Белый Острог

19/04/2016 - 16:44   Микс   Интервью, Этно и world-music, Между жанров
Накануне большого концерта в Гоголь-центре, который состоится 25 мая, на вопросы NEWSmuz.com ответили Юрий Матвеев и Артем Якушенко - дуэт Two Siberians.

- Скажите честно, вы чувствуете себя пророками в своем отечестве? Судя по информационному полю, в других странах к вам гораздо более теплое отношение, чем в России.

- Это действительно так. Наши выступления за пределами России расписаны почти на год вперед. Причина нам самим не очень понятна. С одной стороны, мы еще никогда не сталкивались с тем, чтобы кто-то остался недоволен нашим выступлением. Наоборот, после окончания нас ждут совершенно незнакомые люди, что бы высказать свое восхищение, поблагодарить нас. С другой стороны, нашему менеджменту приходится прикладывать очень большие усилия к тому, чтобы концерт был полностью продан.

Two Siberians
Two Siberians

Мы не считаем, что наша музыка какая-то очень сложная, но все же необходимо быть минимально готовым к тому, что слушать нас нужно внимательно. Сейчас это, к сожалению, не самый основной тренд. Однако, по поводу теплого отношения не можем согласиться. Нас принимают очень тепло и в Улан-Удэ, и в Сан Франциско. В этом вопросе отличий нет.

- В чем же причина этого явления?

- Нам кажется, что основная причина - страх. Люди все больше стали бояться эмоций. Стараются обезопасить себя от эмоциональных потрясений. А это, на наш взгляд, и есть главная задача искусства - вызывать эмоции. Естественно, это не относится ко всем. Вот мы недавно предприняли "культпоход". Two Siberians в полном составе, с женами пошли в Дом музыки на выступление "Моцарт квартета". Классический концерт, прекрасные исполнители. Полный зал, очень эмоциональная атмосфера. Это к тому, что люди ходили и будут ходить за эмоциями, просто кажется, что этих людей становится меньше.

- Самый необычный концерт или фестиваль, в котором вам довелось принимать участие?

- Это трудный вопрос. Каждый фестиваль, а мы играли более чем на ста фестивалях по всему миру, особенный. На каких-то было умопомрачительно выступать перед или после рок-легенды, пластинки которого мы заслушивали "до дыр" в юности. На иных происходили какие-то знакомства, из которых в последствии вырастало творческое сотрудничество.

Самым для нас необычным было, пожалуй, наше выступление в Нью-Йорке в ноябре 2000 года. Мы играли 3 дня по 11 часов на Таймс-Сквер. К третьему дню, когда "сумасшедших сибиряков" показали по ТВ, народ уже шел специально нас послушать. Это было невероятно круто. Когда наш менеджер предложил нам это шоу, мы думали, что это невозможно. Играть по 11 часов три дня подряд, практически без перерывов. Но у нас получилось. Кстати, именно там мы познакомились с великим саксофонистом Майклом Брекером. Его сын проходил мимо, услышал нас и буквально заставил своего отца прийти на Таймс-Сквер. Официальной статистики не ведется, но нам кажется, что мы поставили своеобразный рекорд. За эти три дня было продано более 4 000 дисков. Не вообще, а именно нашими помощниками на месте выступления.

- Расскажите историю появления вашего дуэта.

- Мы учились вместе. Один по классу гитары, другой по классу скрипки. Работали вместе в оркестре ТЮЗа им Вампилова в Иркутске. Много экспериментировали и в какой-то момент решили создать дуэт. Первый концерт состоялся там же в Иркутске 15 ноября 1992 года, так что нам в будущем году будет 25 лет.

- Где и кем поставлен балет"Любовь моя, цвет зеленый", для которого вы написали музыку? Чем он вдохновил вас?

- Это была потрясающая работа. Вообще произведения Федерико Гарсиа Лорки наполнены невероятным смыслом и очень эмоциональны. Лена Прокопьева - прекрасный режиссер и балетмейстер. Это был наш первый опыт в написании балетной сюиты. Недавно мы виделись с Леной в Петербурге и у нас появились планы продолжить наше сотрудничество.

Музыкально-танцевальная фантазия «Любовь моя, цвет зеленый» поставлена иркутским театром «Крепостной балет» по мотивам произведений известного испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Это фантазия о том, что могло бы произойти в доме Бернарды Альба после ее смерти. Спектакль принимал участие в театральной фестивале «Золотая маска» в 2000 году.

- Расскажите о "Сибирской сюите" - что это за произведение, когда задумано, как долго создавалось?

"Сибирская сюита" - необычное произведение. Мы давно хотели написать произведение о Сибири. Из опыта нашего общения с людьми в разных странах нам давно стало ясно, что Сибирь для большинства некая "терра инкогнито", многие даже весьма смутно себе представляют, где это географически. А что там за люди, природа, обычаи - тем более.

Вообще нам нравится форма сюиты, она свободная и не сдерживает наши фантазии. Со временем, кроме музыки, родилась идея использовать черно-белую хронику на большом экране. Мы опробовали несколько произведений, сыграли на одном из концертов в Петербурге и вышло очень круто. Сейчас мы вовсю работаем над этой сюитой. С нами играет великолепный виолончелист Андрей Березин. Видеорядом занимается Соня Нелюбина. Пересказывать это бессмысленно, нужно просто идти на концерт, слушать и смотреть. Шоу будет готово в октябре этого года, будет большая премьера в Москве и Санкт Петербурге, так что приходите. Первую часть сюиты мы сыграем на нашем концерте 25 мая в Гоголь центре. Это прекрасная возможность "подглядеть" за тем над чем мы работаем.

На репетиции с «Виртуозами Москвы»
На репетиции с «Виртуозами Москвы»

- Как вам работается с «Виртуозами Москвы»? Насколько классическим музыкантам легко/интересно играть вашу музыку?

