объявил себя императором, разорвал титульный лист партитуры и назвал произведение «Героической симфонией, сочиненной, чтобы почтить память одного великого человека...». Финал симфонии А.Н.Серов сравнивал с «праздником мира, полным победного ликования». Нет в истории музыкального произведения, которое бы лучше донесло до нас сквозь воды Леты облик молодого Наполеона Бонапарта с его неукротимой жизненной энергией и амбициями планетарного масштаба.

Также в программе прозвучит Увертюра "Эгмонт". Величайший немецкий поэт и писатель, драматург, юрист и ученый Иоганн Вольфганг Гёте – идеолог движения «Бури и натиска» – вызывал искреннее восхищение Людвига ван Бетховена. Гёте стал одним из создателей веймарского классицизма, в рамках которого искусство провозглашали носителем особой правды и миром идеала. Сам Гёте писал: «Значительность искусства наиболее очевидно проявляется в музыке, так как не существует материи, которую она должна отбрасывать. Она вся – форма и содержание и возвышает и облагораживает все, что возвышает.» Веймарские классицисты провозгласили музыку искусством из искусств.

В 1809 г. дирекция Венского придворного театра заказала Бетховену музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Бетховен высоко ценил творчество поэта. После публикации партитуры он отправил Гёте письмо: «Вы вскоре получите музыку к «Эгмонту», к тому великолепному «Эгмонту», которого я положил на музыку с той же теплотой, с какой его читал. Я очень хотел бы знать Ваше суждение; даже порицание будет благотворно для меня и моего искусства и будет принято так же охотно, как и величайшая хвала. Большой почитатель Вашего превосходительства Людвиг ван Бетховен.»

Огромную роль в премьере произведения сыграла атмосфера, в которой шла работа над венской постановкой пьесы: город был наполнен горечью и гневом после оккупации Вены войсками Наполеона. Политические страсти нашли музыкальное воплощение в Увертюре «Эгмонт», которая превратилась в лейт-мотив возрождения «драгоценного отечества». Увертюра очень быстро обрела собственную концертную жизнь, полностью отделившись от пьесы, освободилась от традиционных форм: впервые она стала вступлением, вытекающим из сущности пьесы и подготовила появление жанра симфонической поэмы. Многие первые слушатели и исполнители Увертюры не читали драмы Гёте и лишь приблизительно представляли ее содержание. Зато Увертюра «Эгмонт» стала воплощением их чаяний и надежд на восстановление статуса любимой Вены в европейской политике. «Эгмонт» считается лучшим образцом программной музыки Бетховена.

В России пьеса «Эгмонт» Гёте воспринималась чаще всего сквозь призму бетховенской музыки. Трагедия была запрещена к сценической постановке по цензурным соображениям вплоть до времени правления Александра II. Однако Увертюра стала одним из любимых произведений в аристократических салонах Санкт-Петербурга и Москвы: ее играли на фортепиано в четыре руки для избранного круга слушателей.

Впоследствии Увертюра стала одним из наиболее популярных и часто исполняемых произведений Бетховена. Идейные и стилевые черты творчества композитора – героика борьбы за свободу, четко выраженная тема – сжато воплощены в «Эгмонте». В завершении звучит тема «Победной симфонии» - приближающегося издалека праздничного шествия, - предвосхищающая грандиозный финал Девятой симфонии.

Двойной концерт для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса представляет собой синтез нескольких музыкальных эпох. Первая часть Концерта связана с барочной музыкой и жанром инструментального концерта эпохи классицизма. Однако в Концерте использованы общие формы движения, которые найдут широкое применение в музыке романтизма, а затем и в неоклассицистских сочинениях XX в..

Гайк Казазян
Гайк Казазян

Идея Двойного концерта для скрипки и виолончели с оркестром возникла у Иоганнеса Брамса летом 1887 г. Произведение изначально предназначенное для исполнения Иоахимом и Хаусманом было новаторским, так как до Брамса никто, кроме Бетховена, не пытался объединить сольно звучащие скрипку и виолончель с масштабным звучанием симфонического оркестра.

Брамс долгое время сомневался в возможности воплощения своего замысла и продолжал колебаться и в процессе написания. Концерт послужил мостиком к примирению с Иоахимом, с которым Брамс был в ссоре. Произведение открыло новые горизонты в творчестве композитора, став поворотным пунктом в эволюции творческого пути Брамса, и побудив его более плотно заняться изучением специфики игры на струнных инструментах. Во время написания Брамс советовался с солистами насчет возможности исполнения отдельных фрагментов. Премьера произведения прошла в Кельне в 1887 г. Встреча старых друзей при подготовке к концерту была особенно сердечной.

