Пиратство

02/03/2021 - 02:40   Mix   Профи
Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) организовала интернет-дискуссию «Культура и творческие индустрии в России». Мероприятие состоялось на созданной ЕАКОП международной коммуникационной площадке Creative Global Talks.

По итогам 2020 года рынок творческих индустрий в офлайн-сегменте сократился более чем в 2,5 раза, отмечается в исследовании агентства InterMedia. При этом в онлайн-секторе продолжился стабильный рост, что обусловлено особенностями вынужденной изоляции в период борьбы с вирусом. Все происходящее в большинстве случаев крайне негативно сказалось на деятельности представителей творческих индустрий, что потребовало оценки дальнейшей ситуации в отрасли и поиска возможных решений возникших проблем. Поставленные вопросы объединили участников дискуссии — представителей профессиональной сферы, ученых, юристов. В ходе встречи эксперты рассказали о состоянии творческих индустрий как на основе личного опыта, так и по результатам статистической и аналитической работы.

Открывая дискуссию, модератор — главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов — обратил внимание на то, что пандемия практически приостановила процесс развития творческих индустрий. Точно оценить соизмеримость потерь не представляется корректным ввиду того, что убытки каждого из направлений — бюджетного и коммерческого — оказались критичны для всех, невзирая на относительно стабильное существование последнего. Под угрозу выживания была поставлена зрелищная индустрия, которая под влиянием внешних факторов фактически впала в состояние анабиоза, однако и на текущий год прогноз также весьма безрадостный.

«О восстановлении речь не идет, хотя в перспективе ожидается рост отрасли в сравнении с 2020 годом, возможно до уровня 2017 года. При этом следует понимать, что Россия — одна из самых прогрессивных стран мира с точки зрения поддержки культуры, в связи с чем уже на сегодня некоторые культурные институции благодаря поддержке государства начинают открывать свои двери для посетителей», — пояснил он.

Оценивая влияние пандемии, председатель правления Российского Авторского Общества Максим Дмитриев уточнил, что за прошлый год выросла привлекательность интернет-сегмента для участников творческих индустрий. По его словам, в 2020 году доход компаний от использования музыки в интернете увеличился в среднем на 40%. В то же время авторские сборы от «живых» концертов, за использование музыки в общественных местах, кафе, барах и ресторанах сократились в три раза. Увеличение поступлений от онлайн-дистрибуции связано с бурным ростом стриминга — люди на изоляции слушали музыку, смотрели видео, и поэтому активность в данном направлении выросла, объяснил эксперт.

«Если говорить о тенденциях, нам кажется, ситуация выправляется, — заявил Максим Дмитриев. — В ближайшее время рост цифровых продаж будет умеренным — в пределах 10–15%. Что касается наших прогнозов по развитию организаций по коллективному управлению правами, мы, к сожалению, в краткосрочной перспективе не сможем выйти на уровень докризисного периода 2019 года. Это прежде всего касается публичного исполнения музыкальных произведений и фонограмм, ведь этот сегмент тесно связан с состоянием и динамикой понесшей серьезные потери сферы общепита. Однако по некоторым другим направлениям деятельности можно рассчитывать на более быстрое восстановление».

На рост онлайн-сегмента в 2020 году указал и Евгений Сафронов: «Деятельность в сфере онлайн продолжит набирать обороты, здесь зарабатывают сейчас больше денег, чем в 2019-м, несмотря на пандемию, а может быть, и благодаря ей».

Еще одну из причин, затрудняющих развитие творческих индустрий в 2021 году, назвал директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес. С его точки зрения, экономическое развитие невозможно без решения правовых вопросов, основанных на поиске баланса интересов между участниками рынка.

«В России существует запрос на пересмотр аккредитации прав на копии и репродукции. К нам поступают просьбы на использование произведений изобразительного искусства, но из-за того, что невозможно определить, где конкретно находится автор, в предоставлении прав приходится отказать. В некоторых странах, например в Швеции, существует режим аккредитации, который позволяет ОКУПам давать права от имени всех авторов изобразительного искусства. Это, с одной стороны, позволяет легально использовать репродукции в коммерческих целях, а с другой — все авторы получают вознаграждение», — заявил директор УПРАВИС.

С позицией о необходимости законодательной доработки также согласилась певица, автор, правообладатель, и.о. Председателя Авторского Совета НЦИС и член Президиума ЕАКОП Ирина Видова-Молчан. По ее словам, нужны четкие механизмы выплат цифровыми сервисами авторских вознаграждений.

«К примеру, в Германии готовится закон, предусматривающий перенос ответственности за размещение контента с пользователей на владельцев цифровых сервисов. Надеюсь, летом эта инициатива будет одобрена в Германии и подобные законы появятся во всех странах мира».

Важность правовой поддержки отрасли отметили также и представители творческих объединений — заместитель директора МХТ им. А.П. Чехова Карина Кондрашова и первый заместитель председателя правления Российского музыкального союза Юлия Иванина. По заявлению Юлии Иваниной, Российский музыкальный союз уже выступил с инициативой законодательно усовершенствовать механизм начисления вознаграждений за использование контента в сети интернет и на различных музыкальных цифровых платформах и сервисах.

Завершение дискуссии прошло все же на позитивной ноте — участники Creative Global Talks указали на то, что в 2020 году, несмотря на значительное сокращение деятельности офлайн-сегмента творческих индустрий, ключевые игроки рынка — театры, музеи, фестивали и т.д. — смогли освоиться в онлайн-форматах. Однако для эффективной монетизации доходов от цифровых платформ нужны законодательные изменения, ведь именно от этого зависят темпы роста творческих индустрий в дальнейшем.

В обсуждении ключевых проблем отрасли творческих индустрий также приняли участие член правления Гильдии композиторов Союза кинематографистов РФ Андрей Батурин, исполнительный директор Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Владимир Зубицкий, генеральный директор «Экспо-Парк Выставочные проекты» Василий Бычков, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова, заместитель директора Центра научно-технической и инновационной политики Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Гершман, искусствовед, заместитель председателя секции скульптуры Объединения московских скульпторов и Московского союза художников (ОМС и МСХ) Петр Баранов и др.

Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) — международная неправительственная организация, в состав которой входят ведущие национальные общества, занимающиеся управлением различными категориями авторских и/или смежных прав в странах — членах Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, странах БРИКС и иных странах. ЕАКОП — ассоциированный член Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), имеет статус организации-наблюдателя Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), является членом IFFRO. Штаб-квартира Конфедерации располагается в Москве (Российская Федерация).

14/06/2019 - 16:35   Mix   Профи
Правительство РФ утвердило правила размещения заявлений правообладателей о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать их произведения.

Документ подписан главой правительства Дмитрием Медведевым 8 июня 2019 года. В нем указано, как должен действовать правообладатель в случае¸ если он согласен на безвозмездное использование объектов своего авторского права.

На сайте Минкульта должен появиться реестр таких произведений с поиском и в виде открытых данных. Правообладателю, желающему передать свои произведения для безвозмездного использования, достаточно подать заявку в Минкульт с указанием условий безвозмездного использования и его срока, а также сами произведения.

Постановление Правительства РФ от 8 июня 2019 г. № 745 “Об утверждении Правил размещения заявлений правообладателей о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведения науки, литературы, искусства либо объекты смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока”

В соответствии с пунктом 5 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила размещения заявлений правообладателей о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведения науки, литературы, искусства либо объекты смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока.

2. Определить Министерство культуры Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ответственным за размещение заявлений, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством культуры Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности его работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

Правила размещения заявлений правообладателей о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведения науки, литературы, искусства либо объекты смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия размещения заявлений правообладателей о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать произведения науки, литературы, искусства либо объекты смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (далее - заявления) на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сайт уполномоченного органа, уполномоченный орган, сеть "Интернет").

2. Заявление и прилагаемые к нему документы оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов". Порядок представления в уполномоченный орган указанных заявлений и документов устанавливается уполномоченным органом.

3. Заявление должно содержать следующие сведения:

а) для заявителя - физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), псевдоним (при наличии), а также страховой номер индивидуального лицевого счета и (или) идентификационный номер налогоплательщика (при их наличии);

для заявителя - юридического лица - полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер и адрес в пределах места нахождения юридического лица;

б) название произведения науки, литературы, искусства либо объекта смежных прав (далее - объект авторских или смежных прав) и его вид (литературное произведение, музыкальное произведение, аудиовизуальное произведение, произведение изобразительного искусства, исполнение, фонограмма, другие виды произведений и объектов смежных прав). Дополнительно могут быть указаны иные сведения об объекте авторских или смежных прав, в том числе сведения об авторе, исполнителе, изготовителе, издателе, дате создания, дате и способе обнародования;

в) указание на наличие у заявителя исключительных прав на объект авторских или смежных прав, а также основание возникновения таких прав;

г) указание на способ, территорию, срок и иные условия, на которых заявитель предоставляет возможность безвозмездного использования объекта авторских или смежных прав;

д) указание на отсутствие действующего лицензионного договора, по которому предоставлена исключительная лицензия на использование объекта авторских или смежных прав в пределах, установленных подпунктом "г" настоящего пункта;

е) сведения о том, что заявителю известно о правовых последствиях размещения заявления, в том числе о прекращении действия лицензионного договора, по которому заявителем предоставлена возмездная неисключительная лицензия на использование объекта авторских или смежных прав в пределах, установленных подпунктом "г" настоящего пункта, и об обязанности возместить убытки, причиненные лицензиату, а также о праве лиц, исключительное право которых нарушено неправомерным размещением заявления, требовать применения к нарушителю мер защиты исключительного права.

4. К заявлению прилагаются:

а) для заявителя - физического лица - копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения о способах связи с заявителем (номер телефона, адрес электронной почты), а также согласие на обработку его персональных данных по форме, установленной уполномоченным органом;

б) экземпляр объекта авторских или смежных прав в электронной форме либо сведения о постоянном уникальном адресе в сети "Интернет", по которому обеспечивается беспрепятственный ежедневный и круглосуточный доступ к такому экземпляру.

5. Ответственность за достоверность сведений, указанных в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 3, подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, а также сведений, содержащихся в документах, указанных в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил, несет заявитель. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в размещении заявления в соответствии с настоящими Правилами.

6. В целях принятия авторами или иными правообладателями мер защиты исключительного права в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации на сайте уполномоченного органа публикуется извещение о поступившем на рассмотрение заявлении (далее - извещение).

Извещение публикуется в течение 7 рабочих дней со дня поступления заявления в уполномоченный орган и содержит информацию, указанную в подпунктах "б" и "г" пункта 3 настоящих Правил, а также экземпляр объекта авторских или смежных прав в электронной форме либо сведения о постоянном уникальном адресе в сети "Интернет", по которому обеспечивается беспрепятственный ежедневный и круглосуточный доступ к такому экземпляру, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

Автор или иной правообладатель, полагающий, что размещение заявления на сайте уполномоченного органа в соответствии с настоящими Правилами нарушит его исключительные права или создаст угрозу их нарушения, вправе обратиться в уполномоченный орган с запросом о предоставлении информации, необходимой для предъявления требований в суде, а также совершения иных юридических действий, необходимых для защиты таких прав. К такому запросу должны прилагаться сведения и (или) документы, подтверждающие права автора или иного правообладателя. Запрашиваемая информация предоставляется уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

7. Если по истечении 60 календарных дней со дня опубликования извещения в уполномоченный орган не поступил судебный акт, из которого следует наличие судебного спора в отношении поступившего на рассмотрение уполномоченного органа заявления, такое извещение удаляется, а заявление и прилагаемый к нему экземпляр объекта авторских или смежных прав в электронной форме либо сведения о постоянном уникальном адресе в сети "Интернет", по которому обеспечивается беспрепятственный ежедневный и круглосуточный доступ к такому экземпляру, размещаются на сайте уполномоченного органа.

В случае поступления в уполномоченный орган судебного акта, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, извещение удаляется, а размещение заявления в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется до дня поступления в уполномоченный орган вступившего в законную силу решения суда (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), в котором содержатся выводы о правомерности совершаемых заявителем действий по распоряжению исключительными правами в соответствии с пунктом 5 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации. При поступлении в уполномоченный орган указанного вступившего в законную силу решения суда или иного судебного акта, которым завершается производство по делу, заявление должно быть размещено на сайте уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней.

