В первом отделении абонементного концерта Хора прозвучат редко исполняемые «Траурная музыка для королевы Марии» Г. Пёрселла, «Возвращение солдата» и «Честная бедность» Г. Свиридова (из цикла на стихи Р. Бёрнса), Адажио для струнных С. Барбера.
Дирижёр – художественный руководитель и главный дирижёр Московского камерного хора, народный артист СССР В. Н. Минин.
Во втором отделении прозвучат «Колокола» С. Рахманинова на стихи Э. По (перевод К. Бальмонта) - в исполнении Хора Минина и Российского национального оркестра. Солисты Большого театра: Алина Яровая (сопрано), Максим Пастер (тенор), Михаил Казаков (бас).
Дирижёр — главный дирижёр Уральского филармонического оркестра, народный артист РФ Дмитрий Лисс.
Пресс-служба Хора взяла интервью у дирижёра.
- «Колокола» С. Рахманинова можно назвать мифопоэтической моделью мироздания, где есть рождение, гармония, разрушение, смерть. Каждая из фаз произведения дана, согласно идее текста Э. По, в символическом воплощении – в образах металлов: серебро, золото, медь, железо. А что для Вас «Колокола» Рахманинова?
- Для меня «Колокола» - это просто одно из самых любимых произведений, настолько совершенных, что совсем не хочется анализировать и «переводить в слова» эмоциональное потрясение, которое вызывает эта музыка.
Да, это - символистское произведение, но, мне кажется, это тот случай, когда музыка Рахманинова придаёт тексту качественно другое эмоциональное напряжение, выводит в новое измерение. Так раскрыть, насытить идею, как это сделал Рахманинов...
«Колокола» - это шедевр, где всё совершенно, нет ни одной лишней ноты. Эмоциональная насыщенность сочетаются с мужественностью, сдержанностью, достоинством - то, что было свойственно русской культуре в пору её расцвета.
Впервые услышал это произведение в детстве. Спустя годы дирижировал «Колоколами»: и в Екатеринбурге, и в Париже, и в Токио...
- Что Вы ждёте от совместного исполнения «Колоколов» с Хором Минина?
- Это будет моё первое выступление с Хором Минина. Совместное музицирование — это диалог. И я очень надеюсь на диалог с Московским камерным хором.
Ещё на виниле слушал исполнение Хором русской духовной музыки. Был на концерте в Екатеринбурге, где Хор исполнил концертную версию оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Живое, эмоциональное выступление!
Для меня любой коллектив — это личность, обладающая своим видением, собственным прочтением произведения.
Маэстро Минин — человек -легенда, символ выдающихся творческих идей. Я восхищаюсь его энергией, страстью к музыке. Дай Бог ему здоровья!
- Вместе с Хором Минина «Колокола» С. Рахманинова будет исполнять Российский национальный оркестр. Пожалуйста, расскажите, о Вашей совместной работе с РНО.
- Я был дирижёром этого оркестра с 1999 по 2003 годы. Это был насыщенный период: мы исполнили множество произведений — от симфоний Мясковского до симфоний Малера. Были и гастрольные туры... С большим интересом жду концерта - с РНО и Хором Минина — 3 февраля в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
- Рахманинов в «Колоколах» словно предчувствовал надвигающиеся в России катаклизмы. Можно ли и сегодня задаться вопросом: «По ком звонит колокол?»
- На этот вопрос можно ответить цитатой английского поэта Джона Донна (Эрнест Хемингуэй использовал её в эпиграфе к своему знаменитому роману): «... не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе".
Комменты