- С профессионалами высочайшего класса работать всегда интересно и легко. Насколько им нравится играть нашу музыку, лучше спросить у них, но как нам кажется - нравится. Иначе какой им бы был смысл ввязываться в этот проект. Алексей Лундин (первая скрипка виртуозов и концертмейстер оркестра) - великолепный скрипач. Тонко чувствующий, обладающий невероятным музыкальным вкусом. Нам кажется, что все, кто придут послушать наш совместный концерт 25 мая, получат небывалое удовольствие.

- После реюниона что изменилось в ощущении музыки? "Белый острог" и "Two Siberians" - эволюция проекта или совершенно разные для вас подходы к музыке?

- Смена названия - исключительно маркетинговое решение, продиктованное глобальными изменениями на рынке распространения фонограмм. Раньше «Белый острог» мы использовали в СНГ, Two Siberians - в остальных странах. Но мир меняется. Что до подходов к музыке, то они меняются и эволюционируют постоянно. Это касается как музыки, так и инструментов. К примеру, те кто слышал нас раньше и придут на концерт 25 мая, будут немало удивлены.

- На каких летних фестивалях можно будет вас услышать?

- Этим летом мы не станем участвовать в фестивалях. Гастрольный график достаточно плотный, а создание шоу "Сибирская сюита" требует много времени. Исключение мы сделали для нового фестиваля "Культурная столица", который пройдет в нашем родном городе Иркутске 25-26 июня.

Наталья ИОЧ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»

21/05/2015 - 02:09   Микс   Анонсы, Джаз
19 мая в пресс-центре «ИТАР-ТАСС» состоялась пресс-конференция, посвященная международному фестивалю Усадьба Jazz, который в этом году впервые пройдет в музее-заповеднике Царицыно. Даты проведения – 20 и 21 июня.

В пресс-конференции приняли участие президент международного фестиваля Усадьба Jazz Мария Семушкина, директор музея-заповедника Царицыно Наталья Юрьевна Самойленко, музыкальный директор фестиваля Елена Моисеенко, лидер группы Therr Maitz Антон Беляев и известный джазовый пианист, народный артист России Даниил Крамер и атташе по культуре и связи с прессой Кристиан Бойсен.

На пресс-конференции
На пресс-конференции

Главной новостью фестиваля стало новое место его проведения – живописный парк екатерининской эпохи Царицыно. «Конечно, мы очень трепетно относимся к усадьбе Архангельское – с ним связаны очень многие воспоминания, и нам нелегко покидать эту площадку, – отметила Мария Семушкина, – Но фестиваль развивается, и нам хотелось раздвинуть границы, сделать его ближе, доступнее и комфортнее для москвичей».

«Царицыно – один из самых красивых парков Москвы, с ним может конкурировать только Боровицкий холм и Коломенское, – отметила Наталья Юрьевна Самойленко, – И мне кажется, что проведение этого замечательного джазового фестиваля придаст дополнительное очарование этому месту, наполнит его новой жизнью».

Музыкальная программа будет крайне разнообразной и насыщенной: здесь и традиционный джаз (площадка «Аристократ»), и любимые широкой публикой звезды фанка, рока, электроники и лучшие российские исполнители («Партер»), и площадка для джазовых и этно-музыкантов Jazz Club. Поддержку фестивалю оказали посольства Норвегии, Израиля, США, Франции, Австралии, Дании.

При поддержке посольства Норвегии, на фестивале выступят два норвежских джазовых коллектива: квинтет трубача Матиаса Эйка и тубист Дэниель Херскедал. «Россия является очень важным рынком для нашей музыки. Кроме того, наши музыканты всегда тепло отзываются о концертах здесь, - отметил Кристиан Бойсен, - Усадьба Jazz является важной площадкой для продвижения джазовой музыки, поэтому мы уже четвертый год поддерживаем фестиваль».

Важным событием в программе станет концерт всемирно известной оперной дивы Хиблы Герзмавы и трио джазового пианиста Даниила Крамера – они представят программу «Опера. Джаз. Блюз». «Нас с Герзмавой связывает давняя дружба, - говорит Даниил Крамер, - и мы долго думали, как объединить в одной программе джазового пианиста с классическим образованием и классическую певицу, которая обожает джаз... Суть программы заключается в том, что музыка, которую все привыкли воспринимать определенным образом, - ария Травиаты или ария Генделя или известный джазовый стандарт, - представляется вам в неожиданном виде, и звучит совсем по-другому».

Среди хедлайнеров фестиваля этого года: один из пионеров стиля афробит, легендарный барабанщик Tony Allen (Франция), номинанты на премию "Грэмми", австралийская неосоул-группа Hiatus Kaiyote, триумфатор шоу "Голос" Антон Беляев и Therr Maitz, Диана Арбенина со специальной акустической программой. Подробную программу можно найти на сайте фестиваля usadba-jazz.ru.

Важным нововведением фестиваля стала сцена «Индикатор», которая впервые представит самых разных независимых музыкантов со всего мира – от группы «Мегаполис», которая представит на ней программу «Из жизни планет», до молодого и очень перспективного французского электронщика Dream Koala. «Очень важно, что фестиваль дает возможность проявить себя молодым исполнителям, - говорит Антон Беляев, - в 2012 году он дал такую возможность нашей группе – и, по-моему, это было наше первое появление на каком-либо фестивале вообще… Оказалось, что это неплохой старт – за что Усадьбе Jazz большое спасибо».

Кроме музыки, на фестивале, как всегда, будут представлены развлечения на любой вкус. Например, бесшумный кинотеатр Silent Space, детская площадка, игровая зона, выставка арт-объектов и картин, маркет с одеждой, бижутерией и подарками, фуд-корт с фургончиками и точками разных ресторанов. Кроме того, желающие смогут позаниматься йогой в зоне релаксации, или взять напрокат лодку и прокатиться по Царицынскому пруду под звуки музыки.

В отличие от прошлых лет, на Усадьбе Jazz будет действовать единый билет на один день на все площадки. Его стоимость составит 2500 рублей. «Мне кажется, это адекватная цена за билет, - говорит Мария Семушкина, - за эти деньги вы получаете около десяти часов музыки и невероятную концентрацию эмоций. Дети до десяти лет, как всегда, проходят на фестиваль бесплатно».

Музыканты-участники фестиваля Усадьба Jazz в парке Царицыно, 20-21 июня

20 ИЮНЯ
СЦЕНА «ПАРТЕР»

Tony Allen (Франция)

Тони Аллен давно стал знаковой фигурой в африканской музыке. Его неподражаемый стиль штудирует множество барабанщиков, а Брайан Ино однажды даже назвал Аллена “лучшим из живущих ныне ударников”. Последние годы выдались для мастера крайне плодовитыми: участие в супергруппе The Good, The Bad&The Queen, совместная работа с Шарлоттой Гензбур, диск Inspiration Information, выпущенный вместе с финским классиком Джими Тенором.

Вышедший в октябре прошлого года пятый сольный альбом Аллена Film Of Life – это вновь торжество синкопированных ритмов, жизнеутверждающих духовых, солнца и фанка. В работе над пластинкой Аллену помогали нигерийские вокалистки Adunni и Nefertiti, а в двух номерах отметился лидер Blur и Gorillaz Дэймон Албарн.

Диана Арбенина, программа Unplugged

Вряд ли в России есть человек, который не знает хоть одной песни «Ночных Снайперов»: «31 весна», «Ты дарила мне розы» и многие другие песни группы становились народными хитами. 20 июня Диана Арбенина и ее группа впервые выступят на фестивале Усадьба Jazz с акустической программой Unplugged, которую команда показывала лишь трижды: в Москве, Санкт-Петербурге и Минске. Unplugged – это лучшие песни Дианы Арбениной за 20 лет в акустических аранжировках: свежее звучание им придают такие нехарактерные для «Ночных Снайперов» инструменты как саксофон, труба, виолончель, баян, перкуссия. В сентябре прошлого года группа выпустила фильм-концерт с этой программой (режиссер и оператор – Лиза Канунникова), в который, помимо самого выступления, были включены фрагменты предконцертного саунд-чека. В декабре фильм вошел в программу спецпоказов фестиваля «Артдокфест».

Billy’s Band

Билли Новик – уже знаковая для Петербурга фигура. После того, как он прославил Купчино как столицу мира и спел "Оторвемся по-питерски", на его счету – еще и бар The Hat, сделанный по лучшим американским образцам. Джемы здесь могут продолжаться за полночь, на сцене случайный посетитель может обнаружить Игоря Бутмана: хочешь слушай, хочешь просто выпивай в хорошей компании. Но и свою главную группу Билли тоже не оставляет. Его "песни простого человека" в духе Тома Уэйтса, иногда трогательно-романтические, иногда ядовито-ироничные, по-прежнему востребованы в тесных клубах и больших площадках по всей стране. На фестивале к трио присоединятся джазовые музыканты.

Crossroadz

Из лучшей российской блюзовой группы, появившаяся в 1990-м году Crossroadz быстро стала мировым достоянием: они гастролировали даже в Китае, а их первый альбом Between попал во французские чарты. Лидер группы Сергей Воронов с российскими музыкантами («Бригада С», «Чайф», «Машина времени»), и даже отметился на сольном диске Кита Ричардса. В настоящий момент, Воронов продолжает удивлять неожиданными коллаборациями. Так, в прошлом году свет увидел проект Mean Barbados, где он совместно с битмейкером Дмитрием «Тактиксом» Винокуровым лихо замешивает блюз с хип-хопом. В честь юбилея Crossroadz вспомнят лучшие композиции из своего репертуара. Кстати, это редчайший пример группы, в которой за 25 лет не поменялся оригинальный состав: взаимопонимание между музыкантами на сцене просто фантастическое.

Усадьба Jazz Band

Усадьба Jazz Band – коллектив, состоящий из друзей фестиваля Усадьба Jazz. Среди них: известные по проекту «Голос» Георгий Юфа, Алена Тойминцева, Нани Ева, София Рубина-Хантер, джазовые певицы Ольга Синяева, Полина Зизак, юная певица Милета Агнаева (победительница конкурса Усадьбы Jazz) и отличные московские музыканты – саксофонист Николай Моисеенко и другие. На фестивале они представят специально созданную для этого события программу советской эстрадной классики 1960-х, 1970-х, 1980-х годов в джазовой обработке.

СЦЕНА «АРИСТОКРАТ»

Мариам Мерабова и группа «Мирайф»

Исполнение Мариам Мерабовой вечнозеленого шлягера Georgia Is On My Mind стало "моментом истины" на последнем шоу "Голос": нужно было видеть, что творилось с членами жюри во время прослушивания. Усадьба Jazz была первой крупной площадкой для Мариам Мерабовой и группы «Мирайф», основанной ее мужем, пианистом-виртуозом, аранжировщиком и композитором Арменом Мерабовым. За время карьеры Мерабова доказала, что одинаково уверенно чувствует себя в разных стилях. Она выступала с такими джазовыми звездами, как Eric Marienthal, Richie Cole, Вячеслав Горский и Григорий Файн. На фестивале Мерабова исполнит и вечнозеленые хиты, и вещи из репертуара группы, которая существует уже 17 лет.

Эстрадный оркестр Сергея Мазаева

Певец, профессиональный кларнетист и мультиинструменталист – талантов у лидера «Морального Кодекса» Сергея Мазаева столько, что неудивительно, что ему тесно в рамках одного жанра. В состав его «Эстрадного оркестра» вошли лучшие московские джазовые и рок-музыканты: за аранжировки отвечают пианист Александр Мясников и аккордеонист Николай Мирошник, также задействованы саксофонист Николай Моисеенко, гитарист Антон Хабибулин, бас-гитарист Сергей Гейер. В программе оркестра нашлось место и джазовой классике, и Unchain My Heart Джо Кокера, и классике советской эстрады – например, песне «Колыбельная» группы Стаса Намина «Цветы». Оркестрованные версии этих песен попали на дебютный диск оркестра, записанный в 2012 году. Но как любой большой организм, оркестр постоянно эволюционирует – так что в программе, которую оркестр представит на фестивале, наверняка будут и совсем свежие номера.

7/8 Band (Россия)&Authentic Light Orchestra (Швейцария)

Сложная ритмика ближневосточной музыки и джазовые импровизации, фьюжн и практически рокерский драйв – едва заявив о себе прошлогодним концертом в ЦДХ, группа 7/8 Band сразу стала заметным явлением на российской сцене world music. В состав 7/8 Band входят виртуозные музыканты, техника которых захватывает дух. Например, перкуссионист и путешественник Андрей Танзю, владеющий техникой игры на дарбуке, уду, кахоне и множестве других экзотических ударных. Или Олег Маряхин, саксофонист, которого можно услышать во множестве составов – от группы Инны Желанной до авант-джазового коллектива Jazzator. На фестивале 7/8 Band выступят вместе с Authentic Light Orchestra – международным коллективом под руководством Валерия Толстова, мастерски соединяющим в своем творчестве традиционную армянскую музыку, фьюжн и джаз.

Rocqawali (Пакистан/Дания)

Датско-пакистанская группа Rocqawali в своем творчестве придерживается той же стратегии, что и самый знаменитый исполнитель суфийской музыки каввали Нусрат Фатех Али Хан. Они объединяют музыкальные традиции Востока и Запада, и делают эту музыку понятной для слушателей во всем мире. В ее состав входят вокалист Эйяз Шер Али, представитель древней пакистанской династии. А также датские музыканты, которые уже зарекомендовали себя на инди-сцене страны, созданием саундтреков для фильмов и продюсированием других артистов. О характере их живых выступлений можно сделать вывод, прослушал дебютный альбом Rocqawali, вышедший в прошлом году. Рок и транс, молитвы на языке панджаби, и суфийский мессидж, понятный людям любого происхождения и вероисповедания: «Любовь превыше всех религиозных, политических и физических границ». При поддержке консульства Дании

Джаз бас театр Алекса Ростоцкого (Россия/Франция)

Известному бас-гитаристу Алексу Ростоцкому в этом году юбилей – 60 лет, но он остается неутомимым экспериментатором, кроме музыки занимается еще и живописью, и часто путешествует по Африке. Последний альбом его Джас бас театра называется «Песни озера Виктория и Русской равнины», и по-новому открывает малознакомые для нас музыкальные культуры: русский и африканский фольклор. Африканские ритмы вплетаются в драйвовый джаз-рок, корневая музыка соединяется с джазом и даже электроникой. В состав Джаз бас театра на фестивале войдут блестящий перкуссионист Лев Слепнер, басист-виртуоз Доменик Ди Пьядза, разработавший собственную технику игры на басу, и итальянский барабанщик Алессандро Наполитано. Сам Ростоцкий может удивить не только виртуозной игрой на клавишах и басу, но и в одиночку воссоздать целый русско-африканский хор посредством нескольких синтезаторов.

CЦЕНА «ИНДИКАТОР»

Мегаполис

В 2014 году неутомимый музыкант и визионер Олег Нестеров представил аудиовизуальный проект “Из жизни планет”, написав музыку к так и не получившим жизнь на экране сценариям шестидесятых годов. “Из жизни планет” - это и исчерпывающая онлайн-энциклопедия по кино эпохи оттепели, и документальный фильм о работе Геннадия Шпаликова, Андрея Смирнова и других сценаристов и режиссеров, но главное – музыка. Участникам “Мегаполиса” удалось удивительно тонко прочувствовать атмосферу фильмов того времени – несмотря на ретро-эстетику, их музыка свежо звучит и в настоящий момент.

Малинен

Петербуржский юноша с финскими корнями, Антон Малинен является одним из самых перспективных молодых инди-музыкантов России. Его светлую, и по-юношески легкую музыку отличает серьезный профессионализм: для предыдущей пластинки он записывал дома детский хор и многочисленные струнные, а на новом альбоме будет задействован госпел-коллектив.

OQJAV

Сразу после выхода дебютного альбома «Окуджав» стал чем-то большим, чем сайд-проект участницы нашумевшей екатеринбургской группы «Обе две» Кати Павловой, Даниила Шайхинурова из синти-поп-проекта La Vtornik и Вадима Королева из инди-рок-коллектива «Пилар». Их проникновенные песни об опасных связях и сексе насыщены цепкими строчками и запоминаются на раз. Живи мы в другой стране, «Цирк», «Джек», и «Взрослые» непременно бы попали в радиоэфиры – но к нашему счастью, есть клубы, Интернет и фестиваль Усадьба Jazz.

Race To Space

Московская группа Race To Space стала одним из главных открытий местной инди-сцены в прошлом году. Музыка Race To Space очень кинематографична, и это неспроста: все ее участники так или иначе связаны с миром кино. Вокал принадлежит актрисе Мириам Сехон, музыку пишет звезда «Сталинграда» и «Обитаемого острова» Петр Федоров и известные кинокомпозиторы Вадим Маевский и Александр Туркунов. Название тоже говорит о многом: космическая романтика, которой вдохновлялись классики британской электроники 1990-х The Orb и Underworld, свойственна и музыке Race To Space.