8. Доступ к сведениям о размещенных заявлениях и объектах авторских и смежных прав осуществляется на безвозмездной основе как с помощью поисковой системы сайта уполномоченного органа, так и в форме открытых данных.

07/06/2019 - 17:36   Mix   ТВ и радио, Профи
В рамках Петербургского международного экономического форума обсудили проблемы с пиратским контентом. Роскомнадзор исключил введение штрафов для пользователей пиратского контента

Глава Роскомнадзора Александр Жаров исключил возможность введения штрафов для пользователей нелегального контента в ближайшем будущем.

"Сейчас вопрос о введении штрафов на повестке дня не стоит. Я надеюсь, что отрасли найдут способ понизить трафик и забрать деньги у пиратов для того, чтобы это стало для них неинтересным, и не штрафовать пользователей", - сказал Жаров журналистам на Петербургском международном экономическом форуме.

Он согласен с оценкой продюсера, руководителя компании "СТВ" Сергея Сельянова, который считает, что "к разговору о личной ответственности за потребление нелегального контента можно вернуться не ранее, чем через два года".

Глава Роскомнадзора Александр Жаров на форуме. Фото ТАСС
Глава Роскомнадзора Александр Жаров на форуме. Фото ТАСС

Проект антипиратского закона, разработкой которого занимаются "Яндекс" и Медиа-коммуникационный союз, будет внесен в Госдуму осенью 2019 года. Об этом в пятницу сообщил журналистам глава Роскомнадзора Александр Жаров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

"У нас на следующей неделе - обсуждение инициатив Медиа-коммуникацинного союза, поскольку именно Медиа-комммуникационный союз вместе с "Яндексом" и готовил данный законопроект. Мы все развилки обсудим, уверен, ликвидируем. К сентябрю, как мы планировали, должны вносить данный законопроект в Госдуму", - сказал Жаров.

В рамках панели, посвященной борьбе с цифровым пиратством, руководитель Роскомнадзора отметил, что на основании 540 решений Мосгорсуда на сегодняшний день на постоянной основе заблокировано 2,3 тыс. пиратских интернет-ресурсов.

По его словам, "Яндекс" с ноября 2018 года выявил 300 тыс. пиратских ресурсов, которые были удалены из поисковой выдачи. "Цифра поражающая: за годы мы удалили тысячи ресурсов, а тут в течение месяцев удалены сотни тысяч ресурсов", - сказал Жаров. Глава ведомства добавил, что закон должен стать логическим продолжением Антипиратского меморандума, подписанного правообладателями и поисковиками.

Правообладатели просят защитить от интернет-пиратов легальные прямые трансляции спортивных событий. Об этом сообщил президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Михаил Демин на дискуссии, посвященной антипиратским инициативам, в рамках Петербургского международного экономического форума.

"27 тыс. точек раздачи пиратских трансляций во время чемпионата мира было зафиксировано. Действующий механизм позволяет блокировать контент в течение шести часов. Нам точно нужен механизм для реализации проекта моментальных блокировок спортивных трансляций", - сказал он.

Демин отметил, что рынок платного потребления видеоконтента в России продолжает расти и по итогам 2018 года преодолел планку в 100 млрд рублей. Вместе с тем, по его словам, интернет-пиратство по-прежнему остается основным фактором, который ограничивает дальнейший рост потребления легального контента.

Заместитель гендиректора холдинга "Газпром-медиа" Алексей Краснов подчеркнул, что перекрывать такие каналы через шесть часов после прямого эфира не имеет смысла. "У нас 11,5 тыс. часов трансляций в год, 87% в прямом эфире. Практически все это пиратится. Мы очень надеемся на помощь МКС и Роскомнадзора и на то, что мы какой-то механизм придумаем", - сказал он.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал в кратчайшие сроки начать обсуждение проблемы с правообладателями для поиска решений.

ПМЭФ проходит с 6 по 8 июня. Мероприятия форума объединены девизом "Формируя повестку устойчивого развития". Организатор - фонд "Росконгресс". ТАСС - информационный партнер, официальное фотохост-агентство и оператор зоны презентаций ПМЭФ при поддержке консалтинговой компании EY и Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

Быстрый поиск:
23/04/2019 - 16:09   Mix   Профи
Верховный суд (ВС) РФ допускает публичное использование произведения без согласия автора, если это происходит в обычном кругу семьи.

«При этом, решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, суду необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства», — говорится в проекте постановления пленума.

ВС напоминает, что использованием произведения считается его публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, сообщает РАПСИ.

Он указывает, что организатор публичного исполнения произведения должен заключить соответствующий договор с правообладателем и выплатить ему полагающееся вознаграждение.

Это положение распространяется и на компании, которые не занимаются организацией представлений, но используют произведения при своей работе, например, в качестве музыкального сопровождения — кафе, рестораны, торговые центры, фитнес-клубы и т.п., уточняется в документе.

Бесплатно и без согласия автора можно создавать пародии и карикатуры на произведения, разъясняет ВС.

«Допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом», — говорится в проекте постановления.

При этом ВС указывает, что если автор произведения считает карикатуру или пародию порочащей его честь и достоинство, то он вправе обратиться с иском в суд или использовать иные меры защиты своей репутации.

Быстрый поиск:
07/03/2019 - 15:46   Mix   Профи
Основанный на "антипиратском" меморандуме закон о защите авторских прав в интернете, регулирующий взаимодействие правообладателей с поисковиками и другими интернет-площадками, должен появиться до 1 сентября текущего года, сообщили в четверг в пресс-службе Роскомнадзора со ссылкой на участников совещания, прошедшего накануне в ведомстве.

По данным пресс-службы, 6 марта на площадке ведомства состоялось расширенное совещание по концепции нового законопроекта в сфере авторских прав, в котором участвовали представители правообладателей, операторов поисковых систем и владельцев видеохостингов, а также замруководителя Роскомнадзора Вадим Субботин.

Согласно сообщению, участники обсуждения пришли к выводу, что основой для новых законодательных норм выступят положения меморандума о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий, а новый закон должен появиться до конца срока действия меморандума.

"В противном случае будет обсуждаться вопрос о пролонгировании срока действия соглашения", - отметили в Роскомнадзоре, напомнив, что соглашение действует до 1 сентября 2019 года включительно.

