Дмитрий Бертман

15/06/2022 - 15:09   Classic   Интервью
Юрий Башмет и Дмитрий Бертман рассказали о том, каким будет VIII Международный фестиваль искусств П. И. Чайковского на территории Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, который пройдет с 1 по 10 июля.

Генеральный директор "Русского концертного агентства" Дмитрий Гринченко рассказал о том, что уже найден очень успешный формат проведения фестиваля в Клину.

«У нас очень удачный формат был найден три года назад: концерты на большой поляне, в Сестрорецком парке, академия и мастер-классы, выступят стипендиаты губернатора Московской области, будет школа молодых журналистов. И впервые мы попробуем масштабную историю — на поляне перед усадьбой Демьяново мы проведем «Ночь с Чайковским» с участием «Новой России» и солистов музыки и балета. Это будет 9 июля. С новой программой выступит «Геликон-Опера». Денис Мацуев 1 июля откроет Вторым концертом Рахманинова, и компенсируем Первой симфонией Чайковского. Покажем «Сказ о Борисе и Глебе» Александра Чайковского с пятью хорами, а в Клину 8 июля даже будет шесть хоров. Везде, где мы его показывали, он вызывает необычайный восторг у публики. Даже без рекламы проданы 75% билетов на фестиваль, но еще билеты есть. В Демьяново вход будет бесплатно, там поле позволяет разместить 5 тысяч зрителей. И на концерты в Сестрорецком парке вход бесплатный», - рассказал Гринченко.

Художественный руководитель фестиваля, народный артист РФ Юрий Башмет сказал, что очень важно проводить фестиваль Чайковского в это сложное время.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Я думаю, что в этом году особенно важно в связи с общей ситуацией, о которой мы все знаем, - есть фестиваль Петра Ильича Чайковского. Программа очень интересная, каждый концерт имеет свое неповторяющееся лицо. Сам факт проведения фестиваля приобрел новое мощное значение. Я даже думал, что надо бы в программу фестиваля включить произведения других композиторов — Шопена, Баха, Шуберта, - потому что речь идет о борьбе хорошего и плохого. Фестиваль становится значимым явлением в нашей жизни. И даже если бы не было, Чайковский это переживет. Как и Моцарт, и Бах. Это рикошетом скажется на нашем фестивале, но и мы переживем. Те, кто отказывается от русской музыки, лишают себя сердца и души. Становятся бедными. Мне их жалко. Мы богаче становимся, а они беднее. Намного! На фестивале будут живые концерты, откровения, настрой, который позволяет быть музыкантам импровизаторами, а зрителям — соучастниками действа. Слушатели устремляются на концерты классической музыки, везде полные залы, приходят взрослые с детьми. Изголодались по живой музыке. Я очень люблю нашего слушателя, чувствую любовь с их стороны, и это взаимно.

В Клину публика приходит на концерты фестиваля как в церковь. Именно там Чайковский написал Шестую симфонию «Патетическую». Я видел оригинальную партитуру, у Чайковского над каждой черточкой 3-5 вариантов нот! Видно, как он размышлял, менял, додумывал. А когда слушаешь, - все само собой, как и должно быть, гениально. Приятно, что министр культуры Московской области — пианист. Думаю, что с музыкой в области все будет в порядке. Я жду встречи с той публикой, которая искренне любит свой дом, свою страну, музыку Чайковского… »

Генеральный директор – художественный руководитель Московского музыкального театра "Геликон-опера", народный артист РФ Дмитрий Бертман предложил идею сделать из Клина наш собственный Зальцбург.

«Я считаю, что этот фестиваль — душа нашей жизни. 8 лет назад приезжал Рикардо Мути, и открывал первый конкурс. Наш театр каждый год принимает в нем участие. Помню, как мы играли Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», из-за дождя спектакль останавливался двенадцать раз. И каждый раз, когда выходила Фата Моргана, - начинался дождь. И я понял, что не надо было играть Прокофьева перед Чайковским, клинская природа протестует. Я обожаю Клин, музей, уникальнейший архив Чайковского. Не все знают, что не Модест писал либретто опер Чайковского, он лишь ставил подпись, чтобы получать гонорары. Там множество диссертаций можно защитить по творчеству Чайковского. Мечтаю, чтобы в Клину появился полноценный концертный зал. Чтобы можно было круглогодично проводить тут фестивали. Чтобы со всего мира приезжали туда люди изучать творчество Чайковского. Чтобы Клин стал вторым Зальцбургом, он ведь тоже небольшой городок в Австрии. Но знаменит на весь мир. Так что этот фестиваль должен светиться всеми лучами солнца. Мы сыграем концерт «Планета Чайковского» с фрагментами его опер и кантат, в нем примут участие лучшие голоса нашего театра», - рассказал Бертман.

