Елизавета Дюкина

31/12/2019 - 17:21   Классическая музыка   Концерты
В Концертном зале им. П. Чайковского состоялся вечер английского бас-баритона Брина Терфеля.

Концерт шел в сопровождении Академического оркестра Московской филармонии (худрук и главный дирижер Юрий Симонов). Вел вечер дирижер Валентин Урюпин.

Брин Терфель родился в 1965 в Уэльсе. С отличием окончил Высшую школу музыки и театра в Гилдхолл в Лондоне. В 1989 получил премию Song Prize на Международном конкурсе оперных певцов Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе. Спустя год дебютировал на профессиональной сцене, выступив в партии Гульельмо в опере Моцарта «Так поступают все женщины» в Валлийской Национальной опере. В 1991 увеличил число моцартовских героев, исполнив главную партию в «Свадьбе Фигаро» в Английской Национальной опере и Оратора в «Волшебной флейте» Королевском театре де ля Монне в Брюсселе. Карьера молодого певца стремительно развивалась, охватывая ведущие музыкальные театры Европы и Америки, постигая разные жанры и стили музыкального театра. Брин Терфель оказался музыкальным певцом с отличной вокальной школой и богатейшей актерской харизмой. Это позволяет ему петь в сложнейших операх Вагнера и Доницетти, Верди и Пуччини, Гуно и Бойто, Стравинского и Рихарда Штрауса, всех злодеев в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, классических опереттах и современных мюзиклах. В его репертуаре есть и партия Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского. Все разнообразие музыкального театра прошлого и настоящего он с блеском продемонстрировал в Москве, построив программу на резких контрастах, включив и мало известные у нас отрывки из опер, оперетт и мюзиклов.

Брин Терфель
Брин Терфель

Вечер начала Увертюра к опере Верди «Стиффелио». За ней последовала Ария Мефистофеля со свистом из одноименной оперы А. Бойто. Надо было слышать с каким хулиганским задором он свистел. Но нигде не нарушал вкус и стиль, просто искусно представлял разбушевавшуюся дьявольскую стихию: «Я всемогущий дух, и мой мятеж нарушает покой Творца!»

За ней шла иная ипостась бесовщины – Куплеты Мефистофеля из оперы француза Шарля Гуно «Фауст»: «Люди гибнут за металл!». От его саркастической издевки и злой усмешки мороз шел по коже. Естественным продолжением концерта была Увертюра Оффенбаха «Орфей в аду». В таком музыкальном соседстве спетый затем Брином Терфелем Монолог Яго из оперы Верди «Отелло» становился кредо его героя: «Я верю в Творца жестокого!» Два заключительных номера первого отделения: Баллада о Мэкки-Ноже из «Трехгрошовой оперы» Курта Вайля и Бертольда Брехта «У акулы – зубы клинья» и Куплеты Спортинг Лайфа из оперы Д. Гершвина «Порги и Бесс» разогнали мрачную атмосферу начала, хотя и исполненного блестяще. Но уж слишком много негатива собралось подряд. В финале же появились задор, юмор, даже намеки на легкую лиричность, где артист проявил изящество в пластике, что сразу же вызвало положительную реакцию публики.

Брин Терфель
Брин Терфель

Очень разнообразным было второе отделение, которое началось с музыки Моцарта, оказавшейся близкой индивидуальности певца. После Увертюры к опере «Так поступают все женщины», сыгранной оркестром, Брин Терфель успешно спел арию Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный…» и разыграл проводы в армию юного Керубино, влюбленного во всех прелестных женщин. Зал дружно приветствовал легкую и изящную игру на фоне очаровательной музыки австрийского гения, и сам был готов в нее окунуться. Прозвучал еще один моцартовский опус – Ария для баса с оркестром «Я оставляю тебя, дорогая, прощай»!»

Затем наступил черед русской музыки. Мусоргский. Оркестр выразительно-сказочно представил Интродукцию к опере «Сорочинская ярмарка». И снова контраст – сцена смерти Царя Бориса. Первые слова «Прощай, мой сын, умираю» потрясли чистейшим русским языком и абсолютной русской интонацией, хотя Терфель не знает русского языка. Точным пониманием русской истории и характера Бориса Годунова, его глубоким раскаянием. Зрители, погруженные в трагедию героя, как завороженные следили за «умиранием» царя, и только спустя пару минут после окончания сцены, раздались восторженные аплодисменты – публика приняла Бориса Годунова Брина Терфеля.

Брин Терфель
Брин Терфель

Завершился вечер английского певца фрагментами из зарубежных мюзиклов. Сначала состоялось знакомство с мюзиклом Р. Роджерса и О. Хаммерстайна «Юг Тихого океана». Сначала прозвучала Увертюра, а затем очень красивая Песня Эмиля «Один из волшебных вечеров», которую Терфель спел с особой теплотой и проникновением. Завершением вечера стала Песня Тевье–молочника «Если б был я богачом» из мюзикла Д. Бока и и Ш. Харника «Скрипач на крыше».

Вечер доставил огромное удовольствие своей насыщенностью и разнообразием, а главное – огромным талантом певца и актера английского бас-баритона Брина Терфеля.

Елизавета ДЮКИНА

04/12/2019 - 03:48   Классическая музыка   Концерты
Болгарская певица Соня Йончева посетила российскую столицу. Сначала она побывала в Третьяковской галерее, где в Инженерном корпусе состоялась российская премьера ее документального фильма «Соня Йончева Sempre Libera». Это фильм о повседневном графике певицы и ее оперных триумфах. Сценарий Георги Тошева, режиссеры Эмма Константинова и Георги Тошев. Фильм снят на болгарском языке с русскими титрами. В фильме участвуют Пласидо Доминго, дирижеры Антонио Паппано, Валерий Гергиев и др.

