Концерт пришелся на 40-й день авиакатастрофы в Казани и был посвящен памяти жертв этой трагедии. Этим объясняются замены в программе концерта, в которую вошли: Симфоническая картина «Остров мёртвых» и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, а так же Симфония № 6 («Патетическая») Петра Чайковского.
Рецензировать я буду только исполнение «Рапсодии на тему Паганини». И вот почему: по ряду обстоятельств я не мог быть в зале на концерте и посему пришёл 26 декабря на репетицию Гаврилюка с оркестром.
Я уже несколько лет внимательно слежу за его творчеством, считаю его одним из самых интересных пианистов ярко романтического направления наших дней — и не только среди молодых.
Поначалу я не предполагал писать рецензию только по репетиции, не побывав на концерте, но благодаря сегодняшней замечательной возможности слушать и смотреть видеозапись трансляции, всё же решил написать – настолько сильное впечатление на меня произвела игра Гаврилюка. Казалось бы, за почти четыре года, что я слушаю Александра, пора бы понять, что каждое его выступление — это не только шаг вверх по лестнице технического мастерства, и так уже совершенного, но и в глубины музыкальности и артистизма.
Любопытно было сравнить игру Гаврилюка на репетиции и в концерте. Он уже на репетиции был поразительно эмоционален. Ещё до её начала, когда он минут за пятнадцать до выхода дирижёра отыгрывал громоподобные пассажи и октавы, его энергетика выплёскивалась. Эмоциональный накал на репетиции практически не уступал высокому градусу концерта. Гаврилюк владеет способностью открывать что-то новое в казалось бы уже «заигранных» сочинениях. Вот и «Рапсодия на тему Паганини» заиграна — вдоль и поперёк! Но «талант – единственная новость, которая всегда нова», и он позволил пианисту дать новое в интерпретации «Рапсодии». Она прозвучала у него неожиданно свежо. И эта свежесть получилась у Гаврилюка за счёт «microrubato» в пределах одного такта, выдерживая в целом точный размер и ритм. Это «microrubato» очень украшает и расцвечивает интерпретацию. При этом такое rubato не создаёт никаких трудностей для дирижёра, не искажая в целом ритмическую сетку.
Очень интересно особое слышание Гаврилюком аккордов, преобразующее характерные для Рахманинова гармонии в нечто близкое к характерной русской церковной полифонии a'capella. Это родственно с качествами Рахманинова-пианиста, но ни в коем случае не копирование его. Также не совсем обычно, но очень убедительно звучание у Гаврилюка пассажей, которые как бы расслаиваются у него на отдельные линии. Гаврилюк демонстрирует особо тонкие качества его музыкального слуха, которым он очень чутко слышит специфические рахманиновские гармонические находки и детали.
На piano звучание рояля у Гаврилюка завораживает, на forte и fortissimo поражает «округлостью» и полным отсутствием стука. Сегодня такая культура forte — чрезвычайно редкий гость на концертной эстраде не только в России, но и в мире. Причём forte извлекается не за счёт физической силы (Гаврилюк по своей физической конституции отнюдь не Геркулес), а исключительно техническими средствами, за счёт превосходного пианизма. Forte Гаврилюка без труда прорезало forte оркестра.
Следует отметить, что, несмотря на некоторую жёсткость звучания, Госоркестр республики Татарстан в аккомпанементе произвёл гораздо лучшее впечатление, чем на репетиции, где он поначалу звучал на forte не только жёстко, но даже агрессивно. Если на репетиции было ощущение, что оркестр «висел» на солисте и что Гаврилюк тащит его за собой, то на концерте оркестр и дирижёр весьма неплохо аккомпанировали Гаврилюку; можно даже говорить об ансамбле и взаимопонимании.