Композитор, народный артист РФ Александр Чайковский поддержал идею превратить Клин в наш Зальцбург.

«В позапрошлом году у меня был концерт, я только вышел из больницы после ковида. Играли вокальный цикл, вариации на темы Мокроусова. И играли это в кабинете Чайковского. Сначала был страх — приходить к настоящему Чайковскому. Но потом показалось, что он отнесся к моей музыке «прилично». Я поддерживаю идею превратить Клин в наш собственный Зальцбург! Я видел, с каким энтузиазмом и любовью слушали зрители музыку. Тем более, что многие сюда приезжают из Москвы и всех концов области. Благо ходят поезда «Ласточка» и есть скоростная автотрасса М11».

Директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского Игорь Корнилов подчеркнул важность

«Для музея этот фестиваль - огромное событие. Музей - это огромное пространство. И мемориальный дом, и выставочные площадки, одна из выставок откроется вместе с начало фестиваля, это выставка фарфора в связи с музыкой. Прадед Чайковского по материнской линии работал на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. В Клину любят и ждут этот фестиваль. В этом году мы даже не успели вывесить афишу на сайте, как он обрушился под натиском желающих купить билеты. А когда сайт заработал - билетов уже не осталось. Так в Клину любят фестиваль Чайковского!», - заявил Игорь Корнилов.
08/08/2020 - 05:16   Classic   Концерты
Премьера спектакля-концерта «Неизвестный Чайковский» в постановке Дмитрия Бертмана с солистами «Геликон-Оперы» и БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева с успехом состоялась в Клину.

Все это происходило в рамках VI международного фестиваля искусств Чайковского под руководством Юрия Башмета, в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике Чайковского, - несомненно, событие знаковое. Маэстро Владимир Федосеев на днях отпраздновал свое 88-летие, и на сцене показал, насколько же он в великолепной форме. А еще к БСО и солистам «Геликона» в этой необычной программе присоединились Государственный академический московский областной хор имени Кожевникова (худрук и дирижер Николай Азаров) и клинский детский хор «Мандрагора».

«Неизвестный Чайковский»
«Неизвестный Чайковский»

Но стоит объяснить, отчего же «Неизвестный Чайковский». Бертман и Федосеев решились сыграть программу исключительно из незавершенных или утраченных произведений Чайковского, зачастую чудом сохранившихся в отрывках. Большая сцена не знает опер «Ундина», «Мандрагора», «Гамлет», «Севильский цирюльник», «Ромео и Джульетта» и «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского. А он их писал! Более того, «Ундину» считал одной из лучших своих опер.

- Рукописи не горят, как было сказано у Булгакова, поэтому мы все ждем, что появятся новые фрагменты или появится, например, целиком опера «Ундина», - сказал Дмитрий Бертман. - Это ведь была одна из его самых любимых опер. А он сжег всю партитуру в камине директора императорских театров Травникова, просто бросил в камин. Потому что ее отказались ставить. Но ранее он отправил 5 номеров для концерта в Москве, и эти 5 номеров сохранились. Он пытался вернуться, заново написать «Ундину», но в итоге написал балет «Лебединое озеро». Сохранилось либретто «Ундины».

Либретто Соллогуба по поэме Фуке действительно сохранилось, более того, по нему была написана другая опера «Ундина», авторства Алексея Львова, того самого, кто написал гимн «Боже, Царя храни!». О том, сжег ли Чайковский партитуру в камине дирекции, - историки не уверены. Показывал партитуру он в 1870 году, а уничтожил вроде бы в 1873 году. Более того, в архивах музея Чайковского в Клину до сих пор лежат секретные документы, по которым его брат и создатель музея Модест Чайковский завещал точные сроки рассекречивания, и вполне возможно, что среди них — та самая партитура «Ундины».