Соня Йончева родилась в Пловдиве (Болгария), где обучалась игре на фортепиано и пению под руководством Нелли Койчевой. Свое образование оперная певица продолжила в Женевской консерватории в классе Даниэль Борст. В 2010 году участвовала в знаменитом вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который проходил в Милане. Соня не только стала его победительницей, но и получила премию фонда Cultur Arte. Сегодня Соня Йончева - одна из самых востребованных певиц своего поколения. Она желанный гость в лучших оперных домах мира: «Метрополитен Опера», «Ла Скала», «Ковент-Гарден» и др. Голос Йончевой - огромного диапазона, он позволяет ей петь партии лирико-колоратурного, лирического и драматического сопрано, выступать с камерными программами и петь в оперетте. Большое внимание певица уделяет барочной музыке.

Соня Йончева
Соня Йончева

На следующий день после премьеры документального фильма в зале им. П. Чайковского прошел концерт Сони Йончевой. Она предложила москвичам программу из опер Джакомо Пуччини, которую открыл Государственный Симфонический оркестр России им. Евгения Светланова п/у Диего Матеуса, сыграв Интерлюдию из оперы «Мадам Баттерфляй». Первый же выход на сцену болгарской певицы показал, что перед нами - яркая индивидуальность, как в плане вокала, так и актерского мастерства. Йончева выбрала не первую арию Мими, радостную арию знакомства с соседом по мансарде Рудольфом, к которому зашла за огоньком – своя свеча погасла, и влюбилась. А вторую – трагическую арию расставания с любимым, а возможно и с жизнью. Девушка неизлечимо больна, о чем узнала из горестного разговора Рудольфа с другом, художником Марселем. Первая радостная ария Мими прозвучит, но только в финале первого отделения, и будет восприниматься, как и последующий за ней светлый и восторженный дуэт Мими и Рудольфа, отправившихся на Монмартр праздновать Рождество, только как воспоминание о счастливой поре первой любви, и столь недолгой.

Во втором отделении Соня Йончева познакомила зрителей с первой оперой Пуччини «Виллисы», мало кому известной сегодня. Либретто Ф. Фонтаны на сюжет Г. Гейне. Было написано две ее версии. Первая одноактная создавалась для конкурса одноактных произведений, но ничего не получила. Вторая - двухактная была поставлена 26 декабря 1884 г. в Туринском театре «Реджо». Крестьянская девушка Анна, брошенная женихом Роберто, от горя умирает и превращается в злобную Виллису. В село возвращается Роберто в глубоком раскаянии. Ночью Анна - привидение увлекает Роберто в темный лес, где собрались подобные ей девушки. Опера заканчивается смертью неверного жениха и торжеством Виллис. Соня Йончева с особым драматизмом исполнила в концерте сцену и романс Анны из первого акта оперы «Виллисы».

Вообще концерт носил трагический оттенок. Но певица обладает огромным обаянием и актерской харизмой, что сразу, без какого-то лишнего драматизма завоевывает внимание публики, которая в полной мере ощущает красоту музыки Пуччини. Такими были ее Тоска, Чио-Чио-сан из оперы «Мадам Баттерфляй» и Манон из оперы «Манон Леско».

Соня Йончева
Соня Йончева

Вместе с Соней выступил ее брат Марин Йончев. Тенор средний, не отличающийся ни красивым тембром, ни верхним регистром, но зато он позволил ей спеть замечательный дуэт Мими и Рудольфа. Сам же в придачу, как смог, так и исполнил арию Рудольфа. А вот кто поразил, так это дирижер Диего Матеус. Он родом он из Венесуэлы, воспитанник знаменитой венесуэльской образовательной программы «Система». Позднее учился дирижированию у Хосе Антонио Абреу. Совершенствовался под руководством Клаудио Аббадо и Марко Стрингера. Ныне Диего Матеус успешно выступает с симфоническими оркестрами по всему миру, а также в ведущих оперных театрах и оперных фестивалях Европы. Как он подавал певцов на концерте в Москве, подчиняясь оперному стилю и трактовке арий прежде всего Сони Йончевой! Как же ярко, стильно, выразительно были сыграны оркестровые фрагменты из опер Пуччини: Интерлюдия из «Мадам Баттерфляй», Интермеццо из «Манон Леско», «La tregenda» из оперы «Виллисы», Интермеццо» из «Сестры Анджелики».

Соня и Марин Йончевы
Соня и Марин Йончевы

Яркая и талантливая болгарская певица очень полюбилась слушателям, ее долго не отпускали. Она спела два радостных биса. Это была ария Лауретты из оперы Пуччини «Джанни Скикки» и очаровательное сочинение французского опереточного композитора Шарля Лекока. Закончила она свой концерт арией Манон из оперы Ж. Массне «Манон». Очень захотелось, чтобы Соня Йончева снова появилась в Москве.

Елизавета ДЮКИНА

15/11/2019 - 05:29   Классическая музыка   Концерты
На Исторической сцене Большого театра состоялся Оперный бал Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения великой певицы.

В этом году он был не просто гала-концертом знаменитостей к юбилею, а огромным праздником оперного театра, где воедино слились его мощь и лирическая проникновенность. Над ним трудились автор сценария Григорий Шестаков, режиссер-постановщик Сергей Широков, художник-постановщик Сергей Грачев, художник по свету Антон Поморев, графическое оформление Артема Израилова. Вел концерт прославленный Большой симфонический оркестр им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижер Владимир Федосеев) п/у Александра Соловьева и Дмитрия Корчака. Генеральный продюсер Наталья Игнатенко, гендиректор Благотворительного фонда Елены Образцовой. На Оперный бал съехались прославленные певцы и молодые вокалисты, лауреаты конкурсов Образцовой и ее Благотворительного фонда из разных стран и континентов.

Елена Образцова
Елена Образцова

Начался вечер с романса Графини из «Пиковой дамы» П. Чайковского в исполнении Елены Образцовой. Его сменили Полонез и сцена Марины Мнишек и Самозванца из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Именно в партии Марины Мнишек состоялся дебют Елены Васильевны на сцене Большого театра. После своего успешного выступления она стала солисткой первого театра страны. В концерте партии Марины и Самозванца исполнили солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук и солист Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского Михаил Пирогов. Психологически точной и вокально безупречной в арии Любаши из оперы Римского-Корсакова была солистка Мариинского Ольга Бородина. Жаль, что замечательная сопрано Любовь Петрова, приглашенная солистка «Метрополитен-Опера» спела только небольшую арию Лауреатты из оперы Пуччини «Джанни Скикки». Так бедно сложился ее репертуар в этом концерте.

Оперный бал Елены Образцовой
Ольга Бородина

Затем прошли два фрагмента из «Богемы» Пуччини: ария Рудольфа и дуэт Мими и Рудольфа из первого акта в исполнении итальянского тенора Франческо Демуро и российской оперной солистки, поющей по всему миру, Вероники Джиоевой. Тенор средний, но теноровый дефицит делает его востребованным. Вероника, обладательница очень красивого сопрано, была хороша и в дуэте, и в арии Маддалены из оперы Джордано «Андое Шенье», которую Вероника спела во втором отделении. Дирижера Александра Соловьева, который открыл юбилейный концерт, сменил Дмитрий Корчак, действующий тенор, успешно начинающий дирижерскую карьеру.

Оперный бал Елены Образцовой
Лео Нуччи и Нина Минасян

Очень порадовали две молодые певицы. Барочная исполнительница Юлия Лежнева, которую знают и любят во всем мире. Ее любила и Елена Васильевна. Она стала лауреатом Гран-при двух конкурсов Образцовой: юных вокалистов и молодых оперных певцов. Постепенно Юля расширяет барочный репертуар. Моцарт в ее исполнении звучит очень стильно и красиво. В концерте она исполнила арию Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда». Выпускница Молодежной оперной программы Большого театра Василиса Бержанская, очень яркая певица. Ее тоже любила Елена Васильевна даже в тот период, когда Василису преследовали разные вокальные неудачи, она верила в ее успешную карьеру. Оперная примадонна была права. Сейчас Василиса - лауреат многочисленных престижных конкурсов, она солистка Немецкой оперы в Берлине, поет и на других зарубежных сценах. Арию ее Елены из оперы Россини «Дева озера» зрители приняли с восторгом. Своими стремительными «до» очаровал публику американский тенор Лоуренс Браунли в знаменитой арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти.

Далее концерт был отдан во власть «Аиды» Верди. Партия Амнерис была одной из любимых у Елены Образцовой. Сначала прозвучала Сцена Аиды и Амнерис в прекрасном исполнении двух мировых звезд Марии Гулегиной – Аида и Екатерины Семенчук – Амнерис. Финал 2 акта «Аиды» завершил первое отделение концерта. Здесь устроителей подвела Государственная хоровая капелла России им. А. Юрлова (худрук и гл. дирижер Геннадий Дмитряк). Коллектив не театральный, не знающий свою партию в «Аиде». Занятый своими концертами, хор не успел выучить материал, а тем более отрепетировать его с оркестром БСО им. Чайковского и с солистами. Все было очень громко и топорно, солистов вообще не было слышно. К большому сожалению, в финале была нарушена гармония музыки и театра, так счастлива найденная постановщиками. Оглушенные грохотом, зрители ринулись в залы, где красовалась замечательная выставка, подготовленная Большим театром и Благотворительным фондом Елены Образцовой к 80-летию со дня рождения певицы.

Оперный бал Елены Образцовой
Мария Гулегина

К счастью, второе отделение было совсем другим, снова вернувшим зрителей в мир музыки и театра мировой примадонны. В нем было много исполнительских шедевров. Открыл его оркестр Вальсом Свиридова из Музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», изящно и красиво исполненным артистами миманса Большого театра. Затем прозвучал первый шедевр – Ольга Бородина представила фрагмент «Земля моя златая!» из поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» в сопровождении Георгия Хачикяна (фортепиано) и Александра Болдачева (арфа). Затем настала очередь оперы Бизе «Кармен». Антракт к 4 действию исполнили оркестр и артисты миманса, Цыганскую песню – Екатерина Семенчук и Куплеты Эскамильо – Виталий Билый с артистами хора. Тут свершился второй шедевр – Мария Гулегина блестяще спела труднейшую арию Леди Макбет из одноименной оперы Верди. В концерте участвовал старейший баритон Лео Нуччи, который с невероятным актерским темпераментом спел арию Риголетто из одноименной оперы Верди. Волшебство театра он продолжил вместе с молодой певицей, выпускницей Молодежной оперной программы Большого театра Ниной Минасян. Они не просто спели, а прожили сцену и дуэт Риголетто и Джильды. Это было настолько ярко вокально и актерски, что зал устроил певцам заслуженную овацию. Неожиданно и прекрасно исполнил предсмертную арию Каварадосси непревзойденный трубач, солист плетневского оркестра Владислав Лаврик. После нее очень органично слушалась и до слез тронула ария, ее еще называют «Молитвой», Тоски в исполнении Марии Гулегиной.

После всех исполнительских шедевров постановщики нашли точное место для Сцены Шарлотты и Вертера из одноименной оперы Массне в исполнении Елены Образцовой и сегодняшнего солиста Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Дмитрука. Планировалось, что потом прозвучит ария Вертера в его исполнении. Но не случилось, а жаль, Вертер - это абсолютный материал певца. Последующее Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи подготовило атмосферу для размышлений Елены Образцовой «Что такое Театр?», которые точно в стиле Елены Васильевны прочитала актриса Вера Бабичева. И закончился Оперный бал Елены Образцовой хором «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя» , который исполнили оркестр, хор и все участники концерта во главе с дирижером Александром Соловьевым.

Елизавета ДЮКИНА

Еще одно мнение о концерте можно прочитать здесь.

13/10/2019 - 03:30   Классическая музыка   Концерты
В зале им. П.И. Чайковского прошел XI Большой фестиваль РНО.

В его рамках состоялся концерт всеми любимой певицы Юлии Лежневой, поющей на самых престижных оперных и концертных сценах Европы, США, Азии, Австралии. На этот раз в концерт включили не только барочную музыку, но и несколько сочинений симфонической классики. Исполнители: Российский Национальный оркестр (дирижер Михаил Шехтман) и Юлия Лежнева.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Несколько удивил выбор симфонической программы, она оказалась случайной и не вписавшейся в общую программу концерта, к тому же сыгранной вне стиля композиторов, громко и невыразительно. Это относится прежде всего к увертюре «Эгмонт» Бетховена и финалу Четвертой симфонии Чайковского.

Дирижировал Михаил Шехтман
Дирижировал Михаил Шехтман

Что же касается репертуара Юлии Лежневой, то тут было много интересного и неожиданного. Певица старается расширять свой барочный ассортимент, и это у нее роскошно получается. Она удачно выбрала вместе с дирижером Михаилом Шехтманом для своего выступления на фестивале РНО барочную музыку и произведения композиторов более позднего времени. Сначала Юля спела концертную арию Мендельсона «In felice» («Несчастная»), которая органично вылилась в увертюру к опере Россини «Сорока-воровка», качественно сыгранной РНО. Затем Лежнева представила финальную арию Елены из оперы Россини «Дева озера», успешно завершив первое отделение концерта.

Юлия Лежнева
Юлия Лежнева

Второе отделение началось с исполнения РНО Адажиетто из Пятой Симфонии Малера. Создана атмосфера красоты и одухотворенности, которую продолжила Лежнева глубоким и трогательным произведением Шуберта «Ave Maria». Да, это была ее музыка, которую она пела красиво и самозабвенно. Затем зазвучала ария из Большой мессы Моцарта, за ней последовали Финальная сцена и Рондо Зельмиры из одноименной оперы Россини. Это было сотворчество композиторов, музыкантов под руководством Михаила Шехтмана и Лежневой. которое захватило слушателей, и они не хотели их отпускать. Шехтман, выходя на поклоны, бросил фразу: «Будет третье отделение».

Финал концерта
Финал концерта

Оно тут же и последовало, Юля подготовила еще три арии: Констанцы из оперы Вивальди «Гризельда», Удовольствия из оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» и Арбаче из третьего действия оперы Броски «Артаксеркс». Только после этой удивительной барочной тройчатки публика неохотно начала покидать зал.

Концерт закрытия XI Большого фестиваля Российского национального оркестра можно без преувеличения назвать шедевром и по программе, и по ее исполнению. Звучала музыка только русских композиторов - Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича и Сергея Рахманинова. На сцене зала им. П. Чайковского прославленный РНО под управлением мага и волшебника Михаила Плетнева и солисты французский пианист Люка Дебарг и трубач Владислав Лаврик.

Михаил Плетнев
Михаил Плетнев

Начали с сюиты Глазунова «Шопениана». Композитор взял несколько фортепианных пьес Ф. Шопена, оркестровал их и объединил в единый цикл в 1892 г., проявив высочайшее мастерство оркестрового письма. Пьесы польского гения, не утратив своей самобытности, обогатились массой оркестровых красок, в чем мы могли убедиться, прослушав в концерте три пьесы «Полонез», «Вальс» и «Тарантеллу». Особенно захватил «Вальс» - своей лиричностью, одухотворенностью, загадочностью и даже фантастичностью. А балет «Шопениана», поставленный выдающимся хореографом Михаилом Фокиным в 1907 г. на основе сюиты «Шопениана» Глазунова, до сегодняшнего дня украшает балетные сцены в России и за рубежом.

Люка Дебарг
Люка Дебарг

Свой Первый фортепианный концерт Дмитрий Шостакович писал в 1933 г. , его премьера состоялась 15 октября 1933 г. в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижировал Фриц Штидри. Солировал сам автор. Слушатели были поражены новизной и экстравагантностью музыки Шостаковича. Слышались цитаты из Гайдна и Бетховена, но не в привычном соседстве с классикой, а с легким жанром: опереттой, джазом, галопом, уличным шлягером… К тому же более чем непривычным был дуэт трубы и фортепиано, который шел в сопровождении струнных. Новое сочинение Шостаковича сразу полюбилось исполнителями, и сегодня оно считается одним из самых исполняемых инструментальных концертов прошлого столетия. Концерт блистательно и с огромным удовольствием сыграли РНО, безупречный трубач Владислав Лаврик и молодой французский пианист Люка Дебарг (открытие XV Международного конкурса им. Чайковского). На сцене царил праздник совместного музицирования, который не мог не захлестнуть переполненный зал.