Помимо этого, на совещании был согласован порядок взаимодействия с Медиа-коммуникационным союзом, который выступает держателем реестра, добавили в Роскомнадзоре.

Там напомнили, что меморандум о защите авторских прав в интернете был подписан и вступил в силу 1 ноября 2018 года. Его участниками стали представители 12 крупнейших компаний-производителей кино- и телепродукции и российских интернет-площадок. В их числе "Первый канал", "ВГТРК", "СТС Медиа", "Газпром-Медиа Холдинг", "Национальная Медиа Группа", Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в сети интернет "Интернет-видео", "Яндекс", "Мэйл.Ру" ("Одноклассники" и "ВКонтакте"), "Рамблер Интернет Холдинг", "Руформ" и "Кинопоиск".

Меморандум закладывает основы отраслевого саморегулирования в рамках исполнения "антипиратского" закона, вводя досудебный порядок разрешения спорных вопросов между правообладателями и поисковыми системами по поводу незаконного размещения ссылок на пиратский контент. Меморандум подразумевает возможность присоединения к нему новых участников.

Меморандум был подписан на фоне судебного разбирательства телеканалов, принадлежащих холдингу "Газпром-медиа", и "Яндексом" из-за ссылок на пиратский контент в сервисе "Яндекс.Видео". В соответствии с меморандумом в течение трех недель должен был быть создан реестр указателей страниц сайтов в интернете с пиратским контентом. Администраторы интернет-сервисов в течение шести часов должны исключать эти ссылки из поисковой выдачи в РФ.

16 ноября в "Яндексе" сообщили о начале работы в рамках "антипиратского" меморандума. Тогда операционный и финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский ещё раз подчеркнул, что компания выступает за честный интернет. "Мы уверены, что системная совместная работа пойдет на благо рынку и поможет изменить привычки пользователей", - сказал Г.Абовский.

Мосгорсуд 5 и 6 декабря 2018 года прекратил производство по искам телеканалов "Супер", ТВ3, ТНТ и 2x2 (принадлежат "Газпром-медиа") к компании "Яндекс" в связи с подписанием сторонами мирового соглашения, в рамках которого "Яндекс" обязуется исполнять условия меморандума.

Быстрый поиск:
02/08/2018 - 00:19   Mix   Профи
На заседании рабочей группы по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика» поддержаны и внесены в проект федерального проекта Национальной программы «Цифровая экономика» предложения Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) о разработке законопроекта о кредитовании под залог интеллектуальной собственности.

«На рабочей группе одобрено включение в федеральный проект по нормативному регулированию мероприятия, в рамках которого предполагается разработка проекта нормативных актов в части упрощения кредитования банками под залог прав на объекты интеллектуальной собственности, – сообщил директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. – Задача соответствует целям цифровой экономики – развитию рынка интеллектуальной собственности, в том числе различных программных продуктов. После утверждения плана правительством соответствующий проект документа будет представлен на рассмотрение в рабочую группу, и потом федеральные органы исполнительной власти».

ФИС ранее выступила с инициативой включения ряда важных для развития рынка интеллектуальной собственности законопроектов в «дорожную карту» нормативного и правового регулирования цифровой экономики. Предложения, в частности, касаются снятия ограничений на резервирование средств банками при кредитовании под залог интеллектуальной собственности, продления «налоговой амнистии» по налогу на прибыль при формировании нематериальных активов российскими компаниями, устранения барьеров развития рынка профессиональной патентной экспертизы, а также ряда других мер.

Как отметил вице-президент по науке и инновациям ФИС Сергей Матвеев, практика кредитования под залог интеллектуальной собственности в России сейчас развита слабо. При этом причина кроется вовсе не в недоверии банков к такому предмету залога, а в нормативных барьерах.

«При выдаче кредитов банки должны резервировать определенные средства в зависимости от степени риска. Такой резерв можно уменьшить, если возникает залог, например, недвижимое или движимое имущество. А интеллектуальной собственности в перечне объектов, за счет которых можно уменьшить резерв на возможные потери по ссудам и другим задолженностям, просто нет. Получается, что банк должен резервировать средства в объеме 100% при выдаче кредита вполне устойчивой компании. Таких компаний сегодня немало – это те, кто осуществляет производство новой, высокотехнологичной продукции, или, например, музыкальные студии, которые могут использовать в качестве залога права на популярную музыку, приносящую существенную прибыль. Если снять это ограничение на определенных условиях – например, при наличии независимой рыночной оценки – а институт оценщиков в России вполне работоспособен и утвержденные Минэкономразвития методики оценки интеллектуальной собственности есть, – то банки найдут решение для кредитования технологической и творческой сферы», – заявил Сергей Матвеев.

Проблема нормативных барьеров в сфере кредитования под залог интеллектуальной собственности и неразвитость рынка профессиональной экспертизы патентоспособности взаимосвязаны. Предложенные поправки в законодательство необходимы, чтобы открыть путь для появления и развития новых сегментов услуг и инновационных сервисов. Как отметил Сергей Матвеев, «на этом пути нас ждет много интересного. Благодаря применению цифровых технологий – например, внедряемые в сфере интеллектуальной собственности технологии распределенных реестров, я говорю об IPChain, дают гарантии прозрачности – сведения о залогах, судебных спорах, ограничениях прав, информация о допатентных и патентных стадиях объекта – все это сегодня становится доступным для участников рынка. Прозрачность того, что происходит с объектами и правами на них, само по себе снижает риски и транзакционные издержки и бизнеса, и, естественно, государственной фискальной системы». По задумке ФИС, инициатива продления нулевой ставки налога на прибыль при формировании нематериальных активов позволит многим российским компаниям действовать открыто, обеспечить себе устойчивое развитие и признание, что также поможет им в привлечении кредитных ресурсов на хороших условиях. Значительное количество компаний из сферы разработки программного обеспечения или анимации могли бы иметь колоссальную капитализацию за счет своих нематериальных активов. Однако перспектива уплаты налога на прибыль при выявлении и учете прав на объекты интеллектуальной собственности останавливает их в желании работать в рамках правового поля. «Налоговая амнистия», объявленная Правительством России в 2018 году, оказалась очень своевременным решением, но ее ограниченный период – до конца 2019 года – не позволит воспользоваться этим механизмом всем желающим, особенно крупным предприятиям с государственным участием, у которых только лишь инвентаризация результатов интеллектуальной деятельности – длительный и сложный процесс.

