Концерт аспиранта Московской консерватории, правнука и ученика профессора Веры Васильевны Горностаевой Лукаса Генюшаса состоялся 13 декабря в Малом зале Московской консерватории. В программу вошли три сонаты: № 5 до минор и № 3 до мажор Людвига ван Бетховена (исполнялись в таком порядке) и № 1 до мажор Иоганнеса Брамса. Перед обоими отделениями Вера Васильевна сказала весьма информативные, и при этом не затянутые вступительные слова о творчестве Бетховена и Брамса.
Лукас Генюшас
Впечатления от этого концерта двоякие.
С одной стороны молодой пианист прекрасно обучен технически – владеет Генюшас роялем превосходно, играет чисто (хоть и не всегда без мелких помарок), красивым звуком, особенно на piano и mezzo-forte. Да и на forte звук рояля не стучащий, а довольно «округлый», красивый. Так что претензий к пианизму Генюшаса нет. (Это и не удивительно – горностаевская школа не прошла даром.)
А вот к стилистике молодого пианиста претензии есть. Прежде чем высказать их, хочу оговориться, что речь пойдёт не о просто талантливом, а об очень талантливом молодом музыканте. Полагаю, что стилистические издержки, о которых идёт речь, вызваны главным образом его молодостью, а молодость, как известно, единственный недостаток, который проходит с годами.
Лукас Генюшас выбрал для своей программы две сонаты раннего Бетховена, когда тот ещё был под сильным влиянием Гайдна. Может быть, это влияние заметнее в симфоническом творчестве Бетховена – в его двух первых симфониях — но и в ранних сонатах это влияние трудно не заметить. И это влияние предъявляет свои требования к стилистке исполнения. Звук в ранних бетховенских сонатах, по моему мнению, должен быть прозрачный, светлый и полётный, практически без педали или с чрезвычайно неглубокой и чрезвычайно экономной педалью. Да и максимальное форте должно быть умеренным.
Что же мы услышали? В Пятой сонате Бетховена, особенно в первой части Allegro molto e con brio многовато форте, причём отнюдь не светлого и лёгкого, а плотного и «мясистого», более уместного у Брамса. А внешних проявления эмоций — избыток. Темпы крайних частей показались мне заметно преувеличенными.
В финале указан темп Prestissimo – Генюшас и исполнил его чрезвычайно быстро, в сегодняшнем понимании этого темпа. Не секрет, что сегодня скорость исполнения любого указанного в тексте темпа заметно возросла по сравнению с XIX и даже с большей частью XX века. Из-за этого быстрые пассажи редко у кого из современных молодых пианистов достаточно артикулированы. Этот недостаток местами проявлялся в этот раз и у Генюшаса.
Зато Adagio molto было исполнено великолепно.
В Третьей сонате темпы в первой части тоже были избыточны, но в меньшей степени, чем в Пятой, и пассажи получились лучше артикулированными. Forte тоже было слишком плотное, но всё же не такое, как в Пятой сонате.
Во втором отделении мощь forte ещё возросла, что мне показалось избыточным даже для Брамса. Вместо эпичного при всём своём романтизме Брамса, отражающего мощное, но плавное течение Дуная, мы услышали стремительный, ворочающий огромные камни горный поток. Стихия молодости вырвалась из-под рационального контроля пианиста и даже захватила зал. Впрочем, когда же, как не в молодости терять голову и подчиняться стихии эмоций. Следует отметить, что такая стремительность, хоть и несколько расшатала форму сонаты Брамса в целом, но на точности воспроизведения текста не сказалась. И опять прекрасно было пропето Andante из Первой сонаты Брамса.
На бис Лукас несколько академично, но изящно сыграл Вальс № 6 Ф. Шуберта из 12 вальсов, D. 145. Во фрагменте Сюиты Игоря Стравинского из музыки балета «Пульчинелла» опять появился взрывной темперамент Генюшаса.
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
СПРАВКА
Лукас ГЕНЮШАС родился 1 июля 1990 года в Москве, в семье с давними музыкальными традициями – он представитель пятого поколения музыкантов этой династии. Её родоначальницей была Егине Асланянц (в замужестве Горностаева), поступившая в Московскую консерваторию в 1916 году. Её дочь – одна из старейших профессоров Московской консерватории пианистка Вера Васильевна Горностаева. Дочь, Веры Васильевны – также пианистка Ксения Кнорре, была женой великого скрипача Гидона Кремера. Их дочь Лика вышла замуж за литовского пианиста Пятраса Генюшаса, которые являются родителями Лукаса – героя настоящей рецензии.
Лукас Генюшас начал играть на фортепиано с пяти лет. В 2004 году окончил Детскую музыкальную школу при Московском государственном училище музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (класс А. Беломестнова) и стал стипендиатом Благотворительного Фонда Мстислава Ростроповича. В 2013 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора В. Горностаевой) и сразу поступил в аспирантуру к ней же в класс.
Л. Генюшас – лауреат Международного конкурса юных пианистов «Ступень к мастерству» в Санкт-Петербурге (I премия, 2002), Открытого конкурса ЦМШ в Москве (I премия, 2003), Московского международного конкурса юных пианистов им. Ф. Шопена (II премия, 2004), международного конкурса юных пианистов им. Джины Бахауэр в Солт-Лейк-Сити, США (II премия, 2005); международных конкурсов в Глазго (2 премия, 2007), «Musica Viva» в Сан-Марино (II премия, 2008), «Musica della Val Tidone» в Италии (I премия, 2009), им. Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити I премия, 2010). В 2010 году Л. Генюшас завоевал II премию на международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, в 2012 году удостоен Немецкой фортепианной премии.
Л. Генюшас гастролировал в городах России, Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Литвы, Латвии, Дании, Швеции, США, Японии, Южной Кореи, Бразилии. Выступал в сопровождении Гамбургского и Дуйсбургского симфонических оркестров, Шотландского Симфонического оркестра ВВС, Литовского Государственного оркестра, Варшавского Филармонического оркестра, Оркестра Санкт-Петербургской капеллы, камерного оркестра «Кремерата Балтика». Его партнерами были такие дирижеры как Владимир Зива, Андрей Борейко, Саулюс Сондецкис, Гидон Кремер, Джонатан Дарлингтон и др.
В репертуаре Генюшаса произведения композиторов от эпохи барокко до наших современников. В его активе 10 полноценных сольных программ и 25 концертов для фортепиано с оркестром.
Лукас много занимается камерным музицированием: участвует в различных инструментальных ансамблях, изучает новый репертуар, в том числе редко исполняемые сочинения и произведения современных авторов.
Комменты