Владислав Лаврик, Люка Дебарг и оркестр РНО п/у Михаила Плетнева
Владислав Лаврик, Люка Дебарг и оркестр РНО п/у Михаила Плетнева

Вечер завершили «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Это последнее оркестровое произведение композитора, законченное за три года до его смерти и подытожившее его творческий путь. Создавалось оно в очень трудное время и на чужбине. Сергею Васильевичу с женой в 1939 году за десять дней до начала Второй мировой войны удалось покинуть Европу и поселиться в Америке. Крупное симфоническое произведение было написано за очень короткий срок. Рахманинов посвятил его Филадельфийскому симфоническому оркестру и его руководителю Юджину Орманди. В их исполнении и состоялась 3 января 1941 года мировая премьера «Симфонических танцев» Рахманинова. В Москве же сочинение впервые услышали 25 ноября 1943 г. (дирижировал Николай Голованов) уже после смерти композитора, скончавшегося 23 марта 1943 году, в Беверли-Хиллс в Калифорнии. В «Симфонические танцы» Сергей Рахманинов вложил всю свою душу, всю боль и страдания, что выпали на долю человечества в годы страшной войны. Трагическими их сыграли и на фестивале, посвятив памяти великого русского композитора, пианиста и дирижера.

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина ШЫМЧАК

11/10/2019 - 05:16   Классическая музыка   Концерты
Елена Образцова и Пласидо Доминго. Многие годы двух выдающихся оперных певцов связывали совместные выступления по всему миру. Елизавета и Дон Карлос, Далила и Самсон, Графиня и Герман… После премьеры «Кармен» Бизе в Марсельской опере он получил название «Дуэт века».

Великий режиссер и сценограф Франко Дзеффирелли навсегда запечатлел дуэт Сантуцци и Туридду в исполнении Елены Образцовой и Пласидо Доминго в фильме-опере «Сельская честь» по опере Масканьи. Были у них и другие общие интересы. В частности, помогать становлению начинающих певцов. Создавая в 1993 году свою «Опералию», Доминго писал: «Мне хотелось создать не просто вокальный конкурс, но организацию, которая дала бы молодым певцам возможность сделать первый серьезный шаг к выдающейся карьере». В этом плане он достиг огромных результатов. Его конкурс путешествует по всему миру. Побывал он в 2011 году и в Москве. В 1999 свой Международный конкурс молодых оперных певцов в любимом Петербурге основала Елена Васильевна. Теперь ее дело успешно продолжают две творческие организации: в Петербурге Культурный центр Елены Образцовой п/р Ирины Черновой, и в Москве Благотворительный Фонд Елены Образцовой п/р Натальи Игнатенко.

В этом году отмечается 20-летие конкурса Елены Образцовой, и Благотворительный Фонд организовал гала-концерт лауреатов Международных конкурсов молодых оперных певцов Елены Образцовой и «Опералии» Пласидо Доминго, который прошел в Большом зале Московской консерватории и был посвящен 80-летию со дня рождения Елены Васильевны.

Виталий Билый
Виталий Билый

Открыло вечер Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», исполненное Большим симфоническим оркестром им. П. Чайковского (худрук и гл. дирижер В. Федосеев) п/у дирижера Дениса Лотоева с глубоким подтекстом - пожеланиями молодым певцам счастливой творческой карьеры. Радостно было услышать замечательного баритона Виталия Билого. Некогда солист «Новой оперы», он давно не появлялся в российской столице. Виталий - лауреат солидных международных конкурсов: молодых оперных певцов Елены Образцовой (Гран-при, Петербург, 2003), «Опералии» Пласидо Доминго (IV премия, 2004), им. Франсиско Виньяса (III премия, Барселона, 2005). С 2007 – приглашенный солист театра Метрополитен-опера, выступает в театрах Италии «Ла Скала», Ла Феничев Венеции, Сан-Карло в Неаполе, Кальяри, Театре им. Дж. Верди в Падуе, Муниципальном театре Сантьяго-де-Чили, Баварской Опере и Дрезденской Земпер-опере. В планах певца спектакли в Визбадене, Риме, Севильи, Париже, Тулузе, Лос-Анджелесе.

В первом отделении Виталий исполнил арию Дон Карлоса из оперы Верди «Эрнани», во втором – два дуэта: Леоноры и Графа Ди Луна из «Трубадура», Джильды и Риголетто из «Риголетто» Верди. Особенно хорош Виталий был в дуэтах, где раскрылись его яркий выразительный баритон и активная актерская харизма. Его партнершей была тоже яркая певица и актриса Ольга Пудова.

Ольга родилась в Петербурге, закончила Петербургскую консерваторию. С 2006 – солистка Мариинского, приглашенная солистка Большого, поющая по всему миру сложнейший лирико-колоратурный репертуар Беллини, Доницетти, Моцарта, Верди, Россини, Римского-Корсакова, Бернстайна, Р. Штрауса. Лауреат нескольких солидных международных конкурсов: им. Римского-Корсакова (II премия, Петербург), им. Павла Лисициана (I премия, Владикавказ), Елены Образцовой (I премия, Петербург), конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (III премия, Москва).