Александр Рамм
Александр Рамм

В концертной программе МГАСО в Зарядье Двойной концерт для скрипки и виолончели исполнят Гайк Казазян и Александр Рамм.

25/12/2023 - 16:59   Classic   Анонсы
30 декабря Московский государственный академический симфонический оркестр представит традиционный концерт "Новый год с МГАСО". За дирижерским пультом - всемирно известный маэстро из Германии Юстус Франтц, яркий представитель австро-немецкой музыкальной культуры.

Программа «Новый год с МГАСО» включает в себя бессмертные творения династии Штраусов: вальсы «На прекрасном голубом Дунае», Императорский, «Весенние голоса», самые известные быстрые польки и Марш Радецкого, под который пространство Большого зала консерватории наполняется громом аплодисментов. Традиционно в программе прозвучит либо редко исполняемое, либо малоизвестное произведение – изюминка специально для знатоков венской музыкальной культуры.

Программа:

1 отделение:
Вальс «Императорский»
Марш «По случаю счастливого спасения императора Франца Иосифа I»
Французская полька «С биржи»
Вальс «Сказки Венского леса»
Быстрая полька «Да здравствует Венгрия!»
Увертюра к оперетте «Летучая мышь»

2 отделение:
Вальс «Весенние голоса»
Быстрая полька «Гром и молния»
Марш «Персидский марш»
Полька-мазурка «Фата Моргана»
Марш «Египетский»
Галоп «Бандиты»
Музыкальная шутка «Перпетуум мобиле» («Вечное движение»)
Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
Марш Радецкого

Традиции отмечать новогодние праздники в ритме вальса уже почти 200 лет. В 1830-х гг. в Вене даже появилось модное словечко "Walzersucht" – «потребность в вальсе», точнее даже «жажда вальса» – жизненно важная необходимость, когда па вальса желанны как стакан воды. В новогодние праздники Вена играла и танцевала: сборники вальсов издавали сериями, называли «гирляндами» и продавали огромными тиражами. Издатели, как правило, давали скромным творениям громогласные названия, чтобы привлечь покупателей. «Гирлянды» обычно состояли из 5-6 вальсов, объединенных одной тональностью – их танцевали без остановки. Благодаря изданным тогда «гирляндам» до нас дошли прекрасные импровизации, которые рождались у их создателей в полете смычка прямо в бальном зале и очень быстро вытеснялись все новыми творениями.

Вместе с МГАСО и маэстро Франтцем москвичи отметят встречу Нового года концертом в духе праздничного венского бала.

МГАСО
МГАСО

Перед слушателями в музыкальном вихре пронесется захватывающая история семьи Штраусов и их современников: со взлетами, падениями, минутами торжества и беззаветной любви. Прения Иоганна Штрауса-отца и его сыновей вошли в не только в историю музыки, но и в мировую историю, тесно переплетаясь с историей Вены и став примером настоящих страстей, кипящих в одном безмерно талантливом семействе. Время безжалостно стерло музыку многих современников Штраусов, переставило акценты, сделав «Марш Радецкого» самым известным произведением Иоганна Штрауса-отца и погрузив в воды Леты многие произведения, бывшие в 19 в. «хитами». Если темы Иоганна-отца связаны со спецификой скрипичной музыки, то мелодии Иоганна-сына вокальны в своей основе и потому так популярны: их может напеть каждый слушатель.

С момента приезда Иоганна Штрауса-сына в Павловск в 1856 г. его музыка пользуется безумной популярностью в России. В XIX в. концерты Штрауса собирали многотысячные толпы в здании «воксхолла», сейчас меломаны наслаждаются ей под Новый год в Большом зале консерватории.

30 декабря в 19:00, Большой зал Московской консерватории. Билеты онлайн

Быстрый поиск:
21/08/2023 - 17:32   Classic   Анонсы
МГАСО откроет 81-й концертный сезон на музыкальном фестивале «Хибла Герзмава приглашает…». Мероприятия с участием мировой оперной дивы состоятся в Сухуме и в Пицунде 26 и 28 августа.

26 августа 2023 года в Сухуме (Республика Абхазия) состоится открытие XXI Международного музыкального фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…». Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Абхазия, Росконцерта, Президентского фонда культурных инициатив.

