Свободный Полет

28/09/2021 - 22:08   Rock   Рецензии
У московской группы «Свободный Полет» вышла вторая часть дуэтов с разными музыкантами вроде Насти Полевой, Максима Леонидова, Саши Самойленко, Марины Капуро и др.

«Бомба Питер», 27.09.2021.
Жанр: русский рок, рок, рок-баллада.

Кажется, в рок-тусовке появилась новая модная фича — записывать дуэты со «Свободным Полетом». Если названные имена не впечатлили, то напомню дуэты из первой части «Вместе» - Чиж, Маргулис, Чернецкий, Пиковский, Башаков и пр. Впечатляюще! И послушайте, с каким удовольствием именитые рокеры поют песни «Свободного Полета»! Они плоть от плоти отечественного рока, только выбирай. Дико странно, что «Наше Радио» до сих пор не крутит их. Но музыканты-то чувствуют свое, родное.

 

Выбрать лучшее для того, кто слышал уже эти песни, затруднительно. Например, Марина Капуро («Яблоко») с таким залихватским настроением поет «Поехали», что сердце екает. Она и в самом деле рок-фолковая, и пронзительно-звонкий вокал Капуро изящно украшает все это. Мне вообще давно не приходилось слышать новых песен Капуро, например. Она чудовищно недооценена. Или вот моя любимая песня «Свободного Полета» - «Осень Патриарха». Вы только послушайте, что с ней сделал Максим Леонидов. С этими восхитительными хрипловатыми обертонами он разбирается с причудливыми мелосами песни по-хозяйски, - где-то сокращает длительности, где-то включает верхний регистр, - и это адаптирует песню до собственного высказывания. Любопытно, кстати, было бы послушать версию «Осени патриарха» в сольном исполнении Леонидова с его Hippoband.

Максим Леонидов и Илья Полежаев
Максим Леонидов и Илья Полежаев
 

Настя Полева предсказуемо выбрала расслабленную «Как жалко». Ее голос звучит проникновенно и бархатисто под лаундж-подбрякивания электрогитар. Лидер группы «Томас» Саша Самойленко в «Типтонвилл» выбрал тему путешествий, и получился в меру разнузданный трип с блюзовыми оттенками.

Илья Полежаев и Саша Самойленко
Илья Полежаев и Саша Самойленко
 

Есть тут почти неизвестные музыканты. Юлия Полежаева (группа «Cyber Snake»), профессиональная певица с Гнесинкой за плечами, добавляет драйва в хард-роковый трек «Еще один год». Питерский вокалист Вячеслав Никаноров («Ангел Небес») нагнетает драматичности в «Я верую», и это очень по-кипеловски.  

Тут есть даже дочь Чижа Дарья Чигракова. «Ты и я» она поет старательно и звонко, но до полноценной вокальной работы ей, к сожалению, еще далеко. Зато некой молодой свежести она треку придала таки. Еще тут есть вокалист группы «Джин-Тоник» Кирилл Кухаренко, но он своей взбалмошностью скорее все испортил, чем прибавил. Хотя голоса лидера «Свободного Полета» Илья Полежаева и Кухаренко сливаются удивительно гладко.  

Полагаю, что альбом обязателен для прослушивания любым фэном русского рока, ибо без него они просто не увидят всю картину ситуации. Для остальных  - послушайте хотя бы изящные версии «Осень патриарха» с Максимом Леонидовым и варианты с Капуро и Полевой. Они хороши.

Гуру КЕН

05/08/2021 - 17:40   Rock   Интервью
Лидер группы «Свободный полет» Илья Полежаев в преддверии выхода альбома «Вместе. Часть 2» рассказал NEWSmuz.com о работе с Максимом Леонидовым, Чижом и Евгением Маргулисом, о новом гитаристе и Моргенштерне.

1 августа, в день рождения Ильи Полежаева, на стримингах вышел дуэт «Свободного полета» с лидером группы «Джин Тоник» Кириллом Кухаренко.

- Вышел последний дуэт из нового альбома дуэтов «Вместе. Часть 2». Причем каждый дуэт в синглах выходил аж в четырех версиях. Это ноу-хау «Свободного полета». А по какому принципу отбирались версии для альбома?

- Какие-то выходили в четырех, какие-то в двух версиях. А для попадания в альбом версии отбирались по любви к исполнителю. Те версии моих песен, где другой артист поет больше. Я здесь, скорее, интегратор. Можно было сделать так, чтобы артисты полностью пели мои песни, но показалось, что это менее интересно. Главной задачей стало создание максимально свободного пространства для артистов, записавших дуэты.

«Свободный полет»
«Свободный полет»

- Удивительно, сколько дуэтов у «Свободного полета». Это ведь уже второй альбом дуэтов. И будет…

- Да, будет и третий. Уже сделаны и сведены еще десять дуэтов, которые войдут в третью часть этой трилогии.

- В дуэтах ведь очень важно, чтобы голоса сливались. В тех дуэтах, что я слышал, есть все-таки некоторые шероховатости по этой части. Тебе важнее, чтобы была запись с музыкантами, которые тебе близки?

- Мне интересны артисты, близкие мне по духу. И это необязательно известные люди. Проект с дуэтами затевался не ради того, чтобы мои песни спели именитые суперзвезды. Почти случайно получилось, что откликнулись и согласились на сотрудничество Чиж, Маргулис, Леонидов и другие звезды. Я приглашал спеть вместе дуэты тех, кого я знаю, и часто это не слишком известные музыканты — Валерий Цуркан, Ольга Никитина, - они для массовой аудитории почти неизвестны. Но я понимал, что эти песни будут для них внутренне гармоничны, созвучны их собственному творчеству. Цель — сделать большое комьюнити, музыкальную семью на основе этих песен.

И еще мне очень интересно было услышать, как эти песни споют другие! Когда Макс Леонидов спел «Осень Патриарха», я просто офигел. Я же слышал его вокальную дорожку отдельно от всей музыки. Он совершенно по-другому переосмыслил песню. Или та же Настя Полева, которая пришла в студию, и поначалу у нее все тяжело шло, - а потом она записала такой удивительный вокал! Не ожидал, что можно настолько нежно, трепетно, трагично спеть без всяких фиоритур.

- Можно приоткрыть тайну, что будет в третьей части «Дуэтов»?

- Там будет много неожиданностей.  Я не предполагал, что к проекту подключатся музыканты-инструменталисты. Например, будет на баяне Андрей Смирнов из «Терем-Квартета». Когда я в 1994 году писал песню «Монгол Шуудан», я мысленно представлял его баян и даже не мог мечтать, что когда-нибудь он сыграет в этой песне. И вот спустя 20 лет на записи я слышу именно тот баян, который я слышал тогда в голове!

Будет Альберт Кувезин («Ят-Ха»), виртуоз горлового пения. Это фантастика! Я выслал ему «Старого ворона», он послушал и сказал, что сможет спеть так, как нами задумано. А там была идея соединить древнерусскую историю с диким монгольским напором, азиатской культурой. И он записал потрясающие вокализы.

Совершенно неожиданно для меня согласился Алексей Белкин из «Отава Ё»; его волынка будет звучать в «Хозяюшке». Проект значительно расширился, это уже не только вокальные дуэты, но и инструментальные. Жаль, что пока не получилось сотрудничество с джазовыми музыкантами. Будет интересно двинуться в эту сторону.

- Расскажи о малоизвестных артистах, которые поют в «Вместе. Часть 2». Например, кто такая Юлия Полежаева? Очень «знакомая» фамилия…

- Не родственница! У Юлии муж — Никита Полежаев. Когда собираемся вместе, то нас трое Полежаевых. У Юли и Никиты есть прекрасная группа «Cyber Snake». Они базируются в Наро-Фоминске. При идейной поддержки Юлии у нас существует даже целый альянс коллективов. Еще у них работает «Cyber Snake TV», которое показывает каждые выходные живые рок-концерты по интернету. И еще они проводят фестивали нашего альянса по всей стране. За плечами у Юлии — Гнесинка. Они играют тяжелую музыку, близкую к синти-альтернативе.

- Вячеслав Никаноров?

- Это питерская группа «Ангел Небес», известная продолжением жесткого стиля Шевчука и «Алисы». А я его знаю еще с конца двухтысячных, когда они жили в Туле и приезжали в Москву на концерты «Новой Московской рок-лаборатории».

- Дуэт с Дарьей Чиграковой сложился, как я понимаю, когда еще записывали дуэт с Чижом?

- Нет. Это произошло вообще случайно. У меня была песня «Ты и я», в ней напрашивался женский вокал. Для Насти Полевой песня не очень подходила, про Марину Капуро мы тогда не подумали, но и это не совсем ее эстетика. И как-то при встрече Чиж сказал, что его дочка Даша поет у него в группе на бэках. Мы вспомнили про это спустя какое-то время, предложили ей записаться, и она согласилась. Мне очень нравится, как здорово она спела, как живо внесла девичий свежий романтизм в эту песню.

- Как вообще женский вокал появился в твоих сугубо мужских песнях? Были проблемы?

- Для женских дуэтов мы подбирали песни, которые воспринимались, как дуэт от первого лица, когда не очень понятно, мужчина это или женщина. Но есть и песни, где вроде как от мужского лица, но допустимо спеть женщине. Та же Диана Арбенина — у нее половина песен от мужского лица. Если история в песне раскрывается от женского лица, то все работает. Например, «Осень Патриарха» я не предлагал петь женщинам, потому что понимал, что там никак не срастется. Марине Капуро мы предложили диалоговую фолковую песню «Поехали». Она спела ее выше всех похвал. Так сбылась еще одна моя мечта детства -  спеть с этой великолепной певицей. Я слушаю вокальную дорожку Марины Капура в «Поехали», и это чистый кайф - слушать ее невероятные мелизмы, просто фантастический вокал. Марина сама предложила в начале трека сделать побольше этники.

- Тут много известных имен. Настя Полева, Максим Леонидов, Саша Самойленко, Марина Капуро… Кстати, Капуро ведет какую-то активную деятельность в музыке?

- Да-да, у нее выходило недавно несколько синглов, а также вышел новый альбом. Она набирает обороты с новым материалом.

- Отличное фольклорное начало там появилось, согласен. Давай перейдем к электронике. У тебя выходило немало совместных работ с пермским электро-дуэтом N&B. Планируется ли продолжение?

- Мы закончили с  N&B большой проект, стартовавший в 2016 году. Из нашего альбома «Все только начинается» (2012) мы взяли в работу три песни. Затем из каждого последующего номерного альбома «Прошлое» (2013), «Настоящее» (2014) и «Будущее» (2017) мы отобрали по три песни и выпустили совместки. В результате из этих синглов сложился целый альбом «Сотворчество» в четырех частях, последняя часть вышла в 2020 году.

Поскольку все проекты надо закрывать бодро и радостно, в этом году мы издаём «Вместе. Часть 2», а в 2022 году мы планируем издать полноценный альбом всех электронных версий с  N&B. Заново перемастерим все треки, чтобы слушалось все на одном дыхании.

Для меня это очень интересный проект, всегда хотел посотрудничать с электронщиками. Я дал ребятам абсолютную свободу в творчестве, ничем не ограничивал. Примечательно, что они сами выбирали песни! И выбирали часто очень неожиданные. Мы еще хотели выпустить винил, но там уже материала на час, и что-то на винил не влезет по длительности. Подумаем, что можно сделать.

- Я слышал, что в группе появился новый гитарист.

- Так получилось, что наш постоянный гитарист Сергей Пахотин покинул наш коллектив. И совершенно неожиданно в ВК из поста Максима Аншукова (группа «Ключевая»), мы узнаем, что гитарист Константин Ковачев покинул «Калинов Мост» и ищет работу. Самое интересное, что за месяц до этого я смотрел «Нашествие» за 2019 год, и думал: как же хорошо было бы поиграть с таким классным гитаристом. И вот он появился! Мечты реализуются.

Костя послушал материал и согласился. Очень приятно наблюдать за суперпрофессиональным уровнем этого гитариста. Будем делать новые песни, и хочется там дать ему больше объема. Константин умеет гораздо больше на гитаре, чем дает наша стилистика.

- В старых песнях Константин Ковачев играет один в один партии Пахотина?

- Нет, мы оставляем только риффовые ходы. Сольные партии — всегда предмет творчества самого гитариста. Полная свобода, полная демократия.

- Какие-то треки с новым гитаристом уже вышли?

- Пока только концертные варианты. Записей ещё не делали. Кстати, Константин Ковачев параллельно играет в проекте «Leonid&Friends», которые играют песни «Chicago». У них скоро будет большой тур по Америке, на барабанах у них кстати Игорь Джавад-Заде, на тромбоне Макс Лихачев. Короче, отличная команда подобралась.

- Майк Кремлин, с которым вы записали дуэт, тоже ведь из кавер-группы?

- Есть у Майка и кавер-группа «OZZ REBELZ» с песнями Оззи, есть группы «ТрумэN»… У него много проектов.

- А как появился дуэт с солистом группы «Джин-Тоник» Кириллом Кухаренко?

- С «Джин-Тоником» мы знакомы с 1998 года, когда их никто толком не знал. Мы играли вместе с ними на областном фестивале в Клину. С тех пор знакомы и дружим. Более того, скрипач Евгений Крючков, играющий с нами в акустическом составе, - это бывший басист группы «Джин-Тоник»! Кстати, он и с оркестром Юрия Башмета долго работал. Так что, если кто-то думает, что Москва или Россия большие, - нет, это очень узкая прослоечка музыкантов.

- Второй альбом дуэтов выйдет в сентябре?

- Да, все альбомы у нас выходят 27 сентября, в день рождения группы. В следующем году 27 сентября выйдет «Сотворчество», а в 2023 году — третья часть дуэтов. Если появятся еще новые дуэты, можем продолжить и замахнуться на четвертую. Параллельно мы готовим совсем новые песни, и будем издавать их синглами. Они уже просятся, мы не можем их удержать.

- Как сейчас существует группа в эти непростые дни?

- Мне всегда нравилось, в какой форме работает «Аквариум», насколько они гибкие по составу. Я сейчас начал играть концерты один под гитару, это новый для меня формат. Программа отталкивается от нашего альбома «Вечность», где я читаю стихи и пою песни.

«Свободный полет» в акустике
«Свободный полет» в акустике

Вторая программа — это та же, но со скрипачом. Третья программа — эта же, но на троих. Я, скрипач и басист. Четвертый вариант, который сложился из-за занятости гитариста — барабаны, бас, гитара и скрипка. Получился очень интересный звук, который нравится нам самим. Ну, и пятый вариант — полное электричество в программе Greatest Hits.

Мы играем в том числе очень старые песни, и любопытно замечать, что при их исполнении я чувствую себя тем молодым человеком, которым был, когда их сочинял. И эти песни на концертах идут на ура.

«Свободный полет» в электричестве
«Свободный полет» в электричестве

- С удивлением прочитал, что ты снимался в веб-сериале «Тамарка». Что это?

- Это уже из сольного творчества. У меня есть друг актер Михаил Евланов («Девятая рота», «День выборов» и т. д.), который читал все  мои стихи в тройном альбоме. В 2018 году по наводке Михаила я снялся у прекрасной актрисы и режиссера Марии Шалаевой в ее коротком метре «Развод». В 2019 году Михаил же пригласил меня сняться в роли шеф-повара ресторана в короткометражном фильме «Курс позитивного мышления» режиссера Дарьи Вировой.  А веб-сериал «Тамарка» появился из желания Миши примерить на себя разные образы, пока была пандемия и самоизоляция. Миша с друзьями начал снимать на телефон смешные скетчи по 2-3 минуты. И потом все это разрослось аж в два сезона, в нем снялось много хороших актеров. В этой картине моей напарницей была великолепная и очень позитивная актриса театра имени Маяковского Ольга Ергина. А для меня эта работа стала третей ролью в кино.

Кстати, у меня уже полностью готов киносценарий по моей повести «Мелодия свободы (Джазовая поэма)». Я предлагал его разным режиссерам, но все сейчас планов не строят. Так что, дорогие режиссеры! Мы готовы к сотрудничеству!

- Так может, веб-сериал?

- Нет, думаю, что эта история может быть или полным метром, или уже полноценным сериалом, учитывая количество платформ, которые занимаются производством сериалов. У меня готовы два варианта сценария на оба случая. Более того, есть переработка этой повести в пьесу, для театральной сцены.

- Давай поговорим вот о чем. Год прошел под знаком Моргенштерна и Славы Марлоу — песен, эскапад, скандалов и клипов. Но главная музыкальная премия награждает не его, а поющего комика Ревву, чистого симулякра. Это примета времени?

- Да, это выбор продукта. Не могу сказать, что я ценитель Моргенштерна и Марлоу, но как музыкант я понимаю, что их треки отлично ложится на ухо современному слушателю. Эти песни в топе, и за это должна быть премия. Таковы правила игры. Но Моргенштерн не получил артиста года из-за подводных течений. Всем сестрам по серьгам, ведь другие-то награды ему дали. Что на самом деле произошло, знает только первый круг, остальные об этом, скорее всего, так и не узнают. Но любая премия — политика. И неполучение премии — тоже политика.

Василий Аксенов получил свою первую премию в 73 года! Причем за «Вольтерьянцы и вольтерьянки». А до этого не давали, говорили: это же Аксенов, у него и так все премии есть. А у него ничего не было, ни одной!

