CD. ПЦ Игоря Матвиенко, 2015.
Жанр: поп-рок, русский шансон, кроссовер.
Еще до выхода релиза Игорь Матвиенко предупреждал, что половину альбома составят задушевные песни, а другую — плакатно-патриотические. Матвиенко не стал стесняться слова «плакатность», и это делает ему честь. Он честен сам с собой. Изначально «Любэ» ведь и задумывался как шуточный ура-патриотический проект с долей задушевности. Однако время внесло свои коррективы — множество военного и чиновного люда на голубом глазу принялись ставить «Любэ» рядом с Газмановым на одну полочку. Продюсер отреагировал на вкусы новой «элиты» — очень скоро Расторгуев превратился в милитари-бренд с галифе, гимнастерками, красными звездами и непременным выходом каких-нибудь голубых беретов.
«Любэ» оставалось при этом весьма симпатичной группой благодаря невероятной харизме Николая Расторгуева, нашедшего собственную исповедальную интонацию и никогда не давившего на пафос даже в этой абсурдной с точки зрения любого рокера ситуации (и Расторгуев, и Матвиенко — из генерации крепких советских ВИА). Матвиенко писал для группы как обычную лирику, так и иронические боевики, - но интонации Расторгуева все превращали в ностальгирующий, чуть усталый мейнстрим. «Конь» и вовсе стал нетленкой для всех страт общества.
«Любэ» - «За тебя, Родина-мать!»
Юбилейный альбом мог бы стать простой копией прошлогоднего концерта в «Олимпийском». Но не стал. Потому что Матвиенко решил показать статус «Любэ», а для этой цели офицеров группы «Альфа» явно маловато. Другое дело — Академический ансамбль имени Александрова, Большой хор «Мастера хорового пения», оркестр Moscow Media Orchestra и Молодежный камерный оркестр разом. Знай, дескать, наших! И именитых эстрадных звезд до кучи — Ая («Город 312»), «Корни», Шарип Умханов из шоу «Голос», «In2nation», трубач Вадим Эйленкриг, гитаристы Юрий Цалер и Николай Девлет-Кильдеев... И ди-джей на гарнир.
Получилось не очень хорошо. Оркестры и хоры мигом разрушили всю задушевность дотла. «Гимн Родине» своим сталинистским хоровым пафосом и барабанной дробью настолько задавил и Расторгуева, и присоединившегося к нему Умханова, что их недооперный вокал стал казаться откровенно издевательским и карикатурным. Такой откровенности Матвиенко явно не планировал, хотя явно подразумевал некую двусмысленность «для своих».
«Сталинград», отсылающий к аранжировкам одновременно Depeche Mode и Би-2 (тут-то Цалер и пригодился), тоже саморазрушающаяся конструкция. Чем надрывнее и суровее поют Ая и Расторгуев, тем более комический эффект от контраста с аранжировкой вырисовывается. К строчке «Не пытайтесь лезть с войной на Россию никогда, никогда!» абсурд достигает апофеоза. Чудится Dave Gahan, нахмуривший брови и грозящий лимонкой с обложки Шуре Би-2. Или наоборот.
Там же, где «Любэ» обходится старыми добрыми средствами — патентованной задушевностью Расторгуева и незамысловатым саундом музыкантов (их звания не поленились перечислить в буклете!), магия «Любэ» работает на все 100%. В треке «За тебя, Родина-мать!» рядом со скандированием «И за страну трижды ура!» в ритме вальса даже строчка «этот ветер свободы» не кажется хитро продуманной крамолой.
Трек «За бортом» доказывает, что бэк-вокалисты «Любэ» вполне справляются с необходимой вкрадчивостью и добродушным прищуром даже без самого Расторгуева, а труба джазовой звезды Вадима Эйленкрига умеет воспроизводить то же самое средствами собственно инструмента. Штатный баянист Виталий Локтев все никак не научится делать это сам.
Песня «Долго» склеена Матвиенко из вежливого парафраза заставки к старой телепередаче «В мире животных» аргентинца Рамиреса и оркестра Поля Мориа, а заодно менее деликатного автоцитирования «Рыбки» от «Фабрики», - но и тут Расторгуев вытягивает романс на должные высоты. Совсем новые «Якоря» вряд ли станут хитом, но пропитанность светло-романтичным духом 60-х дорогого стоит.
Альбом расползается на треки, уж слишком из разного теста он слеплен. Как юбилейный грандиозный альбом — это провал. А вот как новый альбом «Любэ» (выкинув из него все помпезности) — крепок и даже разносторонен.
Для юбилейного настроя вполне хватило бы бонусного mash-up от ди-джея Иванова, превратившего «Не валяй дурака, Америка» в издевательский диско-хаус сугубо американского розлива.
Оценка: 6 из 10.
Гуру КЕН
Комменты