12 лучших песен в сериале «Клан Сопрано»

«Клан Сопрано»

Когда создатель «Клана Сопрано» Дэвид Чейз вручную выбирал музыку для своего знаменитого шоу, у него было озарение — в реальной жизни нет идеального саундтрека. «Песни не могут быть все хорошими, потому что жизнь не такая», — сказал он Noisey в 2015 году. «Я видел, как люди [на ТВ] делают это, когда каждая песня — крутая. Это вырывает вас из текущего момента».

Это почтение ко всем видам музыки — бьющееся сердце «Клана Сопрано». Премьера пилотного эпизода шоу, знакомящего мир с преступной семьей и жилищем главаря мафии Нью-Джерси Тони Сопрано, заодно познакомила кого-то с песнями Энни Леннокс, Бо Диддли, Стинга и Ника Лоу. Посмотреть Клан Сопрано в хорошем качестве можно везде.

Музыкальность «Клана Сопрано» начинается со Стивена Ван Зандта, давнего гитариста Брюса Спрингстина, который играет в сериале консильери Сильвио Данте. В 1999 году у Ван Зандта не было никакого актерского опыта, но он отлично прошел прослушивание по другим причинам. «В E Street Band было что-то, что напоминало команду», — вспоминает Чейз.

После этого выбора актеров Чейз продолжил свободно выбирать музыку, которую Тони — 40-летний отец из Нью-Джерси — мог бы любить в юности или в молодости. Но в «Клане Сопрано» правила были созданы, чтобы их нарушать. Посмотрите сериал от начала до конца, и вас ждет мини-история музыки 20-го века.

От вокального джаза 50-х (Бенни Гудмен, Дин Мартин, Фрэнк Синатра) до зажигательного классического рока (The Kinks, The Rolling Stones, Ван Моррисон), от громоподобного металла (Slipknot и Mudvayne) до психоделического эмбиента 90-х (Moby, Radiohead и Mazzy Star) — саундтрек «Клана Сопрано» уникально всеядный от начала до конца.

А в знаменитой финальной сцене шоу Чейз заставил зрителей пить прямо из бутылки. Пока Тони ест луковые кольца со своей семьей, на музыкальном автомате играет гимн Journey «Don't Stop Believin'», постепенно нарастающий до тех пор, пока сцена — и сериал — не потемнеют. Поклонники все еще возмущены значением этого спорного финала; но, как и в случае с остальными «Кланами Сопрано», все дело в мелодиях.

12. Фрэнк Синатра, «Nancy (With The Laughing Face)» («Слишком много смотрю телевизор»)

Блестящий выбор, потому что он никогда не объясняется: в эпизоде ​​4-го сезона «Слишком много смотрю телевизор» команда устраивает вечеринку в честь возвращения капо Поли «Грецкие орехи» Гуалтьери после его освобождения из тюрьмы. «Моя песня», — замечает Поли, когда в собравшихся звучит версия Фрэнка Синатры («Нэнси (Со смеющимся лицом)»).

Эта баллада 1942 года была первоначально написана Филом Сильверсом и переименована в честь дочери Синатры; почему бездетный, эгоцентричный преступник был так тронут «Нэнси»? Озадаченная реакция мафиози Бобби Баккалиери гениальна: «Какого х...? Почему это твоя песня?»

11. Фрэнк Синатра, «It Was a Very Good Year» («Парень заходит в кабинет психиатра…»)

Премьера второго сезона начинается с длинного монтажа, показывающего статус каждого из главных персонажей, под музыку Фрэнка Синатры, заставляющую задуматься «It Was a Very Good Year». Это получился выбор, основанный на сухом юморе, поскольку зрителям показывают кадры лживого дядюшки Тони Джуниора за решеткой и его язвительной матери Ливии, госпитализированной из-за инсульта.

10. Tindersticks, «Tiny Tears» («Изабелла»)

Классическая песня Tindersticks «Tiny Tears» дважды появляется в эпизоде ​​«Изабелла» первого сезона — в первый раз, когда Тони лежит в постели под действием прописанного ему лития, и снова, когда Джуниор неудачно пытается убить Тони.

