В театре Сац вспомнили всё

«Память сердца» – так назывался концерт, посвященный Дню Победы на Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

Специальную театрализованную программу, посвящённую Великой победе, в Театре Сац представили впервые. И отрадно, что среди исполнителей были артисты разных поколений: от корифеев труппы, до вчерашних студентов и певцов новых поколений.

«Наш концерт – это благодарность ветеранам Великой отечественной за победу. Низко кланяемся вам! Если бы не вы, не ваш героизм, не было бы многих из нас, не было бы и нашего театра», - предварила программу заведующая педагогической и литературной частью театра, заслуженный учитель России Роксана Сац. Дочь основавшей театр Наталии Сац, Роксана Николаевна пережила репрессии, и годы в детском доме пришлись как раз на время войны, когда её мать находилась в ГУЛАГе. Её вступление к концерту было мудрым и пронзительным, и живые воспоминания о стремящемся на фронт брате, о невероятной сплочённости в антифашистской борьбе, - картины того времени зал слушал, замерев. Многие новые постановки Театра Сац предваряют вступительные пояснения Роксаны Сац. Но на этот раз её слова звучали с особенной, сжимающей горло интонацией. И дали пронзительный настрой всему концерту, который слушался на едином дыхании.

Музыкальную часть постановки - более трёх десятков песен, из которых каждая – известный всем и любимый с детства шедевр крупнейших отечественных композиторов-песенников, посвящённый военной теме. «Прощайте, скалистые горы», «Синий платочек», «Моя любимая», - уже первые миниатюры задали тон повествования, которое представляло собой не эпическую картину войны, а очень личностный, лирический рассказ не только о страданиях и страхах войны, но и о случавшихся даже тогда, редких, и оттого долгожданных, простых человеческих радостей. Вся война, отражённая в вокальных миниатюрах, словно в документальных короткометражках, прошла перед зрителями. Аллюзии с кинематографом усиливал визуальный ряд - видеопроекции фотографий военных лет, ставшие одним из главных элементов оформления сцены и живыми комментариями музыкальных композиций. Эти «видеокомментарии» были столь неформально подобраны, что становились зачастую не менее выразительным элементом действа, нежели музыка и артистизм певцов. Наряду с довольно предсказуемыми сюжетами, которые всё же невозможно миновать, не смотря на их растиражированность, как, например, фото бойцов во время сборов и атак, или водружение флага над Рейхстагом, были и фотодокументы, от которых буквально комок застревал в горле. В первую очередь это – портреты лиц, бойцов, медсестёр, жителей тыла, детей. Глаза этих, возможно, погибших в ту войну людей, словно всматривались в зрителей, а камерное пространство Малой сцены театра усиливало впечатление, как будто это они, а не артисты театра, говорят со зрителями словами песен военных лет. А глядя на череду фотографий школьных классов, думалось: сколько тех, кто прямо из школы пошёл на фронт и не вернулся?

Впечатления от этих старых, прошедших войну фотографий, в контексте трогающей до глубины души военной лирики и невероятно эмоционального актёрского прочтения, - всё это производило по-настоящему сильное впечатление. И становилось очевидно, что все участники этого проекта вложили в его создание частицу своей души. Режиссёр-постановщик концерта Валерий Меркулов воплотил своё приношение погибшим в Великой отечественной войне и от лица её участников, и от лица наших современников. Бойцами и героями из прошлого стали солисты в умело состаренных, словно запылённые в боях, гимнастёрках и бушлатах и стилизованных под середину прошлого века дамских нарядах. Последние, возможно, были вещами чьих-то бабушек: так правдоподобны и несовременны были шали, шляпки, заколки…

Художник-постановщик Наталия Чабаненко наполнила сценическое пространство множеством деталей того времени: от резной тумбочки и старинного торшера, до трогательного игрушечного плюшевого мишки. А в противоположной стороне разместился муляж пушки – в этой части сцены «разыгрывались» сцены солдатского привала, здесь, под песню «На солнечной поляночке» артисты имитировали тлеющий костерок, погремели жестяными кружками, а потом помечтали о далёком доме под музыку «Горит свечи огарочек» или знакомой всем песни «Темная ночь», которую проникновенно исполнил Александр Цилинко со стопроцентным попаданием в знаменитые интонации Марка Бернеса. Выразительная характерная внешность в сочетании с сильным и темброво богатым голосом позволили певцу создать впечатляющий образ и в композиции «Полем, вдоль берега крутого», в которой артист предстал в образе добродушного и могучего старшины в плащ-палатке и с автоматом на плече, словно списанном с изображений солдата-защитника, этакого собирательного «Алёши».

Одними из самых драматичных моментов стали песни, известные как пронзительные музыкальные кульминации легендарных кинолент. Как, например, «На безымянной высоте» Матусовского-Баснера из кинофильма «Тишина», или легендарный шедевр на музыку и стихи Окуджавы «Десятый наш, десантный батальон» из ленты «Белорусский вокзал», который артистка Театра Сац Людмила Верескова исполнила с такой эмоциональной силой, что в зале, наверняка, не осталось равнодушных. Вообще, женские образы концерта «Память сердца» трогали до глубины души. Поистине эпического обобщения удалось достичь Ольге Толоконниковой в образе матери, ждущей сына с фронта, в зарисовке на песню «Дороги». А в сценке на знаменитую «Давай закурим, товарищ, по одной», разыгранной совместно с той самой «пехотой, родной ротой», о которой поется в песне, О.Толоконникова была ничуть не менее харизматична, нежели Клавдия Шульженко, сделавшая эту песню легендарной.

Первой пронзительной «женской» вершиной концерта стала «Жди меня и я вернусь» Симонова-Блантера – вневременная солдатская молитва о родном доме, которую напевали и бойцы Великой отечественной, и афганской, и чеченской войн. В исполнении дуэта Марии Смирновой и Ольги Сидоренко была отточена и наполнена чувством каждая нота, каждое слово этой, знакомой всем песни, которая прозвучала как гимн женской верности и чести.

Музыкальным руководителем постановки стал хормейстер Руслан Генэ, заслуга которого и в тембровом балансе ансамблевых номеров, и в высоком качестве звучания хора, который стал ярким и полноценным персонажем, откликающимся на лирику военных лет словно с позиции наших современников. Концертмейстером стала Дарья Смирнова, и её роль по праву можно считать одной из ключевых в создании программы. Почти все песни исполнялись в сопровождении фортепиано (аранжировка лишь нескольких композиций была усилена ударной секцией). И такая камерность звучания лишь усиливала личностный характер высказывания, подчёркивая, насколько «Память сердца» явилась искренним, идущим от глубины души высказыванием постановщиков и артистов.

Леонид ГРАКОВ
Фото - Наталья ЧАБАНЕНКО

Быстрый поиск: