Ильдар Абдразаков

12/02/2024 - 04:28   Classic   Концерты
Юрий Башмет закрыл свой V Зимний международный фестиваль в Москве роскошным романтическим концертом из Россини, Шуберта и Тартини в «Зарядье».

В нем приняли участие «Солисты Москвы», бас Ильдар Абдразаков, скрипач Даниил Коган, вокальный ансамбль Intrada и другие артисты.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Начали с сонаты для струнных № 3 до мажор Россини. Она написана для четырех струнных, включая контрабас. Переложить для «Солистов Москвы» не стало трудной задачей. Ранний Россини сложен скорее своей экзальтированностью, когда композитор перелетает из одной стилистики в другую, не всегда оставляя их композиционно оконченными. Юрий Башмет показал буквально мастер-класс, как привести все это к единому знаменателю - «Солисты» звучат породисто, основательно, и при этом по-россиниевски легко. И все эти фактически соло то одного инструмента, то другого внутри ансамбля выглядят логично, оправданно.

«Солисты Москвы»
«Солисты Москвы»

Даниил Коган из знаменитой династии скрипачей Коганов выбрал романтическую сонату «Дьявольские трели» для скрипки и фортепиано соль минор Джузеппе Тартини в переложении для скрипки с оркестром, здесь к «Солистам Москвы» присоединились духовые. Сам автор рассказывал так об истории создания этого странного произведения:

«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон».

Даниил Коган
Даниил Коган

Даниил Коган почти полностью отказался от кантилены и совсем уж от вибрато, столь воспетыми Тартини, и предпочел играть коротким сухим звуком. Это прибавило ощущения виртуозности, но очевидно обессмыслило многие идеи композитора. И темп Коган ради той же виртуозности несколько загнал, что встало в ущерб певучести скрипки. Каденция тоже мало чего прибавила в смысле чувственности. И все-таки он сыграл, и очень эффектно сыграл! Даниил находится в поиске собственного звучания, и за его экспериментами невероятно интересно наблюдать.

Ильдар Абдразаков снова доказал, что находится в великолепной певческой форме. Из Россини он спел арию Ассура из оперы «Семирамида» (сразу две даже), арию Мустафы из оперы «Итальянка в Алжире» и свой конёк — арию Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник». Причем показалось, что оркестр ему немного мешал, а именно духовые перекрывали его вокал там, где не надо бы. Но надо отдать честь Абдразакову, - он быстро сориентировался в ситуации, прибавил, и попросту перекрыл своим басом всё и вся. Подаренным поклонницей букетом Абдразаков воспользовался в арии Дона Базилио невероятно артистично: и нюхал, и отрывал лепестки, а потом в гневе просто выбросил. Артист.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Симфония Франца Шуберта № 8 («Неоконченная»). Совсем ничего неизвестно о замыслах Шуберта, но мне всегда она казалась идеальным произведением про прихоти океана, - то штиль, то шторм с пеной волн, - все эти изменчиво-переменчивые обстоятельства, и при этом романтичные и фактически песенные интонации. Так «Солисты» и сыграли. От разработки темы к трагическому пафосу, и далее к скорбной коде первой части. Элегическая мелодия гобоя и кларнета, восходящие секвенции оркестра с эмоциональными взрывами. И вот уже печальная отрешенность второй части, с колебаниями мажорного и минорного ладов, неожиданными сдвигами и тональными переходами, которые позднее кристаллизуются у Листа и Шопена (даже не слышавших «Неоконченную»). Отличная работа «Солистов Москвы». И валторны, и гобои не подкачали.

Елене Гвритишвили
Елене Гвритишвили

«Пастух на столе» Шуберта для голоса с оркестром планировалось исполнить в оркестровке Планнера. Однако исполнили в версии Андрея Артемова, а не Антона Сафронова, который присутствовал в зале «Зарядье». Не стоит вдаваться в споры о том, что лучше, - все прозвучало в исполнении «Солистов Москвы» безупречно. Михаил Безносов на кларнете солировал тончайше и воздушно, а солистка сопрано Елене Гвритишвили, артистка Молодежной оперной программы Большого театра России и приглашенная солистка Стасика. Наслаждение от изящной переклички нежного сопрано Гвритишвили и деликатного кларнета Безносова бесценно.

Михаил Безносов
Михаил Безносов

А свой фестиваль в Москве Юрий Башмет неожиданно закончил Мессой № 2 соль мажор для хора, органа и струнных того же Шуберта с «Интрадой». Кажется, Юрия Башмет подает нам какой-то знак. Концерт в день своего рождения он составил только из «Ленинградской» симфонии Шостаковича, той, что про блокаду Ленинграда. А теперь вот месса. И никакой почти романтики больше.

«Солисты Москвы» сыграли аутентично, именно как мессу, несмотря на множество песенных мотивов в партитуре. Партия органа за Александрой Кореневой, вокальные партии — сопрано Елене Гвритишвили, тенор Марк Ким и бас Демьян Онуфрак. Я бы не стал говорить об этом исполнении как об эталоне, но атмосферность точно была. И точность, что тоже важно. Гораздо важнее, что именно этой мессой Шуберта Башмет решил завершить свой фестиваль. И завершил. Теперь-то очевидно, что это вообще самый значимый фестиваль академической музыки в Москве. И спорить не с кем.

Вадим ПОНОМАРЕВ

26/06/2023 - 02:56   Classic   Концерты
IX Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского в Клину п/р Юрия Башмета открылся яркой вокальной феерией «Посвящение Шаляпину» во главе с Ильдаром Абдразаковым.