Ольга Пудова блистательно закончила первое отделение гала-концерта в Москве арией Лакме из одноименной оперы Делиба, нанизывая нити стремительных колоратур. Во втором отделении в дуэтах она была совсем иной. Сначала шаловливой и изящной Адиной из «Любовного напитка» Доницетти, разыгрывающей влюбленного в нее Неморино. В сцене же Джильды с Риголетто покорила нежностью по отношению к предавшему ее коварному Герцогу и страстным желанием уберечь любимого от страшной мести отца.

Ее партнером в сцене Адины и Неморино был тенор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Дмитрук. Его ведущим солистом он стал только в 2017 году, закончив Петербургскую консерваторию и пройдя сложный путь становления творческой личности. На счету Владимира несколько престижных премий на международных вокальных конкурсах «Маленькая опера» (I премия, Таллин, 2008), Всеукраинский конкурс солистов-вокалистов им. О. Петрусенко (I премия, Киев, 2009), оперных певцов «Санкт-Петербург» п/р И. Богачевой (I премия, 2011), молодых оперных певцов Елены Образцовой (III премия и Приз зрительских симпатий, 2015). Он финалист телепроекта «Большая опера» (2017).

В гала-концерте в исполнении Владимира Дмитрука ярко прозвучал Плач Федерико из оперы Бизе «Арлезианка», а завершил вечер дуэт Мими и Рудольфа из «Богемы» Пуччини. С ним выступила его коллега по театру Елена Гусева.

Елена – выпускница Московской консерватории (класс замечательного педагога, профессора Галины Алексеевны Писаренко). В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко она ведущая солистка с 2009 года. Сегодня на ней весь лирико-драматический репертуар: Аида, Лиза, Татьяна, Чио-Чио-Сан, Наташа Ростова, Мими, Микаэла, Дездемона, Леонора («Сила судьбы»),Енуфа, и др. Она тоже лауреат значительных международных конкурсов: в Нингбо (IV премия, Китай, 2008), молодых оперных певцов Елены Образцовой (I премия, Петербург, 2009), в Савонлинне (Финляндия, 2010), им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2011), им. П. Чайковского (Москва) – везде третья премия. Лауреат премии Фонда Елены Образцовой (2013). В концерте Елена спела первую арию Кумы из оперы Чайковского «Чародейка», а во втором отделении вместе с Виталием Билым - дуэт Леоноры и Графа Ди Луны из «Трубадура» Верди. У певицы большой красивый голос. Но хотелось, чтобы у ее героинь было бы больше женского обаяния, притягательности и непосредственности.

Ольга Кульчинская
Ольга Кульчинская

Отлично, что в концерте приняла участие очаровательное лирико-колоратурное сопрано Ольга Кульчинская. Теперь она редкая гостья в Москве. Родилась в городе Ровно (Украина) в семье музыкантов. Выпускница Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (класс М. Ю. Стефюк). Лауреат международных конкурсов им. И.А Алчевского (Гран-при, Харьков, 2011), им. И. В. Лысенко (I премия, Киев, 2012 ), им. Бюль-Бюля (III премия, Баку, 2012), им. Ф. Виньяса (I премия, Барселона, 2015), «Опералии» Пласидо Доминго (III премия, Гвадалахара, 2016). Лауреат премии Фонда Елены Образцовой (2018). В 2013-2014 — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. В 2013 дебютировала на Исторической сцене Большого театра в партии Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова п/у Геннадия Рождественского. С этой ролью она приняла участие в гастролях Большого театра в Вене, на оперном фестивале в Гонrонге, а также в Линкольн-Центре в Нью-Йорке. В 2014-2017 - солистка Большого театра, где ее репертуар пополнился партиями Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта), Джильды («Риголетто» Верди), Мюзетты («Богема» Пуччини), Герды («История Кая и Герды» С. Баневича), Коринны («Путешествие в Реймс» Россини) и др. К сожалению, певице пришлось покинуть Большой театр. Ольга успешно выступает на ведущих зарубежных сценах: Джульетта в опере Беллини «Капулетти и Монтекки», Церлина в «Волшебной флейте» Моцарта и Адина в Любовном напитке» Доницетти в Опере Цюриха, Мюзетта в «Богеме» Пуччини в театре Лисеу (Барселона), Розина в «Севильском цирюльнике» Россини в парижском театре «Бастий», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова в театре Ла Монне в Брюсселе. В 2020 предстоят дебюты в Метрополитен-опера в партиях Мюзетты и Памины. Но тоска по любимой сцене Большого театра все равно существует.

В концерте Ольга Кульчинская спела три арии: Марфы из четвертого действия «Царской невесты», Норины из «Дон Паскуале» Доницетти и Мюзетты. Певица продемонстрировала свой неповторимой красоты голос с богатейшим багажом нюансов и спектр актерских красок от трагедийных до комедийных.

Дзамболат Дулаев
Дзамболат Дулаев

Еще двое выступили в гала-концерте. Это лауреаты недавно прошедшего в Петербурге XII конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой: баритон Дзамболат Дулаев – Первая премия, и сопрано Оксана Секерина (Майорова) – Третья премия, приз зрительских симпатий и несколько спецпризов. Дзамболат родился в Владикавказе, закончил Мастерскую Дмитрия Бертмана в ГИТИСе (педагог по вокалу О. Ф. Миронова). Сейчас он поет во Владикавказе и в Мариинском театре, с 2015 – солист «Геликон-оперы», имеет еще несколько премий международных конкурсов. На концерте в Москве выступил достойно, исполнив арии Мазепы из оперы Чайковского и Родриго из «Дон Карлоса» Верди.

