Константин Кинчев требует от «Коммерсанта» извинений

Константин Кинчев направил на имя Генерального директора «Коммерсантъ Санкт-Петербург» претензию о защите чести и достоинства и опровержении порочащих сведений.

Текст письма размещен на официальном сайте группы «Алиса»:

ПРЕТЕНЗИЯ
о защите чести и достоинства, опровержении порочащих сведений.

В газете «Коммерсантъ С.-Петербург» № 40/П (5071) от 11.03.2013 г. опубликована статья «Лунные песни с солнечной символикой», в которой автор рассказывает о прошедшем 2 марта 2013 года в СК «Юбилейный» концерте группы «Алиса», посвященном юбилею альбома «Для тех, кто свалился с Луны». Авторство ее принадлежит корреспонденту Алексею Любимову.

После прочтении данного «опуса» осталось неприятное ощущение, что автор в доступной для его уровня развития манере попытался покуражиться как над творчеством группы «Алиса», так и над ее многочисленными поклонниками. А их на концерте собралось, ни много ни мало, более 7 тысяч человек!

Заметка А.Любимова невелика размером, однако он сумел в ней и над артистами позлословить («…большую часть жизни провел, глядя сверху вниз – начиная с эстрады пригородной танцплощадки…» - абз.5), и зрителей «высечь» хлесткими эпитетами: «на лежащих там и сям старались не наступать; напитки, которыми размахивали, пытались не проливать; окурки на землю, которая ведь их земля, согласно той же песне, бросали тоже аккуратно» - абз. 4. В заключение своего «отчета» о концерте автор делает двусмысленный оскорбительный вывод об умственных способностях публики, у которой «на заставке телефона «Православие или смерть», на теле косоворотка (???) с буквой «А», а на плечах неразумное дитя, которому все происходящее не может быть интересно – (абз. 6).

Апофеозом же статьи стало утверждение автора, содержащееся во 3-м абзаце: «Они…радостно ревели…когда могли услышать перед песней «Апрель» про то, что «чумазые достали».

Слово «чумазый» имеет два значения - «грязный, запачканный» и жаргонное значение – «черноволосый и смуглый» (см. Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) Совершенно очевидно, что А. Любимов попытался «вложить мне в уста» вышеуказанное заявление, которое можно расценить как публично высказанное нетерпение к наличию в нашей жизни людей с иным цветом кожи и волос – кавказцев, азиатов, африканцев и т.д., фактически обвинив меня в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ - «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Ответственно заявляю, что подобной фразы мной на концерте не произносилось, распространенные в газете сведения заведомо ложные, они не соответствуют действительности и порочат мои честь и достоинство.

После исполнения песни «Плач» (перед композицией «Апрель») я обратился к уважаемой публике: «Чума» всегда с нами!» Так я почтил память трагически погибшего в 1993 году нашего друга, гитариста Игоря Чумычкина («Чумы»). Этот альбом был последним в его жизни…

В очевидности произнесения мной именно этой фразы можно убедиться, посмотрев видеозапись (на 05 мин. 53 сек.) этой части концерта

Часть 1 ст. 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Статья 150 ГК РФ относит честь, достоинство и деловую репутацию человека к нематериальным благам, защищаемым Гражданским кодексом и иным законодательством. Право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом.

Согласно ст. 43 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, … распространение в сети Интернет… Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации».

Считаю, что в данном случае налицо: факт распространения сведений; эти сведения порочат мои честь и достоинство; они не соответствуют действительности.

Порочащие сведения опубликованы в популярной общероссийской газете, а также на её общедоступном сайте, количество посетителей которого составляет десятки тысяч человек. На основании данных, размещенных на сайте газеты www.kommersant.ru/regions/78, тираж каждого номера – 25.000 (двадцать пять тысяч экземпляров).

Статья 44 вышеуказанного Закона РФ закрепляет порядок опровержения. В опровержении должно быть конкретизировано: где, когда и как были распространены сведения, не соответствующие действительности, в чем именно они состоят, их содержание. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати (ч. 3 Кодекса профессиональной этики российского журналиста).

В отношении опровержения законодательством закреплен принцип примерного равенства опровержения опровергаемому материалу по заметности, значимости, времени выхода, месту размещения. В периодических печатных изданиях текст опровержения выходит на том же месте, что и опровергаемый материал, тем же шрифтом, с заголовком "Опровержение". Закон определяет минимальный объем опровержения - одна машинописная страница (то есть лист стандартного формата А4). Опровержение должно быть распространено не позднее чем через десять дней после поступления требования об опровержении, то есть в ближайших выпусках.

Редакция обязана распространить предложенный мной текст опровержения. Отказ опубликовать подготовленный текст опровержения или редакционный текст, если редакция не подтвердила достоверность опубликованной информации, является нарушением законодательства о средствах массовой информации.

Если редакция в добровольном порядке не исполнит свою обязанность, я вправе в судебном порядке требовать опровержения порочащих мою честь и достоинство сведений и компенсации морального вреда.

Также прошу Вас обратить внимание А. Любимова на необходимость выполнения им обязанностей журналиста и недопустимость злоупотребления предоставленными ему правами, в соответствии с Законом РФ «О СМИ».

На основании изложенного, ст.ст. 12, 150, 151, 152, 1099 – 1101 ГК РФ, ст. 42, 62 Закона РФ «О средствах массовой информации»,

ПРОШУ:

1. Признать распространенные в отношении меня журналистом А. Любимовым в статье «Лунные песни с солнечной символикой», посредством газеты «Коммерсантъ Санкт-Петербург» № 40/П (5071) от 11.03.2013 г., сведения не соответствующими действительности, порочащими мои честь и достоинство.

2. В срок до 23.03.2013 года в газете «Коммерсантъ Санкт-Петербург» опубликовать за подписью главного редактора на том же месте, что и опровергаемый материал, тем же шрифтом, с заголовком «Опровержение» предложенный мной его текст.

Приложение: - распечатка сайта www.kommersant.ru/regions/78 (на 1 листе),
- текст опровержения.

К.Е. Панфилов (Кинчев)
14.03.2013 года