Мастера хорового пения

05/02/2018 - 04:20   Classic   Концерты
В Международном Доме музыки прошел VIII Рождественский фестиваль духовной музыки.

Программа заключительного концерта фестиваля, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося американского композитора, дирижера и пианиста Леонарда Бернстайна, была красивой и разнообразной. В ней участвовали Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель Лев Конторович), Национальный филармонический оркестр России во главе с Владимиром Спиваковым, солисты- вокалисты и два чудных мальчика – дисканты.

VIII Рождественский фестиваль духовной музыки

Вечер начался с Коронационной мессы Моцарта (Месса до мажор). Она была сочинена 23-летним композитором в 1799 году, вскоре после его возвращения в Зальцбург из большой гастрольной поездки. 17 января Моцарт был назначен придворным органистом Зальцбурга. В Коронационной мессе наряду с традициями зальцбургской церковной музыки появились и новые интонации в жанре праздничной торжественной службы, что и было ярко донесено исполнителями концерта. Начавшись не совсем стройно, Месса постепенно приобретала органическое сочетание праздничного блеска с глубиной и одухотворенностью содержания, но… Непонятным осталось сокращение Мессы почти вдвое, и поэтому мы не услышали все красоты партитуры, в том числе и выступления солистов. А певцы были замечательные: Анна Аглатова (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Алексей Неклюдов (тенор) и Олег (Цыбулько (бас). К счастью, больше сокращений не было, остальные произведения прозвучали в полном объеме.

VIII Рождественский фестиваль духовной музыки

Первое отделение завершило сочинение замечательного грузинского композитора Гия Канчели «Тихая молитва». Его исполнили скрипач Владимир Спиваков, виолончелист Петр Гладыш, Дмитрий Барков (вибрафон), Николай Солонович (бас-гитара) и Владислав Ушаков (дискант), заворожив слушателей необыкновенной красотой, «тишиной» и нежностью творения композитора.

VIII Рождественский фестиваль духовной музыки

Открыло второе отделение концерта Adagio для струнного оркестра – маленький шедевр американского композитора Сюмюэла Барбера (1910 – 1981). Написанное в 1936 году, сочинение С. Барбера вошло в двадцатку лучших произведений второго тысячелетия, явив образец блестящей техники инструментовки, а исполнение его в нынешнем концерте протрясло глубиной и искренностью страданий человеческой души. В финале вечера отметили 100-летие со дня рождения Леонарда Бернстайна. Творческий багаж композитора велик. Его составляют: опера, балеты, мюзиклы, среди которых знаменитые «Кандид» и «Вестсайдская история», оратория Кадиш, симфонии, вокальные циклы, музыка к фильмам и мн. др.

VIII Рождественский фестиваль духовной музыки

Выбрали прославленные «Чичестерские псалмы» для хора, оркестра и дисканта. Сочинение было написано композитором в 1965 году в честь Кафедрального хора города Чичестера в Англии. Литературной основой для него послужили Псалмы Давида на языке оригинала. Древнееврейский текст и специфический ритмический рисунок придают музыке Бернстайна особый колорит. Национальный Филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и «Мастера хорового пения» точно вошли в стиль музыки Бернстайна, овладев его изощренным ритмом и броскими контрастами музыкального языка, сочетающего академическую музыку, рок и масс-культуру. Над всем царил божественный дискант юного вокалиста Вадима Кузнецова. Слушатели, захваченные энергетикой музыки и ритма Чичестерских псалмов Бернстайна, покоряющей красотой его мелодий, долго не отпускали артистов.

Тогда Владимир Спиваков решил закольцевать вечер. На бис была сыграна часть Dies Irae из Реквиема Моцарта.

Елизавета ДЮКИНА

08/02/2014 - 11:27   Classic   Концерты
Весь прошлый 2013 год, год 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди, – его «Реквием» исполнялся в Москве неоднократно разным хорами, оркестрами и дирижёрами с разной степенью успеха.

2 февраля 2014 года в Большом зале консерватории он прозвучал ещё и в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения», Национального филармонического оркестра России (художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Спиваков) и солистов – сопрано Динары Алиевой, меццо-сопрано Агунды Кулаевой, тенора Георгия Васильева и баса Евгения Ставинского. Дирижировал исполнением художественный руководитель и главный дирижёр «Мастеров хорового пения» профессор Лев Конторович.

Это исполнение, безусловно, можно отнести не просто к удачным, а к очень удачным.

При том, что в Москве ещё немало меломанов, которые, как и я, слышали этот «Реквием» в сентябре 1964 года во время гастролей театра Ла Скала на сцене Большого театра с Гербертом фон Караяном за пультом и великими солистами – Леонтиной Прайс, Фьоренцой Коссото, Карло Бергонци и Николаем Гяуровым. Я тогда попал на дневную публичную генеральную репетицию. А стены и сцена Большого зала консерватории помнят, как не в таком уже, кажется, и далёком июне 1974 года, во вторые гастроли Ла Скала, этот «Реквием» здесь исполняли тот же хор и оркестр. За пультом стоял Клаудио Аббадо (пусть земля ему будет пухом!), а справа — солисты (и какие!): Катя Риччарелли, опять Фьоренца Коссото (пела только на дневной публичной репетиции, а кто пел в концерте – не помню), Лючано Паваротти и бессменный Николай Гяуров…

Концерт состоялся в рамках юбилейного фестиваля, посвящённого 85-летию хора. «Мастера хорового пения» в этот раз полностью подтвердили своё (не лишённое претенциозности) сегодняшнее имя.

Хор показал себя со всех лучших сторон. Тут и великолепная ровность голосоведения, чистота интонации, безупречное соотношение групп при разных динамических градациях: от тончайшего шелеста пианиссимо в самом начале до громового фортиссимо в Dies irae. Причём форте ни разу не прозвучало грубо, а было мягкое, как бы округлое.

Нельзя особо не отметить ещё одно очень важное (и сегодня, увы, уникальное) качество «Мастеров хорового пения» – это хорошая дикция, причём на разных языках. 28 января в рамках того же фестиваля хор в Зале им. Чайковского блистательно, с такой же прекрасной дикцией, на церковно-славянском языке исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Вспоминается восторженная оценка дикции «Мастеров хорового пения» Хельмутом Риллингом при исполнении под его управлением «Страстей по Иоанну» И.-С. Баха в начале марта 2011 года не просто на немецком, а на старонемецком языке. Значит, действительно мастера!

Прекрасно исполнили свои партии Динара Алиева и Агунда Кулаева. Обе они всё время оставались в рамках стиля этого Реквиема – с одной стороны далеко не сакрального характера, но с другой стороны и не светского, не оперного. Им удалось успешно пройти по границе этих двух подходов к «Реквиему» Верди.

Неплохо исполнил свою партию Евгений Ставинский, заменивший заявленного Аскара Абдразакова (его вызвал в Мариинку В. Гергиев). Наименьшие похвалы заслужил тенор Георгий Васильев – не то что бы он плохо пел, просто партия у него прозвучала слишком по-оперному, выпадая из стиля и ансамблей.

Национальный филармонический оркестр России был весьма хорош. В первую очередь следует отметить отличное звучание медных духовых, особенно труб. Меня не покидало ощущение, что оркестранты играли в этот вечер с особым подъёмом и отдачей.

Лев Конторович прекрасно продирижировал концертом. Несмотря на то, что он дирижёр хоровой, а там мануальная техника заметно отличается от симфонической, Конторович сумел как-то синтезировать обе техники, в результате чего достиг полного взаимопонимания и с хором, и с оркестром, и с солистами. Замечательная атмосфера этого концерта – его заслуга.

Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»

СПРАВКА

Динара Алиева, сопрано, родилась в Баку (Азербайджан). Музыкальную школу окончила по классу фортепиано. В 1998 году поступила в Бакинскую академию музыки, которую окончила в 2004 году. Карьера певицы начиналась в Бакинском театре оперы и балета, где Динара Алиева была солисткой с 2002 по 2005 гг. и исполняла ведущие партии в ряде спектаклей, среди которых Леонора («Трубадур» Верди), Мими («Богема» Пуччини), Виолетта («Травиата» Верди), Недда («Паяцы» Леонкавалло).

Её оперный репертуар включает главные партии для сопрано в операх западно-европейских и русских композиторов классико-романтической эпохи, постмодернизма и XX столетия, среди которых оперы Верди, Пуччини, Чайковского, Моцарта, Шарпантье, Гуно, Бизе, Римского-Корсакова, Леонкавалло.

Камерный репертуар певицы охватывает разнообразные произведения, среди которых вокальные миниатюры и циклы русских и западноевропейских композиторов: Чайковского, Рахманинова, Шумана, Шуберта, Брамса, Вольфа, Вила-Лобоса, Форе, а также арии из опер и песни Гершвина, сочинения современных азербайджанских авторов.

Певица исполняла главные партии в постановках Михайловского театра в Санкт-Петербурге, Бакинского оперного театра, Штутгартского оперного театра. В марте 2010 г. в Большом театре состоялась премьера оперетты И. Штрауса "Летучая мышь" в которой Динара Алиева исполнила главную партию Розалинды.

Динара Алиева – солистка Большого театра России, где она дебютировала в 2009-м году в партии Лю в «Турандот» Пуччини.

В настоящее время является приглашённой солисткой Венской Штаатсопер и Латвийской национальной оперы.

Певица осуществляет активную концертную деятельность и выступает на сценах ведущих оперных театров и концертных залов в России и за рубежом. Сольные концерты певицы проходили на лучших академических сценах Москвы: в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Камерном и Светлановском залах Московского международного Дома музыки.

Гастроли Динары Алиевой с успехом проходили в разных странах Европы и в США. Среди зарубежных выступлений певицы участие в гала-концерте фестиваля «Крещендо» в парижском зале «Гаво» (2007 г.), в концерте фестиваля «Музыкальный олимп» в нью-йоркском «Карнеги-холл» (2008 г.). Высокой оценки критиков и публики было удостоено выступление Динары Алиевой с дирижёром Дмитрием Юровским на фестивале «Русские сезоны» в оперном театре Монте-Карло (2009 г.).

Агунда Кулаева, меццо-сопрано, окончила Ростовскую консерваторию им. С. В. Рахманинова по специальности «Дирижёр хора» (2000), «Сольное пение» (2005, класс преп. М. Н. Худовертовой), до 2005 года училась в Центре оперного пения под руководством Г. П. Вишневской. Участвовала в постановке опер «Фауст» Ш. Гуно (Зибель), «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова (Любаша), «Риголетто» Дж. Верди (Маддалена) и в концертах Центра оперного пения.

В репертуаре певицы партии: Марины Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Графини, Полины и Гувернантки («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Любаши и Дуняши («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова), Жени Комельковой («Зори здесь тихие» К. Молчанова), Арзаче («Семирамида» Дж. Россини), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса); партия меццо-сопрано в Реквие­ме Дж. Верди.

В 2005 году Агунда Кулаева дебютировала в Большом театре в партии Сони («Война и мир» С.С. Прокофьева, дирижёр А.А. Ведерников). Является приглашённой солисткой Новосибирского театра оперы и балета, где участвует в спектаклях «Князь Игорь» (Кончаковна), «Кармен» (Кармен), «Евгений Онегин» (Ольга), «Пиковая дама» (Полина), «Царская невеста» (Любаша). Участвовала в концертных программах и оперных спектаклях во многих городах России и за рубежом, а также в концертных программах в Берлине, Париже, Петербурге, посвященных 60-летию окончания Второй мировой войны.

На фестивале «Варненское лето» — 2012 спела партию Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и Эболи в опере «Дон Карлос» Дж. Верди. В том же году исполнила партию Амнерис («Аида» Дж. Верди) в Болгарском национальном театре оперы и балета. 2013 год ознаменовался исполнением Stabat Mater А. Дворжака с Большим симфоническим оркестром п/у В. Федосее­ва, исполнением кантаты «По прочтении псалма» С. И. Танеева с академическим камерным хором п/у В. Минина и Российским национальным оркестром п/у М. Плетнёва; участием в V Международном фестивале им. М. П. Мусоргского (Тверь), IV Международном фестивале «Парад звёзд в оперном» (Красноярск).

С 2005 года в театре «Новая Опера».

Георгий Васильев, тенор, окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (факультет хорового дирижирования), параллельно обучаясь на вокальном факультете, и в аспирантуре при Академии (класс профессора Д. Ю. Вдовина, 2002).

Выступает на площадках Москвы как солист, дирижёр хора, руководитель и певец вокального ансамбля. В качестве хормейстера сотрудничает со студией Мосфильм.

В театре Новая Опера работает с ноября 2009 года, дебютировав в партии Измаила («Набукко» Дж. Верди).

В марте 2012 состоялся международный дебют певца в партии Эдгардо («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти) в Опере Палм-Бич (США). В США также исполнил партию Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини, Лирическая опера Балтимора, 2012), Альфреда («Травиата» Дж. Верди, Опера Палм-Бич, 2013). Европейский дебют Георгия Васильева состоялся в декабре 2012 в Немецкой опере (Берлин) также в партии Эдгардо. В оперных театрах Меца и Нанси (Франция) певец исполнил партию Водемона («Иоланта» П. И. Чайковского, 2013). В этом же году дебютировал в Оперном театре Лилля (Франция) в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, а также участвовал в спектакле «Травиата» в Немецкой опере.

Георгий Васильев выступал в концертах и фестивалях с Национальным филармоническим оркестром России и Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель В. Спиваков) в Нанси (Франция), Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, Владивостоке и других городах России. Исполнил партию тенора в Te Deum А. Брукнера (Москва) и «Колоколах» С. В. Рахманинова (Сан-Себастьян) с Российским национальным оркестром (дирижёр М. Плетнёв), Реквиеме Дж. Верди (Мехико, дирижёр Я. Латам-Кениг), «Вечном Евангелии» и «Отче наш» Л. Яначека (Утрехт, дирижёр Я. Груша), Девятой симфонии Л.В. Бетховена в концерте ЮНЕСКО (Москва, дирижёр А. Петров), а также в российской премьере оратории «Христос» О. Респиги на сцене Новой Оперы (дирижёр А. Гусь).

Евгений Ставинский, бас, в 2003 году окончил Академию хорового искусства им. В. С. Попова. В 2004–2005 г. стажировался в театре Maggio Musicale Fiorentino (Италия), где исполнил партии лорда Сиднея («Путешествие в Реймс» Дж. Россини), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуана («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Суперинтенданта («Альберт Херринг» Б. Бриттена). С 2005 года — дирижёр Дубненского симфонического оркестра.

В театре Новая Опера с 2007 года.

Лев Конторович, дирижёр хора, родился в г. Москве. В 1964 г. окончил Московское государственное хоровое училище им. А. В. Свешникова, в 1969 г. – Московскую консерваторию (класс хорового дирижирования К. Б. Птицы, класс оперно-симфонического дирижирования Л. М. Гинзбурга, класс инструментовки А. Г. Шнитке).

В 1969–1999 гг. преподавал в Московском государственном хоровом училище (с 1991 г. – Академия хорового искусства) им. А. В. Свешникова специальные дисциплины, был дирижёром хора мальчиков. В 1989–1990 гг. принимал участие в создании мужского хора выпускников училища (ныне Мужской хор Академии хорового искусства), получившего две I премии на Международном конкурсе хоров в Карлштайне (Германия).

В 1992–1999 гг. заведовал кафедрой хорового дирижирования и руководил студенческим хором Академии хорового искусства. В разные годы работал также в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (1976–1979, класс хорового дирижирования) и в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (РАТИ ГИТИС) (1989–1990, старший преподаватель вокала). С 1996 г. доцент Московской консерватории, с 1999 г. – профессор кафедры хорового дирижирования, руководитель курсового хора.

Активно работает над подготовкой концертных программ, включающих духовную музыку Д. Бортнянского, М. Березовского, П. Чеснокова, произведения М. Глинки, М. Балакирева, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Свешникова, композиторов-выпускников Московского хорового училища Вл. Агафонникова, А. Бойко, В. Кикты, Р. Щедрина и других. Конторович, участвовал в международных фестивалях музыки И. С. Баха в Германии, Международных фестивалях хоров мальчиков в Грассе (Франция), в Познани (Польша), Европейском фестивале Православной музыки, посвящённой 1000-летию христианства на Руси (Москва, Германия, Франция, Люксембург).

С сентября 1996 г. по июнь 2001 г. художественный руководитель и дирижёр детского хора «Московские соловушки» (Детская школа искусств № 11 г. Москвы). В репертуаре хора русская и зарубежная классическая музыка, русские народные песни. Летом 1997 г. хор «Московские соловушки» с огромным успехом гастролировал в Южно-Африканской Республике. В 1998 г. состоялись гастроли хора в Германию. Значительным событием явилось создание в августе 1997 г. Камерного хора Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке «Духовное возрождение».

Хоровой коллектив активно участвует в ежегодном Международном фестивале современной музыки «Московская осень».

С сентября 1999 г. Конторович является также художественным руководителем вокально-хоровой студии «Волшебство музыки» Российского национального оркестра. Этот детский коллектив постоянно с большим успехом выступает в различных концертных залах г. Москвы, таких как Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, музей им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея. В 2002 г. состоялись успешные гастроли коллектива в Финляндию. Летом 2003 г. хор принимал участие в первом фестивале культур народов Греции и России в г. Александрополисе (Греция). В 2005 г. также состоялись гастроли коллектива в Греции.

В августе 2005 г. Конторович назначен художественным руководителем Академического Большого хора Российского Государственного музыкального телерадиоцентра. В мае 2004 г. Конторовичем были подготовлены и проведены два концерта в рамках технологического форума компании «Danieli». За последние годы Конторовичем подготовлен ряд крупных сочинений, таких как И.-С. Бах «Месса си минор», «Страсти по Иоанну», М. А. Шарпантье «Messe de minuit», А. Вивальди «Глория», В. А. Моцарт «Реквием», «Месса до мажор»; «Vesperae solennes de confessore», Л. ван Бетховен «Торжественная месса», Симфония № 9, Дж. Верди «Реквием» и др.