Ираида Юсупова

26/06/2014 - 22:31   Классическая музыка   Концерты
IV Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-тихоокеанского региона открылся мировой премьерой симфонической фантазии Ираиды Юсуповой «Генезис».

В какой-то мере это стало сюрпризом - Ираида Юсупова ранее не анонсировала эту премьеру. Значимость события трудно переоценить: Юсупова давно и прочно входит в элиту современного академического сочинительства, и каждое ее новое произведение становится предметом дискуссий и очередных всхлипываний о судьбах русского авангарда в музыке.

В Красноярске ситуация стала почти экстремальной - публика пришла на гала-концерт «мастеров искусств Красноярского края», иначе говоря, на солянку от оперы до попсы местного производства. Получилось погружение авангарда в «народ» самым натуральным образом. Народ вежливо поаплодировал, но гораздо более жарко встречал куплеты а-ля рюс от местных Зыкиных и Кадышевых. Эксперимент получился чистым.

Премьерное исполнение «Генезиса» Ираиды Юсуповой
Премьерное исполнение «Генезиса» Ираиды Юсуповой

Что же касается «Генезиса», то для его исполнения собрали внушительные силы - хор и сразу два оркестра. И - два дирижера, соответственно. Замысел этого пластичного полифоничного произведения Ираиды Юсуповой прозрачен: показать зарождение и развитие мыслящего начала в круговороте жизни. Насколько можно было понять на слух, Юсупова в относительно короткую симфоническую поэму заложила множество крутых поворотов, отступлений, почти каденций и довольно напряженную внутреннюю драматургию. Красноярский симфонический и русский оркестры довольно синхронно уловили в ней прежде всего всепобеждающую витальность, преподнеся ее довольно помпезно и пафосно (благо, открытие гала-концерта способствовало чему-нибудь эдак пафосному). На полутона сил не осталось. Тем не менее, «Генезис» с хаотичными вибрациями препарированного фортепиано и неожиданными русскими народными инструментами выглядит в Красноярске монументально.

Ираида Юсупова
Ираида Юсупова

Привычные для Юсуповой приемы хорового «плача» на глиссандо неожиданно орнаментально вписались в обстановку подчеркнутой «профессиональной фольклорности» ситуации - и зазвучали остро-актуально, буквально звеня от этой актуальности. Ни в Москве, ни в Берлине так бы точно не получилось. Так что эффект «Генезиса» случился сокрушительный, обретя на дальних подтекстах такие смыслы, которые присутствовавшая на премьере Ираида Юсупова явно не закладывала...

Светлана Кольянова
Светлана Кольянова

В прочей программе гала-концерта стоит прежде всего выделить невероятное выступление солистки Красноярского музыкального театра Светланы Кольяновой, лауреата «Золотой Маски». Арию «Маленькая невеста» Фернандо Обрадорса она пела вдохновенно, артистично - пела, как жила. И можно было бы зацепиться за недостаток испанского колорита или нечеткую дикцию, - но настолько образ был сделан от и до, настолько заразительна и пластична оказалась Светлана Кольянова - что можно только любоваться этим совершенным произведением искусства.

Ирина Долженко поет «Хабанеру» из «Кармен»
Ирина Долженко поет «Хабанеру» из «Кармен»

Целиком концерт оказался соткан из выступлений артистов разных жанров. Помимо обозначенных, в сфере условно «классики» выступили камерный оркестр п/у Михаила Бенюмова (впрочем, в джаз он все-таки соскользнул после моцартовского дивертисмента), оперный театр разыграл сцену бала из «Пиковой дамы», Ирина Долженко довольно академично и зачем-то сдержанно спела «Хабанеру», трио солистов Оперы из «Фигаро» сделали зажигательные самопрезентации а-ля «три тенора», не обошлось без «Застольной» из «Травиаты».

«Фигаро»
«Фигаро»

IV Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-тихоокеанского региона пройдет вплоть до 4 июля, и сулит немало острых впечатлений.

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmuz.com»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

«Застольная» из «Травиаты»
«Застольная» из «Травиаты»

Она же
Она же

Денис Приходько и Степан Носарев - «Быстрое движение» Цфасмана
Денис Приходько и Степан Носарев - «Быстрое движение» Цфасмана

Владимир Родин спел арию Принца Су-Шонг из «Страны улыбок» Легара
Владимир Родин спел арию Принца Су-Шонг из «Страны улыбок» Легара

Красноярский камерный оркестр п/у Михаила Бенюмова
Красноярский камерный оркестр п/у Михаила Бенюмова

Государственный ансамбль «КрасА»
Государственный ансамбль «КрасА»

Нганасанская этно-фольклорная группа «Дэнтэдиэ»
Нганасанская этно-фольклорная группа «Дэнтэдиэ»

Мария Селиверстова поет «Дорогой длинною»
Мария Селиверстова поет «Дорогой длинною»

Закрытие гала-концерта со всеми участниками
Закрытие гала-концерта со всеми участниками
30/07/2012 - 03:04   Классическая музыка   Концерты
Музыкальная программа фестиваля «Архстояние 2012» удивила бесхитростным сочетанием безалаберного непрофессионализма и отменнейшего профессионализма. Порой внутри одного номера.
Сам фестиваль в Калужской области не совсем музыкальный. Главное для организаторов - показать объекты современного искусства, устроенные в условиях обычного перелеска. Где-то работы поражают размахом и мастеровитостью - например, мозгообразный переплетенный «Вселенский разум», но чаще напоминают неглубокий юмор на тему природных поделок - длинный батут, спиралевидная яма, деревянная ротонда якобы Бродского, «растущая» кухня... Можно в этом искать подтексты, а можно наслаждаться забавными экологическими конструкциями на свежем воздухе.

название
Главное для организаторов - показать объекты современного искусства, устроенные в условиях обычного перелеска.

С музыкой так не получится. Музыкант либо умеет играть, либо нет. И отсылками к Бродскому или Пушкину не спасешься. Поэтому задуманная как фестиваль современного искусства программа «Архстояния» довольно скоро разложилась на поразительный симбиоз тех, кто владеет профессией, и тех, кто дальше остроумной идеи пойти не смог.

Владимир Волков
Владимир Волков

Было горько и неловко наблюдать за перформансом прекрасного контрабасиста Владимира Волкова вместе с не владеющим своим голосом Павлом Семченко (Русский Инженерный Театр АХЕ). Чтение Пушкина и Языкова, по замыслу, должно было сопровождаться мимическими сценами и инструментальной импровизацией. Увы, мимы из Волкова и Семченко никакие, читать великие стихи Семченко вовсе не умеет, а Волков (отнюдь не композитор) в условиях отсутствия достойного музыкального материала неизбежно скатился к эксплуатации собственных штампов.

Семченко
Чтение Пушкина и Языкова, по замыслу, должно было сопровождаться мимическими сценами и инструментальной импровизацией

Еще более душераздирающий пример - презентация медиа-оперы Ираиды Юсуповой «Арфистки в аду». Насыщенное белым шумом произведение Юсуповой с драматическими партиями баритона (Александр Коренков) и меццо-сопрано (Ольга Гречко), снабженное молниями из аппарата Тесла и танцевальной группой. Гречко и особенно Коренков вжились в непростую постмодернистскую структуру Юсуповой, вошли в образы и тянули все одеяло на себя. Но как не тянуть, если вокруг - нелепый неумелый балет OddDance и «Театрика», кривляющийся и неуклюжий? Если звуки от аппаратов Тесла слышны только тем, кто рядом с ними, а весь звук направлен в чисто поле - так, что зрители невольно поделились на тех, кому все видно и кому все слышно? Ад оказался представлен бочками с горящими дровами, черти в нем - простенькими масками на голове мимов, и прочие метафоры - на таком же убогом уровне фантазии. Когда же танцорам включили микрофоны, и они мимо нот вразнобой стали декламировать текст, - слушать стало совсем уж невмоготу.

Аналогичная эклектика между профессиональным уровнем артистов внутри одного номера продолжилась на главной сцене «Лабиринт». Указателей и афиши к ней, впрочем, организаторы поставить позабыли, так что подавляющее число приехавших на фестиваль попросту ничего о существовании «главной» сцены не узнали. А здесь были первоклассные музыканты, затиснутые в то же прокрустово ложе.

Например, прекрасная Татьяна Калмыкова, вынужденная петь перед десятком зрителей, пока почти все пришедшие перемещались по полю вслед за судорожно кривляющимися, не владеющими культурой движения танцорами «PoemaTheatre». А затем вслед и за куда более зрелищным файер-шоу. Такова концепция перформанса «Метаморфозы»...

Татьяна Калмыкова
Татьяна Калмыкова

Спасли общий уровень коллективы, которые не поддались на провокации «современного искусства», а честно и от души отыграли свои привычные программы. Этно-джазовая коллаборация Safety Magic показала едва ли не лучший в этом году опен-эйр. Убавив «индийскости», группа прибавила в джазовости - и получился блистательный высокопрофессиональный джаз-рок, сыгранный с вдохновением и жаром. Слабое место Safety Magic - вокал - оттенился отменными импровизациями Олега Маряхина и Дмитрия Лосева, танцевальный бит подчеркнулся изящными движениями танцовщицы, и хорошо знакомые композиции обрели свежий и даже элегантный вид.

Языковые переводы от Глаголъ: профессиональный перевод устных и письменных текстов, юридических документов.

Exit project продолжил этот ряд. Ню-джаз на ночном поле стал скорее фьюжном, чем джазом. На протяжении одной композиции музыканты умудряются мгновенно менять стилистику, не теряя в импровизационном мастерстве и вдохновенности. Летучие дуэты-дуэли между солирующими прорезают многослойную структуру звука Exit project, да так, что головы зрителей синхронно поворачиваются вслед за каждым принимающим эстафету. Группа с недавних пор стала гораздо мелодичнее, Мария Логофет берется то за клавиши, то за скрипку, и выстраивает вполне академического звучания дуэты с эффектной саксофонисткой Анастасией Богуславской.

Exit project
Ню-джаз на ночном поле стал скорее фьюжном, чем джазом.

«Архстояние 2012» не смогло выстроить внятную палитру современной музыки, или хотя бы набросок такого представления. Однако, при должной терпеливости искушенного зрителя, разыскать актуальный и по хорошему современный взгляд на музыкальное искусство все же на фестивале возможно. Осложняет эволюцию отсутствие авторитетного куратора музыкальной программы - пока музыканты все-таки на задворках фестиваля, в качестве манка, а не в качестве полноправного участника единой концепции.