«Рапсодия на тему Паганини» прозвучала у Гаврилюка весьма инфернально, как и задумано Рахманиновым, который ввел в её партитуру тему «Со святыми упокой». Эта тема прозвучала у Гаврилюка устрашающе. Никакие лирическо-романтические фрагменты, блестяще пропетые им, не заглушили трагедийного звучания Рапсодии, той тоски по России, которая не покидала Рахманинова весь период его вынужденного эмигрантского бытия.
Бис, исполненный Гаврилюком, резко контрастировал с «Рапсодией…». Он великолепно сыграл пьесу «Грёзы» из цикла Роберта Шумана «Детские пьесы» ор. 15 № 7. Лиричные, с лёгким налётом грусти «Грезы» на фоне инфернальной «Рапсодии» слушались волшебно. Здесь Гаврилюк продемонстрировал своё феноменальное туше, выпевая каждую ноту.
В целом это исполнение Александром Гаврилюком «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова было потрясающим и стало, думаю, самым интересным, которое мне довелось слышать в живом исполнении (с коррекцией на трансляцию).
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
СПРАВКА
Александр Гаврилюк родился в 1984 году в Харькове на Украине, начал учиться игре на фортепиано в возрасте 7 лет. В 9 лет впервые выступил на сцене. В 1996 году он стал лауреатом конкурса пианистов в Сенигалии (Италия), а годом позже получил вторую премию на II Международном конкурсе пианистов им. В. Горовица в Киеве. На следующем, III конкурсе им. В. Горовица (1999) пианист завоевал первую премию и золотую медаль.
После победы в 2000 году на IV Международном конкурсе пианистов в Хамамацу, японская критика назвала Александра Гаврилюка «лучшим 16-летним пианистом конца XX века» (в конкурсе участвовали музыканты в возрасте от 16 до 32 лет, и Александр стал самым юным лауреатом этого состязания). C тех пор пианист регулярно выступает в японских концертных залах — Suntory Hall и Tokyo Opera City Hall, а также записал в Японии первые два компакт-диска. Концерты А. Гаврилюка проходили также в амстердамском Concertgebouw, нью-йоркском Линкольн-центре и многих других крупнейших залах мира. В 2007 году по приглашению Николая Петрова Александр Гаврилюк выступил с сольными концертами в Большом зале Московской консерватории и Оружейной палате Кремля, в последующие годы неоднократно выступал в Москве и других городах России.
В 2005 году список побед музыканта пополнился первой премией, золотой медалью и специальным призом «за лучшее исполнение классического концерта» на X Международном конкурсе им. Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. С 1998 по 2006 год Александр Гаврилюк жил в Сиднее (Австралия). В 2003 году он стал артистом фирмы Steinway.
Александр Гаврилюк сотрудничал с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, филармоническими оркестрами Роттердама, Осаки, Сеула, Варшавы, Израиля и др. Партнёрами пианиста были такие дирижёры, как В. Ашкенази, Ю. Симонов, В. Федосеев, М. Горенштейн, А. Лазарев, В. Спиваков, Д. Райскин, Т. Зандерлинг, Д. Тови, Х. Бломстедт и др. Пианист регулярно участвует в крупных музыкальных фестивалях во всем мире, включая фестивали в Лугано (Швейцария), Кольмаре (Франция), Руре (Германия), Майами, Шатокуа, Колорадо (США).
После своего ошеломляющего дебюта в рамках Master Pianists Series в зале Concertgebouw в Амстердаме в феврале 2009 года А. Гаврилюк получил приглашение вновь выступить с сольным концертом в рамках той же серии в сезоне 2010–2011.
В ноябре 2009 года Александр исполнил и записал все фортепианные концерты Прокофьева с Сиднейским симфоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази.
В 2010 году Александр Гаврилюк трижды играл в Концертном зале им. П.И. Чайковского В мае 2013 года Александр дебютирует с оркестром романдской Швейцарии под управлением Неэме Ярви. В программе — все концерты для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова
По материалам сайта Московской филармонии
Комменты