Опера Р. Щедрина «Левша». Мировая премьера на новой сцене Мариинки

Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в так называемой «Мариинке-2», под управлением худрука театра Валерия Гергиева.

Это было концертное исполнение. Сначала предполагалось, что мировая премьера «Левши» откроет новую сцену Мариинского театра, но потом решили эти два события развести во времени: слишком сложно было в один вечер совместить эти действа.

Опера Р. Щедрина и проза Николая Лескова, которая лежит в основе сценария, актуальны и в проекции на день сегодняшний. Так же бездушна бюрократическая государственная машина, усиленная пресловутой властной вертикалью, отбрасывающей густую тень на наше бытие. Так же беспредельно самодурство начальства, казнокрадство на всех уровнях, унижение человеческого достоинства, всевластие силовиков, особенно спецслужб, разорвана обратная связь между истеблишментом и обществом. Так что ещё долго сочинения Николая Лескова и Михаила Салтыкова-Щедрина будут актуальны для России и читаемы здесь с интересом... Благо цензура до них ещё не добралась, как, например, до фильмов Досталя.

Ауфтактом к премьере стало открытие, за 45 минут до её начала, Камерного зала на 120 мест на четвёртом этаже нового здания театра. Зал с прекрасной акустикой представляет собой крутой амфитеатр, практически сразу переходящий в крохотную концертную эстраду, на которой еле помещается кабинетный или максимум салонный рояль. Это придаёт новой концертной площадке особый шарм – пропадает дистанция между слушателями и исполнителями, возникает атмосфера салона. В небольшом концерте выступили солистки Мариинского театра сопрано Анастасия Калагина и меццо-сопрано Екатерина Семенчук в сопровождении прекрасного концертмейстера Натальи Мордашевой. Они исполнили романсы Сергея Рахманинова, Василия Калинникова, Милия Балакирева и Канцону Джузеппе Верди. С началом последнего номера программы – сцены и частушек Варвары из первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в превосходном исполнении Е. Семенчук, в дверях зала появился главный герой премьеры в сопровождении своей супруги Майи Плисецкой и Валерия Гергиева. Так стоя они и слушали. По окончании номера все расселись по местам, и Гергиев сообщил, что новый зал будет носить имя Родиона Щедрина.

«Левша» – третье сочинение Щедрина на сюжет Н. Лескова. Первым была литургия «Запечатлённый ангел» (1988 г.), вторым – опера «Очарованный странник» (2002 г.) Особый интерес Родиона Константиновича к «Левше» проскальзывал в его разговорах уже достаточно давно. Могу ошибаться, но у меня есть ощущение, что идея написания оперы по «Левше» уже витала в воздухе в дни празднования 75-летия композитора в 2007 году. Так или иначе, обращение Щедрина к этому сюжету вполне объяснимо. Тем более, что оно было стимулировано заказом Гергиева. Так же совершенно закономерно посвящение оперы 60-летию Валерия Абисаловича. Это посвящение на титульном листе партитуры подкреплено музыкальной анаграммой, составленной из букв его фамилии и имени. Об этом Щедрин сказал во время стихийной пресс-конференции, состоявшейся прямо за сценой после окончания спектакля. В этот ряд сочинений о «духовной брани» героя органично вписывается хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006 г.).

Левша Мариинка

Щедрин – один из очень немногих композиторов, кто не боится крупной формы. Но важно другое: что она у него получается. Такая форма – фирменный стиль Щедрина. Поначалу этот стиль показался слишком узнаваемым, временами даже тяжеловатым, но к концу первого акта это ушло. Мастерство оркестрового письма композитора восхищает. Щедрин не ограничился стандартным составом оркестра, а ввёл в него дудук, жалейки, домры, баян. Партитура содержит все оркестровые краски: от эпических и мощно экспрессивных в сцене морской бури, до тончайшей лирики в финале оперы. От дворцовой английской галантности, в которой можно различить интонации Генделя, и русского царского двора, до грустного народного напева «Реченька Тулица, ты чего хмуришься».

Вообще тема Тульской губернии имеет для Щедрина особое значение. Ведь его родословная связана с этим краем: дед композитора был священником в городе Алексин Тульской губернии. Вероятно, этот факт биографии композитора был одной из причин его интереса к этому сюжету. А как тонко Щедрин обыграл сцену «куйки аглицкой блохи на русский лад». Прозрачный звон треугольников становится лейттемой оперы почти на манер мотива ковки меча в «Зигфриде» Вагнера.

Финальные сцены оперы, где Левша умирает, трагически щемящи, проникают в глубины души и пробирают до мурашек. В них хор поёт: «Святый Боже, Святый Крепкий. Помилуй нас». Или почти Иисусову молитву: «Сыне Божий, помилуй нас».

Традиционно для Щедрина, велика в партитуре партия хора, выписанная и исполненная блестяще (хормейстер Андрей Петренко). Очень интересны и сами вокальные партии, и качество их исполнения. Наличие в одной труппе одновременно такого числа превосходных певцов и точность их попадания в образы просто поражает. В первую очередь, это, конечно, тенор Андрей Попов в заглавной партии. Великолепна сопрано Кристина Алиева в роли Блохи. Её вокал заставляет вспомнить Инву Мула, голосом которой поёт космическая Дива из «Пятого элемента» Люка Бессона. Очень точно попадание баса Эдуарда Цанги в мужланский образ атамана Платова. Хорош и бас Андрей Спехов – английский полшкипер. А как замечательно выписан истаивающий дуэт женских голосов (сопрано Екатерина Гончарова и меццо-сопрано Варвара Соловьёва). Неплохо исполнила партию английской принцессы Шарлотты меццо-сопрано Мария Максакова. Великолепно звучал под руководством Гергиева оркестр театра. Слушатели аплодировали стоя, приняв оперу Щедрина овациями.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

Быстрый поиск: 

Комментарии

Очень странное произведение

Очень странное произведение искусства: ни одной арии, кроме арии Блохи, пропевшей алфавит, все на речитативе и диссонирующих звуках. Это, пожалуй, единственное "светлое пятно", и финал с церковным песнопением (теперь без этого никак, эдакий сорт "клюквы").
Либретто- сплошной лубок, правда это же и у Лескова, но в опере - просто концентрат зарубежных штаммов о России,во втором акте я ждала медведя на сцене для полноты картины. А может это музыкальный комикс? Новый формат оперы!
Пришла домой и включила Реквием Верди, чтобы смыть все, что нависло на ушах. Да, это не Верди и не Вагнер, 150-летие которых отмечается в этом году. Щедрин 150 лет не выдержит.
Вот такое мое впечатление..
Гоар

Полностью с вами согласен.

Полностью с вами согласен. Смотрели и слушали одну из самых первых постановок в Мариинке. Получили сильнейшее разочарование. Очень сочуствовали исполнителям, как тяжело петь такое музыкальное произведение. Долго обсуждали с женой это творчество. Стали вспоминать лучшее произведение композитора Кармен-сюиту, а потом .... стоп. Так это же переписанный Бизе! Но композитор раскрученный.