Артур Пирожков — проект, который не один год успешно работает. А Моргенштерн многим кажется выскочкой, разовым проектом. Пирожков получает премию по совокупности, а Моргенштерну предложено подождать. Я не люблю его песни с матом и разными веществами. Но «Кадиллак» - прекрасно сделанный трек по продакшну, по RMS. Слышно, какие частоты куда выведены, чтобы был кач, чтобы слушатель кайфанул. Он слишком быстро взлетел, а премии у нас весьма инертные.

- Не странно ли, что в России на музыкальных премиях нет рок-номинаций? В отличие от Grammy, Billboard и других иностранных премий?

- Поп-песни с прифузованными гитарами попадают иногда в премии. Остальной рок-музыки на наших премиях нет. Но было и иначе. В девяностые была премия «Овация», и туда приглашали ДДТ, «Аквариум» и других, а те отказывались. Их звали на ТВ, а те отказывались. А потом обернулись, и поняли, что их уже не зовут и никуда не пустят, как сказал сам Шевчук. Так же было и с премиями, обоюдный процесс. Музыка сегментировалась, и теперь самим телеканалам и премиям невыгодно приглашать рок-музыкантов или джаз.

Премии должны быть двигателями индустрии, - привлекать внимание к талантливым музыкантам, чтобы зритель потом пришел на их концерты. Деньги двигаются к музыкантам, индустрия богатеет и премии богатеют. Такой должен быть жизненный цикл. У нас он нарушен. Каналы награждают тех, кто уже крутится на этих каналах. Множится местечковость. А вот Grammy как раз претендует на то, что называются лучшие вообще, в каждом жанре отдельно.

- В какой студии группа сейчас работает?

- Последние четыре альбома мы писали на студии «Лига» с Юрием Вороновым. Это недалеко от гостиницы «Космос». Мне нравится работать с Юрием, он по-хорошему спокойный, и мне кажется, что именно таким четким, педантичным должен быть звукорежиссер. Мы делаем алмазы, а он должен создать бриллиант. Когда мы с ним работали над альбомом «Нежно», я поставил ему задачу сделать сухой звук, ближе к джазовому. Он попросил референс. Я назвал шотландца Донована. Сделать сухой и при этом объемный звук чрезвычайно сложно, всякими обработками тут объем не создать. Так же на этот альбом  мы пригласили много музыкантов, среди которых - Александр Дитковский на трубе, Виталий Погосян на дудуке, Борис Плотником на харпе, Олег Сакмаров на флейте.

- Всегда получается сразу слышать новую песню? Что тут гитарка звучит, а тут скрипочки…

- Всегда есть общее ощущение, и есть детализация. В «Джими» или «Музыканте» сразу понятно, что нужна гитара. Хотя в «Джими» мне сразу хотелось еще и симфонический оркестр добавить, соединить гитарные риффы со звучанием классического оркестра. Возможно, когда-нибудь получится это реализовать.

- Сейчас появилось много рок-групп, которые снова поют на политические темы. При этом многие уважаемые рокеры отказываются от любых политических месседжей. А что думаешь ты?

- Если об этом петь, то песня должна идти от тебя. Когда такое пел Егор Летов, было понятно, что это его программа, это его принципы. Если девчоночки поют про протесты, потому что это хайпово — это одно, а если это их реальная позиция — другое. Фальшь будет сразу слышна. Для себя я понимаю, что если у артиста есть потребность высказаться на такие темы, то надо это делать. От меня социальные темы всегда были далеки. Мне интереснее разобраться во внутреннем мире человека. Понять, что для него такое Любовь, Свобода, Вера, Истина.

Задача любого творца — создание и трансляция морального кодекса для себя, для простых людей и для тех, кто приходит к власти. Искусство дает человеку возможность через эстетику зацепиться за этические нормы, куда более сложные для понимания. Если бы искусство в полной мере выполняло эти функции, к власти приходили бы более этичные люди. Да, это непросто. Но у нас есть пример средневековой Флоренции, где богатый правитель тратил безумные деньги на искусство Микеланджело, Леонардо, Брунеллески. Нам есть, к чему стремиться.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
09/11/2020 - 19:15   Rock   Рецензии
Группа «Свободный Полет» выпустила 13-й студийный альбом «Нежно» с участием Олега Сакмарова, Александра Дитковского, Виталия Погосяна и других знаменитых музыкантов. Но главное в нем вовсе не это.

«Бомба Питер», 2020.
Жанр: русский рок, электроакустический рок, латино-рок, блюз-рок.

Это электроакустический альбом, в целом не очень типичный для плотного рок-саунда «Свободного Полета». Зато очень романтичный, что типично для группы. И не балладно-романсовый, что снова нетипично. Странный альбом странного 2020 года, что уж там.

Лидер группы Илья Полежаев — совершенно точно отъявленный романтик, что уже не раз доказывал (послушайте хотя бы альбом «Фрески»). И рок-бардовская акустика подобного рода ему явно близка, поэтому столько уже вышло дуэтов с Михаилом Башаковым, Александром Чернецким, Павлом Пиковским и иными мастерами этого дела. Настало время снова проявить себя в электроакустике.

Легкий оттенок латино очень идет заглавной «Нежности». Это позитивная колыбельная с проникновенной флейтой Олега Сакмарова («Наутилус Помпилиус», «Аквариум») и симпатичным бриджем с нисходящим гармоническим рядом в духе фламенко. Полежаев поет вкрадчиво и нежно песню-оберег для своих домашних. Самая красивая песня альбома.

«Свободный Полет»
«Свободный Полет»

Распевная «Родная» с отличной гитарой Сергея Пахотина и блюзовым харпом Бориса Плотникова (группа Евгения Маргулиса) — это в чистом виде «Свободный Полет» как он есть, звучит наиболее архетипично. А вот проникновенный дудук Виталия Погосяна («Дудук бэнд», Максим Леонидов) в «Осени» - скорее непривычно, причем Погосян блистательно играет не только соло, но и зачинает фактически рифф для трека (хоть семплируй!). И блюз-роковое соло Сергея Пахотина выше всяких похвал, после слов про неожиданную осень в отношениях гитарное соло звучит красочнее любых слов. Жизнерадостная «Попробуй» звучит воодушевляюще, и скрипка Евгения Крючкова (экс-«Джин Тоник»), играющего в акустическом составе группы, хороша.

Трек «Поехали» - старая песня, она выходила еще в альбоме «Я буду ждать» (2006). Фолковая, она основана на почти балалаечном звукоизвлечении гитары и мощном распевном вокале Полежаева (которого он почему-то часто стесняется из-за возможной похожести на тембры Владимира Шахрина, и зря). За годы потерялись «гармошечные» клавиши и широта распева, зато прибавились сочно звенящие гитары. Версия имеет право на жизнь, хотя мне все-таки больше нравятся привольные распевы 2006 года, они звучат аутентичнее. Впрочем, в следующем году выйдет, как обещал Полежаев, дуэтная версия «Поехали» с Мариной Капуро, - и там эта песня может прозвучать еще более экстравагантно.

«Потеряшка» длится рекордные 12 минут с половиной минут (!), дышащие обертоны трубы Александра Дитковского («Машина времени», «Квартал») действительно можно слушать бесконечно. Хотя он тут только в двухминутном, что очень немало, вступлении и коде. Гитара Пахотина играет эмоциональные соло, а песня посвящена девушкам-охотницам из ночных клубов, мечтающих стать принцессами с «лексусами». Такую девушку Полежаев сочувственно называет потеряшкой, которая бродит «как бездомная дворняжка». Рецепт утешения от отсутствия «принца» прост — встретить простого парня и влюбиться. Гм… Нарочитое упрощение вряд ли формула успеха. Полежаев тут именно упрощает, и это не выглядит как убедительный месседж, даже несмотря на неагрессивность подачи. Но кто-то, возможно, согласится.

Песня «Гарсонка» написана в знак уважения и благодарности к Евгению Маргулису после дуэта «Машина», и это самая мажорная песня альбома. Это песня о расставании с девушкой из-за того, что он музыкант-раздолбай, и в голове у него «лишь только песни», но он вот-вот добьется успеха и «мы с тобою снова будем вместе».

Еще одно посвящение — открывающая альбом песня «Перегруз», и она эстетически выбивается из всего альбома, даже интонационно. Песня посвящена рок-барду Михаилу Башакову, с которым «Свободный Полет» недавно выпустил дуэт «Музыкант». Трек начинается с фразы «Перегруженные смыслом песни нам не приносите», и это реальная фраза, которую Башакову сказали на одной радиостанции. Язвительные - и песня, и тембр Полежаева, и это понятно, поскольку и «Свободный Полет» не может попасть на радио годами. Тема животрепещущая, но не раскрытая снова, как мне кажется. Почему БГ, Земфиру или «Сплин» на радио крутят, а других нет? Ну явно же дело не в «перегруженности смыслом», как безапеляционно утверждается в песне. Наличие «хита» - уже теплее. Но и это не все объясняет. А чудное соединение хитовости, харизмы и злободневности уже выходит за рамки (это сегодня лучше ловить у Моргенштерна). Зато у Полежаева — отличные духовые с альт-саксофоном Евгением Игнатовым («Liver band») и роскошные раскатистые барабаны Андрея Шатуновского.