Хибла Герзмава — настоящая примадонна оперной сцены. Яркая и харизматичная певица, она одинаково убедительно звучит как в классических ариях, так и в джазовых импровизациях. Признанная оперная певица поражает слушателей не только образцовой техникой и неповторимым тембром, ее отличает выдающаяся актерская игра и продуманность каждого образа.

ТЕКСТ
ТЕКСТ

Знаменитый фестиваль классической музыки, созданный оперной дивой Хиблой Герзмава еще в 2001 году, стартует с концертного исполнения оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. Главные мужские партии Марио Каварадосси и барона Скарпиа исполнят прославленные оперные певцы Арсен Согомонян и Владислав Сулимский. В роли Флории Тоски выступит Хибла Герзмава, ранее неоднократно исполнявшая эту партию в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также в Большом и Мариинском театрах. Народная артистка России предложит зрителям свое прочтение образа Тоски — «лишенную позерства и всего наносного, отчаянную, страстную, любящую и способную ради своей любви абсолютно на все», как написала однажды об этой роли «Музыкальная жизнь». К признанным исполнителям итальянского репертуара в этот вечер присоединятся лауреаты Первого международного конкурса Хиблы Герзмава, прошедшего в Москве с 11 по 22 января этого года: Алексей Кулагин, Вячеслав Васильев, Глеб Перязев, Дамир Садуахасов, Мария Лупарева и Ливей Хоу. Мероприятие пройдет в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра, за дирижерский пульт встанет заслуженный артист России, дирижер Большого театра Антон Гришанин. Помимо музыкантов в церемонии открытия фестиваля примет участие известный телеведущий Юлиан Макаров. Примечательно, что мероприятие состоится на открытой сцене, специально построенной на площади перед зданием Абхазского государственного драматического театра имени С. Чанба.

Следующий концерт фестиваля состоится также на открытой площадке: 28 августа у Пицундского храма примадонна оперной сцены выступит совместно с лауреатами Первого международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава. Алексей Кулагин, Ольга Маслова, Вячеслав Васильев, Глеб Перязев, Ливей Хоу, Мария Лупарева, Дамир Садуахасов, Жаргал Цырендагбаева и Гульдана Алдадосова исполнят знаменитые арии и дуэты из опер русских и зарубежных композиторов. Талантливые вокалисты из России, Китая и Казахстана, победившие в конкурсе оперной дивы, выступят в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра, за дирижерским пультом — Антон Гришанин. К лауреатам Конкурса Хиблы Герзмава присоединятся солистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Полина Шароварова и студентка Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой Кристина Чкотуа. Ведущий праздничного концерта — Юлиан Макаров.

МГАСО принимает участие в конкурсах молодых исполнителей и открывает путь к профессиональному развитию выпускникам высших учебных заведений России. Оркестр никогда не останавливается на достигнутом и без устали стремится к еще не завоеванным вершинам.

Быстрый поиск:
24/05/2023 - 16:58   Classic   Новости
Московский государственный академический симфонический оркестр принял участие в записи двух произведений для Антологии хоровой музыки Родиона Щедрина: кантаты «Бюрократиада» и Маленькой кантаты из оперы «Не только любовь» на Тон-студии киноконцерна «Мосфильм».

Запись сделана по приглашению руководства Государственной академической хоровой капеллы России им.А.А.Юрлова (художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Дмитряк). Режиссёр звукозаписи – Геннадий Папин. За дирижерским пультом – Народный артист России Геннадий Дмитряк.

Сольные партии в записанных сочинениях исполнили солисты Капеллы: сопрано Виктория Гладкова, Снежана Гончарова, Екатерина Мирзоянц; меццо-сопрано Светлана Сергеева, Александра Рыженькина, Татьяна Красильникова; тенор Валентин Хмелёв; басы Алексей Репин, Денис Османов, Всеволод Секретёв.

Антология хорового творчества Родиона Щедрина «Век двадцатый и век двадцать первый», над записью которой работает ГАХК им. А.А. Юрлова, – это обобщение многолетнего исполнительского опыта хоровых сочинений композитора и приношение, подарок мастеру к его 90-летию.

Музыка Щедрина с конца 1960-х – неотъемлемая часть репертуара Капеллы, а с 2004 года, когда коллектив возглавил Геннадий Дмитряк, – еще и один из важнейших стилевых ориентиров. «Я всегда в важные моменты жизни обращался к музыке Родиона Константиновича, а в последние годы она стала моей путеводной звездой», – признается маэстро.

В первую часть (комплект из 2-х CD-дисков) вошли 26 произведений композитора для хора. Их последовательность по замыслу дирижера выстроена согласно драматургическому принципу контрастной концертной программы, имеющей сквозное развитие.

Геннадий Дмитряк на тон-студии Мосфильма
Геннадий Дмитряк на тон-студии Мосфильма

Работу над Антологией Геннадий Дмитряк ведет в тесном контакте (хоть и дистанционно) с композитором: Щедрин придирчиво оценивает присылаемые записи с репетиций, комментирует каждый трек – не скупясь на похвалы, но и не пропуская неточностей.

Конечный исполнительский результат оправдывает себя в полной мере:

«Гена, дорогой, два раза прослушал записи <«Бюрокартиады» и «Маленькой кантаты» из оперы «Не только любовь»>… Мои искренние и сердечные поздравления и благодарность всем без исключения, - резюмирует Родион Щедрин. - «Бюрократиада» – сочинение непростое, заковыристое. И то, что вы с такой серьезностью, ответственностью, вниманием отнеслись к партитуре, ко всем нюансам, темповым сдвигам – это для композитора, конечно, большой праздник. Хочу от всей души поблагодарить всех и, в первую очередь тебя, – как музыкального руководителя и дирижера, блистательный хор, прекрасных солистов, оркестр, который играл замечательно. Кстати, в оркестре отличная ритмическая точность, что тоже сейчас нечасто встретишь… В общем, моя радость и благодарность… Все тоже самое относится и к «Маленькой кантате». У меня только комплименты и благодарности. Обнимаю всех!»

Именно такие записи, созданные талантливыми артистами в содружестве с композитором, – важные исторические документы, фиксирующие и приближающие потомков к подлинным намерениям автора.

«Не только любовь» — опера в трех актах (1961) на либретто В.Катаняна по рассказам Сергея Антонова. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. «Пишу колхозного Евгения Онегина...» - говорил о произведении композитор.

Музыкальная сатира «Бюрократиада» – «Озорная кантата», написанная в 1963 году Родионом Щедриным на подлинный текст «Памятки отдыхающему» в пансионате «Курпаты». Кантата привела в восторг профессиональное сообщество при первом исполнении. «Бюрократиада» стала одним из ярких образцов стиля Родиона Щедрина – и по технике, и по эстетике.

Дата цифрового релиза записанных произведений на онлайн-площадках будет объявлена дополнительно.

13/04/2023 - 04:41   Classic   Концерты
МГАСО, как и многие другие большие оркестры, после начала СВО лишился главного дирижера. И на свое 80-летие вынужден был играть с приглашенным дирижером Димитрисом Ботинисом.

Эпоха Павла Когана закончилась вообще неожиданно, гораздо более форсированно, чем эпоха Вероники Дударовой, например. При этом Коган оставил оркестр во вполне себе работоспособном состоянии: сбалансированные группы, опытные концертмейстеры, нет никаких провисов. И тут нужен дирижер, который может буквально за ночь подготовить программу. А Димитрис Ботинис — именно такой. Еще на Северном Кавказе он зарекомендовал себя как деятельный и энергичный дирижер. Сейчас он руководит Новосибирским академическим симфоническим оркестром, а в 2020 году получил премию Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры. И вполне заслуженно.

Программа 80-летия выглядела очевидной: Шостакович, Дворжак и неизбежный в год 150-летия Рахманинов. «Праздничная увертюра» Шостаковича для духоподъемности, Концерт Дворжака для солирования Александра Князева, и «Симфонические танцы» Рахманинова просто потому, что Ботинис много раз ею дирижировал, и в последний раз — за 4 дня в Новосибирске. «Скорая помощь» для МГАСО.

Димитрис Ботинис
Димитрис Ботинис

Так вот, «Праздничную увертюру» Ботинис запустил в режиме ускоренной перемотки, и музыканты МГАСО это выдержали с честью. Громогласно, звонко. Прошлись по всем оркестровым группам, и везде все в порядке.

