Валерий Соколов с оркестром и в трио

С разрывом в два дня москвичи имели возможность слушать относительно недавно ставшего им знакомым скрипача Валерия Соколова.

Как и большинство столичных меломанов, я впервые услышал его 13 марта 2014 г., когда он в сопровождении Госоркестра им. Е. Ф. Светланова п/у Гинтараса Ринкявичуса блистательно исполнил скрипичный концерт Брамса. Я достаточно подробно отрецензировал этот концерт, в котором В. Соколов произвёл очень сильное впечатление. Посему я большим интересом отправился на концерт 20 октября в Концертный зал им. П. И. Чайковского, в котором он исполнил два совершенно разных по стилю и настроению скрипичных концерта: № 5 ля мажор, К. 219 Моцарта и ре мажор, ор. 35 П. Чайковского. В этот раз В. Соколов выступал в сопровождении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» п/у Станислава Кочановского.

Валерий Соколов
Валерий Соколов

Начался концерт великолепно исполненной увертюрой к опере Роберта Шумана «Геновева». Мы услышали замечательно звучащий оркестр, находящийся в прекрасной технической форме, интересного дирижёра, хороший контакт коллектива с приглашённым маэстро и, как результат, очень яркую интерпретацию самой увертюры, преподнесённую С. Кочановским.

Прекрасно показал себя С. Кочановский и в аккомпанементе.

Когда концертам Моцарта аккомпанирует большой симфонический оркестр, очень часто возникает стилистический дисбаланс между камерной по сути музыкой Моцарта, и манерой звукоизвлечения, атакой, присущей таким оркестрам. Она обычно весьма брутальна. С. Кочановский сумел эту опасность преодолеть, оркестр звучал мягко и прозрачно.

Интересно прозвучал концерт и у В. Соколова. На фоне безупречного технического исполнения, мне очень понравилась ясная благородная простота интерпретации, без излишней внешней вычурности и демонстративной отделки деталей, которые часто уводят от главного в музыке. Убедительны были и слегка замедленные темпы, особенно во вступлении сольной партии в первой части Allegro aperto.

В исполнении Скрипичного концерта П. Чайковского несколько удивил урезанный состав оркестра, оправданный в Моцарте, но неоправданный в Чайковском: всего три пульта виолончелей и два – контрабасов. Для полноценного звучания симфонических партитур всё-таки нужен больший состав: уж не менее пяти пультов виолончелей и четырёх контрабасов.

В целом Концерт Чайковского был исполнен строго, без излишней сентиментальности, к которой располагает сама музыка. Вполне убедителен был чуть замедленный темп, создавший ощущение масштабности. Очень хороша была вторая часть Canzonetta: Andante, тоже прозвучавшая довольно сдержанно, даже можно сказать, аскетически, тоже очень убедительно по темпу. В первых двух частях концерта проявились те качества, которые так понравились мне в марте в концерте Брамса.

А вот третью часть Finale: Vivacissimo Соколов несколько загнал. Технически всё было безукоризненно – его инструментализм позволяет играть в любом, самом стремительном темпе, но за этой виртуозностью заметно теряется общий романтический стиль Чайковского.

Великолепно исполнил свою партию оркестр «Русская филармония». Несмотря на урезанный состав, дирижёр Станислав Кочановский выжал из оркестра максимальную звучность, оставаясь в пределах благозвучности, не перефорсируя струнную группу. Надо отметить прекрасный ансамбль солиста, дирижёра и оркестра, который очень чутко следовал за рукой мало знакомого дирижёра. Такая чуткость к манере приглашённого дирижёра свидетельствует о высоком профессионализме коллектива и его технологической оснащённости, что является безусловной заслугой его главного дирижёра Дмитрия Юровского.

22 октября Валерий Соколов выступил в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных в абонементе № 126 Московской филармонии «Жемчужины камерной музыки» в ансамбле с виолончелистом Борисом Андриановым и пианистом Евгением Изотовым.

Программа:
Ф. Шуберт – Трио №1 для ф-но, скрипки и виолончели си-бемоль мажор, ор. 99
И. Брамс – Трио №1 для ф-но, скрипки и виолончели си мажор, ор. 8.
Исполнители: В. Соколов (скрипка), Е. Изотов (ф-но, постоянный партнёр В. Соколова), Б. Андрианов (виолончель)

Это был первый публичный опыт совместного музицирования трёх молодых исполнителей. Репетировали они всего два дня, но ансамбль нашёл общий язык и произвёл прекрасное впечатление. Баланс между исполнителями был очень выверен – никто «не тянул одеяло на себя». Это было особенно заметно в быстрых частях и на форте. Очень тактично вёл свою партию пианист Е. Изотов.