Премьера сохранившихся пяти фрагментов «Ундины» прошла в 2015 году здесь же, в музее Чайковского, и с тем же Владимиром Федосеевым и Дмитрием Бертманом. Но и сегодняшнее исполнение впечатляет невероятным масштабом симфонизма и голосоведения, порой парадоксально напоминающим куда более поздние мюзиклы Уэббера. Не говоря о том, что рачительный Чайковский пустил в ход не только дуэт Ундины и Гульбранда во втором акте «Лебединого озера» в инструментальном виде, но и подработал для андантино во Второй симфонии и двух сценах «Снегурочки». Хорош был тенор «Геликона» Иван Гынгазов, но и сопрано Елена Михайленко была на высоте.

Иван Гынгазов и Елена Михайленко
Иван Гынгазов и Елена Михайленко

- В Чайковском я слышу музыку детства, и она меня ведет, - сказал Владимир Федосеев. - Я каждый раз нахожу новые нюансы, которые раньше прошли мимо меня! Смотрю Шестую симфонию, и то тут, то там нахожу. Бесконечное ощущение жизни. Чайковский требует играть просто, а это совсем не просто! Простота — это самое сложное. Трудно его играть. «Мандрагору» мы уже играли в Вене, дуэт из «Ромео и Джульетты» и «Ундину» я уже тоже исполнял, - а остальные играю впервые.

«Мандрагора» - самая сумасшедшая и модернистская опера Чайковского, если бы он ее дописал. В либретто профессора ботаники Рачинского алхимик Луллий подписывает контракт с силами ада, влюбляется в прекрасную Инессу, а не получив взаимности, идет в Иванову ночь в волшебный лес за корнем мандрагоры. Корешок обращается в другую прекрасную девушку, влюбляется, но по контракту обеспечивает влюбленность Инессы и погибает. Из этого готического безумия Чайковский успел написать только «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь» (!).

Пение цветов и насекомых про царицу ночи требует не просто детского хора, а очень хорошего детского хора, прямо-таки изысканного. Партитура сложнейшая. Такой нашелся прямо в Клину, это знаменитый детский хор «Мандрагора» (худрук Елена Уманская), выступавший со множеством мировых звезд.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

- Детскому хору «Мандрагора» в Клину уже 25 лет, и у него большое имя, - объяснил Дмитрий Бертман. - Он выступал на самых престижных площадках страны и мира. Хор цветов и насекомых из «Мандрагоры» всегда был в его репертуаре, а это очень редко исполняемое произведение. Мы не могли не вставить его в концерт, это фирменное блюдо этой земли. Опера была не дописана, Чайковский ее бросал и снова начинал.

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

С оперой «Гамлет» произошла и вовсе странная история. Увертюра-фантазия довольно известна, но опера? Да еще на французском? Вообще-то изначально Чайковский писал про «To be or not to be», но в итоге он писал для французского актера Люсьена Гитри, и вообще был увлечен Францией. Сохранившаяся ария, которую исполнила артистичная меццо-сопрано Юлия Никанорова, говорит скорее о желании Чайковского романтизировать историю Гамлета и Офелии, но — недописаны огромные куски французского текста, их пришлось переводить в речитатив.

Куплеты Альмавивы из «Севильского цирюльника» в исполнении Игоря Морозова дошли до нас в крайне куцем виде, и так же были исполнены. Но откровенно жалко, что все это так. Чайковский будто начал соревнование с Россини и остановился на самом интересном месте. Это фантастической красоты мелодия.

Что касается «Снегурочки», то ведь тут многое позаимствовано из «Ундины», и все это пришлось на пик интереса композитора к русскому фольклору. Жанр полудрамы-полуоперы не был оценен зрителями Малого театра, но умение композитора расслышать мельчайшие оттенки народной песни поистине восхитительно, ведь позднее из нее сделали «четвертый балет» Чайковского. И оркестровая «Пляска скоморохов», и хоровые «Проводы масленицы» полны неявных аллитераций и чудных опеваний.

Завершил этот удивительный вечер в Клину дуэт Ромео и Джульетты из одноименной неоконченной оперы Чайковского в исполнении Анны Пеговой и Игоря Морозова. Увертюра входит в число самых исполняемых произведений композитора, а вот оперу он так и не дописал.

- «Ромео и Джульетта» тоже была задумана как опера, и там кроме дуэта есть и другие сцены — сцена Кормилицы, например, - сказал Дмитрий Бертман. - Он ее не дописал, и все мы знаем симфоническую картину «Ромео и Джульетта». Но когда мы слышим певческие голоса, то сразу слышим всю мощь таланта Чайковского, его симфонизм. Его талант позволил ему стать самым известным русским композитором в мире, самым исполняемым наряду с Верди или Пуччини. Я недавно ставил «Онегина» в Японии, и там Чайковского знают так же, как у нас битлов. В энциклопедии написано, что он национальный японский композитор. Они его так хорошо знают, что считают своим.

