В Пензе возрождается оперный театр

В музыкальной жизни Пензы произошло событие, очень важное не только для города, но и для российского оперного искусства. На земле, освещенной именами композитора и хорового дирижёра Александра Архангельского, поэта Михаила Лермонтова, критика Виссариона Белинского, писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, успешно стартовал проект возрождения оперного театра.

У его истоков в Пензе стоял местный уроженец, артист оперы, хормейстер, режиссёр, педагог Фёдор Петрович Вазерский (1887-1970). После окончания Московской консерватории в 1913 г. Вазерский пел в Опере Зимина. Затем вернулся в Пензу, где в 1918 был одним из создателей Народной консерватории, а в 1919 организовал «Оперную труппу», просуществовавшую два года. Но мечта об оперном театре в Пензе не покидала Вазерского. В 1941 году он сделал ещё одну попытку и создал хозрасчётный оперный коллектив, который вскоре стал театром оперы и балета. К сожалению, театр работал недолго, в 1948 г. он закрылся, а Вазерский в 1958 г. был назначен директором и худруком Оперной студии при ДК им. Ф. Дзержинского.

Профессиональный оперный театр перестал существовать, но любовь к опере у многих пензенцев осталась. Идея возрождения оперного театра в Пензе всё время витала в воздухе, требуя своего воплощения.Особенно активной она была в последние годы. Когда губернатором Пензенской области стал Василий Бочкарёв, влюблённый в оперное искусство, дело сдвинулось с мёртвой точки. Три года назад губернатор выделил грант на постановку оперного спектакля. Работа над проектом объединила Управление культуры и архива Пензенской области во главе с начальником Е. Шиловым, Пензенскую филармонию, её директора Алексея Львова-Белова, Пензенский драмтеатр (директор А. Фомин) и его постановочную часть (ведь именно на его сцене состоялась премьера) при участии Московского Международного оперного центра «Арт» ( МОЦ-АРТ, худ рук Ольга Иванова, директор Александр Бутвиловский, арт-менеджер Маргарита Каминская).

Пензенский музыкальный театр

На постановку спектакля пригласили широко известного в России и за рубежом московского режиссёра Ольгу Иванову. Она предложила оперу Верди «Травиата», и работа закипела. В ней участвовали Губернаторская симфоническая капелла (художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Каширский), московский сценограф и художник по костюмам Антон Тарасов, местный Ансамбль песни и танца «Казачья застава» (худрук Андрей Сугоняка) и солисты московских театров. Роли второго плана готовили солисты Капеллы.

День премьеры «Травиаты» 19 апреля тотчас превратился в историческую дату возрождённого в Пензе оперного театра.Своей волей, энергетикой и талантом режиссёр Ольга Иванова, на вид хрупкая женщина, сумела объединить столь разнообразную команду, превратить всех участников в своих единомышленников и создать высокопрофессиональный полноценный и оригинальный оперный спектакль. «Травиата» в её версии сохранила традиции оперной классики и в то же время явилась современной постановкой, яркой и эмоциональной, в которой органично сочетаются великолепная музыка Верди и страстный рассказ о женской душе, о любви и предательстве.

Очень интересен режиссёрский ход, основанный на теме карнавала. О нём в самом конце оперы есть маленькое упоминание: служанка Аннина говорит умирающей госпоже о том, что в городе проходит День карнавала, а Виолетта просит раздать оставшиеся деньги бедным. И потом на минутку в её комнату врывается веселящаяся уличная толпа в масках. Ольга Иванова это упоминание делает главной атмосферой спектакля. На сцене царит маскарад, карнавал, как некое сообщество людей, где главной героиней является куртизанка парижского полусвета, красавица Виолетта Валери.

Пензенский музыкальный театр

Сценограф Антон Тарасов придумал аскетичные, выразительные декорации, делающие его парижским. В глубине сцены мост, олицетворяющий жизненный путь Виолетты, а на заднике меняющиеся виды Парижа. В центре сцены - журнальный столик с настольной лампой под зелёным абажуром, создающей домашний уют счастливой, но короткой совместной жизни Виолетты с Альфредом.