Радует, что русские музыканты такого высокого класса, живущие за границей и пользующиеся там успехом, в последнее время стали чаще приезжать и выступать на родине.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Хотелось бы отметить, что Концертный зал РАМ им. Гнесиных после ремонта находится в великолепном акустическом состоянии. Его размеры и удобный дизайн идеально подходят для исполнения камерных программ. При отсутствии Малого зала консерватории — хотелось бы чаще видеть на сцене КЗ РАМ филармонических исполнителей. И, безусловно, необходима более активная реклама таких концертов. Не обязательно традиционная, афишная. Скорее будет более эффективной компьютерная адресная рассылка, которой в PR-отделе филармонии должен заниматься отдельный специалист, хорошо владеющий компьютером, в чьи обязанности входил бы постоянный мониторинг возможных адресатов рассылки и увеличение её базы.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Валерий Соколов — один из самых востребованных в мире молодых скрипачей, получивший признание благодаря технической безупречности своей игры, эмоциональности и художественной зрелости в исполнении самых сложных произведений скрипичного репертуара. Когда Валерию было 18 лет, о нём снял фильм «Прирождённый скрипач» знаменитый французский кинорежиссёр Бруно Монсенжон — автор документальных лент о С. Рихтере, Д. Фишер-Дискау, Г. Гульде, Д. Ойстрахе и И. Менухине.

Валерий Соколов родился в 1986 году в Харькове. Учился в Харьковской специальной музыкальной школе (класс доцента С. А. Евдокимова). В 1999 году благодаря удачному выступлению на юношеском международном конкурсе скрипачей имени П. Сарасате в Памплоне получил грант Фонда Владимира Спивакова на продолжение обучения в лондонской Школе скрипачей Иегуди Менухина, куда поступил в класс Натальи Боярской. По окончании школы был принят в лондонский Королевский колледж музыки (класс Феликса Андриевского). В 2011 году окончил аспирантуру Высшей школы музыки и театра во Франкфурте (Кронбергская академия) в классе Анны Чумаченко. В настоящее время — аспирант Венской консерватории (класс Бориса Кушнира). Таким образом, даже обучаясь за рубежом, он не покидает среды русской скрипичной школы. Участвовал в мастер-классах Захара Брона, Доры Шварцберг, Руджеро Риччи, Мстислава Ростроповича, Гидона Кремера, Андраша Шиффа и других знаменитых музыкантов.

В 2005 году Валерий стал победителем Международного конкурса скрипачей имени Дж. Энеску в Бухаресте, получив Гран-при и два специальных приза: от Фонда Дж. Энеску и за лучшее исполнение Сонаты № 3 для скрипки и фортепиано Дж. Энеску.

Валерия Соколова приглашают самые известные коллективы мира. Он играл с Национальным оркестром Франции и Льежским филармоническим оркестром (Бельгия), Лондонским филармоническим оркестром и Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, оркестром «Филармония» и оркестром Hallé (Великобритания), оркестрами Зальцбургского Моцартеума и цюрихского Тонхалле, оркестром Северо-Германского радио, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, Китайским национальным симфоническим оркестром и другими. Продолжительное сотрудничество связывает скрипача с Камерным оркестром Европы.

Среди дирижёров, с которыми выступал Валерий Соколов, — Владимир Ашкенази, Дэвид Цинман, Айвор Болтон, Людовик Морло, Юбер Судан, Рамон Гамба, Ян Паскаль Тортелье, Дуглас Бойд, Питер Унджиан, Кваме Райан, Янник Незе-Сеген, Андрей Борейко, Василий Петренко, Сусанна Мялкки.

Сольные концерты музыканта проходили в Париже в Театре Шатле и Театре Елисейских полей, Театре Олимпико в Риме и Линкольн-центре в Нью-Йорке, Фестивальном зале Баден-Бадена и Филармонии Эссена, зале Аудиториум де Лион и лондонском Вигмор-холле, зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге и других. Скрипач выступает на фестивалях в Вербье, Гштааде и имени Менухина в Швейцарии, в Локенхаусе (Австрия), Киссингене и Мекленбурге-Передней Померании (Германия), Равенне (Италия), Сен-Дени, Кольмаре и фестивале Французского радио в Монпелье (Франция), в Аспене (США) и других.

Валерий Соколов много выступает в камерном ансамбле. Сотрудничал с такими музыкантами, как Миша Майский, Гари Хоффман, Леонид Горохов, Гидон Кремер, Вадим Репин, Юлиан Рахлин, Рено Капюсон, Денис Мацуев, Виктория Постникова, Кэтрин Стотт, Игорь Четуев, Квартет Шимановского. В настоящее время его постоянный партнер в сольных выступлениях — пианист Евгений Изотов.

В 2007 году Валерий Соколов подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией EMI/Virgin Classics.

В феврале 2008 года скрипач участвовал в американской премьере Концерта для скрипки и фортепиано Б. Тищенко в Карнеги-холле.

Валерий Соколов стал автором идеи и художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки «Музыкальные вечера», который проходил в Харькове в 2010 и 2011 годах.

Среди выступлений сезона 2013/2014 гг.— концерты с оркестром Hallé под управлением Кристиана Мандеаля, Симфоническим оркестром Бирмингема под управлением Андриса Нелсонса, Филармоническим оркестром Сеула и Оркестром Национального центра искусств Оттавы под управлением Юрая Вальчуги, Камерным оркестром Баварского радио, Камерным филармоническим оркестром Граубюндена п/у Себастьяна Тевинкеля, Филармоническим оркестром Стамбула «Борусан» п/у Гюрера Айкала, на фестивалях в Сантандере (Испания), Брегенце (Австрия), Анси (Франция), Crescendo в Сочи, Иегуди Менухина в Гштааде (Швейцария).

Валерия Соколова поддерживает фонд Accenture Foundation в рамках программы поддержки молодых музыкантов.

Быстрый поиск: