Его организаторы - Министерство культуры России, Правительство Москвы и Фонд культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича. Художественный руководитель Фестиваля - Президент Фонда Ольга Ростропович.
В этом году фестиваль был посвящен Галине Павловне Вишневской, певице и музе Мстислава Ростроповича. По традиции, музыкальный праздник открылся 27 марта в день рождения маэстро. В Большом зале Московской консерватории прозвучал «Реквием» Моцарта, одно из любимейших произведений Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Его исполнили Российский национальный оркестр (худрук и гл. дирижер Михаил Плетнев) и Государственная хоровая капелла России им. А. Юрлова (художественный руководитель Геннадий Дмитряк). Провел «Реквием» итальянский дирижер Массимо Дзанетти.
27 марта. Открытие Фестиваля. Реквием Моцарта. Дирижер Массимо Дзанетти. Фото Александра Курова.
Планировалось, что все солисты будут зарубежными. Но заболела сопрано Барбара Фриттоли. Ее заменила наша соотечественница Альбина Шагимуратова. Ее красивейший голос в самом начале «Реквиема» придал сочинению великого австрийца божественную одухотворенность и просветленность. Великолепный бас-баритон итальянца Ильдебрандо Д,Арканджело, его музыкальность и психологическая глубина очень подошли к музыке Моцарта. Достойно выступила Капелла им. Юрлова, которой тоже близка моцартовская стилистика. А вот маэстро Дзанетти, как он сам говорил в интервью, привычнее исполнять «Реквием» Верди. К «Реквиему» Моцарта он относится несколько настороженно. Боясь обвинений в сентиментальности, он несколько убыстрил темпы, появилась поспешность, и снизилось божественное звучание, что особенно чувствовалось при исполнении Lacrimosa. Дирижер заметно волновался, впервые приехав в Россию, да и «Реквием» Моцарта не часто бывает в его репертуаре. Ему захотелось вернуться в Россию и продирижировать итальянской оперой. Но, несмотря на отдельные недостатки, которые далеко не всеми были услышаны, на открытии в Большом зале консерватории царила праздничная атмосфера и приподнятое настроение, что более чем справедливо.
27 марта. Открытие Фестиваля. Реквием Моцарта. Фото Александра Курова.
Пригласив на фестиваль французского пианиста Люка Дебарга, Ольга Ростропович сделала настоящий подарок москвичам. На прошлом Конкурсе им. Чайковского пианист завоевал четвертую премию и очень полюбился московским меломанам. У молодого талантливого музыканта красивый звук, достаточно виртуозности, масса обаяния и свой часто нетрадиционный подход к исполнению мировой классики. Токкату c-moll Баха он начал традиционно, но затем прибавил темп и закончил ее как быструю веселую пьесу. Непохожей на себя была у пианиста и Фантазия c-moll Моцарта. Зато замечательно сыграл Дебарг Балладу №4 Шопена. Удалась ему и не простая Соната h-moll Листа. Люка был щедр на «бисы». С удовольствием играл французскую музыку: Баркаролу Форе и «Ундину» Равеля. И Скарлатти получился у него выразительным и изящным. Восторгу слушателей не было предела.
Одним из событий Фестиваля стало концертное исполнение оперы Верди «Аида». «Партия Аиды занимает особое место в моем оперном репертуаре. С нею я была принята в Большой театр, с нею я впервые появилась на оперной сцене за границей. Постановку «Аиды» в Большом театре я считаю лучшей из всех, в которых я участвовала», — писала Галина Павловна. Действительно, певица была великолепна в этой роли. Ее Аида была хрупкой и сильной духом, влюбленной и верной своему избраннику Радамесу. Счастливой умирала в его объятиях в страшном каменном склепе.
Концертную версию «Аиды» в Зале им. Чайковского представил знаменитый дирижер Зубин Мета с хором и Симфоническим оркестром Maggio Musicale Fiorentinо. Он же и подбирал певцов, с которыми ранее записал «Аиду» на компакт-диск. Но и здесь случилась замена. Вместо тенора Фабио Сартори партию Радамеса исполнил американец Грегори Кунде. Зубина Мету хорошо знают и любят в Москве. С нетерпением ждут встречи. И на этот раз слушатели не ошиблись в своих ожиданиях. Оркестр и хор звучали великолепно, можно сказать эталонно. Им одинаково удались и масштабные сцены, и более камерные, лирические. Лучшей у мужской группы хора была сцена «Судилища». Зубин Мета был сверхчутким партнером певцов, при этом давая возможность яркого эмоционального высказывания оркестру и хору.
30 марта Концертное исполнение «Аиды». Зубин Мета и солисты. Фото Александра Курова.
В трудном положении оказался американский тенор Грегори Кунде, которому пришлось в срочном порядке войти в уже сложившийся коллектив певцов. Наверное, поэтому он был скованным в первой части спектакля, невыразительно спел знаменитую арию Радамеса «Милая Аида». Но постепенно Кунде освоился, раскрепостился. К счастью, у него сложился дуэт с исполнительницей партии Аиды Марией Хосе Сири. Они ярко и убедительно и в вокальном, и актерском плане провели сцену на берегу Нила и захватили лирической доминантой в заключительной сцене прощания героев с жизнью. Естественно, в зале раздались овации в адрес всех исполнителей оперы Верди во главе с дирижером.
Выступил на фестивале и Владимир Юровский со своим Лондонским филармоническим оркестром. Один из наиболее ярких и востребованных дирижеров современности, Юровский старается играть в России малознакомый слушателям симфонический репертуар. На этот раз он привез в Москву сочинения Эдуарда Элгара и Александра фон Цемлинского. В первом отделении российский скрипач Борис Бровцын, который постоянно живет в Лондоне и выступает по всему миру, исполнил в сопровождении оркестра Скрипичный концерт Эдуарда Элгара. Трудный для восприятия концерт английского композитора Борис Бровцын сыграл замечательно, легко обходя подводные рифы его музыки. Публика восторженно приняла музыканта, но он игнорировал ее просьбу сыграть соло на «бис».
2 апреля. Концерт Лондонского Филармонического оркестра. Дирижер Владимир Владимир Юровский. Скрипач Борис Бровцын. Фото Александра Гайдука.
Второе отделение было отдано удивительному сочинению австрийского композитора Александра фон Цемлинского — симфонической фантазии «Русалочка» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена. Фантазия, сочиненная Цемлинским в 1903году, имеет свою историю. В эти годы композитор влюбился в свою ученицу 18-летнюю Альму Шиндлер, но она вышла замуж за другого композитора Густава Малера. Для Цемлинского это был крах всех надежд. Он пишет «Русалочку», которая влюбилась в Принца и погибла в морских волнах, имея в виду собственную любовную историю. Это постромантическая музыка, полная красоты, любви и страданий. Лондонский оркестр п\у Владимира Юровского творил чудеса, раскрывая изысканные гармонии, тембральные краски музыки Цемлинского, ее «живописный» язык. Завороженные слушатели устроили Владимиру Юровскую и оркестру восторженную овацию. Чувствуя эмоциональный настрой публики, оркестр сыграл очаровательную пьесу Э. Элгара «Привет любви».
Каждый год в рамках фестиваля проходят концерты и в Петербурге. В этом году сначала во Дворце молодежи Кронштадта, где родилась Галина Павловна, был дан концерт силами солистов Центра оперного пения Галины Вишневской. В программу вошли арии и сцены из опер и романсовая лирика. Партия фортепиано — Анна Ситникова. На другой день в Петербургском Эрмитажном театре Центр показал один из лучших своих спектаклей «Паяцы» Р. Леонкавалло в постановке Ивана Поповски и оформлении Андрея Климова. Спектакль шел в сопровождении оркестра Центра п/у Александра Соловьева и при участии его выпускников и студентов. В главных партиях были заняты: Сергей Поляков — Канио, Нестан Мебония — Недда, Александр Алиев — Тонио, Станислав Ли — Сильвио и др.
Завершил фестиваль в Большом зале Московской консерватории Филармонический оркестр Радио Франции. Ныне его главным дирижером стал Микко Франк, а Мюнг-Вун Чунг, бывший руководитель, назначен почетным главным дирижером оркестра и провел его выступление на фестивале Мстислава Ростроповича в качестве дирижера и солиста. В первом отделении оркестр сыграл Тройной концерт Людвига ван Бетховена. Солисты: Мюнг-Вун Чунг (фортепиано), Светлин Русев (скрипка) и Эрик Левьонуа (виолончель). Во втором отделении была исполнена Симфония № 1 «Титан» Густава Малера.
Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Комменты