Звучит вступление, открывается занавес. За столиком в полумраке Альфред, пишущий воспоминания о своей возлюбленной. По бокам на сцене появляются подруга Виолетты Флора, отец Альфреда Жорж Жермон. Вот они трое, сыгравшие роковую роль в судьбе героини. Сама же она в белом легком одеянии, скользящей тенью пробегает по мосту. Кончается вступление, на сцене толпа людей в маскарадных костюмах и масках, выстрел, и начинается веселье в доме Виолетты, она тоже в маске. Нет маски только у Альфреда, влюблённого в Виолетту. Он из другой жизни, он - аристократ. Страстными признаниями Альфред зажигает в сердце Виолетты настоящую любовь и уводит её из маскарадного мира.

Пензенский музыкальный театр

Загородная вилла Виолетты, где любовники счастливы вдвоём. Но появляется отец Альфреда и требует прекратить, как ему кажется, их мимолётную связь, чтобы спасти свадьбу своей любимой юной дочери. Принося себя в жертву, Виолетта возвращается в карнавальную среду. Снова маскарад, теперь уже в доме Флоры. Начинает ломаться мост — судьба Виолетты. Именно на его наклонной плоскости происходит предпоследняя встреча героев. Альфред, считающий Виолетту своей собственностью, в порыве ревности оскорбляет её, бросая деньги — плату за «продажную» любовь. Гости возмущены поступком Альфреда, осуждают его и горячо сочувствуют Виолетте.

Мост сломан, но зеленая лампа ещё горит, напоминая Виолетте о счастье с Альфредом. Она умирает от горя и болезни. Но маскарадное сообщество с ней. Его же участники по сломанному мосту ведут вернувшегося в Париж Альфреда. Виолетта на балконе, протягивает к нему руки, а он спускается по мосту всё ниже, она же готова воспарить над обыденностью и суетой. Кажется, что им больше никогда не обнять друг друга. Но друзья соединяют их в комнате Виолетты, понимая, что они должны проститься навсегда. Виолетта прощает Альфреда и его отца, который уже готов согласиться на брак Виолетты с Альфредом, но... поздно. Подарив любимому медальон со своим портретом, она медленно поднимается по сломанному мосту, растворяясь в маскарадной толпе. Зеленая лампа гаснет.

Режиссёру удалось подобрать сильных исполнителей главных партий в двух составах. Все они ведущие солисты московских театров, некоторые из них не раз пели в опере Верди. Увлекшись новой трактовкой оперы, певцы с удовольствием создавали своих «новых» героев, остальные впервые окунулись в стихию вердиевской музыки. Ольга Иванова вместе с солисткой «Новой оперы» Татьяной Печниковой не акцентируют в первом акте болезнь Виолетты. Героиня Печниковой энергичга, ярка и весела. Виолетта Татьяны Федотовой (Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского) более лиричная и хрупкая. Это дебют певицы в этой партии на театральной сцене и более чем удачный У обеих певиц большие красивые оперные голоса. У Печниковой плотное драматическое сопрано, у Федотовой легкое сопрано с массой оттенков piano, прекрасной фразировкой и филировкой. Обе убедительны в своём вокале и психологическом раскрытии характера Виолетты, особенно в финальной картине. Опять же новая трактовка последней арии Виолетты, во время которой на сцене возникают Флора, Альфред, Жорж Жермон. Этой арией героиня Печниовой и Федотовой прощается не со своей жизнью, а с дорогими ею сердцу людьми. Ни грамма сентиментальности или плаксивости, звучит только любовь, страсть и прощение. Какое эмоциональное потрясение в этот момент испытывают зрители, на глазах у многих появляются слёзы.

Партию Альфреда пели представители «Новой оперы», теноры Нурлан Бекмухамбетов и Сергей Тужик. Давно не слышала Нурлана. Его голос обогатился тембральными красками, свободными верхами, кантиленой, ушел характерный призвук. Певец стал настоящим лирическим оперным героем. Пластичный, выразительный в вокале и сценическом существовании артист создал многогранный образ Альфреда, в котором сочетались яркая эмоциональность и лиричность влюблённого человека, счастье обладания любимой, дикая ревность собственника и искреность раскаяния в содеянном. Для Сергея Тужика Альфред стал дебютом. Но пока его вокал и актёрская составляющая не всегда убедительны.

