Марк Бушков

14/10/2013 - 08:38   Classic   Концерты
Марк Бушков и Вадим Холоденко - на фоне своих побед на крупнейших конкурсах 2013 года: в Монреале и Клиберна.

Международный день музыки (1 октября) Концертный зал им. П. И. Чайковского – главный концертный зал Московской филармонии – отметил концертом победителей двух крупнейших международных конкурсов мира 2013 года. Вадим Холоденко – лауреат I премии XIV Международного конкурса пианистов им. Вана Клиберна. Марк Бушков – обладатель Гран-при Международного конкурса исполнителей в Монреале. Молодые солисты выступали с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», которым управлял Даниэль Райскин (Нидерланды).

Концерт начался с увертюры к опере В. А. Моцарта «Похищение из сераля», исполненной весьма формально, сухо и невыразительно. Да и оркестр играл не лучшим образом. Так же формально был исполнен 5-й скрипичный концерт Моцарта до мажор, К. 219. Технически М. Бушков подготовлен превосходно, великолепно звучал инструмент работы французского мастера Жана Батиста Вийома, были технически точно сыграны ноты, но не было главного – музыки, отсутствовал нерв, оживляющий эти ноты. Моцарт, так же как и Бах, очень сложен в исполнении – у них невозможно спрятаться за внешней виртуозностью. Видимо, М. Бушков или пока просто не дорос до этой музыки, или классичность не его стихия. Он не смог зажечь оркестр эмоционально. Было ощущение, что дирижёр и солист играют разную музыку.

Марк Бушков
Марк Бушков

Всё изменилось во втором отделении, когда Марк Бушков стал исполнять Пятый скрипичный концерт ля минор, ор. 37 Анри Вьетана. Появились совершенно иная энергетика и раскованность, романтическая живость и внутренняя свобода. Гораздо лучше заиграл и оркестр, откликнувшийся на позитивный посыл солиста. Стало можно даже говорить об ансамбле. На бис М. Бушков блестяще исполнил II часть – Danse rustique: Allegro giocoso – Сонаты № 5 для скрипки соло оп. 27 № 5 Эжена Изаи. Вероятно, ему ближе музыка виртуозно-романтического плана.

Вадим Холоденко был великолепен в обоих отделениях. В Концерте № 21 для фортепиано с оркестром до мажор К. 467 Моцарта он был академичен в лучшем понимании этого слова. У него отличная, чётко артикулированная мелкая техника, блестяще были сыграны все пассажи, минимальная педаль. Очень строго, без привычной излишней сентиментальности прозвучало Andante. В целом у Холоденко в Моцарте получилась логичная, хорошо выстроенная и блестяще реализованная концепция – это был не музейный, а современный Моцарт, прочтённый музыкантом XXI века, но не осовремененный под нынешний ритм.

Вадим Холоденко
Вадим Холоденко

«Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова получилась у Холоденко весьма романтичной, без акцента на мрачной теме «Со святыми упокой». Она была исполнена, если можно так сказать, на «широком дыхании» и свободно. Местами эта свобода оборачивалась некоторой неряшливостью в октавах и других пассажах. Но в живом исполнении этой Рапсодии мало кто может избежать некоторой доли фортепианных «киксов». У Холоденко они не смазали общего яркого впечатления.

Что касается оркестрового аккомпанемента, то с Холоденко он был несколько собраннее и живее, чем с Бушковым. В тандеме солист-оркестр Вадим был безусловным лидером.

Дирижёр Даниэль Райскин показался вполне профессиональным, но не более того – никаких откровений он не явил. Более того, в аккомпанементе скрипичному концерту Моцарта Райскин перманентно отставал от солиста в крайних частях. Общий уровень звучания оркестра далёк от идеала и требует немалой работы по его совершенствованию, что вряд ли по силам гастролирующему дирижёру.

СПРАВКА

МАРК БУШКОВ родился в Монпелье (Франция) в 1991 году в семье музыкантов. Его отец – известный скрипач и дирижер Евгений Бушков, мать – скрипачка Алиса Вайтснер. Дед – скрипач Роберт Бушков – более 20 лет играл в Госоркестре СССР под управлением Е. Ф. Светланова, затем был артистом и директором оркестра «Виртуозы Москвы», директором Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского и Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, ныне – директор Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Бабушка – лауреат международных конкурсов, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных скрипачка Зоря Шихмурзаева.

Марк начал обучаться на скрипке в возрасте 5 лет у своего деда по линии матери, также известного скрипача и педагога Матиса Вайтснера. В 2001 поступил в Высшую школу музыки в Лионе, в класс Клер Бернар. В возрасте 17 лет музыкант выиграл первый приз на международном конкурсе имени Генри Коха в Льеже.

В 2007 Марк получил стипендию Филармонической ассоциации Лиона и в том же году поступил в Высшую школу музыки и танца в Париже, в класс Бориса Гарлицкого. В 2010 году Марк завоевал первый приз на конкурсе «Молодые концертирующие артисты» в Лейпциге. Продолжив заниматься с Б. Гарлицким в Гамбурге, в 2011 он выиграл грант Ebel-Prize. В 2012 Марк Бушков стал лауреатом конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, а на следующий год завоевал Гран-при Международного конкурса в Монреале.

Марк Бушков сотрудничал с известными европейскими оркестрами – Гамбургским симфоническим, Бельгийским национальным, Брюссельским филармоническим, Филармоническим оркестром Льежа и др.

На фестивале в Сантандере (Испания) Марк играл в трио с виолончелистом Иваном Монигетти, в квартете с пианисткой Элисо Вирсаладзе. Также выступал с оркестром под управлением дирижёра П. Чабы.

На летнем фестивале на острове Эльба в Италии он был награждён специальным призом, который дал ему возможность сыграть с ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

Марк Бушков играет на скрипке Жана Батиста Вийома (Jean-Baptiste Vuillaume ) (1865), которую получил в аренду от своего продюсера Б. Фелдман.

ВАДИМ ХОЛОДЕНКО родился в 1986 году в Киеве. Окончил Киевскую специальную музыкальную школу им. Н. В. Лысенко, затем продолжил обучение в Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского. С 2005 по 2010 год – студент, с 2010 – аспирант Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора В. Горностаевой).

Лауреат многих международных конкурсов: юношеских — В. Крайнева, памяти В. Горовица и имени С. Прокофьева; международных фортепианных конкурсов имени Ф. Листа в Будапеште (2001, III премия), имени М. Каллас в Афинах (2005, Гран-при), имени Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити, в Сендае (2010, I премия), имени Ф. Шуберта в Дортмунде (2011, I премия), конкурса М. Канальс в Барселоне (2012, III премия). В мае 2013 года музыкант был удостоен I премии и золотой медали одного из самых престижных фортепианных состязаний – XIV Международного конкурса имени Вана Клиберна, проходящего раз в четыре года в Форт-Уорте в Техасе. Стипендиат фондов В. Спивакова, М. Ростроповича, Ю. Башмета, «Русское исполнительское искусство». Лауреат Молодежной премии «Триумф» (2004).

Вадим Холоденко с успехом выступает на лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга, во многих городах России. Гастролировал в Украине, Австрии, Венгрии, Польше, Румынии, Германии, Греции, Италии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, США, Израиле, Китае, Японии.

С 2004 года пианист постоянно сотрудничает с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (дирижеры Ю. Башмет, Е. Бушков, К. Ванделли). Выступал также с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр М. Горенштейн), Симфоническим оркестром Государственной капеллы Санкт-Петербурга п/у В. Чернушенко, Симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины (дирижеры Н. Дядюра, Т. Комацу) и др.

Принимал участие в фестивалях «Дни Моцарта в Москве» и «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее, «Музыкальный Олимп», «Балтийские сезоны», проекте «Steinway-парад» в Московском международном Доме музыки и других престижных музыкальных форумах в России и за рубежом. Имеет записи на венгерском и греческом радио. Записал компакт-диски с сочинениями Шуберта, Шопена, Листа (Двенадцать трансцендентных этюдов), Дебюсси, Метнера, Рахманинова. Автор фортепианных обработок романсов Рахманинова «Мелодия», «Крысолов» и хора «Белилицы, румяницы» из цикла «Три русские песни для хора и оркестра». Пианист также увлекается джазовой импровизацией.

ДАНИЭЛЬ РАЙСКИН родился в 1970 году в Ленинграде в семье известного музыковеда Иосифа Райскина. В Санкт-Петербургской консерватории он учился по классу альта и дирижирования, а в возрасте 20 лет продолжил образование в Амстердаме и Фрайбурге. Дирижёрское мастерство музыкант совершенствовал на занятиях с Марисом Янсонсом, Неэме Ярви, Миланом Хорватом, Вольдемаром Нельсоном, Йормой Панулой. Вскоре к Даниэлю Райскину пришла слава одного из ведущих альтистов Европы, одинаково успешного и в сольном репертуаре, и в камерных ансамблях. Постепенно музыкант отказывается от карьеры инструменталиста в пользу дирижирования.

В 2005 году Даниэль Райскин занял пост главного дирижёра Государственного оркестра Рейнской филармонии в Кобленце (Германия), а в 2008 – ту же должность в Филармоническом оркестре имени Артура Рубинштейна в польском городе Лодзь. Музыканта постоянно приглашают к сотрудничеству оркестры Европы и Азии. Среди них Национальные оркестры Лиона и Порто, Филармонический оркестр Марселя, гаагский «Резиденц-оркестр», Филармонический оркестр Копенгагена, Симфонический оркестр Мальмё (Швеция), оркестр зальцбургского «Моцартеума» и др.

В жанре оперы Даниэль Райскин проявил себя в спектакле «Кармен» Ж. Бизе режиссера Каликсто Биейто в нидерландской Opera Zuid (сезон 2006-2007 гг.) в 2010 году он дирижировал оперой «Нос» Д. Шостаковича в театре Кобленца, а через год – на Оперном фестивале в Санкт-Маргаретен в Австрии – «Дон Жуаном» В. А. Моцарта, снискавшем множество положительных отзывов.

Составлены по материалам сайта Московской филармонии