В план мероприятий программы «Цифровая экономика» также вошли инициативы ФИС по установлению повышенного коэффициента списания затрат на покупку прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы у их создателя по лицензионным договорам, а также поправки в таможенное законодательство, предусматривающие льготы при ввозе продукции, созданной на основе российской интеллектуальной собственности, – такую возможность предлагается распространить на товары, которые невозможно произвести из-за отсутствия необходимых производственных мощностей. Стоимость интеллектуальных прав в себестоимости такой продукции должна превышать затраты на ее производство.

Сергей Матвеев отмечает, что сами участники рынка сейчас идут по пути развития цифровой инфраструктуры и сервисов, которые обеспечивают прозрачность работы с интеллектуальной собственностью на всех стадиях ее «жизненного цикла». В этом участвует и государство в лице Министерства образования и науки, Министерства культуры, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также Суд по интеллектуальным правам. «За счет внедрения цифровых технологий рынок «выходит из тени», а это и есть главное условие привлечения кредитных ресурсов под залог интеллектуальной собственности и закрепления такой практики в России», – добавил Сергей Матвеев.

Быстрый поиск:
26/07/2018 - 03:47   Mix   Интервью, Профи
Независимый музыкант выиграл суд у пиратского сайта, и это весьма редкий случай в нашем шоу-бизнесе. Михаил Элембаев рассказал, как ему удалось этого добиться.

Лидер рок-группы «Mirovoi.FM» Михаил Элембаев в прошлом году подал иск о защите исключительных прав на музыкальные произведения и их фонограммы против владельца пиратских сайтов musicalka.me и musicalka.net (сейчас они не функционируют) Романа Цаброва. Речь о семи песнях «Mirovoi.FM», размещенных без согласия автора. И — выиграл в Мосгорсуде. Суд присудил по 10 тысяч за нарушение авторских прав и по 10 тысяч за нарушение смежных прав. 10 тысяч — минимальный порог компенсации по ст. 1252 п.3 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, всего суд присудил ему 140 тысяч компенсации, а также компенсировал расходы в сумме 21 тысяч на нотариуса и расходы 4 400 на госпошлину.

Пират Роман Цабров обжаловал это решение в апелляционной инстанции, но в апреле 2018 года апелляция оставила приговор без изменения. Таким образом, музыкант Михаил Элембаев стал победителем едва ли не первого реального судебного приговора против держателя пиратского музыкального сайта.

Поскольку его опыт может оказаться весьма интересным для почти любого музыканта России, мы расспросили Михаила Элембаева, как ему удалось решиться на судебный процесс и выиграть его.

- Расскажите, как вы впервые узнали, что ваши треки выложены на пиратских сайтах?

- Это очень просто, сразу после публикации наших песен мы стали проверять в поисковых системах по ключевому слову "mirovoi.fm скачать". Через некоторое время в выдаче стали появляться сайты, на которых можно было прослушать и скачать наши треки.

- А треки вы выложили только на своем сайте, или где-то еще?

- На своем сайте, и в соцсетях: «В Контакте», Soundcloud, «Одноклассники».

- Теперь проясните свою позицию. Вы выложили свои треки бесплатно, это же не магазины. Почему тогда Вы решили подать в суд на сайт, где точно так же бесплатно их выложили?

- Мы опубликовали свои треки на своих официальных страницах в интернете, но это не значит, что каждый может загружать наши треки, куда захочет. Треки опубликованы для того, чтобы привлечь внимание к нашим информационным ресурсам - группам в соцсетях, каналу Youtube, нашему сайту. Только мы имеем на это право, и никто более! В соцсетях ВК и ОК мы действуем в рамках лицензионных соглашений. Пираты же просто перехватывают наших слушателей через поисковые системы, приводя на свой сайт для продажи контекстной и другой интернет-рекламы, при этом публикуя огромное количество треков огромного числа авторов и музыкантов.

- Вы пробовали как-то договориться, чтобы пираты убрали ваши песни из доступа? Получилось с ними связаться?

- Нет, мы не стали этого делать, это бессмысленно. Мы решили сразу подать в суд и показать пример борьбы с этим злом. И так может сделать каждый музыкант. За неправомерно опубликованный трек можно отсудить как минимум 10 тысяч рублей. И дело даже не в деньгах, а в том, чтобы начать бороться с этим злом в интернете. Когда это делают большие лейблы - это одно, но когда авторы сами защищают себя - это совсем другая история. Почему мы пироги покупаем, а треки - нет? Стоимость трека примерно такая же. Почему музыкант вынужден зарабатывать «чесом», гастролируя по стране, но не продажей музыки?

- Многим будет интересно узнать, каким путем вы пошли, ведь не все сталкиваются с судами. Как вы готовили пакет документов для суда, понадобился ли вам адвокат, почему обратились сразу в Мосгорсуд?

- Самое главное, что нужно было сделать, - зафиксировать правонарушение нотариально. Это дорогостоящая процедура, но это самое главное. В специальной программе нотариус фиксирует нарушение и составляет документ, который далее используется в суде для защиты интеллектуальной собственности. В нашем случае - это Мосгорсуд, суд первой инстанции по таким вопросам. Мы работали совместно с юридической компанией Art Legal, специализирующейся в этой области. В одиночку осилить процесс было бы сложно - много нюансов. Но теперь это стало сделать проще, так как уже есть решение по нашему делу.

- То есть что именно понадобилось для суда?

- Нотариально заверенный протокол и исковое заявление.

- Как я понял из решения суда, вам удалось найти хозяина домена через Whois, не всем так везет.

- Это целая процедура, когда нотариус фиксирует данные из интернета. Но Whois здесь вторичные данные, - главное зафиксировать нарушение. Далее начинается поиск владельца или администратора сайта, и это конечно удача, если есть данные Whois.

- Да, именно на этом этапе обычно все и заканчивается… В решении суда упоминается, что этот пират администрировал еще несколько пиратских групп в соцсетях. То есть вы выследили его и в соцсетях?