Фестиваль — под открытым небом, это опен-эйр во дворе музея-заповедника Петра Ильича. И каждый концерт проходит в ожидании: а как там погода? Погода разная, но чаще всего магия Чайковского срабатывает, и дождя нет. Вот и на открытие фестиваля мы ехали из Москвы под проливным дождем. А приехали, - дождя уже нет в помине, все просохло и тепло.

«Всех приветствую, я рад, что мы живы. Вот уже девятый год уверенно топает, шагает наш фестиваль. Сила гения Чайковского еще, оказывается, демонстрирует то, что нам не нужно его защищать, он заранее все победил. Вот сегодня, например, шел дождик. Но Петр Ильич договорился с Богом и природой: сейчас нет дождя. Это ведь очевидно. За 9 лет я помню только один концерт, когда все были под зонтиками. Но ни один человек не ушел. А так дождь прекращается на время концертов», - заметил Юрий Башмет.

Ильдар Абдразаков и директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского Игорь Корнилов  сажают сирень
Ильдар Абдразаков и директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского Игорь Корнилов сажают сирень

Кстати, начался фестиваль за час до начала самого концерта. У фестиваля Чайковского есть такая традиция: все знаменитые артисты, приезжающие в Клин, сажают именное дерево. Очередь дошла до Ильдара Абдразакова. Он посадил сирень. Тут каких только именных деревьев нет, от Башмета до Федосеева. Надеюсь, и это приживется. По крайней мере, Абдразаков посадил и тут же полил.

После искристо сыгранного оркестром «Новая Россия» п/у Юрия Башмета Полонеза из оперы «Евгений Онегин» наступило время для гала-концертов вокалистов. Так или иначе, вся программа посвящена 150-летию великого баса Федора Шаляпина, и все произведения в ней имеют отношение к тому, что пел Шаляпин. Всем вокалистам, кроме Абразакова, чутко аккомпанировал оркестр под управлением Фредди Кадены (Эквадор - Россия).

Артистка Молодежной оперной программы Большого театра меццо-сопрано Валерия Торунова неожиданно для своего лирического амплуа выбрала Ариозо Воина из кантаты Чайковского «Москва». Она написана для меццо, конечно, так что Шаляпин никогда ее не пел, хотя вообще много пел Чайковского. Валерия добавила должной суровости в свой нежно стелящийся голос, но именно для такой партии этого показалось явно недостаточно. Хотя кантилена у Торуновой тут блистательная. 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова — вот тут лиричность Торуновой оказалась кстати, и все встало на свои места. Настоящая Фрося Бурлакова.

Еще один солист МОП тенор Роман Коллерт выбрал арию Ленского «Куда, куда...». Какой невероятной красоты голос! Густой и при этом возвышенно лиричный, безупречная дикция, точнейшие перепады динамики, точнейшее попадание в образ и настроение героя. И это при том, что Ленского он пока в Большом и не пел, самые большие партии там у него Герольд в «Дон Карлосе» и Дон Курцио в «Свадьбе Фигаро». Это уже готовый большой артист, казалось бы. Но вот он поет романс Молодого цыгана из оперы «Алеко» Рахманинова. И куда делся образ, где настроения мечтательного и страстного цыгана? Отбарабанил все четко, но механически. Неровный пока артист, получается.

Лауреат международных конкурсов сопрано Анастасия Сагайдак в арии Иоланты была очень хороша в piano, но чересчур пережимала подачу в более громких нотах, отчего переходила едва ли не в крик. Есть над чем поработать.

Солистка МОП Большого театра сопрано Елене Гвритишвили, ранее певшая в musicAeterna у Теодора Курентзиса, поразила гигантской вокальной культурой. Колыбельная Волховы из оперы «Садко» Римского-Корсакова, большого друга Петра Ильича, оказалась спета на безупречно красивом распеве с большим запасом дыхания, внятно и темперированно. И в нижних, и в верхних регистрах не терялась купольность звука, его кристальная звонкость. Великолепное исполнение. Ну готовая же Марфа! Не успел я так подумать, как на сцене снова Елене Гвритишвили, и именно с Марфой из IV акта оперы «Царская невеста»! Мысли материализуются. Она спела именно так, как я ожидал. Деликатно, распевно, трогательно, щедро, пронзительно, привольно, - да чего только не было в голосе Гвритишвили. Роскошный диапазон эмоций, нот, чувств. И роскошная Марфа безо всякой там грубой «простонародности». Изысканная Марфа. Уверен, Римский-Корсаков мечтал бы услышать именно такую Марфу.

А что же сам Ильдар Абдразаков, недавно спевший за самого Шаляпина в недавно вышедшем одноименном сериале? Он начал с песни Варяжского гостя из оперы «Садко». Его бас звучит величественно и мощно, это звук большого мастера. Бесшовные переходы между регистрами, эталонный звук. Правда, показалось, что в этот раз Абдразаков был не совсем в настроении, и пел скорее на классе. Слышали мы и гораздо более прочувствованные и эмоционально окрашенные исполнения им Варяжского гостя. Каватина Алеко из оперы «Алеко» подтвердила первоначальные ощущения. Спето все безупречно, - где надо, мечтательно-тихо, где надо — могуче и безбрежно. С тем же подкупающе-брутальным фирменным тембром Абдразакова. Но так, будто сам Ильдар был сейчас не тут, а где-то в другом месте. Шаляпин, говорят, себе такого не позволял. Но он еще и помогал себе костюмом, гримом и париками, - возможно, стоило бы взять его методы творческого погружения себе на службу? Времени на переодевания и легкий грим, кстати, у Абдразакова в таком формате гала-концерта вполне себе хватило бы.

