Мировая премьера «Генезиса» Ираиды Юсуповой в Красноярске

IV Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-тихоокеанского региона открылся мировой премьерой симфонической фантазии Ираиды Юсуповой «Генезис».

В какой-то мере это стало сюрпризом - Ираида Юсупова ранее не анонсировала эту премьеру. Значимость события трудно переоценить: Юсупова давно и прочно входит в элиту современного академического сочинительства, и каждое ее новое произведение становится предметом дискуссий и очередных всхлипываний о судьбах русского авангарда в музыке.

В Красноярске ситуация стала почти экстремальной - публика пришла на гала-концерт «мастеров искусств Красноярского края», иначе говоря, на солянку от оперы до попсы местного производства. Получилось погружение авангарда в «народ» самым натуральным образом. Народ вежливо поаплодировал, но гораздо более жарко встречал куплеты а-ля рюс от местных Зыкиных и Кадышевых. Эксперимент получился чистым.

Премьерное исполнение «Генезиса» Ираиды Юсуповой
Премьерное исполнение «Генезиса» Ираиды Юсуповой

Что же касается «Генезиса», то для его исполнения собрали внушительные силы - хор и сразу два оркестра. И - два дирижера, соответственно. Замысел этого пластичного полифоничного произведения Ираиды Юсуповой прозрачен: показать зарождение и развитие мыслящего начала в круговороте жизни. Насколько можно было понять на слух, Юсупова в относительно короткую симфоническую поэму заложила множество крутых поворотов, отступлений, почти каденций и довольно напряженную внутреннюю драматургию. Красноярский симфонический и русский оркестры довольно синхронно уловили в ней прежде всего всепобеждающую витальность, преподнеся ее довольно помпезно и пафосно (благо, открытие гала-концерта способствовало чему-нибудь эдак пафосному). На полутона сил не осталось. Тем не менее, «Генезис» с хаотичными вибрациями препарированного фортепиано и неожиданными русскими народными инструментами выглядит в Красноярске монументально.

Ираида Юсупова
Ираида Юсупова

Привычные для Юсуповой приемы хорового «плача» на глиссандо неожиданно орнаментально вписались в обстановку подчеркнутой «профессиональной фольклорности» ситуации - и зазвучали остро-актуально, буквально звеня от этой актуальности. Ни в Москве, ни в Берлине так бы точно не получилось. Так что эффект «Генезиса» случился сокрушительный, обретя на дальних подтекстах такие смыслы, которые присутствовавшая на премьере Ираида Юсупова явно не закладывала...

Светлана Кольянова
Светлана Кольянова

В прочей программе гала-концерта стоит прежде всего выделить невероятное выступление солистки Красноярского музыкального театра Светланы Кольяновой, лауреата «Золотой Маски». Арию «Маленькая невеста» Фернандо Обрадорса она пела вдохновенно, артистично - пела, как жила. И можно было бы зацепиться за недостаток испанского колорита или нечеткую дикцию, - но настолько образ был сделан от и до, настолько заразительна и пластична оказалась Светлана Кольянова - что можно только любоваться этим совершенным произведением искусства.

Ирина Долженко поет «Хабанеру» из «Кармен»
Ирина Долженко поет «Хабанеру» из «Кармен»

Целиком концерт оказался соткан из выступлений артистов разных жанров. Помимо обозначенных, в сфере условно «классики» выступили камерный оркестр п/у Михаила Бенюмова (впрочем, в джаз он все-таки соскользнул после моцартовского дивертисмента), оперный театр разыграл сцену бала из «Пиковой дамы», Ирина Долженко довольно академично и зачем-то сдержанно спела «Хабанеру», трио солистов Оперы из «Фигаро» сделали зажигательные самопрезентации а-ля «три тенора», не обошлось без «Застольной» из «Травиаты».

«Фигаро»
«Фигаро»

IV Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-тихоокеанского региона пройдет вплоть до 4 июля, и сулит немало острых впечатлений.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

«Застольная» из «Травиаты»
«Застольная» из «Травиаты»

Она же
Она же

Денис Приходько и Степан Носарев - «Быстрое движение» Цфасмана
Денис Приходько и Степан Носарев - «Быстрое движение» Цфасмана

Владимир Родин спел арию Принца Су-Шонг из «Страны улыбок» Легара
Владимир Родин спел арию Принца Су-Шонг из «Страны улыбок» Легара

Красноярский камерный оркестр п/у Михаила Бенюмова
Красноярский камерный оркестр п/у Михаила Бенюмова

Государственный ансамбль «КрасА»
Государственный ансамбль «КрасА»

Нганасанская этно-фольклорная группа «Дэнтэдиэ»
Нганасанская этно-фольклорная группа «Дэнтэдиэ»

Мария Селиверстова поет «Дорогой длинною»
Мария Селиверстова поет «Дорогой длинною»

Закрытие гала-концерта со всеми участниками
Закрытие гала-концерта со всеми участниками

Быстрый поиск: