Гуру Кен: Почему в России не любят своих звезд?

Нет, мы не ценим наших музыкантов. Мы не понимаем, что скоро или относительно скоро они просто уйдут, да хотя бы по физиологическим причинам.

Вот сейчас все смеются над «Новой волной». И якобы «прямой эфир», и якобы «без фанеры» - все это действительно смешно. Пока не осознаешь, что эти артисты, с высоты интернет-сетей потерявшиеся во времени, во многом – мы сами.

В Англии не найти человека, который иронически и тем более презрительно относился бы к Элтону Джону. В самом деле, я прочитал об этом недавно даже в язвительном The Telegraph. У нас же найти человека, который походя заплюет не то, что Элтона Джона или (условно) Григория Лепса, но и Пугачеву с Мадонной – дело пяти секунд.

Это говорит не только о том, что критерии у каждого второго довольно туманные – на Альбионе тумана более чем достаточно, но такого бардака нет. А говорит это о том, что культура восприятия популярной музыки настолько низка, что даже завзятые эстеты и почти внутренние эмигранты окажутся чужими даже в благословенной ими Англии. Изгоями.

Все это напоминает знаменитый финал фильма «Стиляги». Помните, про Америку? «Чем свободнее человек, тем он проще одет. Мэл, у меня для тебя плохие новости. Там нет стиляг».

Пафосный критицизм в адрес русских музыкантов – то же проявление искусственной натуры стиляги. Строительство выдуманной башни из слоновой кости, с выдуманными запретами и этикетами. Провинциальное стиляжничество.

Самый яркий в этом смысле пример – когда суперзвезда Земфира, которой у стиляг принято снисходительно восхищаться, вдруг взяла и запела британский такой минимализм. Про «Деньги», например. Из хора восторженных стиляг никто, кажется, не задумался о том, что такой «британский минимализм» вся отечественная попса (и поп-рок) играет лет как двадцать минимум. А Алла Пугачева пела так аж в 1980 году.

Другой пример. Симфоническая музыка гораздо сложнее и изощреннее эстрадной практически во всех музыкальных компонентах, за исключением, пожалуй, тембрального. Любой академический музыкант влегкую сыграет хоть попсу, хоть джаз. А вот наоборот… И что же, мы слышим потоки злобы в адрес эстрадных звезд от ценителей и знатоков классики? Отнюдь. Эти стиляги, как правило, не знают и даже не понимают классическую музыку. Такие они «эстеты». Зато оркестры и отдельные звезды классики с удовольствием играют с проклинаемыми многими стилягами артистами. Ужели парадокс?

А никакого парадокса. Суть провинциальности и суть стиляжничества схожи – оценивать все вокруг со своего пригорка. Оценивать жестко, оценивать уничижительно. Примерно как приблатненные пацаны на деревне оценивают заезжую девчонку из Москвы. Грубовато, но верно – со своей «точки зрения».

Проблема нетерпимости к большим артистам растет из той же почвы. Обольем помоями Ваенгу, не бывши ни на одном ее концерте и не прослушав ни одного ее альбома. Скорчим презрительную мину при упоминании Пугачевой – так же принято у стиляг. До кучи обзовем попсой и Леди Гагу, и Бейонсе. Патаму чта в нашем раёне принято сейчас слушать… (имя возьмем из последнего номера журнала для стиляг).

Собственно, к чему все это я. Любая нетерпимость – следствие узкого кругозора и, самое главное, отсутствия каких-либо критериев в жизни. Нет критериев в музыке, нет критериев в морали (достаточно ухмыльнуться про ЗАО «РПЦ»), нет критериев в жизни.

А потеряться в жизни – это чревато. Вот про эмиграцию, скажем. Видел я эмигрантов, которые уезжали в Америку с мыслью приобщиться к «настоящей» культуре. А потом работали на поп-индустрию как звукачи (повезло) и слушали Башмета как отдушину. Мигом нашлись и критерии, и уважение к чужому труду.

Не стоит повторять ошибки стиляг из 60-х. Это были хорошие ребята, но заблудившиеся в трех соснах. Гораздо эффективнее понять, отчего Элтона Джона любят в Англии, а Пугачеву – в России.

Гуру КЕН

Быстрый поиск: 

Комментарии

странная статья, кого

странная статья, кого сравнивать решили? и еще с таким макаром, мол заведомо сами дураки:) не согласен. Пугачева и в подметки не годится зарубежным исполнителям хотя бы потому, что там работают, а тут тусуются и трахаются с малолетними 3,14дарками. вообще статья как бы ниочем. То, что Земфира провальна последними альбомами, тут видно невооруженным глазом. Говорить серьезно о Ваенги - так вы только почитайте ее пасквили в интернете, вроде в советской школе училась.

Милый Гуру Кен. Артисты - не

Милый Гуру Кен. Артисты - не небожители, не элита, не аристократия. Они были, есть и будут ярмарочными музыкантами на потеху публики. За что их любить? За то, что если достаточно заплатить самые супер-пупер "звезды" споют у тебя хоть на кухне, хоть в бане?))) У нас нет настоящих поп-звезд. Запомните это. Пугачева - это средний западный уровень. И то, когда была в форме сто лет назад. Земфира и прочие - это гитаристы из подворотни. Это не звезды.) ИМХО.

в принципе - согласен!

в принципе - согласен! выпусти Пугачевы попрыгать как Тина Тернер - сдохнет моментально:)

Вы себе противоречите, не

Вы себе противоречите, не замечаете? Достаточно заплатить - поэтому настоящих звезд нет.

Полагаете, во всем остальном мире иначе? Или в мире вообще звезд нет, по вашим критериям?

Ну, попробуйте заказать Пугачеву или Земфиру на корпоратив. Посмеемся вместе.

Гуру Кен, вы бы лучше вначале

Гуру Кен, вы бы лучше вначале, основам музыке поучились, а потом писали такую откровенную глупость. одного такого высказывания достаточно: "Любой академический музыкант влегкую сыграет хоть попсу, хоть джаз." или вам просто нужно хоть что-то написать? Аналитические статьи явное, не ваш конёк.

...делитантство сплошное...

Алексей, я перефразировал

Алексей, я перефразировал мнение Башмета :) Это, конечно, человек, ничего не знающий об основах музыки... "Делитант". Хе-хе.

Вопрос тут не в том, что

Вопрос тут не в том, что "Любой академический музыкант влегкую сыграет хоть попсу, хоть джаз." Вопрос в том, что и кому нравится играть? На западе люди получают кайф от того, что делают. А у нас зарабатывают деньги. О какой музыке и какой индивидуальности в поп-сфере можно говорить, если тут работают несколько киосков, как на рынке: Фадеев, Крутой, Меладзе, Дробыш, Брейтбург и несколько других композиторов, которые обеспечивают всю попсу материалом, а записывает этот материал и того меньшее количество людей. Та же Мадонна, которую кто только не ругает, сама пишет, приглашает продюсеров, разных продюсеров, пробует разные подходы. Это и есть творчество. А АБ, ФК, Валерия и иже с ними работают из года с одним Лопатиным. Поэтому и облик у песен у всех одинаково серый. Да, все сыграно четко, даже академично, но никакой оригинальности, души, индивидуальности, драйва в этом нет. Просто технично выполненная работа по отбиванию гонорара, не придирёшься. Взять трек Moves Like Jagger - простая песенка на 4 аккорда. Но! 4 человека сидели и придумали этот запоминающийся момент со свистом, который и определил успех трека. В России на слух можно четко определить у кого записан трек, у Меладзе, у Фадеева, у Лопатина или у Дробыша. И совершенно четко слышно, кто как работает. Но 4 человека не могут писать за всех так, чтобы сохранить индивидуальность каждого артиста. Поэтому сравнить наших и западных артистов весьма трудно. Да, Пугачева обладала отменным вокалом, но песни. "Ты там, а я там..." поет Алла Борисовна, думая наверное об Мадонне.

Конечно, сильных продюсеров

Конечно, сильных продюсеров мало. Вы еще не упомянули Усачева, Чинконга и Романова, и список был бы исчерпывающим.

Звезды работают с теми, кто есть в наличии. Это беда рынка, что спрос на саунд-продюсеров есть, а предложения нет. Поэтому все чаще работают с американцами и европейцами.

Усачева действительно зря.

Усачева действительно зря. Хотя сейчас он делает такую же малооличимую от остальных "Музыку", что и Романов, и еще кучу Сахаровых и иже с ними. А Чиконг это забавная шутка. Мелодические его ходы настолько своебычны, как сказала бы героиня Довлатова, что находятся за гранью музыки. Да, понятно, что это номинально танцевальная музыка. Но достаточно послушать западную танцевальную музыку, которая записана совершенно другим образом, и сравнить ее с этими поделками. А все дело в том, что в СССР и России изначально электронную музыку популярную никто не записывал по-человечески. Первым был Фадеев с Линдой и это был прорыв. Потому как электроника до этого момента представляла собой записанный как попало синтезатор, который находится в музыкальном пространстве голоса с ревербирацией ведра, а-ля Depeche Mode в 83-м. Формально средства записи музыки сейчас стали гораздо доступнее, а мастерства наличие компьютера не прибавляет.

Алексей, гм, а как же Эдуард

Алексей, гм, а как же Эдуард Артемьев? Его старые записи к фильмам Тарковского и других слушаются и сегодня вполне свежо.

Эдуарда Артемьева не стал

Эдуарда Артемьева не стал упоминать, потому как он стоит особняком. Это великий человек, можно сказать наш Бадаламенти и даже круче. Вопрос в том, что он занимается музыкой, а не производством поп-продукта. Трудно себе представить какого-либо известного поп-артиста, с которым Эдуард Николаевич взялся бы сотрудничать. Если только пофантазировать и представить, что Иван Дорн бросит делать танцевальную музыку и всерьез займется вокалом:) Или Филипп Бедросович решить сделать что-то серьёзное лет через 10. Только Эдуард Николаевич уже немолод. Вообще есть талантливые электронщики в СНГ, но они очень широко известны в достаточно узких кругах, Hann With Gun, например. В среде trip-hop'а достаточно известный парень, даже вместе с Tricky выступал. Но такая музыка была популярна в 90-е, а сейчас нет. Тенденции другие.

тех, кого и вправду не любят,

тех, кого и вправду не любят, - не любят за то, что они не приносят глубинной радости, не делают открытий и не дарят слушателю ощущения свободы и/или волшебства. короче говоря, за то, что они не звёзды вовсе.