Ильдар Абдразаков и Юрий Башмет
Ильдар Абдразаков и Юрий Башмет

Завершил Ильдар Абразаков свою программу романсом Леонида Малашкина «О, если б мог выразить в звуке…» и двумя своими «шлягерами» - «Вдоль по Питерской» и «Очи чёрные». Не готов сравнивать исполнения Шаляпина и Абдразакова, они очень разные артисты, чем и хороши. Шаляпин прежде всего актер, он шел от почти животной органики того, от чьего лица в данный момент поет. Абдразаков менее привязан к образу, он роскошно доносит то, что считает важным донести в каждой песне. Как-то так. Они разные. Ильдар Абдразаков донес все, что хотел донести, и это было великолепно. Огромный артист.

Камерный хор Московской консерватории п/у Александра Соловьева
Камерный хор Московской консерватории п/у Александра Соловьева

Отдельно стоит сказать о блоке Камерного хора Московской консерватории п/у Александра Соловьева, постоянного гостя всех башметовских фестивалей. Они спели прекрасную программу из «Всенощного бдения» («Богородице Дево, радуйся») и трех романсов в транскрипции для хора а капелла «Островок» Бальмонта, «Здесь Хорошо», «Полюбила я на печаль свою» (солистка Мария Челмакина). Переход из церковного пения во вполне себе светский оказался максимально деликатным. А высочайшая культура пения хора давно уже не требует никаких примечаний. И вот звучит нежнейший шелест хора, как трепет листьев деревьев на ветру, - а в голубом небе над домиком Чайковского бесшумно стелются перелетные птицы как бесплатная декорация сцены фестиваля…

А после открытия фестиваля началось то, что началось. Из-за режима контртеррористической операции в Подмосковье субботний и воскресный концерты фестиваля пришлось перенести. Руководством музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину сейчас ведутся переговоры с руководством и труппами театров. Предварительно спектакль-концерт МХТ им. А. Чехова «Истории любви» переносится на 28 июня. Информация по спектаклю «Кармен-сюита» Большого театра будет сообщена дополнительно. Но эта информация еще может быть скорректирована. Это особенно обидно, потому что все билеты на фестиваль давно проданы. Концерт-открытие фестиваля посетили полторы тысячи зрителей. И вот такое...

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Яна ИКСАНОВА

19/02/2023 - 15:24   Classic   Концерты
Певец Ильдар Абдразаков представил на Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи новую программу в честь 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина.

Идея вполне неоригинальная, огромное количество певцов делают программы в честь того или иного великого артиста. Но тут есть нюанс. Многое из того, что пел Шаляпин, так или иначе пел и обладатель Grammy Абдразаков. И специфика. Это для теноров написано множество оперный арий и песен, а вот с басами — совсем иная ситуация.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Так что Абдразаков составил программу из того, что уже пел ранее, и добавил несколько новых номеров. За кулисами Ильдар рассказал, что идея такой программы появилась еще год назад, но готова она стала только сейчас.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

В первом отделении — прежде всего оперные арии Шаляпина с оркестром «Новая Россия» под управлением Алексея Рубина. Гремин из «Евгения Онегина» Чайковского, Варяжский гость из «Садко» Римского-Корсакова, Алеко Рахманинова, Лепорелло и Фигаро Моцарта, Дон Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, Мефистофель из «Фауста» Гуно. Самое очевидное.

Дирижер Алексей Рубин
Дирижер Алексей Рубин

Стоит отметить, что Ильдар Абдразаков вышел на сцену Зимнего театра Сочи явно не в духе. Недовольный и чем-то раздраженный. Так что и Гремин вышел чересчур уж грозным, и Варяжский гость необычно агрессивным. Что нисколько не мешало отменному дыханию, благородной чистоте тембра и чудеснейшей артикуляции артиста. Публика настолько тепло приняла Абдразакова, что он начал растаивать буквально на глазах.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Уже на Моцарте Ильдар начал раскрываться роскошными фиоритурами и пробами в комиковании (куда без них в «Фигаро»?). Да, без вибрато, но распевно и эмоционально.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

А во втором отделении с песнями Абдразаков слушался уже совершенно раскрепощенно, и трогательно кланялся публике. «Сомнение» Глинки прозвучало не столь трагично, как могло бы быть, но весьма драматично и с пианиссимо на нужных местах. «Клубится волною» Рубинштейна — не менее драматично и со слезою в голосе. Кстати, сравнивать исполнения Абдразакова и Шаляпина бесполезно, - они настолько разные по рисунку и подаче, будто разные песни поют. И это прекрасно, такое количество трактовок поистине прекрасно.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Абдразаков спел и довольно неочевидные песни, вроде «О, если б мог я выразить в звуке…» Малашкина. Это было мило. А «Блоха» Мусоргского ему в этот вечер явно не удалась, слышали мы и более экспрессивные и темпераментные исполнения той же «Блохи».

«Блоха»
«Блоха»

После появления на сцене Камерного хора Московской консерватории на сцене стал наблюдаться удивительный дисбаланс: Абдразакова практически перестало быть слышно, оркестр забил всех солистов,и хор тоже оказался в числе пострадавших. Ну просто ЧП. А ведь как раз к финалу приберегли самые популярные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом» и «Ноченька», да еще в весьма оригинальных переложениях. Что-то произошло.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

И все-таки концерт завершился триумфально, долгими и продолжительными аплодисментами. Из ложи Абдразакову аплодировали сам Юрий Башмет и худрук Московской филармонии композитор Александр Чайковский.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

«Спасибо за теплый прием», - растроганно сказал Ильдар, сложил из пальцев сердечко и «бросил» его в зал публике.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

«Я не в первый раз в Сочи. И каждый раз приезжаю с огромным наслаждением», - признался артист.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

03/05/2022 - 03:04   Classic   Концерты
В Ярославле открылся XIV международный фестиваль под руководством Юрия Башмета. Сначала пресс-конференция, а потом концерт открытия.

Первым делом директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко сообщил о переносе «Сказа о Борисе и Глебе» 4 мая из формата опен-эйра в местном Кремле на площадку Волковского театра. Потому что температура в тот день понизится до -2 градуса, и играть музыкантам решительно невозможно. Зато аудитория концерта увеличится, поскольку Волковский театр вмещает гораздо больше зрителей.

Я спросил о том, что на днях Юрия Башмета наградили званием Героя труда России, и как сам Юрий Абрамович воспринимает это звание на фоне уже имеющихся у него званий народного артиста СССР и обладателя премии Grammy.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

«Во-первых, я должен сказать, что когда дается какое-то звание, то артист об этом точно знает. Какие-то инстанции запрашивают документы, и если все хорошо, то артист получает. А для меня тут был абсолютный сюрприз. Я ничего не знал!».

Дмитрий Гринченко уверенно подтвердил: «Никто не знал», то есть документы от «Русского концертного агентства» на это звание никто не запрашивал.

«Если у себя на Родине дома тебе вручают высокие награды, то это очень приятно и помогает дальше. Тут много критиков, и когда они пишут критическое о тебе, все равно они не жестче, чем ты сам о себе думаешь, наедине сам с собой. Меня часто хватили. Сначала мама, потом детский конкурс, да и с гитарой я был когда-то совсем давно. Когда хвалят, это очень важно. А именно этот орден — один из самых высоких наград в России. У меня высоких наград, и зарубежных тоже. И Grammy Вы назвали. Они нужны, чтобы покупались билеты и были полные залы. И чтобы раскупались твои записи. К моменту, когда мне вручалась Grammy, у нас были полные залы и раскупались наши записи. Это просто мощная реклама с другой стороны мира.

Я же тоже был в разных жюри, и раздавал награды. Нам был нужен лауреат, настоящий, нам самим, членам жюри. Дальше уже вопрос личности, удачи. Я очень обрадовался, когда получил сообщение о награждении Героем труда».

На Ярославский фестиваль Башмета приехало немало иностранных звезд, что довольно непросто в текущей обстановке.

«Те иностранные артисты, что принимают участие, очень захотели приехать на фестиваль. Они считают, что обязательно нужно сохранять культурные связи между Россией и европейскими и азиатскими странами. Еще большее количество иностранных артистов не приехали не потому, что не хотели приехать, а потому что ситуация в их странах сейчас не позволяет приехать в Россию. Никаких фамилий не хочу называть. Но они скорее извинялись за то, что не смогли приехать в Ярославль, но собираются приехать в следующем году. Культура — это то, что всегда давало возможность разговаривать на интернациональном языке. Дай Бог, что все вернется!» - заявил Дмитрий Гринченко.

На открытие фестиваля пришли действительно серьезные гости — полпред Президента по ЦФО Игорь Щеголев и врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев. И не просто пришли, а послушали оба отделения концерта. Это было трогательно.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

Сам же концерт открытия начался с «Вокальной сюиты» Дмитрия Шостаковича на слова (довольно пафосные по сегодняшним временам) Микеланджело. Да, он тоже сочинял стихи. Бас Ильдар Абразаков уверенно спел, почти так же, как на недавнем концерте в Москве. Хотя обычно певцы не любят этот вокальный цикл из 11 песен, поскольку «там петь нечего», сплошные речитативы. Абдразаков менял атаку звука, интонировал, и вообще всячески пытался разнообразить. А вот оркестр «Новая Россия» скорее подвел — играли то невпопад, то мимо нот (особенно духовые), оправданием может стать только отсутствие первого состава на скрипках.

Когда во втором отделении появились «Солисты Москвы», все стало на свои места. Хотя программа только усложнилась. Начали с малоизвестного ныне Эдварда Мирзояна с «Симфонией для струнных и литавр» (когда-то его неплохо играл Филадельфийский оркестр), - сначала вполне себе академическую музыку накрывают армянские мотивы и множество литавр. Это было любопытно.

Ю-Фен Чан
Ю-Фен Чан

Когда-то Шостакович писал Волкову, что есть только два композитора, оправдывающих эту жизнь, - Уствольская и Вайнберг. Сыграли обоих. Галина Уствольская представлена концертом для фортепиано, струнного оркестра и литавр (солистка тайваньская пианистка Ю-Фен Чан. Молодая, красивая и экспрессивная. Уствольская была первой ученицей Шостаковича, но пошла своей дорогой, а этот ее первый концерт, написанный в 1946 году, стал известен только в 60-х. Он абсолютно нетипичен для советской музыки 40-х. Это взрывающая мозг полифония и полиритмичность, близкая скорее к Стравинскому и Скрябину. Завершается концерт многократным повтором почти джазовой фразы, вокруг которой оркестр и литавры накручивают экспоненту. Ю-Фен Чан была дотошна и убедительна на каждом этапе.