Последняя сцена была написана специально для «Tiny Tears»: от Тони, покупающего апельсиновый сок в отсылке к «Крёстному отцу», до одного из его потенциальных убийц, случайно убивающего другого, — это совершенство.

9. Jefferson Airplane, «White Rabbit» («Down Neck»)

Если «Белый кролик» стал наскучившим обозначением на ТВ и в кино для наркотического опыта, то «Клан Сопрано» умело ниспровергает это клише. Jefferson Airplane дважды появляется в эпизоде ​​«Вниз по шее» первого сезона, как во время воспоминаний Тони о его отце-капитане мафии, подпитываемых прозаком, так и в беззаботной сцене, в которой он и его сын Эй Джей готовят сэндвичи с мороженым.

В этом параллельном использовании «Белый кролик» умудряется обозначать нечто более глубокое, чем просто прием таблеток: то, что отцы передают своим сыновьям.

8. Том Петти и Heartbreakers, «American Girl» («Join the Club»)

Пока Тони лежит в коме в «Join the Club», Кармелла произносит трогательную речь мужу. «Ты силен как бык», — говорит она, вспоминая ранние дни их ухаживаний, когда он «поднимал меня и перекидывал через плечо». На соседнем портативном стереосистеме играет «American Girl» Тома Петти и Heartbreakers.

«И на один отчаянный момент / Он прокрался обратно в ее память», — поет Петти в своей фирменной мелодии. Это как раз кстати для сцены, в которой Кармелла теряется в прошлом.

7. Роджер Уотерс при участии Ван Моррисона и The Band, «Comfortably Numb» («Кеннеди и Хайди»)

Протеже Тони Кристофер встречает свой конец в эпизоде ​​6-го сезона «Кеннеди и Хайди», когда он в состоянии алкогольного опьянения переворачивает свой Escalade с крутого обрыва — с Тони внутри. Заметив, что ветка дерева пронзила пустое детское автокресло сзади, Тони решает не звонить в 911 и тихо убивает уже тяжело раненого Кристофера путем удушения.

Прямо перед тем, как отвлеченный Кристофер съезжает с дороги, он нащупывает саундтрек к недавнему хиту о гангстерах «Отступники» в CD-плеере — начиная с Роджера Уотерса, Ван Моррисона и The Band, исполняющих мощную балладу на тему наркотиков «Comfortably Numb». Прежде чем любимый «племянник» Тони достигает конца своей жизни и ожиданий своего наставника, мы слышим денежную фразу: «Ребенок вырос / Мечта ушла».

6. The Rolling Stones, «Thru and Thru» («Funhouse»)

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

В «Funhouse» Тони, Сильвио и Поли подтверждают свои подозрения: Сальваторе «Большой Пусси» Бонпенсьеро, их некогда доверенный исполнитель, - некоторое время был информатором ФБР. Тони, страдающий от пищевого отравления, видит лихорадочный сон о говорящей рыбе, представляющей Большого Пусси и признающейся в подмене. Позже он обыскивает спальню своего старого друга и находит подслушивающее устройство в коробке из-под сигар.

Скупая композиция Voodoo Lounge группы Rolling Stones «Thru and Thru», нехарактерно эмоциональная композиция, исполненная Китом Ричардсом, служит саундтреком к сложным решениям, принимаемым в «Funhouse». Она следует за парнями от их последнего ужина с Пусси до кульминационной сцены, в которой они расстреливают его и избавляются от его тела в океане.

5. Моби, «When It’s Cold I’d Like to Die» («Вступайте в клуб»)

В приступе слабоумия Джуниор стреляет в Тони с близкого расстояния у него дома в эпизоде ​​«Только для членов клуба», оставляя его без сознания в следующем эпизоде ​​«Вступай в клуб». Далее следует сюрреалистическая сцена сна Тони, находящегося в коме, в котором ему мерещится, что он — продавец Precision Optics, случайно принявший личность Кевина Финнерти.

После драки с разгневанными буддийскими монахами и сотрясения мозга после падения с лестницы отеля, Тони-сон устраивается в своем номере, берет телефон и вешает трубку, прежде чем набрать номер. Эмбиентные звуки песни Moby «When It's Cold I'd Like to Die» вливаются в сцену, великолепно донося до сознания экзистенциальный кризис Тони, находящегося на грани смерти.