Artemiev

Павел Артемьев впервые попал в поле зрения широкой публики как участник шоу «Фабрика звезд» и группы «Корни», отметившейся народными хитами «25 этаж» и «С днем рождения, Вика» авторства Игоря Матвиенко. Однако эстраде он предпочел взрослый и мощный поп-рок и живые выступления: благодаря таким песням, как «Кругами», «Морской Прибой» и «Барная» с его первого альбома, аудитория Артемьева теперь состоит не только из тех, кто помнит про «Корни», но и тех, кому небезразличны такие группы, как Coldplay или Keane.

СЦЕНА JAZZ CLUB

Trad. Attack! (Эстония)

Группу Trad. Attack! можно назвать одной из главной статей эстонского музыкального экспорта. Трое молодых людей, – Сандра Силламаа (эстонская волынка, варган, саксофон), Тыну Тубли (перкуссия) и Яльмар Вабарна (гитара) – объединились год назад на почве любви к эстонскому фольклору. Для своих аранжировок они использовали архивные записи 1950-1960 годов, одновременно стремясь к тому, чтобы эти песни звучали свежо и сегодня. Некоторые уже сравнивают Trad. Attack! c Gogol Bordello: как группа Евгения Гудзя доказала, что цыганская музыка может звучать мощно и современно, так и северные народные песни в исполнении эстонцев становятся настоящими танцевальными боевиками.

Two Siberians

Дуэт Two Siberians давно и прочно прописался в лайнапах крупнейших западный фестивалях. Они стали обладателями первого приза на престижнейшем международном конкурсе International Songwriting Competition в категории «Инструментальная музыка»; приза «Любимцы публики» Рочестерского международного джаз-фестиваля; звания «Музыканты года» RAW Portland Artists Showcase и множества других наград. Two Siberians играли на одной сцене с такими легендами, как Жан-Люк Понти, Чик Кориа и Дейв Брубек, а в записи диска Out Of Nowhere, ставшего первым серьезным успехом Two Siberians в США, приняли участие такие музыканты как Richard Bona и соратник Майлза Дэвиса и Стинга Mino Cinelu. Их концерты отличает неизменная экспрессия и драйв. Как сказал о них выдающийся саксофонист и обладатель 15 премий Грэмми Michael Brecker: "Они как будто заправлены ракетным топливом!".

Трио Дмитрия Илугдина

Лауреат молодежной премии «Триумф», пианист и клавишник «Арсенала» (с 1999-го по 2009 гг.), Дмитрий Илугдин по праву считается одним из лучших молодых джазовых пианистов России. В прошлом году Илугдин записал первый альбом авторского материала "Никитский бульвар", который вышел на лейбле Алексея Козлова ArtBeat. «Тихим и спокойным «Никитский бульвар» не назовёшь – потому что мы в нем довольно сильно энергетически выложились, – рассказывал о пластинке сам Илугдин, – В результате получилась, я бы сказал, современная, с очень европейским уклоном джазовая музыка, местами опирающаяся на традиции лейбла ECM.». На фестивале Илугдин представит свой новый материал со своим трио, в которое вошли отличные московские музыканты бас-гитарист Алексей Заволокин и барабанщик Петр Ившин.

Трио Валерия Степанова

Тандем клавишника Валерия Степанова и басиста Аркадия Корнева появился в 2012 году. Впоследствии к ним присоединился басист Антон Давидянц – музыкант, работавший с саксофонистом Эриком Мариенталем, певицей Saskia Laroo, а также Игорем Бутманом, Николаем Носоквым и другими российскими джазовыми и поп-звездами. Играют они музыку технически изощренную и «забойную» – фанк, джаз-рок, фьюжн и соул. За три года года существования трио выпустило три пластинки в цифровом формате и два «лайв»-альбома.

Победители конкурса молодых исполнителей

Фестиваль Усадьба Jazz всегда поддерживал молодых музыкантов. В этом году совместно с Дирекцией образовательных программ в сфере культуры и искусства организовали конкурс для исполнителей в возрасте от 10-18 лет, играющих джаз, соул, фанк, рок и другую импровизационную музыку. Финалисты, прошедшие два этапа прослушивания (видеоролики на Youtube и личное прослушивание) выступят на одной сцене бок о бок с высококлассными профессионалами.

21 ИЮНЯ

СЦЕНА «ПАРТЕР»

Антон Беляев и Therr Maitz

Лето 2011 года. Перспективная и амбициозная группа Therr Maitz впервые выступает на фестивале масштаба Усадьба Jazz – и сразу покоряет слушателей своей энергией и профессионализмом. 2015 год. Антон Беляев получил общероссийскую известность благодаря шоу "Голос" на Первом канале, он может позволить себе в непростые времена устроить аншлаговый концерт с симфоническим оркестром. Выступления Therr Maitz на фестивале Усадьба Jazz стали уже доброй традицией: в прошлом году группа Антона Беляева выступала в Москве и Екатеринбурге. Новый альбом Therr Maitz наверняка станет очередным важным этапом в карьере группы – каким стал для фестиваля Усадьба Jazz переезд в Царицыно. Так что концерт не обойдется без новых хитов, любимых публикой кавер-версий и приятных неожиданностей.

Hiatus Kaiyote (Австралия)

Уже первый альбом австралийской нео-соул группы получил благосклонные отзывы большого специалиста по современному джазу Джайлза Питерсона, Эрики Баду и продюсера Flying Lotus. А совместный трек Nakamarra с ветераном хип-хопа Q-Tip из группы A Tribe Called Quest принес Hiatus Kaiyote номинацию на "Грэмми" в номинации "лучший R'N'B трек года". После выхода второго диска Choose Your Weapon, Hiatus Kaiyote получили массу восторженных отзывов мировой музыкальной прессы и стали одним из самых остроактуальных коллективов 2015 года. "Корни их стиля находятся в традиционных формах соула, джаза и фанка, – писал про Tawk Hamahawk портал Allmusic, – но благодаря приемам абстрактного хип-хопа и притягательной странности своей музыки Hiatus Kayote звучат очень современно". При поддержке посольства Австралии

The Jones Family Singers (США)

Вот уже два десятка лет семейный госпел-хор, в состав которого входят, в частности, двое братьев и пять сестер Джонс, а также их отец, с успехом колесит по фестивалям, выступает в ночных клубах, церквях и даже тюрьмах - там тоже нужна их душеполезная музыка. Придерживаясь старой и славной традиции, они обогащают свой стиль элементами классического соула и R'N'B - поэтому их музыку любят и те слушатели, сердцам которых близки Марвин Гей и Кертис Мейфилд. При поддержке посольства США и компании Delta

Нино Катамадзе и группа Insight (Грузия)

Нино Катамадзе родилась в Аджарии, в городе Кобулети (Грузия) и впервые вышла на сцену, будучи еще совсем ребенком – в четыре года. Серьезная профессиональная карьера Нино началась в 2000 году c сотрудничества с основателем группы Insight Гочей Качеишвили. Cегодня выступления проходят при аншлаге не только в России, но и за ее пределами. На счету проекта Nino Katamadze&Insight уже несколько альбомов и саундтреков к кинофильмам. Нино говорит о себе: «Любовь не надо искать - надо отдавать. Я все коплю в себе, чтобы потом отдать через музыку. Не спрашивая у идущих навстречу, нужно ли им это».

СЦЕНА «АРИСТОКРАТ»

Хибла Герзмава и трио Даниила Крамера

Мировая оперная дива, народная артистка России и Абхазии, Хибла Герзмава – невероятно разносторонний человек, не боящийся рисковать и обожающий эксперименты. Именно в совместном творческом поиске родилась концертная программа с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз» в стиле «кроссовер». В этой программе джазовые импровизации прекрасно сочетаются с произведениями Генделя, Моцарта, Пуччини, Верди. Как и Хибла Герзмава, народный артист России Даниил Крамер не ограничивает себя рамками одного жанра - его можно увидеть на сцене и с “Терем-квартетом”, и с “Виртуозами Москвы”, и в составе классического джазового трио. Словом, нас ждет редкое сочетание профессионализма и драйва, классики и джаза, традиции и импровизации в исполнении двух очень ярких музыкантов.

Omer Avital Quintet (Израиль)

Наряду с Авишаи Коэном, Омер Авиталь является одним из самых известных израильских джазовых музыкантов в мире. Изначально Авиталь изучил классическую гитару, но поступив в престижнейший колледж Talma Yalin, переключился на контрабас. В 17 лет он был уже уверенным профессионалом, но перед тем, как начать карьеру, был вынужден отслужить в армии. Зато сразу после увольнения, Авиталь попадает в Нью-Йорк, где выступает с такими заслуженными джазменами, как Кенни Гарретт, Рой Хейнс и Джимми Кобб. Впрочем, окончательно его стиль, в котором пост-боп связан воедино с традиционной музыкой Ближнего востока, сформировался в Израиле. Песни, танцевальные ритмы и ритуалы восточных евреев (мизрахов) вдохновляли Авиталя не меньше, чем джаз и блюз. При поддержке посольства Израиля

Игорь Бутман и Московский государственный джазовый оркестр

Ни один другой российский коллектив не может похвастаться таким впечатляющим послужным списком. Среди залов, где за шестнадцатилетнюю историю доводилось выступать Московскому джазовому оркестру Игоря Бутмана – Карнеги-холл, Линкольн-центр и клуб Birdland. Среди музыкантов, сотрудничавших с этими коллективами: Уинтон Марсалис, Гэри Бертон, Джордж Бенсон, Ди Ди Бриджуотер – и многие другие джазовые звезды первого ряда. В репертуаре оркестра – и вечнозеленая джазовая классика, и авторский материал, и академическая музыка в джазовых обработках. Например, джазовые фантазии на мотивы опер "Шехерезада" Николая Римского-Корсакова и "Кармен" Жоржа Бизе.

Mathias Eick Quintet (Норвегия)

Все благородные черты скандинавского джаза, – элегичность, сдержанность, какая-то прозрачная красота, – присущи и музыке трубача Маттиаса Эйка, бэндлидера и сайдмена широко известной команды Jaga Jazzist, однажды выступавшей на Усадьбе Jazz. Эйк родился в семье джазовых музыкантов, осваивал контрабас, вибрафон, фортепиано и гитару, но основным его инструментом остается труба – среди своих главных учителей он отмечает Клиффорда Брауна, Кенни Уиллера, и, само собой, Майлза Дэвиса. В своих композициях он исследует заповедные зоны между экспериментальными идеями, фолк-мотивами своей родной страны и тембральными опытами. Как бэндлидер, он постоянно экспериментирует со временем и музыкальным пространством как средствами коммуникации. При поддержке посольства Норвегии

СЦЕНА «ИНДИКАТОР»

Mana Island

Вальяжный и легкий, но при этом расчетливый и прекрасно спродюсированный инди-поп Mana Island принес им звание одной из лучших независимых групп 2014 года. Их космополитичный саунд пришелся по душе и аудитории прогрессивных иностранных блогов, и московским модникам. В прошлом году они выступали на разогреве у Tesla Boy, Klaxons и Foals, а под занавес года получили премию "Золотая горгулья" в номинации "Прорыв года".