Альбом «Нежно» получился искренним, трепетным и очень музыкальным. С месседжами песен «Перегруз» и «Потеряшка» мне согласиться сложно, но их можно и нужно уважать. А музыкально неубедительных треков тут вовсе нет. Это крепкая и классная работа. Слушайте это на хорошей аудио-аппаратуре (просто ценный совет).

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
27/03/2020 - 16:37   Rock   Рецензии
И куда делась смурная уральская электроника? Четвертый макси-сингл из тетралогии «Сотворчество» стал самым позитивным и жизнерадостным из всех коллабораций «Свободного Полета» и N&B (а их уже немало).

«Бомба-Питер», 27.03.2020.
Жанр: русский рок, блюз-рок, фанк, инди-поп.

Стоит объяснить, что «Сотворчество» - это сотрудничество московской рок-группы «Свободный Полет», в которой есть лидер Илья Полежаев и супер-музыканты (без преувеличения) — барабанщик Алексей Шатуновский, гитарист Сергей Пахотин, басист Антон Розинский, - и пермского электронного дуэта Юрия Нестерова и Сергея Бондаренко.

Это не каверы, не ремиксы, - но скорее придание нового рельефа ранее вышедшим в жанре рок-квартета песням. Иногда весьма вызывающее, иногда освежающее, как в данном случае. Вышло-то уже ранее три, и вот четвертый, - есть о чем поговорить. В первые две части «Сотворчества» вошли ранние песни «Полета», собранные в альбоме «Прошлое» (2013), в третью вошли три трека из альбома «Настоящее» (2014), в эту же - четвертую - включены три песни из альбома «Будущее» (2017). И будущее видится Илье Полежаеву явно оптимистичным, хотя и не без оттенка извечной русской тоски. Или корневой блюзовой грусти, если угодно.

Достаточно просто сравнить исходники с «Сотворчеством». Посвящение Джими Хендриксу «Джими», спетое задумчивым речитативом с хрипловатым припевом на фоне психоделической гитары, снующей из одного уха в другое, - обратилось в гулкий психодел на основе фоновых шумов, отсылающих к раннему Pink Floyd. И стало респектабельнее, кажется.

«Дитя» из мажорного московского чувственного блюз-рока в духе «Воскресения» превратилась в не менее мажорный инди-поп в духе «Мегаполиса» или IOWA с пикантными блюзовыми гитарными соло. Преображение фантастическое.

«Свободный Полет» feat. N&B - «Сотворчество. Часть 4»
«Свободный Полет» feat. N&B - «Сотворчество. Часть 4»

Но самым большим сюрпризом все-таки оказалась новая версия «Дороги», - она изначально была фанковой с джазовым соло, но преимущественно гитарной. Электроника преобразила ее до неузнаваемости, - упругий бит на сильную долю, фанковые пады, пришептывания и бурчания. Огромная работа со звуком. Это просто модно! Это невероятно профессионально, и даже хитово. И уж точно это самый продвинутый трек в истории «Свободного Полета», в воздухе отсоединившегося от русского рока и прямиком влетевшего во все эти r’n’b, фанки и инди-попы разом. Будет очень странно, если этот трек проигнорируют радиостанции.

Новый макси-сингл — это про эволюцию «Будущего» в будущее. Всегда был уверен, что хорошие музыканты могут играть любую хорошую музыку. И даже гениальную. Потому, что они музыканты. И новый релиз «Свободного Полета» доказывает, - хорошие музыканты не знают барьеров, им нужен лишь ориентир. Или лидер. «Свободный Полет» приехал в будущее, теперь стоит ждать новых классных песен, потенциал доказан.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
25/11/2019 - 15:04   Rock   Рецензии
С нетерпением я ждал именно эту коллаборацию в длинной череде звезд, поющих песни «Свободного Полета». И потому, что это лучшая песня группы, и потому что это Максим Леонидов.

«Бомба-Питер, 2019.
Жанр: русский рок, блюз-рок, инди-рок.

Дуэтов в самом деле много. Песни «Свободного Полета» уже спели Настя Полева, Евгений Маргулис, Сергей Ефременко, Чиж, Александр Чернецкий и другими. Вышел альбом «Вместе. Часть 1» с 10 дуэтами, а всего Илья Полежаев обещает их три десятка минимум.

И все-таки история с этой песней — особенная. Это распевная стадионная песня, и вариантов тут всего два — либо кто-то реактивный хрипящий вроде Шевчука или Сукачева, либо нежно-лиричный вроде Бутусова или Леонидова. Сложился именно второй вариант.

Вообще про «Осень патриарха» я слышал байку, что ее не поставили на «Наше Радио» только потому, что заподозрили в патриархе и его «осени» намек на вполне себе конкретного пожилого политика во главе страны. Это забавно, но почему нет, ради абсурда-то? Хотя лично у меня всегда были скорее ассоциации с одноименным романом от великого писателя Маркеса, где он выписал собирательный образ некого абсолютного имперского правителя, смерть которого и вызвала то, о чем поется в песне: «Он строил империю кровью и потом, а все развалилось в мгновение ока». Мы же пережили в своей истории эти ощущения и после расстрела последнего царя, и после смерти Сталина, и после смерти Брежнева, - рушился строй, страна начинала жить совсем иначе. По естественным биологическим причинам нам предстоит пережить это вскоре снова. А уж в Латинской Америке такие переживания чуть не каждый месяц случаются, почитайте новости.

Важнее вопрос интонации, отношения к неизбежному. Как и Маркес, Илья Полежаев не рвет на себе волосы или не обличает тирана с пеной у рта. Он в позиции спокойного наблюдателя. Империи не строятся быстро, эффект привыкания к тирании проявляется постепенно. И это скорее историческая летопись, не терпящая истерик или ерничества. И Полежаев, и Леонидов пропевают летописные строки спокойно, флегматично. Отчего эффект произносимых слов многократно усиливается.

Максим Леонидов и Илья Полежаев
Максим Леонидов и Илья Полежаев

«Но слышны шаги - это хаоса поступь, Разброд и шатанье, незваные гости», - Леонидов поет так, будто знает все будущее наперед. Хрипловатые гитарные риффы убедительно вторят. Размеренный бой стадионных барабанов нагнетает градус. Неизбежность предстоящего хаоса пугает и завораживает одновременно.

Эта эффектная песня, конечно, должна звучать именно на стадионах. Выход дуэтного сингла может этому поспособствовать. Если вы еще не слышали этот гимн неизбежности падения тирании и любой империи (как показывает история), - стоит послушать прямо сейчас.

Гуру КЕН

27/09/2019 - 17:02   Rock   Рецензии
Не каждая группа решается вот так взять и перевыпустить сразу три своих номерных альбома в обновленном виде. Но если ты перфекционист и знаешь толк в хорошем рок-саунде — вариантов нет (слушать альбом).

3CD. «Бомба Питер», 27.09.2019.
Жанр: русский рок, блюз-рок, прогрессив-рок, аудиокнига, романс.

В одном из интервью Майкл Джексон как-то высказался: «Я никогда не бываю до конца доволен чем-либо. Я перфекционист — это часть меня». Коллеги часто добавляли разные пикантные подробности, как Джексон добивался того или иного звука, сколько раз переписывал басовые или клавишные партии. А потом перед каждым туром переписывал их еще раз заново.

В случае со «Свободным Полетом» примерно так же. Даже альбом называется «Вечность», и это не просто сумма названий переделанных альбомов «Прошлое» (2013), «Настоящее» (2014) и «Будущее» (2017). Фронтмен Илья Полежаев сознательно пишет нетленки, которые ждут своего часа. Такой подход к делу. 30 песен, и все они даже перезаписанные, пересведенные, перемастеренные — звучат в своей основе точно так же, как были записаны сразу. Они же нетленки по рождению. Ну, где-то перезаписана партия, в треках стало ощутимо больше воздуха, где-то стал акцентированнее вокал. Но это все как стереть пыль со стекла.

Тут точно не та история, что у Андрея Макаревича. Который в молодости хотел, чтобы его песни звучали как в хорошем джаз-оркестре, а приходилось петь с… Ну, все знают звук «Машины Времени». Нет. Илья Полежаев основателен, как мамонт. Он слышит свои песни сразу в абсолютно законченном виде, и это всегда роскошный рок с бомбическими барабанами и деликатными интеллигентными текстами, порой с христианским уклоном. Они такие. И вот он трет пыль, добивается хрустального сияния, идеального баланса, абсолютной гармонии.