Николай Саченко
Николай Саченко

Неоромантическое Концертино для скрипки и струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга вообще не прозвучало при жизни композитора. У него была травля от советских властей за формализм и космополитизм, арест, заступничество Шостаковича и потом смерть как непризнанного гения. «Солисты Москвы» бережно сыграли всю эту романтику, солист Николай Саченко (в штате «Солистов Москвы») старался сыграть это все аутентично. Но не все получилось, потому что уж слишком Саченко слышит оркестр, уж совсем мало берет на себя инициативу и роль лидера. Так уж получилось.

«Солисты Москвы» и хоровая капелла «Ярославия»
«Солисты Москвы» и хоровая капелла «Ярославия»

Завершилось открытие фестиваля Кузьмой Бодровым, его Gloria для альта, хора и струнных с хоровой капеллой «Ярославия». Бодров — ученик Александра Чайковского, его протеже. Юрий Башмет играл на альте вдумчиво и задумчиво, но от полного отсутствия смысла это никак не спасло. Совершенно непонятно, что хотел сказать композитор. Не лучшее его произведение.

Овации для Абразакова, Ю-Фен Чан, Башмета и «Солистов Москвы» были оглушительны и продолжительны. А сам фестиваль продолжится и в Ярославле, и в городах Ярославской области.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Михаил БРАЦИЛО

28/03/2022 - 15:16   Classic   Анонсы
3 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского пройдет отложенный концерт III Зимнего московского фестиваля Юрия Башмета с программой «Бриттен–Шостакович. Вокальные циклы».

В концерте примут участие Ильдар Абдразаков (бас), Максим Пастер (тенор) и камерный ансамбль «Солисты Москвы» п/у Юрия Башмета. Прозвучат Вокальная сюита на слова Микеланджело для баса с сопровождением оркестра Дмитрия Шостаковича, вокальный цикл Бенджамина Бриттена на стихи Артура Рэмбо для голоса и струнного оркестра «Озарения» («Les Illuminations») и Квартет №8 «Памяти жертв фашизма и войны» в переложении для струнного оркестра Дмитрия Шостаковича.

Афиша

«Ты большой композитор, а я - маленький», - сказал Бенджамину Бриттену Дмитрий Шостакович. Их знакомство в 1960 году в Лондоне переросло в сердечную дружбу, столь редкую между двумя гениями. Но кажется, что в их жизни и творчестве, при всех различиях, были постоянные пересечения, вызванные общими взглядами на искусство и человека, мир и войну, сохранением веры в добро в водовороте трагических коллизий эпохи. «В течение многих лет Ваша работа и жизнь были для меня примером – мужества, честности и человеческой симпатии, – пишет Шостаковичу Бриттен, – Должен сказать, что сейчас нет композитора, который оказал бы на меня такое влияние, как Вы». А после его смерти признает Шостаковича «величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать».

«Сюита на слова Микеланджело» - одно из последних сочинений, над которым работал Дмитрий Шостакович. Композитора увлекла книга микеланджеловских сонетов в переводах Абрама Эфроса. «Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи; меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только ученый, не только художник, но и поэт, - писал Шостакович, – И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества». Отобранные Шостаковичем стихи отражают главную линию его творчества последних лет: Осмысление Жизни – Смерть – Бессмертие. Вокальная сюита посвящена Ирине Антоновне Шостакович – жене, верному другу и хранителю его наследия.

Вокальный цикл «Озарения» Бенджамина Бриттена, напротив, был пробой пера молодого композитора в этом жанре. Его светлая лирика – дань увлечению поэтическим символизмом и творчеством Артура Рэмбо; необычно обращение английского автора к французскому оригиналу (год спустя он обратится и к итальянским сонетам Микеланджело, раскрыв его поэтический мир совершенно по-иному, нежели Шостакович – разворачивающаяся трагедия мировой войны ещё не омрачила творческий мир создателя «Военного реквиема»). Именно премьера «Les Illuninations», прошедшая в 1940 г. с триумфальным успехом, открыла композиторское имя Бриттена широкой публике.

Восьмой струнный квартет – одно из известнейших сочинений Шостаковича. Он был написан в 1960 г. в Дрездене, где композитор работал над музыкой к фильму «Пять дней, пять ночей», посвященному спасению шедевров Дрезденской картинной галереи. Вид одного из красивейших городов Европы, все еще лежавшего в руинах, вдохновил Шостаковича на скорбный, трагический цикл, обличающий ужасы войны. С другой стороны, квартет наполнен автоцитатами из произведений разных лет (Первая, Пятая, Восьмая и Десятая симфонии, Виолончельный концерт, Фортепианное трио, опера «Леди Мкабет мценского уезда», 10 хоровых поэм) и является своего рода «посвящением самому себе». Личные переживания и трагическое обобщение пережитого слились в этом сочинении, которое получило вторую жизнь в оркестровом звучании.

Вокальный цикл Бриттена исполнит певец, солист Большого театра России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, яркий исполнитель лирических и характерных партий Максим Пастер.

Ильдар Абдразаков – заслуженный артист России и народный артист Республики Башкортостан, лауреат «Грэмми» и «Золотой маски». Один из лучших басов России, выступающий на крупнейших оперных сценах мира, он находит особые, трагические краски в исполнении Вокальной сюиты Шостаковича, много лет входящей в его репертуар.

За пультом Камерного ансамбля «Солиста Москвы» - его создатель и главный дирижер Юрий Башмет.

16/03/2021 - 14:00   Classic   Новости
Оперному певцу, худруку Академии музыки Елены Образцовой Ильдару Абдразакову присвоено звание "Заслуженный артист Российской Федерации".

