«Сказка когда-то заканчивается, но продолжение ждёт нас в следующем году», — заверил генеральный директор МИА «Россия сегодня» и основатель фестиваля (еще в те давние годы) Дмитрий Киселёв. Он уже пообещал появление на фестивале в будущем году Мацуева и Герзмавы — именно с джазовыми проектами. Этот фестиваль делался поспешно, всего за три месяца, - сразу, как только Украина приняла закон об оккупированных территориях, из-за чего команда Лилии Млинарич не смогла продолжить подготовку коктебельского фестиваля, и была вынуждена переехать под Одессу.
Четыре дня фестиваля на трех сценах — этого, пожалуй, даже слишком много. Возможно, хватило бы и трех дней. Но ощущение джазового праздника не покидало Коктебель все эти четыре дня. По набережной фланировали загорелые люди с символикой Koktebel Jazz Party – футболки, бейсболки, значки, сумки... Все холодильники на набережной оказались усеяны магнитиками с логотипом фестиваля. В одном из кафе по ночам до самого утра шли джем-сейшны с участниками фестиваля... Словом, атмосфера самая что ни на есть джазовая.
Любопытно и другое. Если Свободная сцена расположилась прямо на знаменитом нудистском пляже Коктебеля, и изрядную часть зрителей составили абсолютно голые загорающие люди в растаманском стиле (привычного именно для Коктебеля), то Главная сцена с платным входом собирала по вечерам весьма изысканно одетую и респектабельную публику — мужчины в галстуках, женщины в изящных платьях, интеллигентно выглядящих. Всего на фестиваль было продано около полутора тысяч билетов, по заверениям организаторов, это даже больше, чем ожидалось. Все концерты снимались операторами ВГТРК, позже на канале Россия-Культура выйдет фильм о фестивале.
Но самое главное — в Коктебеле выступили настоящие звезды мирового джаза. Спела Дебора Браун, сыграли Том Харрелл, Валерий Пономарев и американский квартет Ивана Фармаковского, приехала самая известная в мире российская группа «Хуун-Хуур-Ту». Это все — имена, делающие честь любому фестивалю в любой точке мира. Кстати, американские музыканты Фармаковского даже посетовали, что в Нью-Йорке нет ничего подобного. И это не выглядело вежливой шуткой.
В последний день фестиваля отыграли звезды ню-джаза Сlub des Belugas из Германии и фанковые звезды The Jamal Thomas Band (Бельгия-Нидерланды). Надо сказать, что на пресс-конференциях все музыканты, как один, удивлялись высочайшему качеству звука на площадке. Действительно, команде Дмитрия Киселева удалось многое.
Кое-что не получилось. Скажем, джем-сейшны многие просто не смогли услышать из-за малой вместимости того кафе, где это происходило (всего 120 мест). Странновато выглядела площадка перед Главной сценой — хорошо одетые люди из-за отсутствия элементарных стульев вынуждены были сидеть на камнях, прихватив коврики. Чересчур близко подвинутая к сцене будка звукорежиссера закрывала изрядному количеству зрителей обзор на сцену. Впрочем, все это болезни роста. А в целом, конечно, сделать подобного размаха джазовый фестиваль за три месяца (!) - фантастического успеха работа.
Печально, что в джаз вмешивается политика. Практически всем иностранным музыкантам задавали вопрос о санкциях и том, не боялись ли они ехать в «оккупированный» Крым. Ответы были успокаивающе здравые и даже шутливые. Музыканты должны играть для зрителей, где бы те ни находились, и что бы об этом ни думали политики — таков был основной лейтмотив ответов. Музыкантское сообщество отвергает деление людей на черных и белых, отвергает границы, отвергает любое вмешательство в музыку, со стороны каких бы то ни было политических сил. И фестиваль в Коктебеле наглядно подтвердил свободолюбивые приоритеты джазменов.
И о крымчанах, собственно. Многие — пришли. Хотя цена билета в 700 рублей могла бы отпугнуть. Крымчане соскучились по музыке. В июне в Ялте прошел большой эстрадный фестиваль «Пять Звезд», и вот в сентябрьском Коктебеле — Koktebel Jazz Party, второе большое музыкальное событие в Крыму. Впрочем, активно ездят в Крым многие артисты — летняя афиша ялтинского зала «Фестивальный» была расписана практически ежедневно. Пока все это гораздо скуднее, чем в прошлые годы — ведь украинским артистам фактически запрещено гастролировать в Крыму, да и не все российские решаются. Поэтому вдвойне значимым стал для жителей Крыма этот джазовый фестиваль, который прошел в Коктебеле, несмотря на бурные политические события.
Кстати, на фестивале выступили сразу три крымских джазовых коллектива. Ресторанный диксиленд «Джон» не произвел особого впечатления. А вот симферопольский Hayat Band оказался фьюжн-группой высочайшего класса. Особенно занятно было услышать практически коктебельский JVL Big Band, усиленный первоклассными московскими музыкантами — Сергей Головня, Яков Окунь, Петр Востоков, Дмитрий Мосьпан... Жаль, что основатель биг-бенда Виктор Лившиц чуть-чуть не дожил до этого феерического дня.
Джаз в Коктебеле продолжается. И нет сомнений, что в следующем году лайн-ап фестиваля станет как минимум не бледнее звездного состава нынешнего года.
Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комменты