И добивается же. Песни вневременные, с ними так можно. И нужно. Невозможно не получить удовольствия от этого благородного звука, прог-роковых мелодий, чуточки московской бесшабашности, убедительнейшей ритм-секции, нано-точности гитарных риффов и техничности соло. Сам Полежаев, может быть, не Бог весть какой вокалист, но искренний и задушевный (в хорошем смысле). Все склеивается в единую матрицу. А музыканты тут действительно первоклассные: Сергей Пахотин – гитара, Андрей Шатуновский – ударные, Антон Розинский – бас, Сергей Рудницкий – рояль, Борис Рубекин – ирландские флейты.

Лучшие песни «Свободного Полета» - «Осень Патриарха», «Монгол Шуудан», «Питер-Москва», «Не ждал», «Немодный мотив», «Музыкант», «Волопас» и др. - перезаписаны так, что их стало еще приятнее слушать. И они просто качественнее. Но та же «Осень Патриарха», на мой взгляд, стала сильно пожиже, когда басовую партию подняли на октаву и опустили в миксе, - впрочем, это дело вкуса. У кого-то будут свои предпочтения.

Каждый второй трек — стихи Полежаева, прочитанные известным актером Михаилом Евлановым. Любопытно, что совсем недавно вышла аудиокнига с таким же названием «Вечность», где все 60 текстов прочитал сам автор Полежаев. Тоже дело вкуса.

Очевидно, что Илья Полежаев пишет просто хорошие песни. Они немодные. Они не хиты. Но сегментация аудитории позволяет больше вообще не обращать внимания на эти условности. Как давно не делают этого «Воскресение», Кашин и многие другие. Найти свою аудиторию гораздо важнее. И это благодарный путь.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
01/08/2019 - 16:34   Rock   Интервью
Сегодня вышла аудиокнига «Вечность» лидера группы «Свободный Полет» Илья Полежаева. Он рассказал, что это лишь часть большого проекта - тройного аудиоальбома в обновленных аранжировках.

Московская группа «Свободный Полет» играет традиционный рок в блюзовых оттенках, и известна огромным количеством коллабораций с самыми популярными российскими рок-музыкантами. В день выхода аудиокниги (довольно непривычный для русского рока формат) мы пообщались с лидером группы Ильей Полежаевым, который празднует сегодня день рождения.

Группа «Свободный Полет»
Группа «Свободный Полет»

- Скоро же выйдет ваш новый тройной альбом «Вечность»? Я правильно понимаю, что это компиляция из предыдущих альбомов «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее»?

- Не совсем правильно называть это компиляцией. Те три альбома, которые мы выпускали по отдельности в течение 7 лет, можно считать подготовительными. А этот альбом, хотя песни все те же и в той же последовательности, - материал полностью пересведенный, полностью перемастеренный. Многие песни получили новые аранжировки, и даже некоторые песни пришлось перепеть, чтобы все это прозвучало цельно.

- Я уже прослушал. Звучит действительно очень ровно и цельно.

- В принципе, так и должно было быть изначально. Но у нас не было звукорежиссера, который мог бы сделать так, как нам хотелось. Сейчас мы работаем с Юрием Вороновым из студия «Лига», у нас полное взаимопонимание, и он сделал все новые версии песен.

- Я так понимаю, что вы планировали его выпустить еще в марте?

- Да, так планировалось, но все поменялось. В марте мы выпустили коллаборацию с пермским коллективом N&B. В итоге альбом выйдет 27 сентября, причем сразу в 4 версиях: «длинная» (30 песен + 30 стихов), «короткая» (только песни), и тройной CD-альбом. А 1 августа выйдет аудиокнига. Кто в каком варианте хочет, пусть в таком и слушает. Плюс, кстати, выйдет и пятый вариант — на электронных носителях.

- А сегодня вышла аудиокнига «Вечность». Раньше же у вас все читал актер Михаил Евланов, а теперь ты сам стал читать?

- Да, решил почитать сам. У Миши своя подача, у меня своя. Мне стало интересно для самого себя, как бы я смог это прочитать. На аудиокниге я прочитаю 60 своих текстов, это и тексты песен, и просто стихи. Без музыки. Но на тройном альбоме читает по-прежнему Евланов.

- Аудиокниги вообще продаются?

- Да, продаются! Вот недавно мне пришел отчет от агрегатора. Больше всего у меня слушают аудиокниги на Яндекс-музыке, на втором месте iTunes. Это ведь не первый мой опыт. Свою повесть «Мелодия Свободы» я тоже выпустил в виде аудиокниги, и по ней тоже неплохая статистика.

- А что за люди, которые их слушают? В отчетах нет пола, возраста, предпочтений?

- Сам не знаю. В отчетах это не указывается. Мне бы тоже хотелось бы узнать подробности…

- Расскажи о своем сотрудничестве с пермским электронным дуэтом N&B. На этот момент вышло три макси-сингла дуэтов с ними. Сотрудничество будет продолжаться?

- Обязательно будет! Сначала мы сделали с ними три песни из альбома 2012 года «Все только начинается», потом три песни из альбома «Прошлое» (2013), последними вышли три песни из альбома «Настоящее» (2014). А сейчас Юра работает над еще тремя версиями песен из альбома «Будущее» (2017). Из этой четвертой части мы две песни в начале следующего года издадим синглами, а полную 4 часть выпустим 27 марта 2020 года. В итоге у нас получится всего за все эти годы 12 песен, которые мы издадим отдельным альбомом чуть попозже. Поскольку пермяки тесно сотрудничают с финским звукачом, есть идея сделать мастер этого альбома у него. Даже винил хотим выпустить, ведем предварительные переговоры с Германией о хорошем толстом виниле.

- У вас ведь много и других дуэтов. С Настей Полевой, Евгением Маргулисом, Сергеем Ефременко, Чижом, Александром Чернецким и другими. Будете продолжать эту тему?

- Да, эта тема получилась неожиданно для нас самих глобальная! Дуэтов все больше и больше. Всего получится 30 дуэтов! Видимо, придется и с дуэтами выпускать тройной альбом! (смеется) 25 дуэтов уже записано, и еще пять в процессе. Первые 10 выпустили в том году. Альбом называет «Вместе. Часть 1». Вываливать их все сразу на зрителя неразумно, конечно. Будем показывать примерно по пять дуэтов в год, ведь у нас выходят еще и свои номерные альбомы, им тоже нужно внимание.

В этом году выпустили уже дуэты с Юлией Полежаевой из Наро-Фоминской команды «Caber Snake» на песню «Еще один год», с Дарьей Чиграковой из «Чиж и Со» на песню «Ты и я», с Настей Полевой на песню «Как жалко» и со Славой Никаноровым из «Ангела небес» на песню «Я верую». 27 ноября выйдет дуэт с Максимом Леонидовым «Осень патриарха». Он совершенно неожиданно согласился, и мы почти мгновенно записали, хотя и пролежала эта запись два года. Ждала своего времени. Вообще не всегда понятно, почему артисты соглашаются, - вроде бы почти никому неизвестная группа, а много именитых артистов согласны спеть ее песни.

В следующем году дуэтов мы выпускать не будем, потому что все будет посвящено нашему новому номерному альбому. А потом, в 2021-м году продолжим и покажем еще пять дуэтов.

«Свободный Полет» в акустике
«Свободный Полет» в акустике

- У вас поменялся состав. И вы стали играть больше акустических программ.

- Да, появилась полноценная акустическая программа. Мы всегда играли на стыке акустики и электричества, а теперь решили вернуться к старому звучанию. У нас появился скрипач Евгений Крючков, игравший ранее в группе «Джин-Тоник» на басу. Как скрипач он работал с Нино Катамадзе, когда та играла с оркестром, работал у Башмета. Он пришел и сказал, что на басу сейчас нет возможности играть, а на скрипке он готов. И мы сделали акустический микс из старых и новых песен со скрипкой. Так у нас появился вариант играть втроем — гитара, бас и скрипка, - есть вариант, где к ним добавляются барабаны и получается такая расширенная акустика. И вариант полного электричества, как обычно.

- Как ты относишься к заигрыванию рок-музыкантов с попсой? Когда на «Премии Муз-ТВ» награждают, например Диану Арбенину? Когда музыкант продолжает писать мощные песни, но при этом ходит по гламурным мероприятиям?

- Появилось серьезное расслоение, прежде всего финансовое. Когда музыканты из рок-мейнстрима начинают делать программы с серьезными вложениями в шоу, декорации, дорогие площадки. Они ведут себя как звезды, и таковы законы жанра. Остальные музыканты оказываются фактически в андеграунде. Такая ситуация неизбежна. Большие вложения требуют большой рекламы. И музыкант идет на те немногочисленные оставшиеся у нас музыкальные телеканалы и радиостанции. Круг замкнулся.

- Выхода нет, как поет Васильев?