Указ президента России опубликован на портале правовой информации.

Ильдар Абдразаков
Ильдар Абдразаков

«Присвоить почетные звания: "Заслуженный артист Российской Федерации" Абдразакову Ильдару Амировичу - художественному руководителю автономной некоммерческой организации "Международная академия музыки Елены Образцовой", город Санкт-Петербург», - говорится в тексте документа.

"Заслуженными" также стали артисты Большого симфонического оркестра имени Чайковского Алексей Камеш, Михаил Шиленков и Дмитрий Шаров, актриса РАМТ Дарья Семенова и другие.

Звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" получил первый заместитель гендиректора-худрука "Геликон-оперы" Владимир Горохов.

27/02/2021 - 05:40   Classic   Концерты
Гала-концерт «Viva opera» с участием Ильдара Абдразакова, Елены Стихиной и Олеси Петровой стал одним из лучших в программе XIV Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи.

Оперным звездам в этот вечер аккомпанировал симфонический оркестр «Новая Россия», дирижировал им Клаудио Ванделли (Италия).

Ильдар Абразаков
Ильдар Абразаков

Вряд ли нужно представлять звезд уровня Абразакова, Стихиной и Петровой. Но стоит напомнить, что Абразаков — один из ведущих бас-баритонов мира сейчас, и у него есть два Grammy, чем мало кто может похвастаться в нашей стране (не считая аксакалов вроде Башмета, но он у него все-таки один). Сопрано Елена Стихина — прима Мариинки (причем начинала со сцены во Владивостоке), ученица Галины Вишневской и Маквалы Касрашвили, пела и в Парижской опере, и в Зальцбурге. А меццо Олеся Петрова — ученица Ирины Богачевой, прима Михайловского театра и приглашенная солистка Большого театра и «Метрополитен Опера».

Ильдар Абдразаков провел мастер-класс в Сочи
Ильдар Абдразаков провел мастер-класс в Сочи

Вечер построили по веками проверенному рецепту оперных гала-концертов — увертюра, пение звезд, увертюра, пение звезд. Поскольку в заголовок концерта вынесена именно опера, то играли и пели только связанное с операми. Никаких романсов или, упаси Боже, песенок. Разве что от Оффенбаха отказаться не получилось.

Сразу после экспрессивной увертюры к «Кармен» на сцену вышел хозяин вечера Ильдар Абдразаков с куплетами Эскамильо. Начал он как-то не очень уверенно. Знаменитый бархатистый тембр певца никак не хотел прорываться сквозь звуковую стену оркестра, особенно низкие ноты, и лишь когда оркестр стихал — перед нами был прежний Абдразаков. Когда эта печальная картина повторилась и с арией Микаэлы, - стало понятно, что ошибка системная.

Сам Клаудио Ванделли прекрасно слышал солистов, управлял оркестром соответственно слышимому, и полагал, что все прекрасно. Однако в этот вечер оркестр подзвучивали — из-за необходимости подключения синтезатора для замены органа, — и к зрителям шел второй поток звука, уже из порталов. То есть зритель слышал сдвоенный оркестр со сцены и из колонок, и соответственно, удвоенную и даже скомпрессированную микрофонами громкость! Немудрено, что голоса солистов не могли прорваться сквозь эту стену неестественного оркестрового звука. А Ванделли этих порталов попросту не слышал, поскольку находился за ними в глубине сцены. А еще от порталов шел низкочастотный гул...

Клаудио Ванделли
Клаудио Ванделли

Стоит признаться, что проблему каким-то чудом удалось решить только ко второй части концерта. А до этого артистам приходилось подходить к кромке авансцены и самим, прислушиваясь к порталам, дозировать громкость вокала. Что весьма досадно, учитывая уровень невероятного мастерства именно этих оперных звезд.

Елена Стихина
Елена Стихина

Это большое счастье — видеть больших оперных артистов в самом расцвете своего таланта. Именно это случилось в сочинский вечер на фестивале Башмета. Абдразаков и Олеся Петрова — в зените славы, Стихина — в полшаге от него. Роскошные, ручной выделки голоса. Кристальной чистоты и силы ноты. Артистизм и огромный, невероятный труд.

Олеся Петрова
Олеся Петрова

Сегидилья из той же «Кармен» была спета Олесей Петровой немного в духе Любаши или Марфы из «Царской невесты», и это необычная трактовка, и весьма убедительная! Публике понравилась невероятно. После перерыва на отдышаться и интермеццо из оперы «Сельская честь» (оркестр звучал весьма недурно и прозрачно, тут-то синтезатор и пригодился) — выход Елены Стихиной с арией Мими из оперы «Богема» Пуччини. Блистательный выход. Полетный кристальный звук, нежнейшие опевания, невесомое вибрато.

А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха
А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха...

А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха — выяснилось, что при всей разнице их подачи и типажей, голоса сливаются чистейшим естественным образом. Космическая красота дуэта. Собственно, где-то с этого момента каждый номер встречался публикой долгими овациями, и было за что. Еще один их дуэт — Амнерис и Аиды — стал не менее прекрасным, роскошество звука от двух див. Редко доводится такое употреблять в письменной речи, но ведь так оно все и есть. И весьма продолжительная сцена, к слову. Овация длилась, кажется, столько же.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

Например, куплеты Мефистофеля из «Фауста» и каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова — знаковые, любимые и фирменные для нынешнего Ильдара Абдразакова. Их исполнение в этот вечер — чистейший нектар для ушей. Артист убедителен в каждом нюансе, он неистов как Мефистофель и разочарован изменой как Алеко. Роскошнейший баритон артистичен и технически педантичен до перфекционизма. При этом внешне расслаблен и улыбчив, как суперзвезда шоу-бизнеса.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

После торжественно-ироничной увертюры к «Сороке-воровке» Россини, где выяснилось, зачем по краям авансцены поставили малые барабаны, - ария Тоски от Стихиной. Безупречно академическая, с таким динамическим трагическим диапазоном, что сердце вот-вот разорвется. Олеся Петрова ответила на это не менее трагической, но светлой грустью в арии Сантуцци из оперы «Сельская честь» Масканьи.

