Иветта Апкальне — энергичная и уже весьма известная органистка. Лауреат I премии и ряда специальных призов Международного конкурса им. М. Таривердиева в Калининграде, победительница органных конкурсов в Лондоне и всемирной олимпиады органистов в Калгари (Канада), обладательница высшей музыкальной награды Латвии (2004), она стала первой органисткой, удостоенной престижного приза немецкой академии звукозаписи «Echo Klassik» как лучший инструменталист 2005 г.
В Прибалтике орган — практически национальный инструмент, и опыты фьюжна с самыми разными инструментами вполне привычны. Для России сочетание органа и саксофона, если речь идет не о джазе, - пока скорее в диковинку. Тем ценнее получилась эта программа в рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета в Сочи, куда Иветта Апкальне приезжает далеко не в первый раз. И каждый раз привозила сюрпризы.
В этот раз сюрпризом стали не только дуэты с саксофоном, но и обилие не слишком известных у нас авторов и произведений. Скажем, уроженка Украины композитор Галина Григорьева еще с 90-х живет в Эстонии, за свои заслуги награждена Орденом белой звезды, а руководитель «Хортус Мюзикус» Андрес Мустонен называет ее самым выдающимся композитором Эстонии. Но в России ее исполняют мало. В Органном зале прозвучала ее «Молитва» для саксофона и органа. Торжественно-величественный орган и эмоциональный, почти джазовый саксофон — игра контрастов и глубокая психологическая проработка каждого нюанса. То и дело орган зависает надолго на одной гармонии, а саксофон Артиса Симаниса кружит пируэты вокруг нее, похрипывает и постанывает.
Еще две сочинских премьеры — произведения латвийских композиторов Петериса Васкса и Эрикса Эшенвальдса. «Musique du soir» для саксофона и органа (1988) Васкса - дуэтная фантазия, элегичная и деликатная. Тревога понемногу нарастает и разрешается в упокоение. Удивительно изяшная пьеса и отменное взаимопонимание между Апкальне и Симанисом. Артис Симанис — один из самых известных латышских саксофонистов, основатель и руководитель масштабного фестиваля Saxophonia в Риге.
Относительно новое, 2010 года сочинение Эрикса Эшенвальдса «Laudate Dominum» для саксофона и органа демонстрирует классический прибалтийский темперамент - тягучие расплывающиеся мелодии, ниспадающие волны гармоний, - и округлый сдержанный звук саксофона. Произведение атмосферное, ярких мелодий не подразумевающее.
Еще два редко исполняемых произведения французских современных композиторов Наджи Хакима и Тьерри Эскайха стали, пожалуй, гвоздем программы. В прошлый приезд Иветты Апкалне на фестиваль Башмета в Сочи на бис она играла один из четырех этюдов-каприсов для педали-соло Наджи Хакима, и зал рукоплескал стоя. Тогда она пообещала, что обязательно сыграет в следующий раз все четыре каприса, и сдержала обещание. Любые произведения для педали-соло — не только чрезвычайно эффектный, но и технически невероятно сложный номер. Игра только ногами требует от исполнителя незаурядной ножной техники, и у Апкальне она есть. Попенять можно только на привычную для Апкальне ритмическую невнятность, которая при игре ногами лишь усилилась. Были мелкие проблемы в виртуозных пассажах, но в целом Иветта Апкальне справилась с каприсами Хакима.
Из Эскайха прозвучало две части «Evocation», и они показали две противоположности в едином. «Evocation I» (1996) - молитва-размышление с диссонансами, молниеносными перепадами настроения, суть чистая абстракция. А вот «Evocation II» - это фактически рок-н-ролл до такой степени, что Апкальне сочла нужным предварить его исполнение краткой речью:
- Я предполагаю, что в зале много тех, кто уважает органную музыку и есть те, кто никогда не был здесь. И наверняка есть поклонники Deep Purple, я люблю и обожаю их музыку. Мне жаль, что Джон Лорд в прошлом году умер. Одна моя большая мечта — сыграть с ним вместе на Хаммонде уже не воплотится. Те люди, которые любят Deep Purple и любят ритм, могут услышать что-то оттуда. Это насыщенная энергией музыка, я обожаю ее.
Так и получилось. Пульсирующий бас и виртуозные пассажи, окрашенные хаммондовским тембром, действительно во многом отсылали к манере игры Джона Лорда.
Это было все о современной музыке. Но была еще и вполне привычная классика органа. Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532 Баха и «Токката» из органной симфонии № 5 Видора дали концерту основательный бэкграунд, оттеняющий произведения современных композиторов.
Вадим Пономарев
фото - Светлана Мальцева
Комменты