- Выход есть. Появится новая Nirvana, которая сочинит коммерчески успешную абсолютно новую рок-музыку. И я верю, что она у нас появится. То, что делаю я и другие — это все-таки традиция, переработка имеющегося. Мы можем только в старую обертку заложить новые смыслы. Nirvana была последней группой, которая вынесла нечто новое на высочайший уровень популярности, создав новый музыкальный жанр. Появятся новые ребята из андеграунда, которые создадут нечто совершенно новое, и продюсеры будут вынуждены найти этих ребят и дать им большую сцену. И они все снесут. Это важно. Как рассказывал БГ, их альбом Radio Silence провалился в Америке только потому, что чуть раньше вышел альбом Nirvana. И снес все на своем пути. Выпусти БГ альбом пораньше, его история могла развернуться совсем в другую сторону.

- Нет обиды или зависти, что кто-то попал в звездную струю, а вот «Свободный Полет» не попал? Хотелось бы быть на их месте?

- Зависти никакой нет. Когда мы только начинали играть музыку вместе, мы поставили себе задачу никого не копировать, а просто делать музыку лучше от альбома к альбому. То есть ни с кем себя не сравнивать, но жестко сравнивать себя с собой. Новый альбом, который мы выпускаем осенью, - в нем уже есть та кумулятивность, сочетание качества звука с теми идеями, которые я хотел бы донести. Возможно, там нет хитов в общепринятом смысле (забойный припев и все такое). Но нет и лукавства, я не старался сделать этот альбом для какого-то конкретного сегмента слушателей. Хотелось сделать качественно и душевно. Для всех и при этом для каждого. Потому что внутри мы все одинаковые. Угадывать, какая песня станет хитовой у меня еще ни разу не получилось в этой жизни.

- Но ведь у вас есть «Осень патриарха», она абсолютно хитовая.

- Это для тебя. А для меня очень важна песня «Волопас», поэтому она и стоит в самом конце альбома. Но радиостанции она не заинтересовала совсем, даже несмотря на отличный дуэт с Чижом. Единственный, кто поставил ее в эфир, был Семен Чайка - «Свое радио».

В итоге все упирается в менеджмент. Когда один директор ведет пять групп, и все пять играют на том же «Нашествии». А другие не играют. Все просто. Зато в этом году на «Нашествии» есть третья сцена, это уже хоть какая-то дорога другим группам.

Мне важнее записывать песни так, как я сам хочу их услышать. Вот не поверишь, но песню «Старый ворон» я с 1996 года хотел спеть с Альбертом Кувезиным («Ят-Ха»), и вот недавно эта мечта осуществилась - мы ее записали. И я впервые услышал эту песню так, как она задумывалась и как мне хотелось, чтобы она прозвучала. Все совпало! И вообще, ребята мы уже немолодые, обид уже никаких нет. Мы загружены процессом по полной.

- Вы стали практически студийной группой.

- Ну вот немного поиграли акустическую программу, и снова засели в студии, да. Четыре альбома мы записывали одновременно, так накопилось и совпало в один момент. Плюс дуэты, где мы получаем согласие от артиста, и сразу начинаем к конкретной дате готовиться к записи. Плюс что-то пересводим, перемастерим. Так что был период сознательного отказа от концертной деятельности. Но теперь мы готовы играть и ехать, если будут предложения.

- Что в этом году или в последнее время понравилось, запомнилось из музыки? Наши или не наши, без разницы.

- Мне понравился Дима Бамбер «Шок», рэпер. Понравился Стас Старовойтов из «Стендапа», у него своя группа «Аричикаари», его альбом запомнился. Очень понравился украинец Дмитрий Дубов (Plotnik82), у него вышел отличный альбом «Смерть глотает блесну». Но это все скорее андеграундные вещи. Из более коммерческого — понравился последний альбом «Би-2», хотя я хотел бы услышать от них большего жанрового разнообразия.

Из западных — Эд Ширан, он остается собой, у него хорошая положительная энергетика, и не диссонанса между тем, что он делает и коммерцией. Ну и, конечно, Пол Маккартни, я в восторге от его альбома Egypt Station. Воодушевляющий альбом.

- А что у вас с новым альбомом? Когда он выйдет?

- Альбом уже готов. Он записан, сведен, смастерен, и ждет своего часа. Он будет называться «Нежно». Сначала выйдут три сингла, а 27 сентября будущего года мы его выпустим в свет. Это будет как всегда на день рождения группы.

- Какой терпение! Альбом готов, а выйдет он только через год!

- Ничего страшного. Год пройдет гораздо быстрее, чем мы думаем. В альбоме всего 8 песен, но одна композиция длится 12:45. И это не «Богемская рапсодия», а наша песня «Потеряшка». В процессе работы поняли, что наших сил будет маловато, и появились великолепные музыканты: Александр Дитковский («Квартал», «Машина времени»), харпер Борис Плотников (играет с Маргулисом), Олег Сакмаров на флейте, дудукист Валерий Погосян, наш скрипач Евгений Крючков и другие. В итоге получилось довольно симфоничное звучание всего альбома, несмотря на его электроакустичность. Хотелось сделать альбом просто песен. Легкие песни в воздушном исполнении.

Для нас такие задержки с выходом вполне обычное дело. Альбом отлеживается, можно где-то пересвести, если покажется что-то не так. Мы ведь каждый месяц что-то новое выкладываем. Который уже год мы выпускаем по 10-12 релизов в год. Бывает, что над альбомом работаем семь лет. Главное, чтобы результат был качественным, так, как нам нужно.

- Процитирую одну из ваших немодных песен: «Немодные песни Я буду писать И снова на сцену Приду умирать. Немодный мотив И звучанье не то, Зато мне от песни На сердце тепло». Это позиция и на будущее, или вдруг хип-хоп запишите с модным бэнгером?

- Может быть все, что угодно. И хип-хоп, и бэнгеры. Лишь бы не было внутреннего диссонанса. Почему я привел пример Эда Ширана? Мне кажется, что он делает что сам хочет, а менеджмент делает ему из этого большой концертный тур. 30 лет я занимаюсь написанием песен, и представляю себе, как написать песню, которая продержится три месяца в радиочартах. А вот как сделать, чтобы твою песню поставили слушать через 30 лет, - вот это вопрос. Есть такой артист Ник Дрейк, массовый слушатель начал его слушать только через 20 лет после его смерти, а песни как тогда были божественные, так и сейчас остаются такими же. Сейчас на него делают каверы, звезды посвящают ему песни. Вот это важно. Не скурвиться, сделать песни, которые будут слушать не один день. Думаю, что Майк Науменко или Юрий Шевчук сочиняли свои лучшие песни, вообще не думая о чартах или популярности. Мне ближе такой путь.

Ту музыку, что мы сейчас играем, мы можем играть и тогда, когда нам будет по 80 лет. Никакого диссонанса!

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
27/03/2019 - 18:19   Rock   Рецензии
Вышла в свет третья часть занимательной коллаборации московской рок-группы «Свободный полет» с пермским электронным дуэтом N&B. И это самый разноплановый из всех макси-синглов.

«Свободный полет», 2019.
Жанр: поп-рок.

Сотрудничество рокеров и электронщиков началось еще в 2016 году, именно тогда вышла первая часть «Сотворчества». Сумрачный уральский бит значительно обогатил тембральную палитру традиционного рок-квартета. Появились замысловатые готичные интонации, автохтонная мощь падов, да и вокал Ильи Полежаева стал звучать изобретательнее во всех смыслах.

И вот новые три трека. Ну как новые? Они уже известны поклонникам, выходили на альбоме «Настоящее» (2014) и отдельными синглами, и теперь получили новое воплощение, как уже водится, в аранжировках Юрия Нестерова.

Открывает макси-сингл «Квас». Там, где в оригинале регги (да-да, в песне про русский квас!) звучал солнечно и жарко, объявились задорные духовые — тромбоны и трубы, проявились не только вкрадчивые клавиши, но и сбивки, затакты всяческие. Солнечности резко убавилось. К тому же на вокал Полежаева наложили безмерные ревера в духе старых записей Марли. В итоге получилось не только психоделично, но и иронично. Ирония была и ранее, но теперь она стала подчеркнутой и куда более рельефной.

С треком «Не ждал» получилась другая история. Она звучала немного в стилистике Jethro Tull – с флейтой под глыбой блюз-рока, и история о герое а-ля шотландские баллады или там наши былины. Так она и начинается. А затем проявляется… трип-хоп. Со всеми этими ритмическими рисунками, гулкими поскрипываниями и виртуозной басовой партией. Баллада в трип-хопе. Это дало новое измерение: героя словно подстегивают идти вперед, подспудная напряженность намекает на невеселый финал истории. Ну, и аллюзий с «Вагонными спорами» Макаревича никто не отменял…

«Осень патриарха» - одна из самых эпичных и величественных песен «Свободного полета», да и просто из лучших. С хоровыми стадионными запевами, с гитарными риффами на одном аккорде. Ее можно сравнить с «Полковнику никто не пишет» у «Би-2», значение для группы такое же. И переделывать? Оказывается, можно. Потому что можно добавить биты в духе квиновских Radio Ga-Ga – и появится европейский саунд. Мрачноватые пады отсылают к дарк-вейву, а вокал становится объемнее. И прекрасное гитарное соло при деле. Но тут стоит заметить, что парадоксальным образом песня стала куда менее стадионной! Замедленной, не ритмичной. А куда делись хоры? Они тут гораздо важнее побулькиваний. И молотильня барабанов куда-то испарилась, хотя и в оригинальной версии все время хотелось выкрутить эквалайзер, чтобы расслышать их во всей красе. Словом, меня результат не удовлетворил. Обидное слово ремикс — наиболее подходящее.