Завершился концерт «Гранадой» Агустина Лары, ее же любил петь Муслим Магомаев, а его тень неустанно летает над местами, где бывает Ильдар Абдразаков. Ильдар поет ее без «слезы в голосе», и теперь даже сложно понять, правильно ли это для «испанскости» или нет. Ну то есть испанцы-то могут петь ее как угодно, а вот человек из Уфы для российской публики — может без слезы, или обязан? Вопрос, кажется, открыт.

Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова
Ильдар Абдразаков, Елена Стихина и Олеся Петрова

Но куда же без бисов? Прозвучала пастораль из «Пиковой дамы» Чайковского, имеющая бесчисленное количество вполне себе магических трактовок, и кажется, что нет пока на Руси оперного режиссера, показавшего бы все мистические подтексты в этой простой с виду опере. Овации были бесконечны.

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Алексей МОЛЧАНОВСКИЙ

17/09/2020 - 14:56   Classic   Новости
Оперная певица Анна Нетребко госпитализирована с пневмонией, вызванной коронавирусом.

Об этом сама певица рассказала в соцсетях. Судя по всему, заражение случилось на спектакле «Дон Карлос» в Большом театре, где ее партнером был Ильдар Абдразаков.

Фото сразу после спектакля «Дон Карлос»
Фото сразу после спектакля «Дон Карлос»

«У меня было два выбора: 1. продолжать сидеть дома и бояться заразиться или 2. начать работать, разъезжать, выступать с риском заболеть. Я безоговорочно выбрала 2, и ни о чём не жалею. Уже 5 дней я нахожусь в больнице с Ковидной пневмонией и скоро пойду на поправку. Я изолировалась сразу, как почувствовала, что заболеваю, хотя тесты были негативные. Я пришла в больницу вовремя и мне оказывают помощь. Всё будет хорошо! Не так страшен черт как его описывают. У моего мужа Юсифа антитела! Каким-то образом он перенёс эту болезнь, и абсолютно безопасен для окружающих. Тияго в порядке! Не волнуйтесь! Меня так просто не возьмёшь! Я хочу сказать что гораздо больше я устала от этого «е..тория « связанного с тестами, карантинами, запугиваниями несчастных людей, чем от самого вируса. Я рада, что для меня теперь это закончится».

Этот пост она сопроводила цитатой из Тарантино, где героиня, посвистывая, идет вперед.

Ранее коронавирус обнаружили у оперного певца Ильдара Абдразакова. В результате Большому театру пришлось отменить все спектакли "Дон Карлос". Партнеры Абдразакова — Нетребко, Юсиф Эйвазов, Агунда Кулаева и Эльчин Азизов — ушли на самоизоляцию.

10/09/2020 - 16:42   Classic   Новости
Большой театр отменяет все спектакли "Дон Карлос" в связи с тем, что у певца Ильдара Абдразакова выявлен коронавирус.

"У Абдразакова сейчас после первого анализа будет проведен второй анализ, который подтвердит или опровергнет наличие у него коронавируса. Но спектакль отменен с его участием, и все, кто контактировал с певцом, будут также сдавать анализы на коронавирус", - сказала пресс-атташе театра Катерина Новикова.

В театре уточнили, что деньги за билеты, купленные на сайте театра и в кассах по банковским картам, будут возвращены автоматически в течение 14 дней с даты отмены спектакля.

"Билеты на отмененный спектакль, которые были приобретены за наличный расчет в кассах Большого театра, можно вернуть до 20 сентября 2020 года, лично явившись в кассу, расположенную в административном здании театра в часы работы: с 11.00 до 20.00", - говорится в сообщении.

Ильдар Абдразаков, Анна Нетребко и другие участники премьеры
Ильдар Абдразаков, Анна Нетребко и другие участники премьеры

Подробности рассказал в соцсетях сам Абдразаков.

«Позавчера вечером, после второго спектакля «Дон Карлос» в Большом театре, я почувствовал себя неважно, поднялась небольшая температура и я решил повторно сдать тест на коронавирус. Сегодня утром пришел предварительный положительный результат... Мы провели два потрясающих спектакля 6 и 8 сентября. Открытие юбилейного 245-го сезона в Большом театре получилось без преувеличения грандиозным! Я был очень счастлив работать с моими дорогими друзьями Анной Нетребко, Юсифом Эйвазовым, Эльчином Азизовым, Агундой Кулаевой, Денисом Макаровым, Николаем Казанским, прекрасным дирижером Антоном Гришаевым и всеми остальными коллегами! Браво, друзья!!! Самое главное - начало положено, а как мы все знаем: красота и искусство спасут мир!»
17/03/2020 - 04:26   Classic   Концерты
Опера «Аттила» Дж. Верди была представлена на Исторической сцене Большого театра оперной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета. Художественный руководитель театра - Аскар Абдразаков.