Зоркий

Люди, следящие за развитием русской независимой музыки в России, могут помнить о группе «19:84», в 2010 году выпустившей альбом «Время уходит». В этом году Василий Зоркий вернулся с новой группой, в состав которой вошли высококлассные профессионалы: гитарист Дмитрий Емельянов, известный по сотрудничеству с Земфирой и InWhite, клавишник Федор Кандинский (Глюкоза), басист Найка Борзова Джон Щиголь. Некоторые из этих музыкантов уже сотрудничали с Зорким раньше, но вектор движения коллектива теперь совсем иной. Вместо стадионного замаха – тихие и проникновенные песни (одна из самых известных песен "позднего" Зоркого – колыбельная "Спи"; в начале апреля появился клип на песню "Засыпай скорее", тоже очень трогательный и медитативный).

Gayana

Полночный полумрак, неоновый свет, томные взгляды... Московская англоязычная группа Gayana исполняет изысканную восьмидесятническую поп-музыку той золотой эпохи, когда начинали свою карьеру Whitney Houston и Madonna, и достигли творческой вершины Chaka Khan и Phil Collins. Холодные синтезаторы, но горячие эмоции, романтика и легкий флер ностальгии – в 2010-х синтезаторный соул вновь оказался на острие моды, так что о Gayana в будущем мы будем слышать все чаще и чаще.

Elizaveta (США)

В России практически не заметили успеха Елизаветы Хрипуновой – певицы с русскими корнями, три года назад записавшей альбом на подразделении Universal, вошедший в двадцатку чарта iTunes. Контракт с мейджором Елизавете удалось получить с помощью Фейсбука – результатом стало сотрудничество с продюсером Грегом Уэллсом (Адель, Руфус Уэйнрайт, Элтон Джон), который помог сформировать ее музыкальный и визуальный образ. Затем вышла пластинка Beatrix Runs – и музыка Elizaveta стала все чаще появляться в фильмах и телешоу. В прошлом году Elizaveta выпустила сингл "Как дети", на котором было две песни на русском, а в этом – выступила специальным гостем на концертах Би-2 с симфоническим оркестром и записала с группой песню "Только любовь починит", забравшуюся на вершины российских чартов.

Dream Koala (Франция)

Под псевдонимом Dream Koala скрывается 20-летний продюсер, сонграйтер, вокалист и гитарист Yndi Ferreira, в одиночку записывающий мечтательный и томный чиллвейв космической тематики. "Мой стиль – это смесь их всего, что я слушаю, от Drake до Burial, – говорит Dream Koala, – Мне нравится, когда в музыке много пространства, и она звучит тихо, но мощно – как в церкви". Названия его треков, – A Cosmic Landscape, Saturn Boy, Odyssey, – выдают в Dream Koala человека романтичного и мечтательного. Его хрупкая, но не лишенная грува музыка уже звучала и на одной из вечеринок Boiler Room, на британском фестивале Bestival, и на техасском SWSX. При поддержке посольства Франции

СЦЕНА JAZZ CLUB

Трио Владимира Нестеренко

Электроорган – инструмент, столь популярный в блюзе, фанке, и фьюжне, в настоящий момент используется не так часто. Трио пианиста Владимира Нестеренко — практически единственное в настоящий момент постоянно действующее органное джазовое трио в России. Основа репертуара трио — авторские композиции и аранжировки Владимира, а так же классика «золотой эры» джаза — 50х-60х годов.

Daniel Herskedal (Норвегия)

Норвежец Даниэль Херскедал выбрал не самый привычный для джаза инструмент – тубу, но его мелодическое чутье и виртуозность быстро сделали его одной из молодых звезд европейского джаза. Херскедал востребован во множестве составов: биг-бенд Trandheim Jazz Orchestra, трио с трубачом Бертом Локсом и пианистом Дирком Балтхаусом и массе других проектов. Изобретательно используя возможности электроники, он расширяет звуковую палитру тубы – и сейчас музыка Херскедала помимо джазовых площадок, звучит и в кино. Созерцательность, элегичность и неброская красота – славные качества скандинавского джаза, сделавшие его мировым достоянием, в полной мере свойственны и композициям Даниэля Херскедаля. При поддержке посольства Норвегии

Jazzator

Группу Jazzator изначально очень хорошо принимали в Европе, и довольно холодно – в родной Москве. Вероятно, их музыка казалась слишком экзотичной: синкопированный ритм, сложные размеры, влияние неоклассической музыки и джазового авангарда. Швейцарский журнал Jazz’n’more написал, что квартету "удалось самым изысканным и захватывающим образом и не без юмора привести к общему знаменателю Прокофьева и панк”, а в немецком издании Jazz Thing корни их творчества увидели одновременно и в фанке, и в работах композиторов Белы Бартока и Конлона Нанкарроу. При всей своей технической изощренности, композиции Jazzator кажутся очень образными; в целом, эта остросюжетная и захватывающая музыка, в отличие от многих авант-джазовых коллективов, не требует никакой предварительной подготовки и увлекает с первых нот.

Владимир Волков (Россия) и Мола Силла (Сенегал)

Владимир Волков по праву считается одним из лучших российских контрабасистов. Постоянный музыкальный партнер Леонида Федорова, руководитель собственного арт-рокового "Волков-трио", он востребован в самых разных проектах и музыкальных формациях. Сенегальский вокалист и перкуссионист Мола Силла родился и вырос в Дакаре и впитал в себя традиции гриотов – так в Западной Африке называют бродячих сказочников и песнопевцев. С 1987 году он перебрался в Амстердам, и с тех пор поучаствовал в огромном количестве музыкальных проектов: так, в 2005 году он в соавторстве с известным голландским виолончелистом Эрнстом Рейзегером записал саундтрек к фильму великого Вернера Херцога "Далекая синяя высь". Их совместное выступление – это сплав африканской народной музыки и авант-джаза, совместная импровизация, скованная исключительно фантазией музыкантов.