Оксана Секерина родом из Нового Уренгоя Ямало-Ненецкого автономного округа, закончила РАМ им. Гнесиных. Обладательница нескольких зарубежных наград, в том числе приза Биргит Нильсон, который ей вручил ей Пласидо Доминго на своем конкурсе «Опералия», проходившем в 2017 в Астане. Сотрудничала с ГАСК России п/у В. Полянского. С 2016 началась ее зарубежная карьера. В концерте Оксана спела две арии: Леоноры из «Силы судьбы» Верди и Русалки из оперы Дворжака. Это выступление знаменовало переход певицы от музыки Моцарта на более крепкий сопрановый репертуар, который прошел успешно. Особенно ей удалась ария Леоноры.

Концерт завершился, вызвав бурные аплодисменты слушателей. Была масса цветов. Пожелаем же молодым певцам не терять завоеванных позиций, а развивать их дальше.

Елизавета ДЮКИНА

03/10/2019 - 03:51   Классическая музыка   Новости
В Петербурге прошел двенадцатый международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, отметивший свое 20-летие. К тому же он был посвящен 80-летию со дня рождения своей основательницы.

Его провели Культурный центр Елены Образцовой (Санкт-Петербург, директор Ирина Чернова) и Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» (Москва, гендиректор Наталья Игнатенко ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Концерт открытия конкурса прошел в Большом зале Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича в сопровождении Государственного симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический» п/у народного артиста Кабардино-Балкарии Михаила Голикова. Участвовали в нем только лауреаты конкурсов Образцовой: приглашенная солистка «Метрополитен-опера» сопрано Любовь Петрова, представительницы Мариинского театра сопрано Оксана Шилова, Екатерина Гончарова, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко сопрано Елена Гусева – все лауреаты первых премий. Солисты Мариинского театра меццо-сопрано Мзия Ниарадзе (четвертая премия) и бас Юрий Власов (вторая премия). Тенор Шота Чибиров, солист «Геликон-оперы (вторая премия).

Звучали ария Маргариты из «Фауста» Гуно, Плач Федерико из «Арлезианки» Бизе, ариозо Кумы из «Чародейки», сцена письма Татьяны из «Евгения Онегина» Чайковского, дуэт Мими и Рудольфа из «Богемы» Пуччини, третья ария Далилы из оперы Сен-Санса, ария короля Филиппа из Дон Карлоса» Верди, Баркарола из «Сказок» Гофмана» Оффенбаха, арии Марицы из оперетты Кальмана и Виолетты из «Травиаты» Верди. Пели прекрасно, ничего не утратив из своего вокально-актерского дарования, снова подтвердив прежнее решение жюри.

«Ленинград, Петербург – мой родной, любимый город. Для меня он начало всех начал», - заявила Елена Васильевна, создав в этом чудном городе вокальный конкурс, на который ныне приезжает огромное количество молодых вокалистов. В этом году в первом отборочном туре приняло участие 165 желающих стать победителями этого престижного состязания. В Петербурге собрались посланцы из разных уголков России, стран СНГ, Канады, Китая, Монголии, Сербии, Польши, Болгарии.

Жюри конкурса
Жюри конкурса

Судило молодых певцов строгое жюри. По-прежнему председателя не было, считается, что конкурс возглавляет Елена Васильевна Образцова. И это справедливо. В жюри вошли менеджеры, директора оперных театров и всемирно известные певцы: глава собственного агентства Ariosi Management Алессандро Ариози (Италия); оперная певица, народная артистка России, солистка Мариинского театра Ольга Бородина (Россия); худрук Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, народная артистка России Лариса Гергиева (Россия); помощник музыкального руководителя Большого театра, народная артистка СССР Маквала Касрашвили (Россия); худрук Национальной оперы Лиона (Франция) Роберт Кёрнер (Германия); вице-президент международного артистического агентства Melos Opera (Болонья, Италия) Маркус Ласка (Италия); выдающаяся оперная певица, ныне Генеральный консультант Венгерской государственной оперы, глава факультета драматических искусств Венгерской академии искусств Эва Мартон (Венгрия); немецкая оперная певица Надя Михаэль (Германия); продюсер Ричард Родзинский (США).

Первый отборочный тур конкурса проходил в Малом зале им. М. Глинки Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича в сопровождении фортепиано. Жюри из 165 претендентов на второй тур пропустило 40 певцов. Прослушивание проходило уже в Большом зале филармонии тоже в сопровождении фортепиано. Исполнить конкурсанты должны были три произведения: два камерных вокальных сочинений русских и зарубежных композиторов XIX –XX вв. и арию итальянского композитора XVIII-XIX вв. Многие конкурсанты, а среди них было немало совсем юных, растерялись от пространства Большого зала и сложности различных музыкальных стилей. Не оказалось среди них тех, кому удались все три произведения. Запомнились отдельные романсы и арии.

Интересно спели романсы Г. Свиридова «Финдлей» и «Богоматерь в городе» бас Сергей Севастьянов и баритон Дзамболат Дулаев. Порадовали Зоя Петрова, Екатерина Шелехова из Канады, Оксана Секерина (Майорова), Мария Солдатенкова, исполнив песню «В углу» из цикла Мусоргского «Детская», «Испанское болеро» Делиба, «Песнь ведьм»» Мендельсона, песню Мусоргского «По грибы». Но это были в основном камерные сочинения. Хотя оказались удачными и арии, которые продемонстрировали китайское меццо-сопрано Вэнь Муя (настоящее, густое – ария Эболи из «Дон Карлоса» Верди) и российский бас Сергей Севастьянов в арии Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини.

