Александра Арбацкая - «Слова»

Бывает авторская песня (она же КСП), а бывает действительно авторская песня. Когда нет рамок жанра, когда главное – исповедальность, когда в поисках выразительной ноты музыкант залезает в регги, латино, джаз, да куда угодно. В мужской ипостаси есть целый ряд таких авторов – от Павла Кашина до «Зимовья зверей». А вот женская линия довольно скупа – Юлия Теуникова, Юлия Тузова да, собственно, Саша Арбатская (Арбацкая).

Забавно, что во всей этой гремучей смеси меньше всего рок-музыки, хотя содержательно ноги у тех песен растут известно откуда – тут и Янка Дягилева вспоминается, и Башлачев. Нет только снедающего напряжения Дианы Арбениной и истеричности Земфиры. И нет драйва, то есть нет рока.

Александра Арбацкая - «Слова»
Александра Арбацкая - «Слова»

У Арбацкой есть электрический состав с невнятным названием «Бриз Неброско», и есть акустический, с которым и записана первая «официальная» пластинка Александры. Состав хорош – это всем известный виолончелист Петр Акимов и умная саксофонистка Екатерина Нестерова. Оба аккомпаниатора вменяемы, деликатны и оттого аккуратно оттеняют самое главное – вербальный посыл Арбацкой и ее незамысловатую гитару (иногда и клавишные).

Арбацкая всегда поет о любви, кто бы сомневался. Но делает это очень женственно, без феминистского нахрапа, исключительно на полутонах. Она не использует запрещенных приемов. Она даже не ставит слушателя в положение расколотого сознания, в ее песнях не встречаются драматические неожиданные финалы. Арбацкая берет атмоферой, ей хочется утянуть слушателя в свои чуткости, в свои чувствования, в свои омуты бережности к эмоциям и, прежде всего, к любви.

Впрочем, у Арбацкой есть и враги на этом пути. Прежде всего – она сама. Зачастую вокал Александры звучит раздражающе неприятно, словно она делится обертонами раздражения своего. Делиться, увы, получается. И еще проблема композиции, - посыл даже очень пронзительных стихов Арбацкой зачастую тонет в неприятии музыкальных законов. В песнях нет припевов, нет акцентированных фраз-крючков, нет продуманных акцентов внутри потока сознания. Такой подход, конечно, андеграундно бескомпромиссен, но ставит между интереснейшими месседжами певицы и слушательским вниманием стену почище Берлинской.

Оценка: 5 из 10.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
CD. «Союз Мьюзик», 2008.