- Да, он даже не скрывал этого до решения суда - был абсолютно уверен в собственной безнаказанности, наверное. И только, когда проиграл дело и подал апелляцию, - все удалил. В целом это уникальный случай для музыкального рынка, когда малоизвестная рок-группа выигрывает суд и защищает свою музыку. И это теперь доступно всем. Крайне важно, чтобы музыканты стали зарабатывать своей музыкой! Так музыканты выигрывают время для творчества. А для этого необходимо защитить право музыканта распоряжаться своими трекам так, как он считает нужным, и не быть «ограбленным» сразу после публикации.

- Кстати, ваше юридическое образование помогло в этом процессе, или как-то сподвигло вообще на решение идти в суд?

- Да, конечно. Для многих музыкантов юриспруденция - темный лес или «история, в которой нет правды». Но для меня было очевидно, что есть механизм, и необходимо попробовать его использовать, - и неважно, сколько шансов. В итоге мы выиграли, и правда осталась на нашей стороне. Защититься возможно, - главное начать действовать.

- Решение было по 7 трекам, и за каждый суд постановил заплатить по 20 т.р. Откуда взялась именно такая сумма?

- 10 т.р за нарушение исключительных прав, 10 т.р. за нарушение смежных прав - это минимальное наказание.

- Вы довольны итоговым решением суда? Или ждали большей компенсации?

- Да, мы довольны итоговым решением. Для нас крайне важен был именно факт победы. На старте никто не верил, что у нас получится выиграть. Это невозможно, - говорили все. Но мы это сделали. И теперь судьям проще принимать решения, а музыкантам намного легче защищать свои права. Но самое важное здесь - чтобы наша история стала массовой, чтобы каждый пират понимал, что после публикации может быть несколько исковых заявлений (не просьб удалить контент), а именно исковых заявлений с требованием о материальной компенсации, и выгоды в нарушении авторских прав становилось все меньше. Возможности скачивать меньше — значит, треков будет продаваться больше.

И для меня важно, чтобы это стали понимать все слушатели, те, кто любит музыку, - понимать, насколько ценно и важно создавать этот рынок треков. Это важно для всех нас, чтобы вырос в целом уровень качества работ в индустрии. Стоимость трека сейчас копеечная, образцы треков музыканты всегда публикуют в сетях для прослушивания, это же не кот в мешке. И если тебе нравится трек, оценивать его нужно, не просто поставив лайк, но - купив. И вот эта покупка и есть оценка работы музыканта, дань уважения его труду. Нам же никто хлеб бесплатно в пекарне не раздает, правда?

- Роман Цабров, у которого вы выиграли суд, является идейным пиратом. Год назад он даже выложил петицию на change.org против антипиратских законов. А какова ваша позиция? Вы верите в том, что в России возможно придти к полностью легальному музыкальному рынку?

- Система, которую мы видим, и за которую будем сражаться на всех уровнях, должна выглядеть так: треки покупаются, а рестораны и клубы борются и конкурируют между собой за то, чтобы получить к себе на сцену хороших авторов, пусть не звезд, но крепких середнячков. И это - система будущего, более совершенная, но, я уверен, что это система, которая будет работать во благо развития не только музыки, но и экономики в целом. И цена вопроса – стоимость пирожка в пекарне!

Это как раз тот шаг, который может сделать каждый из нас. Убежден, что увеличить обороты продаж треков возможно, - чтобы музыканты зарабатывали музыкой, собственной музыкой, не каверами, а именно своей музыкой, собственными треками. Главное - начать бороться за свои права, не позволять себя грабить. К этому я призываю каждого автора, каждого музыканта. Создание трека - это огромный труд. Это интеллектуальный труд, и важно, чтобы результаты охранялись максимально жестко, и не только в области музыки. Во всех сферах общества, так чтобы мотив творить стал сильнее, чем мотив воровать.

Гуру КЕН

Быстрый поиск:
07/01/2018 - 05:52   Mix   Профи
В 2018 году можно смело говорить, что все модели потребления музыки заменил стриминг. Никто больше не хочет скачивать альбомы или даже треки, покупать CD и тем более дорогой винил. Нажал на кнопку — и прослушал.

Вообще в России никогда и не привыкали к оплате прослушивания музыки. Все было очень условно. Были винилы от «Мелодии» в советские годы, но все хиты и так крутились по радио и ТВ (деньги шли через госсистему). Был очень короткий период всплеска «студий звукозаписи» с продажей бобин и кассет на заказ, а потом Горбушка с потоком болгарских CD, но даже тут музыкантам не поступало почти ничего от тех продаж. Музыканты жили концертами (если не работали по филармониям), чуть позже пришел вал продаж от мерча, всяких там маек и кепок с логотипами, - и вот тут музыканты видели эти деньги.

Сейчас мир изменился кардинально, а вот потоки денег все равно предпочитают идти в обход музыкантов. Даже в США 99% музыкантов не зарабатывают себе музыкой на жизнь. В России процент даже выше.

Прогноз распределения доходов от Goldman Sachs
Прогноз распределения доходов от Goldman Sachs

Система распределения денег столь запутанна, что сразу очевидно, насколько она не в пользу музыкантов. По сути, в мире сохранилось 3 мейджор-лейбла (для россиян они практически бесполезны) и сотни тысяч мелких, часто состоящих из собственно самого музыканта. Мейджоры отчаянно торгуются за роялти со стримингами, пытаются работать по модели 360 градусов (организуя концерты в том числе), - а в итоге топовым музыкантам достается все меньше и меньше. У мелкоты (здесь и вся Россия тоже) почти исчез маленький надежный заработок через продажи CD и атрибутики на концертах, а стриминги платят гроши.

Лидеры в сфере стриминга — Youtube, Spotify, Apple Music, Tidal, Soundcloud, Яндекс-музыка и ВК. Отчисления музыкантам от крупнейшего из них — Youtube – смехотворны даже при многомиллионных просмотрах. Spotify, Apple Music и Tidal для россиян бесполезны, Soundcloud не платит ничего, а самые популярные в России потоковые сервисы Яндекс-музыки и «В Контакте» платят копейки по большим праздникам.

Стриминг победил, но музыканты не получили от этого почти ничего. Ситуация усугубляется тем, что со стримингом научились работать торрент-трекеры, которые вообще никогда ни за что не платят.