4. Андреа Бочелли, «Con te partirò» («Коммендатори»)

В интервью New York Times в 2019 году Чейз выделил один эпизод «Клана Сопрано», который он хотел бы переделать. «Шоу, когда они отправились в Италию», — сказал он, имея в виду «Коммендатори» из второго сезона. «Это действительно не наша стихия. Мы не знали, о чем говорим».

Независимо от культурной точности «Commendatori», он содержит один из величайших музыкальных моментов The Sopranos всех времен, любезно предоставленный Андреа Бочелли. Его фирменная песня «Con te partirò» (хит в английском языке как «Time to Say Goodbye») звучит три раза в эпизоде, наиболее ярко, когда Кармелла и жена Биг Пусси Энджи Бонпенсьеро ужинают в Везувии.

«Эта песня действовала эмоционально, даже если вы не понимали, что говорил [Бочелли], — сказал Чейз. - Для Кармелы это означало: «Я хочу быть где угодно, только не здесь. Мне не нужна моя жизнь. Я хочу другой жизни»».

3. The Kinks, «Living on a Thin Line» («Университет»)

В эпизоде ​​3-го сезона «Университет» гангстер Ральф Сифаретто заводит роман с Трейси, танцовщицей из Bada Bing, которая впоследствии беременеет от него. Когда она унижает Ральфа перед его командой, он избивает ее до смерти — и провоцирует аналогичное нападение со стороны Тони.

Этот жестокий эпизод завершается песней «Living on a Thin Line» группы Kinks, относительно малоизвестным синглом от великих музыкантов, спетым Дэйвом Дэвисом. «Все выигранные и проигранные войны, похоже, больше не имеют особого значения», — поет он.

В «Университете» мрачная «Жизнь на тонкой грани» не просто добавляет веса любой сцене: она определяет длину и ширину психологических серых зон «Клана Сопрано».

2. Journey, «Don't Stop Believin'» («Сделано в Америке»)

Финальная сцена финала сериала «Клан Сопрано» остается спорной из-за того, что в ней не показано. С момента выхода в эфир в 2007 году финальная сцена «Сделано в Америке» с черным экраном вызвала бурные обсуждения среди фанатов сериала. Кто посетители закусочной? Зачем вспоминать «хорошие времена»? Жив ли Тони или мертв?

Но ничто из этого не имело бы такого веса без самого вездесущего хита Journey, сыгранного на музыкальном автомате самим Тони. Оставим споры в стороне, то, как стандарт 80-х выстраивается по мере того, как различные персонажи Сопрано появляются один за другим, все еще являются хореографическим зрелищем, которое стоит увидеть. И призыв AJ «помнить хорошие времена» прекрасно сочетается с посланием песни.

Мы никогда не узнаем истинную судьбу Тони Сопрано — сам Чейз заявил в 2019 году, что правильного ответа нет. Но как и в случае с перечнем классических песен The Sopranos, все, что вам нужно знать, находится прямо там, в «Don't Stop Believin'».

1. Ван Моррисон, «Glad Tidings» («All Due Respect»)

Когда дело доходит до разжигания споров и сохранения в культурной памяти, ни один музыкальный номер из «Клана Сопрано» не сравнится с «Don't Stop Believin'» в финале. Веселая «Glad Tidings» Ван Моррисона, которая звучит прямо перед тем, как Тони убивает своего кузена Тони Бландетто с помощью помпового ружья, просто идеальна.

Во-первых, есть намерение: Тони вынужден ударить своего кузена не из мести, а из милосердия. Поскольку Фил Леотардо собирается отомстить за смерть своего брата, Тони решает избавить Бландетто от возможных пыток, убив его одним точным выстрелом. «Я пошлю тебе радостные вести из Нью-Йорка», — поет Моррисон, прежде чем в Бландетто попадает картечь, в конечном итоге заканчивая «Надеюсь, ты придешь вовремя».

Саундтрек «Клана Сопрано» никогда ранее не отличался таким уровнем детализации черного юмора, и именно поэтому «Благие вести» занимают первое место. Кивающий головой и поющий хором рокер, встречающийся с жуткой сценой — вот видение Чейза в его чистейшем виде.