"Ва-Банкъ" - "Игроки и шпионы"

О разнице между своими сольными работами и деятельностью в составе группы 'Ва-банкъ' Александр Ф.Скляр высказывался следующим образом: 'Еще не хватало, чтобы мои дядьки играли танго: нет, 'Ва-банкъ' - это настоящий рок-н-ролл'.

Действительно, новый альбом коллектива совершенно не похож на сольные 'путешествия' Скляра: многие песни 'ва-банковцы' вообще сочинили без участия своего лидера, да и рок-н-ролльное буйство они наловчились создавать самостоятельно. Иногда это буйство разрушает сам Скляр - уж больно строг и одновременно вальяжен его извечный баритон. 'Игроки и шпионы' - первый альбом 'Ва-банка', записанный в обновленном составе.

Влившийся в группу экс-гитарист 'СерьГи' Сергей Левитин принес с собой несколько песен и кучу идей, став в итоге саунд-продюсером пластинки. Временами возникает ощущение дежа вю, ибо с такой же проблемой Левитин сталкивался в 'СерьГе': инструменталисты играли едва ли не самую энергичную и прогрессивную музыку в стране, а Галанин пел под этот аккомпанемент совсем в другую сторону и будто бы о чем-то своем. Теперь жесткая гитара Сергея упирается в размеренный неторопливый вокал Александра Ф. Впрочем, подобное происходит только тогда, когда слушатель сталкивается с нетипичными для 'Ва-банка' обработками. На диске хватает и вполне традиционных скляровских произведений (забавно, что некоторые из них, например, 'Озеро', написал ассимилировавшийся Левитин) - поклонники слышали такое сотни раз, но на то они и поклонники, чтобы получать удовольствие от однообразия творческих приемов.

Начинается все, впрочем, довольно многообещающе не только для фанатов. 'Голодные пули' открываются полуминутной мощнейшей гитарной завесой, и даже вступающий после этого вокалист Скляр старается соответствовать инструментальной ярости и держится до конца. Далее следуют тяжеловесные 'Игроки и шпионы', давшие название всей пластинке. Для группы эта песня явно очень важна, ибо она просто перегружена смыслом: если бы не легкомысленное насвистывание, осилить ее способны были бы только самые твердые искровцы.

'Радиодыры' стоит слушать скорее из-за текста - 'безумными старцами' назвал своих коллег во время работы над альбомом барабанщик Белизов: 'старцев' это вдохновило на песню о пустых радиоволнах. В припеве, кстати, можно услышать некоторые плоды усилий Сергея Левитина в работе над звуком; однако плоды эти притоплены на задний план. Еще одна не очень 'ва-банковская' песня - 'Их много': она написана Левитиным еще для 'СерьГи', и часть текста принадлежит перу Сергея Галанина. В принципе, нетрудно представить и его вокал на месте скляровского. 'Новые китайцы' - уже известная вещь, которая могла попасть как в этот альбом, так и в любой из сольников Александра: новая аранжировка тут принципиального значения не имеет. То же можно сказать и о 'Куклах', хотя они формально новы.

А вот 'Жизнь на пять четвертей' - просто поп-панк, написанный Левитиным и Аликом Исмагиловым, а Скляр не без удовольствия им подыграл, точнее, подпел. В композиции 'Огонь-вода' слушатель опять перед выбором: вслушиваться в текст или наслаждаться аранжировкой - одновременно никак не получается. В песне 'Легко' Александр Ф.Скляр будто вспоминает времена раннего 'Ва-банка': кому интересно, может присоединяться. Еще Левитин и Исмагилов сочинили шуточную песенку 'Доверяя': по тексту она напоминает цоевскую 'Следи за собой', а по музыке - 'Три слова' Найка Борзова. А заканчивается альбом произведением 'Есть моря (Белый корабль)', сознательно стилизованным под 'Эльдорадо': гитарный левитинский артобстрел здесь сменяется акустикой с участием духовых инструментов, записанных Александром Бялым.

В общем, при желании в 'Игроках и шпионах' можно найти треки на любой вкус. С другой стороны, выслушать этот альбом в режиме нон-стоп невероятно трудно.

Алексей Мажаев, InterMedia
Real Records. Релиз диска состоялся в марте.