Музыкальный руководитель и дирижёр - постановщик Артём Макаров, заслуженный артист Башкортостана, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Режиссёр-постановщик - Ильдар Абдразаков, народный артист Башкортостана и Татарстана, дважды лауреат премии «Грэмми», лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Художественное оформление спектакля осуществил Иван Складчиков, главный художник, художник – постановщик и режиссёр. Над спектаклем трудилась целая команда высоких профессионалов театрального дела. В спектакле приняли участие оркестр, хор, детская оперная студия и балет Башкирского государственного театра оперы и балета.

«Аттила» в Большом театре

Партии исполнили: Аттила – бас Ильдар Абдразаков, Эшио – баритон Василий Ладюк, Форесто – тенор Владимир Орфеев, Орабелла – сопрано Вероника Джиоева, Ульдино – Айдар Хайруллин, Леоне – Артур Каипкулов.

Действие происходит в V веке н.э. в Италии, в Аквилее и заливах Адриатики, а также в окрестностях Рима. В основе сюжета - вторжение гуннов во главе с Аттилой в Италию, желание захватчиков овладеть Римом.

Одабелла, дочь погибшего на поле брани правителя Аквилеи, теперь пленница Аттилы. Девушка поражает воображение предводителя гуннов своим мужеством и храбростью. Аттила дарит воительнице свой меч в знак восхищения её воинскими доблестями и забирает её в свою свиту.

Встреча Одабеллы со своим женихом Форесто не сулит ей ничего хорошего. Одабелле приходится оправдываться и убеждать Форесто в своей невиновности и преданности Италии. Она ждёт момента, чтобы отомстить Аттиле за гибель своего отца. Одабелла полна ярости и злобы в своей решимости отомстить.

«Аттила» в Большом театре

Между тем, Аттила во власти ночного видения, в котором явившийся ему старец преграждает гуннам путь на Рим. А тут и наяву в лагерь гуннов приходит Леоне, в котором Аттила узнаёт старца из своего ночного видения. Аттила в ужасе!

Аттила полон решимости покорить Рим. Его противники, римляне Форесто и Эцио, решают воплотить свой план и отравить Аттилу. Одабелла спасает Аттилу от отравления, дабы исполнить свой план мести. Это ей удаётся во время свадебной церемонии. Римляне окружают лагерь гуннов, и Одабелла закалывает Аттилу.

Героико-патриотический сюжет оперы перемежается с романтическими обстоятельствами жизни действующих лиц, восходящих к реальным историческим личностям, неоднократно отражённым в литературных произведениях.

Центральное место в представленной постановке принадлежит исполнителю титульной партии Аттилы - басу с мировой славой Ильдару Абдразакову, обладателю мощного голоса, тембрально окрашенного в мягкие, бархатные тона, виртуозно управляемому артистом. Партию такого масштаба, как вердиевский Аттила, невозможно исполнить только голосом. Здесь нужен арсенал сценических средств артиста, дабы создать образ необузданного воителя, яростного, упорно идущего к своей цели, но и доверчивого, даже первобытно наивного. Для этого нужны особые краски при создании сценического образа, и они есть у Ильдара Абдразакова. Поэтому в финале оперы, когда могучий Аттила погибает от меча римлянки Одабеллы (Вероника Джиоева), возникает сомнение в целесообразности такой расправы. Может, мудрый союз предводителя гуннов и просвещённой римлянки мог бы дать иные всходы? Ведь Аттила проявил великодушие, сумел по достоинству оценить храбрость Одабеллы. Уже назначен свадебный пир Аттилы и Одабеллы, а в сердце её угнездилась мысль о кровавой мести. Героиня вероломна и жестока.

«Аттила» в Большом театре

Большое доверие вызвала трактовка характера Эцио в исполнении баритона Василия Ладюка. Это не только превосходное звучание голоса певца, красивого и сильного баритона без малейших погрешностей, но перед нами истинно римлянин, с уверенной походкой римского патриция, с державными жестами, неуклонно идущего к своей цели. Певец создал очень ёмкий образ, принадлежащий той, далёкой эпохе, но живой и действенный.

Опера «Аттила» насыщена дуэтами и ансамблями, в которых прекрасно показал себя тенор Владимир Орфеев в партии Форесто, особенно в драматических моментах с Одабеллой.

Образ величественного духовного лидера римлян Леоне был представлен Артуром Каипкуловым, тем не менее, эта фигура не создавала уверенности в том, что перед нами победители. Что же поверженная фигура Аттилы, пусть дикого, наивного, но героя? А все вы можете принести ему только погибель вероломным мечом?

Спектакль был представлен в прекрасном классическом оформлении с очень уместными световыми эффектами, создающими картины грозы, кровавых сражений, пиров и застолий. Костюмы героев оперы порадовали высоким художественным исполнением. Это не только одеяния главных героев, но и всех артистов, участвовавших в спектакле на сцене Большого театра. Безусловно, это большой успех режиссёра-постановщика спектакля Ильдара Абдразакова и художника-постановщика Ивана Складчикова.

«Аттила» в Большом театре

Приятным сюрпризом для зрителей был визуальный ряд о Башкирии, развёрнутый на мониторах в главном фойе театра, исполненный с большим вкусом и любовью к своей родине. Особой популярностью у зрителей пользовалась группа девушек в башкирских национальных костюмах, демонстрировавших красоту и изящество, приверженность национальному самобытному стилю.

В этот вечер в Большом театре царила атмосфера праздника высокого искусства, подаренная зрителям Башкирским государственным театром оперы и балета.

Людмила КРАСНОВА
Фото: Марина МИХАЙЛОВА

Страницы