А в целом «Сотворчество. Часть 3» производит приятное впечатление. Филигранная работа со звуком, множество находок и озарений, которые сложновато было предположить в качестве идей для тех песен. Работа проведена масштабная. И по звуку это уже вполне мейнстримный продукт, если радиостанции решатся поставить такую музыку в эфир.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
27/09/2018 - 13:40   Rock   Рецензии
Думаете, звезды поют только со звездами? Евгений Маргулис, Чиж, Александр Чернецкий, Михаил Башаков и др. записали дуэты с московской группой «Свободный Полет» просто потому, что им понравилась музыка.

В день своего 15-летия «Свободный Полет» представил неожиданный альбом «Вместе», целиком состоящий из 10 дуэтов с известными и известными в узких кругах музыкантами. Причем приставка «Часть 1» намекает на то, что последует и продолжение!

Чем же известна эта группа? Если в двух словах, это русский рок с сильными блюзовыми корнями. В постоянном составе — знаменитый барабанщик Андрей Шатуновский («Рецитал», «Динамик», «Цветы», группа В.Меладзе) и известный сессионный гитарист Сергей Пахотин. Лидер и сонграйтер — Илья Полежаев. В разные годы в группе играли клавишник Сергей Рудницкий («Аракс», Ленком) и флейтист Борис Рубекин («Аквариум»). В качестве этой музыки можно не сомневаться.

Гораздо интереснее, как получилось, что Чиж или Маргулис решились записываться со «Свободным Полетом». В интервью со мной Илья Полежаев объяснил этот феномен так:

«Почти все дуэты нам предлагает наш издатель, лейбл «Бомба Питер». В марте 2016 года Олег Грабко предложил нам спеть с Михаилом Башаковым, который неожиданно оказался живущим на тот момент в Москве, а не в Питере, и совсем недалеко от нашей базы. А мы с ним сыграли совместный концерт еще в 1999 году! И мы записали с Башаковым сингл «Музыкант». Затем пошли новые и новые дуэты. Александр Чернецкий согласился с нами спеть, и Чиж, и Маргулис, и Пиковский. Дело не в том, чтобы записаться со звездами, а в том, чтобы спеть с теми музыкантами, которые дороги нам именно как музыканты, близки нам по духу. Отсюда и дуэт с Ольгой Никитиной, которую наша публика не очень знает, и Цуркан, и Силин, и Бондаренко… Отмечу, что все музыканты записываются с нами абсолютно бесплатно, на чистом энтузиазме. Нравится песня — поют».

Сразу стоит отметить, что зубодробительных рок-хитов в этом сборнике почти нет. Зато с ходу прошибает эта чистая увлеченность классическим блюз-роком с реверансами в сторону русского рока. Неподдельная радость от музицирования, кристально чистый звук, рок как образ жизни. Все уже издавалось и выкладывалось публично в виде макси-синглов.

Сергей Чиграков спел «Волопаса», прозрачную гитарную балладу в духе «Воскресения», - голоса Чижа и Полежаева органично сливаются так, будто всю жизнь вместе и пели. Михаил Башаков выбрал блюз «Музыкант» об уличном музыканте, который «не продался боссам за гроши», - это все и о Башакове, и о Полежаеве тоже. Кстати, странно, что именно этот трек до сих пор не звучит на рок-радиостанциях, ему там самое место.

Евгений Маргулис ожидаемо выбрал энергичный рок-н-ролл с симптоматичным названием «Машина». Солирует гитара Сергея Пахотина, а Маргулис со своим сверхъестественным блюзовым чутьем дает жару про «бродяжный рок-н-ролл». Павел Пиковский давно ушел от академического вокала, которому учился в нижегородском музыкальном колледже, и предпочитает самобытные романсы и церковное пение. В треке «Не ждал» - печальная история, спетая лирично и с надеждой на будущее. Александр Чернецкий выбрал блюз-роковый «Немодный мотив» с раскачивающимися гитарными риффами, и как про себя спел «Немодные песни я буду писать, и снова на сцену приду умирать, … зато мне от песни на сердце тепло». Это спето аффектированно-хрипло, и настолько пронзительно, что не поверить невозможно. Как всегда у Чернецкого. И Полежаев тут конгениален. Прекрасный андеграундный трек. Гитарист и звукач Валерий Цуркан ожидаемо выбрал возвышенную балладу «Иконка», Алексей Силин — любовную рок-балладу «Питер-Москва» (сравните ради любопытства ее с электронной версией).

Самым необычным треком альбома оказался регги-рок «Квас» с фьючерингом Сергея Ефременко, фронтмена культовых «Маркшейдер Кунст». Это «среднерусский реггей», как называют его музыканты «Свободного Полета». Аранжировка из альбома «Настоящее» (2015) практически не изменилась, а вот появление растаподобного Ефременко абсолютно сместило все акценты — жара как в Гоа, а квас как символ любви и спасение от жажды одновременно. Полежаев тут даже не стал петь, и это правильное решение, - трек самодостаточен.

Сергей Бондаренко в духе Чижа исполнил со «Свободным Полетом» песню «Пьяное похмелье», а бард Ольга Никитина оказалась вполне органична в фортепианной аранжировке «Спасибо» (из того же альбома «Настоящее» (2014). Голоса сливаются в унисон, и дают эффектные контрапункты сольно.

Я даже не знаю, как оценить этот альбом. Если на Западе такие фьючеринги выходят пачками, и фанаты благодарят за любовь к музыке, - у нас это почти неприлично. А не надо таких приличий. Это чистое удовольствие от не омраченного ничем рок-н-ролла. Музыка для музыки. И немножечко для собственного кайфа.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
01/08/2018 - 15:37   Rock   Интервью
Лидер рок-группы «Свободный Полет» Илья Полежаев признался, что со звездами у него выйдет двойной альбом.

Московская группа «Свободный Полет» бьет все рекорды по творческой производительности: сольные альбомы, коллаборации, аудиокниги, дуэты… Илья Полежаев успел выпустить повесть о советском джазе, и даже в аудио-варианте. Мы поговорили с Ильей о планах, отношении к звездам и возможности развивать рок-н-ролл в России.

- «Свободный Полет» выпустил в 2017 году полноценный альбом «Будущее», в 2016 и 2018 выпустил два дуэтных альбома с электронной группой N&B, и получил хорошие рецензии от критиков. А какова реакция слушателей? Вы довольны ею?

- Зрители поделились надвое. Одной части, особенно тем, кто слушает нас недавно, эти эксперименты с N&B понравились. Другая, из тех, кто слушает нас давно, «Сотрудничество» с N&B не приняла, но им понравился альбом «Будущее». Если говорить про альбом «Будущее», то у нас была задача сделать трилогию в разных стилистиках: «Прошлое» в стилистике русского рока, «Настоящее» - британского рока, и «Будущее» в духе американского кантри-фолк-рока. Три столпа рок-н-ролла, иными словами.

В марте 2019 года мы планируем переиздать всю трилогию в заново пересведенном и перемастеренном виде, все 60 треков. Должен получиться цельный по звуку тройной альбом. В принципе, так и задумывалось изначально, но не получилось, потому что приходилось менять по разным обстоятельствам студии при записи этих альбомов.

- Будете переиздавать трилогию в виде CD-бокса или тройного винила?

- Да, есть и такие планы, буквально сейчас идут переговоры про выпуск CD, но сейчас мы все альбомы издаем официально в электронном виде и вы их можете найти на всех основных электронных мировых витринах. Про винил пока не знаю, ведь он ограничен по длительности записи, получится слишком много дисков.

- Коллаборация с N&B прибавила вам аудитории, близкой к электронной музыке?

- Это можно сказать определенно, причем в большинстве — это девушки возраста примерно 23-28 лет. Я спрашивал у них, какая песня больше нравится? «Питер-Москва». Почему? Потому что про любовь!

В этом году мы готовим третью запись с N&B, это будут песни из альбома «Настоящее». Выпустим ее примерно в феврале 2019 года, хотя перед этим, а точнее этой осенью, будет два сингла с этого альбома. А потом запланирована еще и четвертая часть! Уже с песнями из альбома «Будущее». В итоге у нас получится 12 треков, и мы издадим его уже как полноценный альбом. А у самого N&B в сентябре выходит собственный новый альбом...

- Я с удивлением прочитал в Википедии, что в июне на «Кинотавре» показывали фильм с вашим участием, и даже ваша песня звучит там в саундтреке. Расскажите, что это за история с кино и как встретили фильм на «Кинотавре».