Пензенский музыкальный театр

Солист Большого театра Андрей Григорьев в партии Жермона покорил красивейшей кантиленой. Певец находится в прекрасной вокальной форме, его объёмный баритон легко летит в зал. Прекрасная фразировка и отличный итальянский язык. Артист играет жесткого человека, у которого одна цель — заставить Виолетту расстаться с Альфредом. Только в финале в его голосе появляются теплые ноты, которые уже не спасают Виолетту от смерти. Александр Мартынов («Новая опера») — прекрасный певец и выразительный актёр. Он делает Жермона ещё более жестким и высокомерным. С какой брезгливостью он постоянно достаёт чистый платок, вытирает руки и стряхивает со со своего костюма «следы» общения с Виолеттой.

Ещё один персонаж, подруга Виолетты Флора. Партия считается второстепенной, и часто не воспринимается зрителями на фоне главных героев. Режиссёр укрупняет фигуру Флоры, делает ее главной в карнавальном сообществе. Именно она не хочет отпускать Виолетту с Альфредом, постоянно шлёт подруге записки, приглашая на маскарады. Руководит карточной игрой, проигранной бароном , к которому возвращается Виолетта. Мария Патрушева, солистка Московской филармонии, одарённая артистка, точно выполняет режиссёрский рисунок роли. Она артистична, стройна, красива и запоминается в спектакле наряду с главными героями.

Интересное прочтение всеми любимой «Травиаты» поддержал и музыкальный руководитель Капеллы Владимир Каширский. Особенно хороша была струнная группа, которой принадлежит главная роль в лирических сценах, особенно в финальной картине. Претензии могут быть предъявлены, и то не всегда, к духовой и медной группам. В этом направлении оркестру предстоит много работы. Это хорошо понимает Владимир Каширский и готов к ещё более тщательным репетициям. Это был первый опыт Капеллы в исполнении оперного произведения, и для дебюта выступление коллектива можно оценить «на хорошо». Владимир Каширский оказался не только симфоническим дирижёром, но и театральным. Его оркестр никогда не заглушал певцов. Дирижёр умеет так выстроить массовые сцены и ансамбли солистов, что их голоса всегда слышны. Получается полифоническое звучание всей оперы.

Больше проблем с хором. Он тоже был дебютантом в оперном жанре. Хористы привыкли петь, стоя на одном месте. А тут нужно двигаться, играть и при этом петь чисто и выразительно, быть пластичными и артистичными. Пока не всё у них получается, но они очень стараются, и как показал второй спектакль, есть значительные сдвиги в этом направлении. Что же касается солистов Капеллы, которые исполняли партии второго плана, то им предстоит ещё больше работы, чем хору, и они готовы к ней. Так притягательна магия театра.

Пока же только двое певцов справились со своими ролями. Это Ирина Керденская — Аннина и Иркен Мустафин — барон Дюфоль. Успеху спектакля, который шёл на итальянском языке, очень помогли титры, подготовленные Маргаритой Каминский. Краткие, но содержательные, они позволяли зрителям читать их и неотрывно следить за тем, что происходит на сцене. Она же редактор-составитель красивого буклета к спектаклю. И ещё хочется отметить зам. директора Пензенской филармонии по организационно-творческой деятельности Любовь Сычёву, которая была главным руководителем всего процесса подготовки спектакля. Выполняла самые разнообразные функции: помощника режиссёра, регулятора встреч и отправки певцов, их размещения в гостиницах, доставки на репетиции, распространения буклетов и пригласительных билетов, организатора экскурсий для гостей из Москвы, в том числе и поездки в «Тарханы».

Обе премьеры «Травиаты» прошли с огромным успехом. Благодарные зрители, заполнившие уютный и красивый зал драмтеатра, долго не отпускали артистов, устраивая им овации и вручая букеты цветов. А что же дальше? Ведь своего помещения у только что родившегося спектакля нет.

Пока нет. Сейчас заканчивается строительство нового концертного зала Пензенской филармонии, где есть оркестровая яма, будет световое и театральное оборудование. Хочется надеяться, что и хорошая акустика, ведь ей занимается директор филармонии Алексей Львом, замечательный музыкант, прекрасно разбирающийся в вопросах акустики. В сентябре будет отмечаться 350-летие Пензы. К этому времени обещают сдать концертный зал и планируют его открытие «Травиатой». Уже известно, что выделены деньги на две новые постановки. Так что будущее у рождающегося музыкального театра в Пензе есть. Счастливого ему плавания по волнам театральной музыки!

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото предоставлены организаторами