Программа заключительного концерта фестиваля, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося американского композитора, дирижера и пианиста Леонарда Бернстайна, была красивой и разнообразной. В ней участвовали Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель Лев Конторович), Национальный филармонический оркестр России во главе с Владимиром Спиваковым, солисты- вокалисты и два чудных мальчика – дисканты.
Вечер начался с Коронационной мессы Моцарта (Месса до мажор). Она была сочинена 23-летним композитором в 1799 году, вскоре после его возвращения в Зальцбург из большой гастрольной поездки. 17 января Моцарт был назначен придворным органистом Зальцбурга. В Коронационной мессе наряду с традициями зальцбургской церковной музыки появились и новые интонации в жанре праздничной торжественной службы, что и было ярко донесено исполнителями концерта. Начавшись не совсем стройно, Месса постепенно приобретала органическое сочетание праздничного блеска с глубиной и одухотворенностью содержания, но… Непонятным осталось сокращение Мессы почти вдвое, и поэтому мы не услышали все красоты партитуры, в том числе и выступления солистов. А певцы были замечательные: Анна Аглатова (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Алексей Неклюдов (тенор) и Олег (Цыбулько (бас). К счастью, больше сокращений не было, остальные произведения прозвучали в полном объеме.
Первое отделение завершило сочинение замечательного грузинского композитора Гия Канчели «Тихая молитва». Его исполнили скрипач Владимир Спиваков, виолончелист Петр Гладыш, Дмитрий Барков (вибрафон), Николай Солонович (бас-гитара) и Владислав Ушаков (дискант), заворожив слушателей необыкновенной красотой, «тишиной» и нежностью творения композитора.
Открыло второе отделение концерта Adagio для струнного оркестра – маленький шедевр американского композитора Сюмюэла Барбера (1910 – 1981). Написанное в 1936 году, сочинение С. Барбера вошло в двадцатку лучших произведений второго тысячелетия, явив образец блестящей техники инструментовки, а исполнение его в нынешнем концерте протрясло глубиной и искренностью страданий человеческой души. В финале вечера отметили 100-летие со дня рождения Леонарда Бернстайна. Творческий багаж композитора велик. Его составляют: опера, балеты, мюзиклы, среди которых знаменитые «Кандид» и «Вестсайдская история», оратория Кадиш, симфонии, вокальные циклы, музыка к фильмам и мн. др.
Выбрали прославленные «Чичестерские псалмы» для хора, оркестра и дисканта. Сочинение было написано композитором в 1965 году в честь Кафедрального хора города Чичестера в Англии. Литературной основой для него послужили Псалмы Давида на языке оригинала. Древнееврейский текст и специфический ритмический рисунок придают музыке Бернстайна особый колорит. Национальный Филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и «Мастера хорового пения» точно вошли в стиль музыки Бернстайна, овладев его изощренным ритмом и броскими контрастами музыкального языка, сочетающего академическую музыку, рок и масс-культуру. Над всем царил божественный дискант юного вокалиста Вадима Кузнецова. Слушатели, захваченные энергетикой музыки и ритма Чичестерских псалмов Бернстайна, покоряющей красотой его мелодий, долго не отпускали артистов.
Тогда Владимир Спиваков решил закольцевать вечер. На бис была сыграна часть Dies Irae из Реквиема Моцарта.
Елизавета ДЮКИНА
Комменты