Гораздо больше удивлений было на Концерте для виолончели с оркестром Антонина Дворжака. Дело в том, что Александр Князев принялся играть сольный концерт настолько экспрессивно, что сам Дворжак вряд ли предполагал такую возможность. Техника и экспрессия с порванными струнами — это прекрасно, но Дворжак писал вполне себе буржуазные и степенные концерты. Именно так их и играют чешские и словацкие оркестры. Но Князев играл минимум Бетховена, и это было максимально странно. Причем ему изумительно удавались лирические ноты на самом piano, но затем вновь и вновь раздавались рычащие и пилящие ноты в совсем неуместных местах. Оркестр меж тем вел себя максимально деликатно. Ни разу не перекрыл, не оглушил. Ну просто у Князева было боевое настроение в этот день…

Александр Князев
Александр Князев

Главный же экзамен для МГАСО: «Симфонические танцы» Рахманинова. Дело даже не в юбилее композитора. А в том, что эта оркестровая сюита в трех частях очень требовательна именно к оркестру, особенно к его духовой группе. Тут звучат флейты, флейты-пикколо, гобои, английский рожок, кларнеты и бас-кларнеты, саксофон, фаготы и контрфаготы, валторны, трубы, тромбоны, и еще туба. И я особенно внимательно слушал именно духовиков. Должен признаться, что МГАСО проявил себя в высшей степени профессионально. У них просто не было ошибок! Оркестр звучал максимально чисто и чутко к призывам дирижера. Особенно порадовали валторны — они были невероятно восхитительны, но и тромбоны и тубы были отчаянно чисты.

Димитрис Ботинис
Димитрис Ботинис

Для МГАСО 80-летие — важный рубеж. Юбилейный концерт в зале Чайковского показал, что оркестр существует на высочайшем творческом уровне. Совершенно непонятно, кто может стать новым главным дирижером оркестра. Не думаю, что Димитрис Ботинис готов к этой непростой функции. Но все возможно. Могут ли Спиваков или Башмет взяться за эту работу? Тоже не очевидно, у них куча своих коллективов. Оркестр пока висит в воздухе, но явно достоин лучшего. Коган вряд ли вернется.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Евгений ЕВТЮХОВ

16/03/2023 - 02:43   Classic   Анонсы
5 апреля в 19:00 в Концертном зале им.П.И.Чайковского Московский государственный академический симфонический оркестр откроет цикл концертных программ, посвященных 80-летию прославленного коллектива.

Дирижер – художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2020 года Димитрис Ботинис. Солист – заслуженный артист РФ, солист Московской государственной филармонии Александр Князев. Ведущий концерта - музыкальный педагог, критик, радио- и телеведущий Артём Варгафтик.

Димитрис Ботинис
Димитрис Ботинис

В программе:

  • Дмитрий Шостакович - Праздничная увертюра
  • Антонин Дворжак - Концерт для виолончели с оркестром
  • Сергей Рахманинов - "Симфонические танцы"

Заказ билетов онлайн

Каждое из этих произведений стало знаковым в истории МГАСО, равно как и весь репертуар их создателей.

Димитрис Ботинис: «Мы Вас приглашаем 5 апреля на очень знаковый юбилейный концерт МГАСО, посвященный 80-летию оркестра. В то же время это – концерт, который частично посвящен и 150-летнему юбилею Сергея Васильевича Рахманинова. МГАСО для меня в первую очередь – оркестр, к которому, когда приходишь на репетицию, есть ощущение, что, если не все полностью готово, то очень многое уже сделано «за кадром», очень многое уже сделано до прихода дирижера. Это всегда очень подкупает, потому что ты понимаешь, что музыканты подготовлены. Это происходит даже с довольно сложными произведениями. На первой репетиции, когда чувствуется вот эта подготовка, это – та основа, на которую можно опереться, чтобы заниматься музыкой. У МГАСО эта подготовленность – очень ценное качество. «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова – это произведение, которое со мной с довольно юного возраста. Это – первое симфоническое произведение Рахманинова, которым я дирижировал. Это было еще во времена моей учебы в консерватории, на третьем курсе. Потом я дирижировал «Симфоническими танцами» за рубежом, и очень запомнилось выступление с этим произведением на Первом Всероссийском музыкальном конкурсе в 2011 г. Я часто возвращаюсь к этой партитуре, которая со мной на протяжении уже многих лет, и всегда очень рад этому, потому что это – очень значимое произведение в творчестве Рахманинова и вообще во всей симфонической музыке в целом. 1 апреля в день 150-летия Рахманинова я буду дирижировать «Симфонические танцы» с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, а 5 апреля мы его представим на юбилее МГАСО в Концертном зале им.П.И.Чайковского. Я уверен, что это будет очень интересно! Будем очень рады вас видеть! До скорой встречи 5 апреля!»

13 апреля 2023 г. исполняется 80 лет со дня основания одного из наиболее профессиональных и ярких коллективов России – Московского государственного академического симфонического оркестра.

80 лет – огромный срок для активно концертирующего оркестра, с учетом всех исторических перемен как в стране, так и в сфере культуры. Будучи созданным в СССР, оркестр продолжил деятельность и после перестройки, в Российской Федерации, преодолев бессчетное число трудностей и преград. Коллектив много раз менял названия, переходил в подчинение различным советским организациям и прошел необозримый путь от оркестра областного значения из 12 музыкантов-струнников, которым он был в сезон 1943/1944 гг., до Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московский государственный академический симфонический оркестр».

Первым художественным руководителем оркестра стал народный артист СССР Лев Штейнберг. Затем руководство МГАСО осуществляли такие прославленные музыканты, как Леонид Худолей (1945 - 1948), Николай Аносов (1948 – 1951), Виктор Смирнов (1951 - 1953), Лео Гинзбург (1953 – 1955), Михаил Тэриан (1955 – 1960), Вероника Дударова (1960 – 1989), Павел Коган (1989-2022).

На протяжении всех 80 лет существования оркестра аудитория была самая разная: и утонченные столичные меломаны, и непритязательные жители небольших городков, работники заводов и колхозов, юношество, студенты музыкальных учебных заведений, зарубежные любители музыки всех возрастов. Пропаганда симфонической музыки среди молодежи и юношества является одним из важнейших направлений деятельности МГАСО с момента основания оркестра и по сей день.

На сегодняшний день МГАСО – один из наиболее концертирующих и востребованных академических оркестров России. Начиная с первого сезона существования, оркестр давал в среднем 100 концертов в год, невзирая на все организационные препоны. В настоящее время МГАСО уверенно держит планку в 100 концертов в год, считая выступления на ведущих московских площадках и гастроли, масштабные концерты симфонической музыки, рассчитанные на широкую аудиторию и камерные программы для тех, кто совершает первое знакомство с удивительным миром музыки. Начиная с 1972 г. МГАСО активно гастролирует за рубежом, объехав с турами страны Европы, Азии, Латинской Америки и США.

Коллектив изначально завысил планку, как в ориентации на исполнительское мастерство артистов оркестра, так и в подборе репертуара. В первом сезоне, осенью 1943 года, репертуар оркестра состоял из произведений русской симфонической классики, пропаганда которой была одной из важнейших задач, поставленных перед коллективом. Начав с творчества П.И.Чайковского (в 1943 году исполнилось 50 лет со дня смерти великого русского композитора), оркестр взял курс на симфонические циклы, первым из которых стал цикл концертов с самыми популярными симфоническими произведениями и отрывками из опер Петра Ильича. Также в репертуар оркестра вошли лучшие симфонические произведения советских авторов, композиторов братских советских республик, «золотая классика» - сочинения Бетховена, Моцарта, Шуберта. Наиболее исполняемыми были произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Ипполитова-Иванова, Аренского, Глазунова, Балакирева, Калинникова, Хачатуряна, Листа, Грига. Огромной популярностью пользовалась программа из произведений Иоганна Штрауса-сына, которую МГАСО исполняет до сих пор.

С каждым годом репертуар оркестра все расширялся. Уже к концу 1940-х гг. коллектив имел в исполнительском активе все симфонии Чайковского, симфонические произведения Глинки, Бородина, Глазунова, Мусоргского, Аренского, Балакирева, Калинникова, Римского-Корсакова, Хачатуряна, Листа, Вебера, Бетховена, Грига, Мендельсона, Рахманинова, Кочетова, Гуно, Сен-Санса, Николаи, Глиэра, Ашрафи, Иоганна Штрауса-сына, Прокофьева, Нерсесова, Муравьева, Мосолова, Евсейко, Пейко, Гамбурга, Компанееца, Креина, Форша, Крюкова, Иванова-Радкевича, Шостаковича, Горогляда, а также ряд симфоний Мясковского, Хачатуряна, Золотарева.

На произведения советских композиторов был сделан особый акцент. Оркестр подготовил и исполнил ряд новых программ из цикла «Советская музыка», включая Седьмую симфонию Шостаковича, симфоническую сказку «Петя и волк» Прокофьева, произведения Глиэра, Половинкина, «Праздничную увертюру» Будашкина, «Русскую увертюру» Гамбурга и Шебалина, «Праздничную увертюру» Пейко. Оркестр имел в своем репертуаре не менее 70 симфонических произведений советских композиторов, что стало уникальным достижением (ни один симфонический оркестр в СССР на тот момент не мог похвастать подобным репертуаром).

