Есть очень энергичная, вся на эмоциях и переживаниях, задиристая и даже хулиганистая музыка. Песни под отлично прописанную гитару требуют к себе внимательного, вдумчивого отношения. И вступают в бой со слушателем, не утруждаясь предварительной рекогносцировкой или же мягкой подготовкой к эмоциональным эскападам автора. Вопрос сразу ставится ребром:
Певицы ведь не совесть ждут
Певицы ждут, кто что подаст
Кто имя строчкой в хит-парад
А кто бургундского вина
А кто-то просто будет рад
Проснуться в туре с ней с утра
И так друг за другом 12 колючих песен, спетых Алевтиной Егоровой (Лекой из подзабытого «FM») и Леной Никитаевой (в песне «Одноразовая любовь»), да три инструментала (один - с солом саксофонистки Елены Шеремет, наследующей традициям Гая Ломбарде и Кенни Джи).
Апофеозом напора становится последняя песня «Реквием», лично спетая Шульгиным, вовсе не оставляющая никаких вариантов к примирению даже после смерти и воскрешения автора: «Я вернусь на землю… может, вашей пустотой»…
Отсюда двойственность. Подборка красивых авторских фотопейзажей, любовно показываемых под инструментальные пьесы на DVD-аудио версии, подразумевает и в музыке что-то лиричное в духе Dido или той же шульгинско-валериевской «Taiga Symphony». Но нет. Ошеломленный встреченным напором слушатель может либо сразу отторгнуть предлагаемый материал, либо влюбиться в эти песни раз и навсегда. Третьего не дано.
А влюбиться есть во что. Как минимум три песни способны взорвать радиоэфиры, коли программные директора оных станций закроют глаза на старые конфликты с Шульгиным. В первую очередь, «Крыльями белыми» - мелодичная красивая баллада, в первую очередь рекомендуемая обозревателем для ознакомления с пластинкой. Для ревнителей формата особо подчеркну, что ее продолжительность 2:56. Энергичная «Небо над Питером» и битловско-светлая «С добрым утром» также стоят самых добрых слов.
А теперь перейдем к разбору полетов. Особенностью композиторской техники Александра Шульгина на диске «Представление» стало отчетливое доминирование куплета над припевом. Иногда это слушается странно, но всегда необычно. Куплет поднимает мелодию вверх, нагнетает настроение к началу припева. Стартует припев, и… опускает основную мелодию на кварту, а то и на октаву. Обычно-то все наоборот, как известно. Зато следующий куплет продолжает движение в состоянии, на порядок более разогретом в сравнении с предыдущим.
В результате Шульгин получил возможность реализовать циклический сонетный принцип композиции. Для чего же это понадобилось?
Ответ дают нам тексты. Разберем на примере песни «Теряю». Куплеты песен полностью отражают бойцовский дух автора:
Я сама, наверно, падаю
Чтоб когда-нибудь взлететь…
На припеве энергетика и подростковый задор компенсируется спокойной недетской оговоркой:
Теряю я тебя, чтобы найти
Найти тебя, но в ком-нибудь другом.
Следующий куплет поднимает градус задора:
Может я не современная
Иль мне просто 20 лет…
Градус поднимается, поднимается… И вновь остужается вышеупомянутым припевом. Таким образом, столь необычный выбор музыкальной композиции полностью продиктован самой литературной основой. Тексты песен также написал сам Шульгин (поэтому, собственно, альбом и называется авторским). Содержание приходит в гармонию с формой.
Аранжировочные усилия приводят к скупому и точному аккомпанементу сочно выписанной мелодии. Что лежит в стороне от современных мировых тенденций, зато вполне в русле русского академического мелодизма. Нет сомнений, что для российского слушателя, согласного с идеологией песен, прослушивание песен Шульгина окажется приятным и неутомительным занятием. И даже вспомнится золотой фонд советской эстрады в лице Юрия Антонова или ранней Пугачевой. А согласен с идеологией может быть любой, кому не нравится современный отечественный шоу-бизнес. С которым отчаянно и сводит счеты автор.
С вокальной точки зрения голос Алевтины Егоровой небезупречен, она злоупотребляет придыханиями и неаккуратной фразировкой. Зато прекрасно представляет себе содержание песни, и полностью идентифицирует себя с ее лирическим героем. Чего позволяют себе упускать многие и многие звезды на нынешней эстраде.
Искренность и ершистость – первый плюс Леки. И непохожесть на Земфиру – второй жирный плюс. Непохожесть на Земфиру нынче дорогого стоит.
Резюмируя, первый авторский альбом Александра Шульгина «Представление» собрал воедино песенный мир, полный страстей и порывов. Рискнувшему зайти в этот мир - откроется великая тайна. Тайна того, зачем-таки на обложке альбома Шульгин протыкает своей гитарой потенциального слушателя. Разгадка в последней песне пластинки.
Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru
Комменты