Фокус состоит в том, что вокальные партии Ромео и Джульетты, хотя иногда и сопоставимы с инструментальными в симфонической версии, отнюдь не тождественны. Иногда этот дуэт завораживает удивительными структурами, вполне оригинальными. Очень хотелось бы ввести их в академический оборот. А вот отсутствие «Фатума» немного удивило, эта музыка была тут к месту.

Владимир Федосеев
Владимир Федосеев

На бис оркестр БСО под управлением тончайшего Владимира Федосеева сыграл «Испанские танцы» из балета «Лебединое озеро». А почему тончайший? Федосеев по-прежнему не гонится за экспрессией. Он вышколил свой оркестр до такой степени, что крохотный жест дирижера вызывает крещендо. Он будто ничего не делает за пультом. Решительно ничего. А вот взмах пальчика — и меняется буквально все. Это зрелище буквально завораживает. Дирижер дышит оркестром, и наоборот. Наклон головы — и меняется звук. Это настолько гениально, что не требует слов. Зрители просто видели это. И это был Владимир Федосеев и его БСО. Поразительно, что канал «Культура» оказался этого лишен, поскольку трансляцию делал областной канал «360»...

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Ирина ШЫМЧАК и автора

09/07/2020 - 02:50   Classic   Интервью
Первая за долгие месяцы пресс-конференция в «живом» формате с участием Юрия Башмета, Игоря Бутмана, Евгения Миронова, Дмитрия Бертмана, Николая Цискаридзе и чиновников прошла в Москве в честь скорого открытия VI Международного музыкального фестиваля П.И. Чайковского в Клину.

Встреча прошла на свежем воздухе во дворике «Башмет-Центра» на Большой Полянке. Главная новость — с этого года худруком фестиваля стал Юрий Башмет. Теперь у фестиваля есть федеральное финансирование (а не только подмосковное, как раньше), и в новый оргкомитет вошли ведущие деятели искусств, а также сразу три министра культуры Московской области! Действующий - Елена Харламова, а также бывшие — Нармин Ширалиева (советник губернатора в ранге министра) и Оксана Косырева (директор департамента господдержки Минкульта РФ). Ситуация не позволит в этом году принять зарубежных артистов, однако масштаб фестиваля на открытом воздухе все же значительно вырастет.

Слева направо: Денис Редькин, Нара Ширалиева, Оксана Косырева, Елена Харламова, Юрий Башмет, Дмитрий Бертман, Николай Цискаридзе, Дмитрий Гринченко, Игорь Бутман
Слева направо: Денис Редькин, Нара Ширалиева, Оксана Косырева, Елена Харламова, Юрий Башмет, Дмитрий Бертман, Николай Цискаридзе, Дмитрий Гринченко, Игорь Бутман

- Сказать, что мы настырные и упорные, - значит не сказать ничего. Первый фестиваль, который пройдет после пандемии коронавируса, - это будет фестиваль Чайковского, - пояснила министр культуры области Елена Харламова. - Мы его запланировали провести с 31 июля по 9 августа. Мы не можем пока сказать на 100 процентов, что проведем его. Но с сегодняшнего дня открыта продажа билетов на фестиваль. Мы готовы его провести. Окончательное решение будет принято в ближайшие дни, эпидемиологическая обстановка показывает, что мы близки к возможности проведения мероприятий на открытом воздухе. Провести этот фестиваль в юбилейный 180 год со дня рождения Чайковского крайне важно. Но не менее важен юбилей Чехова — 160 лет со дня рождения, поэтому решили открыть фестиваль программой «Ч+Ч», посвященной этим двум великим людям. Обычно главная площадка фестиваля в формате опен-эйра вмещает 1000-1200 человек. В связи с необходимостью соблюсти все эпидемические стандарты по дистанции и не подвергать людей опасности мы уменьшим количество мест до 600-700. Понимаем, что у людей непростая финансовая ситуация, поэтому принято решение значительно снизить цену на билеты, а на открытие и закрытие сделать по 100 рублей.

Фестиваль откроется 31 июля мировой премьерой музыкально-драматического действия «Ч+Ч», посвященного юбилеям П.И Чайковского и А.П. Чехова, с участием артистов театральной труппы музея-заповедника «Мелихово» «Чеховская студия» и оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета.

- В рамках фестиваля мы покажем программу «Онегин. Лирические отступления», которую срежиссировала Марина Брусникина, она замечательный режиссер, - сказал актер Евгений Миронов. - Я и Лиза Боярская будем читать отрывки из «Евгения Онегина», но не самые известные фрагменты, а именно лирические отступления. Это дуэт, в котором мы можем переходить от ролей Онегина и Татьяны к другим ролям, например, Лиза будет читать и за Ленского. Потрясающая музыка, которую прямо сейчас Юрий Абрамович компилирует из «Онегина» Чайковского, будет обрамлять это выступление. Я в четвертый раз буду выступать в Клину, и для меня это особенное место.

Балетный вечер 1 августа будет представлен дивертисментом из фрагментов балетов П.И. Чайковского под руководством народного артиста России Николая Цискаридзе.

- Я уверен, что фестиваль состоится! На нем будет проходить финальный отбор во Всероссийский юношеский оркестр, который на днях выступил на Мамаевом кургане, многие видели эту телетрансляцию, - напомним Юрий Башмет. - Каждый из этих юных музыкантов — лучший в своем городе! А потом они прошли еще отбор у нас. И вот мы прослушали сейчас 650 музыкантов, а взять можем только 40. Столько мест у нас освободилось по возрасту. И финальный отбор пройдет именно в Клину во время фестиваля Чайковского. Я многого жду от этого фестиваля, поэтому и согласился возглавить, когда губернатор мне предложил. Чайковский — не только наше все. Я ценю в нем эти вечные сомнения, я слышу их в его музыке. Не хочу обижать, но Моцарт — не Чайковский, это совсем другая история. А Чайковский — он наш, генетически наш.

7 августа – спектакль-концерт «Неизвестный Чайковский» в постановке Дмитрия Бертмана, с участием солистов театра «Геликон-опера» и БСО им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

- Наша программа называется «Неизвестный Чайковский», дирижировать БСО будет Владимир Федосеев, а наши солисты будут петь арии из недописанных опер Чайковского, или тех, которые по разным причинам не звучат на сцене, - сообщил Дмитрий Бертман. - Например, Чайковский начинал писать оперу «Севильский цирюльник», у нас споют куплеты Альмавивы. Будут фрагменты из оперы «Мандрагора», будет «Ундина», которая издана в расширенном виде, и там есть номер, который ранее был неизвестен. Чайковский считал «Ундину» своей лучшей оперой, но сжег ее рукопись в кабинете директора Императорских театров, узнав про отказ в постановке. Однако чудом сохранилась рукопись, отправленная для анонсного концерта в Москве, и эти номера сохранились. Затем много музыки из «Ундины» он использовал в балете «Лебединое озеро». Будет опера «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Снегурочка» и другие недописанные произведения Чайковского.

8 августа на большой сцене состоится концерт «Классика встречает Джаз» с участием Юрия Башмета, его «Солистов Москвы» и Игоря Бутмана и его биг-бэнда.

- Творческий наш союз с Юрием Абрамовичем уходит в глубь веков, - иронически улыбнулся Игорь Бутман. - Мы сыграем Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и других классиков. У джазовых музыкантов всегда есть некоторая зависть к тому, как классика обращается со звуком. Все великие классические композиторы были импровизаторами, но они не ставили это во главу угла, а записывали свою музыку на ноты, на бумагу. Нас вдохновляет возможность импровизировать на классическую музыку, это творчески интересная задача.

В камерном зале планируются концерты, посвященные молодому поколению музыкантов: гала-концерт молодых композиторов и гала-концерт юных музыкантов - стипендиатов Губернаторской стипендии и участников Международной академии фестиваля. Пройдет Вторая Международная музыкальная академия фестиваля и впервые,состоится Международная научная конференция, посвященная 180-летию П.И. Чайковского, а также Школа молодых журналистов, пишущих о культуре. Таковы планы, по крайней мере.

Завершится фестиваль 9 августа большим гала-концертом с участием Дениса Мацуева, Юрия Башмета и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

- Я уже не представляю своего лета без концерта в Клину. Играть на рояле Петра Ильича… Каждый раз подхожу к нему и чувствую благоговение, - рассказал с видеоэкранов Денис Мацуев. - Мы на связи с Роспотребнадзором, чтобы все было безопасно и для зрителей, и для музыкантов. Мы говорили с министерством культуры и Роспотребнадзором, что с августа уже можно будет начать концерты в формате опен-эйров в московском регионе. Мы уже не можем без зрителей, нам нужна энергия от зала.

Фестиваль будет снимать телеканал «Культура», причем прямой стрим будет идти на сайте телеканала, а уже подготовленные версии концертов покажут в эфире осенью.

- Есть серьезные ограничения, связанные с коронавирусом, поэтому в нынешнем году расширить программу мы не можем. Но развиваться она будет обязательно. Фестиваль станет полноценным 8-10-дневным фестивалем, чтобы туристы могли приезжать на эти дни в Клин, и ощущать всю фестивальную атмосферу, - подытожил пресс-конференцию глава «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко.

Вадим ПОНОМАРЕВ

23/05/2019 - 17:30   Classic   Профи
Президент РФ Владимир Путин вручил в Кремле государственные награды выдающимся россиянам и иностранцам, в числе которых певица Лариса Долина, дирижер Владимир Федосеев и оперный режиссер Дмитрий Бертман.

В числе более 30 награжденных орденами, медалями и почетными званиями есть летчики-космонавты, деятели науки, образования, здравоохранения, спорта, известные артисты, работники промышленности и сельского хозяйства.

"Хочу всех вас поблагодарить - всех, кому сегодня будут вручены государственные награды, за труд и высокие достижения, за верность России, за неравнодушное творческое и отзывчивое участие в жизни страны. Своими прорывными идеями и блестящими свершениями вы вносите огромный вклад в ее развитие, в наше общее прогрессивное движение вперед. Примером своей жизни вдохновляете добиваться большего миллионы людей, работать ради благополучия Отечества", - сказал Путин на церемонии награждения.

Российский президент отметил вклад в отечественную культуру дирижера, руководителя Большого симфонического оркестра им. Чайковского Владимира Федосеева, который был удостоен ордена "За заслуги перед отечеством" I степени.

Орденами дружбы президент отметил певицу Ларису Долину и звезду балета, ректора Академии имени Вагановой Николая Цискаридзе.

Лариса Долина
Лариса Долина

Орден почета получили гендиректор и художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман.

10/05/2018 - 15:30   Classic   Новости
Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ «О награждении государственными наградами Российской Федерации».

За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Орденом почёта награждён Дмитрий Александрович Бертман – генеральный директор - художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман
Быстрый поиск:
05/04/2018 - 09:58   Classic   Новости
Художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман приступил к постановке оперы «Демон» Антона Рубинштейна в театре «Лисео».

Премьера «Демон» – совместный оперный проект Большого театра «Лисео» (Барселона), «Геликон-оперы» (Москва), Государственного театра Нюрнберга и Национальной оперы Бордо.

Постановку спектакля «Демон» осуществит интернациональная команда. Партитуру Рубинштейна озвучит Михаил Татарников – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. Декорации и костюмы к спектаклю создаст известный австрийский художник Хартмут Шогхофер, оформивший множество постановок в театрах Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Швеции, Словении и Канады. Хартмут Шогхофер давно сотрудничает Дмитрием Бертманом. Среди спектаклей последних лет, появившихся на свет в результате их творческой дружбы, – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Андре Шенье» в Шведской королевской опере, «Похождения повесы» в Финской национальной опере, «Альцина» в Musik&Theater MUTH (Вена), «Прекрасная Елена» и «Запрет на любовь» в «Геликон-опере».

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

Световую партитуру «Демона» воплотит американец Томас Хазе – знаменитый мастер по свету, прославившийся своими работами в оперных театрах Европы и Америки. С Дмитрием Бертманом Томас Хазе работает не впервые – вместе они поставили спектакли «Кавалер роз» в Мальме, «Золотой петушок» в Дюссельдорфе, «Русалка» в Торонто, «Похождения повесы» в Хельсинки и «Турандот» в Москве, на сцене театра «Геликон-опера».

Над пластикой и сценическим движением актеров работает главный хореограф «Геликона» Эдвальд Смирнов.

В постановке участвуют солисты мирового уровня: Александр Цымбалюк – Князь Гудал, Асмик Григорян – Тамара, солисты театра «Геликон-опера» Игорь Морозов – Князь Синодал и Лариса Костюк – Няня. Партию Демона исполнит Эгилс Силиньш, а в роли Ангела выступит известный контратенор Юрий Миненко.

«Мы собрали удивительную команду постановщиков – команду друзей. У меня был близкий друг – Дмитрий Хворостовский, выдающийся баритон. В этом году произошла большая трагедия – мы потеряли его. Но у него была мечта сыграть роль Демона, и мы сделали вместе с ним полуконцертную версию «Демона» в Москве. Затем были большие планы поставить оперу в Европе. Я поделился этой идеей с Кристиной Шепельман, художественным руководителем театра «Лисео», моим давним другом, и она очень заинтересовалась проектом, - рассказывает Дмитрий Бертман. - Конечно, мы вместе мечтали об этом спектакле, ждали момент, когда сможем представить «Демона» с Дмитрием Хворостовским в главной роли. Но уход Дмитрия разрушил многие планы. Мы ставим этот спектакль в память о нем!»

29/01/2018 - 21:40   Classic   Новости
31 января в 14 часов в театре «Геликон-опера» состоится открытие артистической «Дмитрий Хворостовский» к третьей годовщине премьеры спектакля «Демон».

"Мы никогда не забудем наше сотворчество с Дмитрием. Он пел на церемонии открытия нашего театра после реконструкции: в тот памятный день 31 октября 2015 года Дмитрий специально прилетел в Москву, чтобы вместе с геликоновцами открыть первую страницу летописи новой истории театра…И наша совместная постановка оперы А. Рубинштейна «Демон» в 2015 году стала его последней оперной работой в Москве…

Дима – это человек-праздник. Он одним своим присутствием в жизни создавал для всех ощущение радости и счастья. Человек, который не знал, что такое депрессия. Человек, который всегда был другом для всех, с кем общался», - говорит о нем художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман.

Дмитрий Хворостовский и Дмитрий Бертман
Дмитрий Хворостовский и Дмитрий Бертман

Церемония открытия артистической «Дмитрий Хворостовский», приуроченная к третьей годовщине премьеры спектакля «Демон» в концертном зале имени П.И. Чайковского (30 января 2015), состоится в «Геликон-опере» 31 января 2018 года в 14 часов.

13/11/2017 - 12:08   Classic   Новости
В честь юбилея Дмитрию Бертману, гендиректору театра «Геликон-опера» был вручен орден «За заслуги перед Калининградской областью».

Высокую награду от имени Правительства Калининградской области Дмитрию Бертману вручил художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра Валерий Лысенко. В своей речи он заметил, что «Если бы не было Дмитрия Бертмана, если бы не было «Геликон-оперы», не было бы и Калининградского музыкального театра. А теперь наш театр набирает силы, развивается при поддержке «Геликон-оперы», потому что у нас бескорыстные связи. Это прецедент российской культуры».

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

Орден «За заслуги перед Калининградской областью» признается за особые заслуги и вклад в развитие экономики, культуры, искусства Калининградской области. В первый раз орден был вручен Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. «Вы внесли неоценимый вклад в развитие культуры Калининградской области, - подчеркнул Валерий Лысенко. – Вы подготовили калининградских артистов, которых учили в течение 10 лет! Основа нашего театра – Ваши ученики. Вы помогли построить наш театр совершенно бескорыстно». И еще Валерий Иванович процитировал слова выдающегося режиссера Бориса Александровича Покровского, которые знаменитый Мастер когда-то сказал Дмитрию Бертману, своему ученику, после премьеры спектакля в «Геликон-опере»: «Вы – дворник, Дима. И я счастлив, что появился дворник, который очистит культуру от грязи».

Также Дмитрию Бертману от имени Международной Академии национальной безопасности объединенной Европы в Вене (Австрия) была вручена Большая хрустальная Звезда «За достижения в театральном искусстве» с присвоением звания «Доктор наук». Валерий Лысенко сообщил, что благодаря деятельности и поддержке Дмитрия Бертмана в Калининграде и Балтийске уже действует Европейская школа театрального искусства. «Общественность должна помнить своих благодетелей и деятелей культуры, потому что культура – это основа основ, это то, что помогает нашему обществу развиваться», - подытожил Валерий Лысенко свою речь, вручая еще одну награду.

В ответной речи Дмитрий Александрович поблагодарил Правительство Калининградской области за признание заслуг и вручение наград, и добавил, что «Сам Валерий Иванович – историческая фигура. Калининград, бывший Кенигсберг, всегда славился тремя важнейшими факторами. Во-первых, это была интеллигентная столица Германии, там был знаменитый университет, знаменитый зоопарк и когда-то – оперный театр. С тех пор, пока не открылся Калининградский музыкальный театр, оперы здесь не было. Можно сказать, что мы возродили оперный театр в Калининграде. Когда мы начинали, было маленькое здание, небольшая труппа, сейчас же – огромное красивое здание с колоннами. Валерий Иванович пригласил в труппу много выпускников разных консерваторий со всей нашей страны, в том числе и из Москвы. Театр богат репертуаром, здесь ставят спектакли и наши геликоновские режиссеры Илья Ильин, Галина Тимакова. Калининградский музыкальный театр – всегда полный, он уже стал достопримечательностью города, туда стремятся попасть толпы туристов. Спасибо за это Валерию Ивановичу – это его огромная его заслуга и огромнейший труд».

09/06/2016 - 12:19   Classic   Новости
Сегодня в Департаменте культуры города Москвы состоялось Первое заседание Совета художественных руководителей столичных театров и концертных организаций.

Председателем совет избрал Дмитрия Александрович Бертмана, художественного руководителя Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский музыкальный театр «Геликон‒опера» под руководством Дмитрия Бертмана».

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

В президиум Совета, помимо председателя, были выбраны:

1) Бутман Игорь Михайлович, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский джазовый оркестр под управлением И.Бутмана»;
2) Райхельгауз Иосиф Леонидович, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский театр «Школа современной пьесы»;
3) Куклина Марина Фёдоровна, директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский государственный академический театр танца «Гжель»;
4) Юхананов Борис Юрьевич, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский драматический театр им.К.С.Станиславского»;
5) Дуров Юрий Юрьевич, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Театр «Уголок дедушки Дурова»;
6) Дурова Тереза Ганнибаловна, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой»;
7) Писарев Евгений Александрович, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский драматический театр имени А.С.Пушкина»;
8) Грибанова Марина Борисовна, художественный руководитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский театр детской книги «Волшебная лампа»;
9) Меньшиков Олег Евгеньевич, художественный руководитель Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой;
10) Соколова Ольга Эдуардовна, директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Школа драматического искусства».

Состав президиума утверждается сроком на год.

«Когда у нас стали возникать вопросы, принятие решение по которым оказывает влияние на творческую составляющую, то возникла разумная необходимость, чтобы появился Совет, в который будут входить художественные руководители театров. На сегодняшнем заседании был выбран президиум, причем таким образом, что каждое направление театрального или концертного искусств имеет своего представителя. Председателем выбран Дмитрий Бертман. Вопрос, который сегодня обсуждался и который является первой серьезной задачей для Совета - необходимость посмотреть и определиться какие заявки на новые театральные проекты и постановки получат поддержку и бюджетное финансирование, исходя из тех средств, который на это выделяются департаментом. Вопрос касается в первую очередь оценки творческого потенциала специалистами и профессиональным сообществом», - рассказал Александр Кибовский, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы.

11/02/2016 - 15:51   Classic   Новости
Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман отправился в Хельсинки, где в ближайшее время приступит к постановке оперы «Похождение повесы» Игоря Стравинского.

Над премьерой работает интернациональная творческая команда. Сценографию к спектаклю создаст Хартмут Шоргхофер (Германия) – автор декораций к операм «Орфей» К.В. Глюка и «Олимпиада» Й. Мысливечека в Праге (Национальный театр), «Похождение повесы» И. Стравинского в венской Фольксопер, «Фальстаф» Дж. Верди и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в дрезденской Земперопер, «Богема» Дж. Пуччини в московском театре Новая опера. Художник по костюмам Эрика Турунен (Финляндия) участвовала в работе над оформлением финала конкурса «Евровидение» в 2007 году, долгое время сотрудничала с Финской национальной оперой, Нидерландским театром танца, создавала костюмы к спектаклям Большого театра Женевы, балетным постановкам Лионской оперы и Королевского театра Дании. Музыкальная часть спектакля поручена норвежцу Эйвинду Гулбергу Йенсену, дирижировавшему «Русалкой» А. Дворжака в Римском оперном театре на открытии прошлого сезона. Над пластикой актеров и сценическим движением работает хореограф-постановщик театра «Геликон-опера» Эдвальд Смирнов.

Дмитрий Бертман
Дмитрий Бертман

Финская публика с нетерпением ждет премьеры – последний раз опера «Похождение повесы» шла на сцене Финской национальной оперы почти 60 лет назад. В период с 10 марта по 6 мая состоятся 10 представлений.

Сразу после визита в Хельсински Дмитрий Бертман отправится в Дюссельдорф, где ему предстоит поставить оперу «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова.

Быстрый поиск:

Страницы