«Rastrelli Cello Quartett» сыграл Шнура, сыграет и Пьяццолу

Компания «Бомба-Питер» издала второй альбом квартета «Rastrelli Cello Quartett» (Россия-Германия), одного из самых необычных по составу и репертуару классических ансамблей современности, под названием «Cello In Jazz», в котором собран потрясающий букет мелодий разных композиторов. Основная тема альбома - джаз.

С великими именами легендарных джазовых музыкантов Эррола Гарнера, Лероя Андерсона, Джорджа Гершвина, Пола Дезмонда соседствуют в программе менее известные. Вторая тема альбома – еврейская музыка. Произведения популярных композиторов – уроженцев России Матвея Блантера и Исаака Шварца, израильтян Узи Хитмана и Бен-Давида Мордехая представлены на диске рядом с музыкой клезмерской традиции – фольклорными мелодиями, созданными анонимными авторами, в блестящей и изысканной обработке аранжировщика квартета Сергея Драбкина.

Мимолетный экскурс в исполненный сладостной горечи, пронзительный мир танго Астора Пьяццоллы вносит завершающий штрих в содержание этого альбома, покоряющего сочетанием выразительности и виртуозности, искренности и азарта, энергии джазового драйва и одухотворенности классического музицирования.

«Рок и барокко», «джаз и классика», стиль «crossover» - так характеризует музыкальная критика репертуар и творческую манеру Rastrelli Cello Quartett. Музыканты ансамбля - свободные граждане мира музыки – странствуют по бескрайней музыкальной вселенной, беспечно пересекая границы эпох и жанров, увлекая за собой слушателя то в Рим времен Фрескобальди, то в Аргентину Астора Пьяццолы, то в Нью-Йорк Бернстайна и Гершвина, меняя строгую атмосферу академического концертного зала на безудержное веселье еврейской деревенской свадьбы. И везде они чувствуют себя как дома. Это, безусловно, говорит о высочайшем профессионализме, о свободном владении стилями разных эпох. Но не только! Как неоднократно, в многочисленных интервью заявляли участники квартета, они «просто хотят играть ту музыку, которая им нравится».

В репертуаре «Растрелли» нет ни одного оригинального произведения, написанного специально для четырех виолончелей, и не только потому, что это далеко не самая лучшая музыка. Музыканты играют только собственные обработки, их репертуар охватывает все музыкальные стили – от барокко до рока.

Музыканты-виртуозы успевают проявлять себя с разных сторон и порой в противоречивых проектах: совсем недавно они записали «Малую ленинградскую симфонию» - попурри на композиции группы «Ленинград», которая издается бонус-треком на новом альбоме «Ленинграда». И в то же время готовят к изданию третий альбом – «Cello In Classic».

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Все знают финский виолончельный квартет Apocalyptica, но это скорее исключение из правил, к тому же они специализируются на heavy-metal и rock, а музыканты Rastrelli Cello Quartett по образованию классические музыканты. За исключением Сергея Драбко, который родом из Минска, они выпускники санкт-петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Однако они доказали, что на виолончели можно играть всё - от мадригала до фри-джаза, тем более, что в современной музыке границы всех жанров всё более стираются.

Слово "виолончель" каждый из музыкантов научился произносить раньше, чем собственное имя. В репертуаре «Растрелли» нет ни одного оригинального произведения, написанного специально для четырех виолончелей, и не только потому, что это далеко не самая лучшая музыка. Музыканты играют только собственные обработки, их репертуар охватывает все музыкальные стили – от барокко до рока.

Почему Растрелли? Трое из музыкантов родились в Санкт – Петербурге, в этом городе прошло их детство и студенческие годы, поэтому они взяли имя гениального итальянского архитектора, который триста лет назад был приглашен Петром Великим строить новую столицу России.

Идея создать свой квартет возникла у Кирилла Кравцова, Михаила Дегтярёва, Кирилла Тимофеева и Сергея Драбкина весной 2002 года в г. Штуттгарте. Сергей сделал несколько обработок, и музыканты записали в студии «Мелодию» Соколова и «Рапсодию-Танго» О. Строка. После нескольких концертов они получили предложение от фирмы Arc-Verona записать компакт-диск. В Германии первый альбом «Rastrello Cello Quartett. Vol. 1» был издан в июле 2003 года на фирме Amphion Records, а в декабре 2004 года состоялась его российское переиздание (компания «Бомба-Питер»).

Каждый из участников «Растрелли» получил классическое музыкальное образование, и до создания квартета их деятельность как музыкантов ограничивалась традиционным виолончельным репертуаром. Все, над чем работает любой музыкальный коллектив - безупречность интонации, качество звука, штрихов, построение музыкальной фразы – показалось музыкантам недостаточным. Они поставили перед собой еще более важную и интересную задачу: забыть о том, что играют на виолончели. Научиться перевоплощению! «Наша цель – разбудить воображение слушателей, мы хотим, чтобы на наших концертах публика слышала саксофон в «Мелодии» Соколова, чтобы звучал бандонеон Пьяцоллы, чтобы заиграл разбитый регтаймами рояль, озвучивающий немое кино» - говорят «Растрелли». Успех по всему миру (более 90 выступлений в Европе и Америке), переаншлаги на каждом выступлении доказывают, что с поставленной задачей музыканты с легкостью справились.

25 декабря в Малом зале питерской Филармонии Rastrelli Cello Quartett представят праздничную программу, в которой прозвучат классика, джаз, мелодии советских лет, еврейская народная музыка, а также сюрпризы, например, “Малая ленинградская симфония» и многое другое. 27 декабря в джазовом клубе JFC – традиционный предновогодний концерт джаза и клезмера в исполнении четырех виолончелей.