Инна Желанная

Инна Желанная по праву считается одной из главных фолк-певиц России. Ее первые пластинки стали настоящим явлением: долгие годы музыка с народными корнями была представлена у нас лишь официозными ансамблями и казалась вещью-в-себе, существующей параллельно остальным музыкальным течениям. Но в исполнении Желанной она звучала как нельзя современно: в аранжировках прослеживались элементы прог-рока и импровизационное начало, плюс к этому, подача Желанной сильно отличалась от общепринятых и насаживаемых долгими годами канонов. Сейчас ее жанровый диапазон стал еще шире: на последнем альбоме "Изворот" песни Смоленской, Белгородской, Брянской и других областей "встречаются" с ди-джейскими скретчами, тувинским горловым пением и электронным битом. Что, в общем, логично – в эпоху глобализации и фолк-музыка должна отказаться от признания каких-либо границ.

Усадьба Jazz. 20-21 июня. Царицыно.

13/07/2014 - 18:46   Микс   Концерты, Этно и world-music
Этно-дива Инна Желанная, зажигательно-виртуозный «Белый Острог», группы Khusugtun (Монголия) и Euzen (Норвегия-Дания) выступили во второй день этно-фестиваля «Мир Сибири 2014».

Если первый день фестиваля показал традиционную музыку во всех нереально разнообразных ипостасях, от аутентики Старостина до танцевального фолк-рока Zdob Si Zdub, то второй день сделал ставку на академизм. На сцену вышли профессионалы, в чьей виртуозности сомневаться не приходится. При этом каждый из них буквально олицетворяет собой сегмент современного прочтения этники, опираясь на мощные вливания из пограничных жанров.

Khusugtun
Khusugtun

Монгольский ансамбль Khusugtun можно было сравнить с «Ят-Ха» по всем внешним признакам - горловое пение, рок-драйв. Но насколько же они разные. Пойдя по проторенному «Ят-Ха» пути, монголы сохранили элегантный консерватизм, почти консерваторский. На базе эпичных сказаний они добиваются пинкфлойдовской стены звука отточенным слаженным звучанием исключительно народных инструментов. Позже, кстати, лидер Khusugtun в одиночку давал мастер-класс на малой сцене, и традиционная монгольская музыка в его сольном исполнении по-прежнему была насыщена какой-то первобытной мощной энергетикой.

Дуэт «Белый Острог» всегда отталкивался от скрипичного фьюжна. Для фестиваля «Мир Сибири» Артем Якушенко и Юрий Матвеев подготовили практически The Best из самых зажигательных композиций, не забыв про последние новинки. Артем менял скрипки, как перчатки - то обычная акустика, то электроскрипка... Вдохновенно выставив ногу вперед, он сеял россыпи искристых пассажей, то замирая в элегичном пиано, то взрываясь эмоциональными стаккато. Гитара Матвеева, как обычно, умудрялась не только аккомпанировать привычным способом, но и заменяла целую барабанную установку. А «на сладкое» прозвучала композиция в честь Джими Хендрикса.

«Белый Острог»
«Белый Острог»

Инна Желанная - постоянный гость и член жюри фестиваля «Мир Сибири». Выйдя на сцену, она рассказала, что ее первое выступление в Шушенском прошло с участием Артема Якушенко ( «Белый Острог»), и поэтому возникла идея тряхнуть стариной и сыграть с Якушенко снова. Импровизированный реюнион получился трогательным и коварно ностальгическим: в конце концов, нечасто сейчас Желанная исполняет хоть что-нибудь из ранних альбомов. А затем все пошло как по писаному.

Инна Желанная
Инна Желанная

Великолепный звук, многослойная палитра, отсылающая то к психоделик-року, то к экзерсисам Джона Кейджа (особенно в умопомрачительных соло саксофониста Олега Маряхина), то к пост-гранжу. Фирменный - асексуальный, мертвенный - голос Инны Желанной вынимает из любой народной песни всю вербальность, обнажая обожженный луной ритуальный остов, камлание. На него-то эти виртуозы-музыканты и нанизывают всю историю мирового психоделического рока последних 50 лет. Кудесник-Гребстель своей бас-гитарой с хитроумными обработками заменяет симфонический оркестр, никак не меньше. Слушать этих музыкантов - чистое незамутненное удовольствие. Непростая для восприятия музыка на диво легко и доброжелательно встречается искушенными зрителями фестиваля, и это - отдельное чудо.

Euzen
Euzen

Группу Euzen (Норвегия-Дания) заприметил и буквально влюбился в нее культовый промоутер и культуртрегер Александр Чепарухин (он тоже здесь, в Шушенском). Скандинавская сцена вообще в последнее десятилетие дает повод говорить о себе исключительно в восторженных тонах: разнообразие, вкус, свежесть подходов. Euzen - проект электронного музыканта Кристофера Юля, поставившего на изощреннейшие аранжировки вкупе с летящим звонким вокалом Марии Франц. Электроника не довлеет, но поддерживает. А традиционные гитара, бас и барабаны создают тот необходимый «кач», что пульсирует уже почти за гранью слышимости для человеческого уха. Euzen использует самые разнообразные этнические предтечи, но они - не главное для Юля. Ему явно интереснее создавать собственный мир звуков, в котором между Franz Ferdinand и Gogol Bordello, условно, нет никакой разницы. Все кидается в кипящий котел. Все у него - танцы, под которые странновато танцевать. Свежий, инновационный проект - пусть и не революционный, не прорывной. Будем надеяться, что усилиями Чепарухина у «Ойзена» в России будет счастливая концертная судьба, проект того достоен.

Таким был второй день фестиваля «Мир Сибири 2014». Сознательно пришлось ограничиться только той феерией, что происходит на главной сцене фестиваля. Рассказать про все мастер-классы, необычные спонтанные фьючеринги на разных сценах, - просто невозможно. В Шушенском надо побывать хотя бы для того, чтобы ощутить всю бездну размаха этого гигантского, невероятного фестиваля. Главного этно-фестиваля страны.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»