Визитной карточкой МГАСО остаются грандиозные монографические циклы величайших композиторов мира: Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной, вокально-симфонической классики, симфо-джаза, киномузыки, tango nuevo, а также камерных произведений.

МГАСО сотрудничал как с ведущими дирижерами и солистами СССР, так и с зарубежными музыкантами.

Сотрудников МГАСО регулярно приглашают на зарубежные фабрики музыкальных инструментов с целью отбора наиболее подходящих инструментов Muramatsu, G.Püchner, Buffet Group, Gebrüder Mönnig, F.Loree, Fox Products.

Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Оркестр регулярно появляется в федеральном теле– и радиоэфире, его деятельность широко освещается центральными и региональными СМИ. МГАСО постоянно создает уникальный контент для соцсетей, который пользуется популярностью у пользователей. .

Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню их исполнения, коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в России и за ее пределами. МГАСО ежегодно дает концерты в Москве в Большом зале Московской Консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, ММДМ. В сезоне 2022/2023 МГАСО организовал серию концертов в Зале Зарядье: масштабные программы симфонической музыки в Большом зале, камерные программы солистов в Новом концертном пространстве. МГАСО активно выступает как с приглашенными российскими дирижерами и солистами, так и с зарубежными маэстро, включая Юстуса Франтца, Алессандро Д'Агостини, Вальтера Борина. Оркестр принимает участие в конкурсах молодых исполнителей и открывает путь к профессиональному развитию выпускникам высших учебных заведений России.

80-летие оркестра будет масштабно отмечено рядом концертных программ в конце сезона 2022/2023 г.

04/02/2023 - 04:58   Classic   Анонсы
5 февраля в 19:00 грандиозное творение Людвига ван Бетховена Девятая симфония прозвучит в исполнении МГАСО в огромном акустическом пространстве зала Зарядье. За дирижерским пультом – народный артист Российской Федерации, главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, художественный руководитель Камерного оркестра Московской консерватории Феликс Коробов.

Солисты - Елизавета Соина (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Станислав Мостовой (тенор), Александр Суханов (баритон) .

В концерте принимает участие Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова.

МГАСО
МГАСО

Все творческие нити от Героической и Пятой, Пасторальной и Седьмой симфоний, оперы «Фиделио» и увертюр сплелись в единой кульминации творчества Бетховена – Девятой симфонии. Композитор осуществил титанический замысел – выразить в звуках вселенскую идею братства и дружбы людей всего мира. В финале симфонии хор и солисты обращаются к человечеству словами из оды Шиллера «К радости»:

«Люди – братья меж собой! Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»

Феликс Коробов: «Я получаю колоссальное удовольствие от работы с МГАСО - этим очень дорогим для меня коллективом: замечательные музыканты, оркестр в прекрасной форме, любящий музыку и музицировать, живущий очень насыщенной творческой жизнью. Мы достаточно много сотрудничаем, даем много концертов, но вот такое грандиозное событие, каким всегда является исполнение Девятой симфонии Бетховена, открыло в наших отношениях с МГАСО новые грани. Девятая симфония - одно из наиболее значительных произведений классической музыки, одна из «лакмусовых бумажек», которой проверяется состоятельность оркестра, состоятельность дирижера и состоятельность их ансамбля и взаимоотношений. Этот концерт рождается в любви, в удовольствии, мы будем рады поделиться с вами такими важными во все времена словами как «Ода к радости»».

Человек и смысл бытия, победа света и борьба со злом – философские подтексты Девятой симфонии не имеют конца и охватывают широкий круг образов, идей и переживаний. Благодаря Девятой симфонии изменился сам жанр симфонии в целом: в область инструментальной симфонической музыки Бетховен ввел звучание человеческих голосов – открытие, которое позднее использовали композиторы всех эпох.

Замысел использования тексты оды «К радости» Шиллера композитор вынашивал почти 30 лет, хотя тема этого величественного гимна утвердилась только за год до завершения Девятой симфонии.

Друг Бетховена Шиндлер рассказывал, что Бетховен определил окончательную форму вступления после мучительных многолетних поисков.Полностью оглохший композитор вошел в комнату и воскликнул: «Я нашел!». Людвиг показал Шиндлеру набросок, содержащий слова: «Дайте нам спеть песню бессмертного Шиллера!» За это фразой следовала сама мелодия радости. Бетховен пометил: «Вот оно... Теперь найдено... Я сам начну петь «Радость»...».

Тема радости в Девятой симфонии проходит в одиннадцати вариантах, представляющих собой чередование песни, марша и танца в едином ликующем порыве. Радость - то, чего так часто не хватает в нынешнем мире, чистая абсолютная радость воодушевляет слушателей на протяжении вот уже двух столетий.

Девятая симфония Бетховена – одно из самых любимых музыкантами и поклонниками МГАСО произведений: оркестр регулярно исполняет ее с разными дирижерами на протяжении всех 80 лет своего существования.

14/12/2022 - 17:23   Classic   Анонсы
30 декабря в 19:00 в Большом зале Московской консерватории пройдет юбилейный концерт «Новый год с Московским государственным академическим симфоническим оркестром».

За дирижерским пультом - руководитель и главный дирижёр Государственного филармонического оркестра Армении, заслуженный деятель искусств республики Армения Эдуард Топчян.

Ведущий - лауреат премии Москвы и Российской национальной премии "Овация" Пётр Татарицкий.

МГАСО

Страница заказа билетов онлайн

Традиция праздновать Новый год под музыку семейства Штраусов была заложена в МГАСО в далеком 2007 г. В этом году Новогодний концерт МГАСО отмечает 15-летие. В праздничной программе – шедевры Иоганна Штрауса-сына и Йозефа Штрауса: вальсы «Императорский», «Ускорение», «На прекрасном голубом Дунае», «Звучащие сферы», увертюра к оперетте «Летучая мышь», польки «Праздник огня», «Трик-трак», «Гром и молния», «Пиццикато», «Анна», «На охоте», редко исполняемый марш «Живио!» («Ваше здоровье!») по мотивам оперетты «Праздник яблок».

За полтора десятка лет МГАСО исполнил практически все наследие семейства Штраусов. Для самого МГАСО новогодний концерт 30 декабря – добрая и светлая традиция, подведение итогов, прощание со Старым годом и удачный вход в Новый 2023 г.

Для слушателей новогодний концерт всегда проходит в ожидании кульминации - «Марша Радецкого» Иоганна Штрауса-отца, под который Большой зал консерватории наполняется громом оваций. 

Быстрый поиск:
29/11/2022 - 14:44   Classic   Анонсы
5 декабря в 19:00 в Большом зале консерватории по многочисленным просьбам поклонников МГАСО пройдет концерт «Музыка из кинофильмов с симфоническим оркестром». Дирижер – Алексей Верещагин, прекрасно известный московским меломанам постановками опер на Исторической сцене и Камерной сцене им. Б.А.Покровского Большого театра.

В огромном акустическом пространстве Большого зала консерватории прозвучат попурри на темы мелодий «Бондианы» (М.Норман, Б.Конти, П.Маккартни, Дж.Барри), шедевры Нино Рота из фильмов «Крестный отец», «Ночи Кабирии», «Дорога», «Ромео и Джульетта», кинохиты Эннио Морриконе из «Профессионала» и «Однажды в Америке», апогей романтизма Джеймса Хорнера из «Титаника», музыкальный блокбастер Клауса Бадельта и Ханса Циммера из саги «Пираты Карибского моря», а также сюита Циммера из «Гладиатора» и негласный гимн «фабрики грёз» Ричарда А.Уайтинга из фильма «Отель Голливуд».

Афиша

Маэстро Алексей Верещагин: «Вы услышите популярные узнаваемые мелодии в сопровождении симфонического оркестра и откроете для себя новое восприятие, новые краски, то, чего вы не могли слышать из динамиков телевизора или кинотеатра. Композиторы киномузыки настолько масштабны в своем творчестве, что их творения достойна отдельного исполнения на концерте. Я сам слышал многократно эти мелодии, могу прикоснуться к ним и вложить мою интерпретацию. Мне жалко Джеймса Бонда – его убили в последней серии. Если брать сюиту из «Бондианы», которую мы исполняем, то музыка в ней абсолютно разная: есть и остросюжетные мотивы, и лирические темы. У меня – четкая взаимосвязь с типажами актеров, которые исполняют заглавную роль, потому что они все абсолютно разные. Когда вы придете на концерт, вы это услышите и увидите через музыку многих Джеймсов Бондов, которые были сыграны разными актерами».

Страница заказа билетов онлайн

Быстрый поиск:

Страницы