Результат очевиден: массовое обнищание музыкантов, снижение себестоимости и качества записи (даже гитариста пригласить уже невыгодно, оптимальнее использовать семплы) и… растерянность публики. Она перекормлена музыкой со всех сторон, но ей не дают даже возможности остановиться на чем-то. Все сейчас сидят в соцсетях, но Facebook и ВК ввели алгоритмы, по которым увидеть пост музыканта (на которого ты подписан) о выходе новой песни невозможно, если он уже не набрал множество лайков и комментариев. Надежды многих начинающих музыкантов обрести аудиторию в соцсетях рухнули, что не отменяет необходимости писать тексты и выкладывать фото в них ежедневно, в ущерб музыкальной деятельности.

Стоило бы, конечно, спустить всех собак на высокооплачиваемых, но глуповатых топ-менеджеров мейджор-лейблов. Если бы они в свое время запустили единую облачную платформу под эгидой IFPI (Международная федерация производителей фонограмм) с рекламной моделью и возможностью получить роялти за каждый загруженный любым музыкантом трек — сейчас в мире был бы прекрасный сайт, на котором каждый мог бы прослушать любой трек из написанной за историю человечества музыки. И мы не метались бы между всякими неудобными сервисами с разными каталогами: там нет Канье Уэста, а там нет Тейлор Свифт… А знаете, почему его не создали? Потому что клерки решили, что выгоднее продавать права на каталоги разным сервисам многократно. Это была идиотская идея, но их никто не остановил. Они просто не поняли, что в интернете достаточно одного сайта, загребающего все прибыли — они остались на уровне понимания продаж магазина винила.

Еще крайне некрасиво повел себя лидер IT-индустрии Google – он мог бы стать генератором прибыли для такого Единого сайта музыки (в качестве акционера). Вместо этого после покупки Youtube он заключил секретные договоры с мейджорами, а всем остальным музыкантам предложил либо гроши от монетизации на Youtube, либо те же гроши от скачиваний треков в магазине Google. Чем изрядно себя скомпрометировал.

И что мы имеем на сегодня? Apple закрывает скачивание треков в iTunes и полностью переходит на платный стриминг в Apple Music. Российского там в топах и нет ничего. Яндекс-музыка — прекрасный бесплатный сервис с платными опциями, но им тупо не выгодно покупать права на стриминг по всему миру, роялти смехотворные — а значит, нет для музыкантов ни денег, ни надежд достучаться до мира. ВК мечется между аппетитами мейджоров и желанием сохранить бесплатный стриминг, но деньгами и тут не пахнет. Facebook, Instagram и Одноклассники вообще ничего не платят. Куда же податься бедному музыканту в поисках денег?

Была надежда на краудфандинг, сбор денег от слушателей. Провалилась. Отчасти из-за позиции соцсетей, блокирующих общение музыкантов со слушателями, отчасти из-за бедности слушателей в России.

Оставим в стороне все варианты со спонсорами, благодетелями и активными гастролями. Для заработка музыкантов (значит, и качества записей для слушателей) остается немногое:

  • продолжать быть активными во всех соцсетях и лучше всего «хайпить» (комменты и лайки донесут ваш пост до максимального количества потенциальных поклонников),
  • стучаться на радио до тех пор, пока радио слушают хотя бы в автомобилях, шуршать региональной повесткой в надежде, что это зацепит зрителя в регионах и даже приведет на концерт,
  • снимать эффектные видео с элементами скандальности для Youtube,
  • по-прежнему раскидывать свои записи по всем пиратским стриминг-сайтам в надежде на восторг случайных слушателей.

Наверное, вы заметили, что все это не имеет никакого отношения к качеству самой музыки. Да, время такое. В 50% случаев вас будут слушать на mp3 с битрейтом не выше 128, или на Ютьюбе. Даже если во второстепенных партиях будет записана откровенная лажа, подавляющее большинство слушателей просто не услышит это (и даже не из-за отсутствия музыкального слуха). А вот на концертах все это очень важно, - и не только потому, что зритель стал больше ценить потраченные деньги, что тоже факт. А потому, что концерт — лучшая голубиная почта, чтобы собрать в следующий раз больше зрителей. Если поставить на уши 200 зрителей, в следующий раз в этом городе придет 400 (если музыкант играет не узкоспецифический жанр, у которого больше 200 зрителей и не может быть).

Сегментация в шоу-бизнесе достигла такой степени, что каждый — король в своем сегменте, если по-настоящему король.

Надо выдохнуть, и начать работать с тем, что есть.

Гуру КЕН

10/10/2016 - 06:03   Mix   Профи
Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении главы Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максима Рябыко.

По данным полицейских, он и его деловой партнер Артем Щербаков были задержаны после получения 5 млн руб. от руководителя интернет-портала "Аймобилко" Николая Белоусова. По версии следствия, это был первый транш из суммы 50 млн руб., которую подозреваемые вымогали у господина Белоусова, обещая взамен поспособствовать прекращению его уголовного преследования.

Максима Рябыко и Артема Щербакова сотрудники главного управления собственной безопасности МВД задержали днем 6 октября в ресторане Burgers and Crabs на 2-й Звенигородской улице сразу после того, как владелец интернет-портала "Аймобилко" Николай Белоусов передал им 5 млн руб. Как заявила официальный представитель МВД Ирина Волк, 7 октября в отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по признакам покушения на мошенничество в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). После допроса в главном следственном управлении ГУ МВД по Москве задержанных отпустили под подписку о невыезде. Обвинение Максиму Рябыко и Артему Щербакову не предъявлено, оба остаются в статусе подозреваемых.

АЗАПИ занимается защитой прав правообладателей в интернете, в частности, обеспечивает юридическую поддержку компаниям, которые жалуются на совершенные в отношении них пиратские действия. Ассоциация действует на коммерческой основе. Согласно опубликованному в 2016 году сообщению на ее сайте, услуги ассоциации стоят от 50 тыс. руб. в квартал. Успехом АЗАПИ считается "вечная" блокировка торрент-трекера Rutracker и онлайн-библиотеки "Либрусек". Оба решения были приняты по сопровождавшимся специалистами ассоциации искам издательства "Эксмо", в котором господин Рябыко долгое время возглавлял юридическое управление.

Как стало известно "Коммерсанту", история, завершившаяся задержанием руководителя АЗАПИ, началась в сентябре этого года, когда ассоциация обратилась в правоохранительные органы с требованием проверки интернет-магазина "Аймобилко" и его владельца Николая Белоусова на возможную связь с запрещенным судом и признанным пиратским сайтом "Либрусек". После проверки полиция возбудила по этому заявлению уголовное дело по редкой в уголовной практике статье "Нарушение авторских и смежных прав" (ч. 3 ст.146 УК РФ). В рамках расследования у господина Белоусова был проведен обыск, после чего бизнесмен был доставлен в ОВД "Якиманка". Как рассказал "Ъ" сам владелец интернет-магазина, Максим Рябыко и Артем Шербаков после допроса прямо в ОВД объяснили ему "шаткость" его положения. "Сказали, что я пока прохожу по делу свидетелем, но могу очень быстро оказаться обвиняемым,— рассказал господин Белоусов.— Но тут же мне пояснили, что за 50 млн эту проблему можно решить, а уголовное дело замять". Бизнесмену дали два часа на размышления и 48 часов для сбора денег. Подумав, владелец "Аймобилко" сделал вид, что согласился, и, как только покинул здание ОВД, сразу направился в главное управление собственной безопасности МВД. Здесь он описал происшедшие с ним за последние часы события, после чего уже под контролем сотрудников управления начал вести переговоры. "Встреч было две, мои собеседники всегда четко и внятно говорили мне, за что я должен отдать им деньги и что будет, если я не пойду на их условия",— рассказал бизнесмен. В случае передачи им требуемой суммы, утверждали подозреваемые, они гарантируют прекращение уголовного преследования бизнесмена. В ходе переговоров Николаю Белоусову удалось договориться сначала о выплате требуемой суммы частями, а затем и о снижении размера первого транша с 12 млн до 5 млн руб. Получить деньги подозреваемые, по словам господина Белоусова, хотели в собственном офисе, однако он по требованию оперативников настоял, чтобы передача миллионов прошла в людном месте, где подозреваемых было бы легче задержать с поличным. Так в итоге и произошло. Интересно, что непосредственно перед передачей первого транша, по словам господина Белоусова, он получил официальный документ от компании "Литрес", которая также выступала заявителем по его делу, о том, что никаких претензий к владельцу "Аймобилко" она не имеет.

Николай Белоусов признан потерпевшим по делу о покушении на мошенничество, а ГУСБ, по некоторым данным, проверяет возможные связи подозреваемых среди полицейских.

Быстрый поиск:
29/01/2016 - 12:07   Mix   ТВ и радио, Профи
«В контакте» впервые договорилась о легальном распространении музыки с крупной российской студией.

Первое музыкальное издательство (ПМИ), занимающее, по собственной оценке, около четверти рынка авторских и смежных прав на российскую музыку, договорилось с «В контакте» о легализации контента в социальной сети. Об этом заявил соучредитель ПМИ Максим Дмитриев на пресс-конференции, посвященной созданию Национального реестра интеллектуальной собственности. Деталей сделки он не раскрыл, сообщив лишь, что контракт подписан на год и подразумевает дальнейшее продление.

ПМИ работает в России с 1996 г., его каталог содержит около 40 000 музыкальных произведений, следует из информации, опубликованной на сайте издательства. ПМИ представляет интересы таких артистов, как Иван Дорн, Дима Билан, Нюша, Ева Польна, Стас Пьеха, «Братья Гримм», Владимир Пресняков, Дмитрий Маликов, Чичерина, Кристина Орбакайте, Ляпис Трубецкой и др.

Соглашение распространяется на все соцсети, входящие в Mail.ru Group, – «В контакте», «Одноклассники» и «Мой мир», говорят два человека, близких к сторонам сделки. «В контакте» будет выплачивать ПМИ минимальные гарантийные платежи за использование музыкального каталога, также предполагается разделение доходов от продажи музыки, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Представитель Mail.ru Group подтвердил факт соглашения с ПМИ, но детали сделки обсуждать отказался.

Контракт с ПМИ может обойтись Mail.ru Group примерно в $2 млн, оценивает топ-менеджер крупной музыкальной компании. Из них около $1 млн – это затраты на контент Sony ATV, с которой у ПМИ заключен договор. Sony ATV – это крупнейший в мире музыкальный издатель, объясняет собеседник «Ведомостей».

Выручка Mail.ru Group в III квартале 2015 г. выросла на 13% к уровню годичной давности – до 9,5 млрд руб. Данные за весь 2015 год компания пока не опубликовала. «В контакте» по-прежнему драйвер роста бизнеса всей группы. Выручка этой социальной сети выросла в III квартале 2015 г. на 55,4% до 1,5 млрд руб. Рост выручки социальной сети ускоряется: в первом полугодии он составлял 34%, в отдельно взятом II квартале – 41,4% (год к году).

Переговоры с правообладателями от имени Mail.ru Group ведет компания United Music Agency (UMA) Олега Бутенко. В частности, UMA пытается договориться о легализации музыки с американскими мейджорами, ей в этом помогает известный американский юрист Джоэль Кац, рассказывали ранее «Ведомостям» источники в структурах Алишера Усманова (совладелец Mail.ru Group).

В прошлом году UMA удалось договориться с первым из мейджоров – Sony Music. UMA подписала контракт с Sony, а та взамен сняла все свои судебные претензии с «В контакте» (стороны судились с апреля прошлого года). Сейчас UMA договаривается о легализации музыки с двумя другими западными мейджорами – Universal Music и Warner Music. Обе эти компании также судятся с «В контакте» по поводу нелегального размещения их каталогов в соцсети.

Сейчас музыку во «В контакте» можно слушать бесплатно, но многие правообладатели обвиняют соцсеть в пиратстве. В прошлом году «В контакте» ограничила возможность прослушивания музыкальных треков в своих мобильных приложениях для iPhone и iPad. Это произошло после того, как Apple удалила эти приложения из магазина AppStore после многочисленных жалоб правообладателей.

«В контакте» будет постепенно модернизировать свой музыкальный сервис – введет платные элементы, говорил ранее «Ведомостям» источник в одной из музыкальных компаний. В мобильных устройствах музыка будет доступна только по платной подписке, а на компьютерах пользователи смогут слушать музыку и бесплатно, но будут обязаны смотреть рекламу.

Страницы