- Фильм встретили очень хорошо. Если начинать рассказывать сначала, то актер Михаил Евланов, который читает стихи на нашей, уже упомянутой ранее трилогии, предложил мне поучаствовать в этом проекте. Его старая знакомая, очень нежный и очень тонкий человек, актриса Мария Шалаева решила снять свой первый короткий метр, как режиссер. Она собрала единомышленников и друзей, получилась дружная команда. Фильм «Развод» длится 17 минут, это история о расставании. В главных ролях — Мария Шалаева, Михаил Евланов, а также Андрей Пискарев и Манана Татибадзе, она будущая звезда, только что окончила ГИТИС с красным дипломом. Фильм уже показали в Москве на фестивале «Эхо Кинотавра» в центре документального кино — зрителей пришло столько, что пришлось делать дополнительный сеанс.

У меня там две роли: условного иностранца, и в финале я как уличный музыкант. К моменту выхода фильма мы успели пересвести песню «Квас», и она вошла в саундтрек. Кстати, я не теряю надежды, что мою повесть о джазе «Мелодия свободы» когда-нибудь получится экранизировать, я сейчас адаптирую ее под киносценарий. Мечтаю об этом.

- Михаил Евланов много читает на ваших альбомах. И вроде были планы записать аудиокнигу с ним?

- У нас не получилось сделать аудиокнигу на мою повесть «Мелодия свободы». Дело в большой занятости Евланова, у него 5-6 съемок в год, и в Москве он появляется только эпизодически. Но получилось другое: группа «Свободный Полет» выпускает аудиокнигу, в которую вошли 30 стихов в исполнении Евланова из нашей трилогии, и я сам дочитал тексты своих песен. Получается чередование: стих-песня-стих-песня… Аудиокнига выйдет в трех частях под названием «На двоих». Потому что мы вдвоем с Евлановым все читаем. Это адресовано тем, кто хочет не только слушать песни, а именно вникнуть в сами тексты. В следующем году выйдет песня, которую мы с ним спели дуэтом. Она станет еще одним треком, который войдет во вторую часть нашей дуэтной эпопеи.

- Рынок аудиокниг вообще рентабельный? Кто-то это покупает?

- Да, это очень популярный сейчас вид аудиозаписей, люди стримят аудиокниги. Их удобно слушать в машине, например. Мне приходят отчеты, где аудиокнигу «Мелодия свободы» активно стримят в той же Яндекс-музыке, Google Play, Apple Music и других сервисах стриминга.

- Огромное число дуэтов выходило у вас в последние годы. Чиж, Чернецкий, Маргулис, Никитина, Цуркан, Пиковский, Башаков, Силин, Бондаренко, Ефременко из «Маркшейдер Кунст»… Вот Ефременко совсем заинтриговал — откуда он-то появился?

- Почти все дуэты нам предлагает наш издатель, лейбл «Бомба Питер». В марте 2016 года Олег Грабко предложил нам спеть с Михаилом Башаковым, который неожиданно оказался живущим в Москве, а не в Питере, и совсем недалеко от нашей базы. А мы с ним сыграли совместный концерт еще в 1999 году! И мы записали с Башаковым сингл «Музыкант». Затем пошли новые и новые дуэты. Александр Чернецкий согласился с нами спеть, и Чиж, и Маргулис, и Пиковский. Дело не в том, чтобы записаться со звездами, а в том, чтобы спеть с теми музыкантами, которые дороги нам именно как музыканты, близки нам по духу. Отсюда и дуэт с Ольгой Никитиной, которую наша публика не очень знает, и Цуркан, и Силин, и Бондаренко.

А Ефременко появился совсем внезапно! Мы хотели записать дуэт с одной девушкой (не буду пока ее называть), но появился Ефременко и согласился спеть дуэтом «Квас». У нас это был, в принципе, регги, но такой стилизованный регги. А он спел ее как полноценный регги! Я так никогда не спою, у меня совсем другая школа. За один день он выучил песню, пришел и за два дубля прекрасно ее записал. Уровень профессионализма у него просто потрясающий. Так неожиданно появился с нашей жизни «Маркшейдер Кунст», который я слушаю еще с прошлого века…

«Свободный Полет»
«Свободный Полет»

- Пока уже выпускать альбом дуэтов?

- 27 сентября будет 15 лет группе «Свободный полет». И так получилось, что записано уже 10 дуэтов. Так что мы решили к этой дате выпустить полноценный альбом дуэтов под названием «Вместе». Но пока мы готовились, появилось еще некоторое количество дуэтов! Так что к юбилею мы выпустим эти 10 дуэтов, а в следующем году выпустим еще один альбом с дуэтами. На сегодня у нас есть еще 6 дуэтов для будущего альбома. Отмечу, что все музыканты записываются с нами абсолютно бесплатно, на чистом энтузиазме. Нравится песня — поют.

Открою тайну. Уже записаны дуэты «Свободного Полета» с Настей Полевой и Максимом Леонидовым. В этом году они точно не выйдут, скорее в следующем или даже в 2020 году. Но это большой опыт. Я ловлю себя на том, что на концертах подхватываю те вокальные приемы, которые привнесли Полева и Леонидов при записи, настолько точно и по-музыкантски органично они поют, это обогащает вокальную партию. Это топ-музыканты. Евгений Маргулис тоже с первого дубля спел настолько чисто и грамотно, что ничего переписывать и не стали. Есть мечта — спеть с нашей оперной дивой Аидой Гарифуллиной.

- Хорошо было бы все собрать всех, с кем уже записаны дуэты, на одном большом концерте «Свободного Полета»!

- (Смеется) Думаю, что это практически невозможно. Но на юбилейные концерты осенью мы по возможности будем приглашать тех, кто сможет. Собрать сразу всех было бы здорово, будем думать.

- Хорошо, с российской темой все понятно. Не было ли задумки «пойти на Запад», попробовать что-то сделать в Америке, например?

- Бьете в точку! Такая идея есть, и она даже почти реализована. Когда-то мне попался альбом Брюса Спрингстина Nebraska, это даже не альбом, а студийная запись под гитару для себя. 10 песен под гитару. А его издатель решил издать их как альбом. Потом все эти песни были сыграны полной группой, конечно. Меня поразил этот альбом — только голос и гитара, и какая мощь! И я решил пойти тем же путем — взять уже проверенные песни из разных альбомов, пригласить хорошего литературного переводчика, носителя языка, и перевести на английский. И записали эти песни в две гитары на английском языке. По стилистике это скорее кантри-блюз. По форме кантри, но ментальность-то остается русской! И в этом, как мне кажется, может быть интерес для англоязычного слушателя. Знакомая аутентичная форма, но совсем другое содержание.

- Стоит задать главный вопрос. Когда теперь ждать от «Свободного Полета» нового полноценного альбома?

- Если все пойдет нормально и мы успешно закончим все намеченные проекты, прежде всего с пересведением трилогии к марту 2019 года, выпуском второй части дуэтов в сентябре 2019 года… То тогда надеюсь, что в 2020 году выйдет наш новый альбом. Он уже практически готов, сделаны аранжировки, частично записан вокал. Это будет не такой концептуальный альбом, как каждая из трех частей трилогии. Будет 8 песен, причем одна очень длинная, как я всегда мечтал — почти 12 минут звучания. Посвящение Pink Floyd и группе 25/17 (песне «Златовласка» конкретно), как ни парадоксально. А подтолкнул к ее написанию, как ни странно, Дмитрий Нагиев, который в фильме «Самый лучший день» говорит фразу «потеряшка» про свою девушку. И так зацепилось, и покатилась история…

Альбом будет называться «Нежно». Было желание спеть нежно нежные истории. Уйти от рок-н-ролльного драйва, фузовых гитар к лиричной электроакустике.

- Планов громадье!

- Да, запланировано все на пару лет вперед. Но самое удивительное, что пока все получается успевать. Сейчас с головой погружены в пересведение трилогии, мы нашли звукорежиссера, который понял все, что нам нужно, - это Юрий Воронов в «Лига Студия». Он в свое время записал почти все альбомы Михаила Круга, при этом по сути своей являясь абсолютно рок-человеком. Альбом «Будущее» мы записывали с ним, и теперь решили пересвести с ним две первых части, чтобы они все слушались гармонично.

- Чемпионат мира по футболу в России прошел так, что редкая группа не выпустила песню про футбол. У вас не написалось?

- Пока нет. Вызревает, наверное… Я смотрел практически все матчи. Самый лучший по накалу и напряжению чемпионат, а я смотрю их с 1986 года, с мексиканского чемпионата. У нас получилась отличная команда без особых звезд и даже возрастная. Но команда выглядела командой, и чемпионат подтвердил, что побеждают только сборные с командным духом. Те, кто играет на одну звезду, - проигрывают. Даже бразильцы!

Гуру КЕН

Быстрый поиск:

Страницы