К сожалению, уровень выступавших был средним. Жюри дали право назвать пятнадцать финалистов. Жюри же, взвесив ситуацию второго тура, пропустило на третий тур всего одиннадцать певцов, но приняло странное решение исполнять одну арию вместо назначенных двух. Обычно регламент двух арий на третьем туре не нарушается на серьезных конкурсах, коим, безусловно, является Конкурс Елены Образцовой. Но так уж получилось.

К тому же весьма средним был Государственный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» п/у своего руководителя Михаила Голикова. Музыканты и дирижер слабо ориентировались в оперной литературе, играли громко, грубо, и абсолютно не были опорой для молодых певцов и не способствовали их успешному и стабильному выступлению в финале.

Жюри приняло абсолютно правильное решение: Гран-при не присуждать – не было для него певца-лидера. Все три премии получили российские вокалисты. Первую присудили баритону Дзамболату Дулаеву. Родился во Владикавказе, обучался в Владикавказском колледже искусств им. В. Гергиева и в Мастерской Дмитрия Бертмана в ГИТИСе (педагог по вокалу О. Ф. Миронова). Лауреат Первых премий III Международного музыкального фестиваля им. П. Чайковского в Клину и V Международного конкурса им. П. Лисициана во Владикавказе (2017). На конкурсе Образцовой замечательно исполнил романс Г. Свиридова «Богоматерь в городе», за что был награжден спец. премией. Выступает во Владикавказе и Мариинском театре. С 2015 – солист «Геликон-оперы».

Награда Дзамболату Дулаеву
Награда Дзамболату Дулаеву

Вторая премия досталась басу Сергею Севастьянову. Он в 2013 г. успешно закончил вокальный факультет Львовской Национальной музыкальной академии им. Н. В. Лысенко и был принят солистом в Львовский национальный театр оперы и балета. Но в связи с государственным переворотом в Украине в 2014 эмигрировал в Россию. С 2018 года Сергей является солистом оперного театра (студии) при Московской консерватории. Членам жюри очень понравилось его исполнение песни Ф. Шуберта «Двойник», и они отметили певца спецпризом.

Третьей премией наградили сопрано Оксану Секерину (Майорову). Она родилась в Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа. Окончила Ханты-Мансийский колледж искусств и РАМ им. Гнесиных. Финалистка 56-го Конкурса им. Ф. Виньяса в Барселоне (2019), лауреат Четвертой премии Конкурса им. П. Чайковского (2019). Пласидо Доминго в 2017 вручил Оксане приз Биргит Нильсон на своем конкурсе «Опералия», который проходил в Астане. С 2015 в течение нескольких лет сотрудничала с ГАСК России п/у В. Полянского. В 2016 началась карьера певицы за рубежом: выступала на Брегецком фестивале, в Граце, Сантьяго де Чили. На конкурсе Елены Образцовой Оксана не только получила третью премию, но и стала обладательницей Приза зрительских симпатий и мехового изделия от дизайнера одежды Елены Образцовой Клавдии Завьяловой, также приза радио «Орфей»: статуэтки Орфея и возможности поучаствовать в одной из программ радиостанции.

Восемь финалистов стали дипломантами конкурса, большинство из них были награждены специальными премиями и призами. На пресс-конференции с членами жюри говорилось о важных задачах конкурса по отношению к молодым певцам. В частности, о том, чтобы обеспечить их профессиональной деятельностью, и частично это пожелание было выполнено. Московские театры предложили молодым певцам поучаствовать в их спектаклях. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича–Данченко и «Новая опера» им. Е. В. Колобова пригласили к себе тенора Сергея Кузьмина, а «Геликон-опера» - баритона из Узбекистана Акылбека Пиязова. Спецпремию «За лучшее исполнение произведения из репертуара Елены Образцовой» получила россиянка Мария Солдатенкова, баритон из Казахстана Азат Малик - «За лучшее исполнение арии из оперы итальянского композитора XVIII-XIX вв., а также приз «Лучшему баритону конкурса». Молдаванка Анна Кучерявый завоевала приз «За лучшее исполнение русской музыки зарубежным певцом». Свои специальные премии вручили казаху Станиславу Ли и молдаванке Анне Кучерявый руководители Благотворительного фонда Елены Образцовой и Культурного центра Елены Образцовой.

Не забыли и о концертмейстерах, на которых легла огромная нагрузка на первых двух турах, и они с ней прекрасно справились, не в пример оркестру и его руководителю. Лучшими из них стали Алсу Барышникова и Елизавета Дмитриева. Лариса Гергиева вручила спецприз Марии Черновой от Академии молодых певцов Мариинского театра.

Двенадцатый Международный конкурс молодых оперных певцов завершился. Как-то сложатся судьбы новых лауреатов и дипломантов?

Елизавета ДЮКИНА

15/09/2019 - 02:57   Классическая музыка   Концерты
В День солидарности в борьбе с терроризмом в Концертном зале им. П. Чайковского прошел уникальный вечер – состоялась российская премьера кантаты Memoria валлийского композитора Карла Дженкинса.

21 октября 1966 года в деревне Аберфан Южного Уэльса гигантский оползень, представлявший гору угольного шлака, похоронил под собой начальную школу и несколько домов. Эта трагедия унесла жизни 116 детей и 28 взрослых. В 2016 году к композитору Карлу Дженкинсу обратились генеральный директор S4С Ян Джонс и Хефин Оуэн из Rondo Media, и предложили заказ на создание сочинения, посвященного 50-летию со дня прошедшей трагедии.

«Я был очень тронут, что именно мне была оказана такая высокая честь, - вспоминает композитор, - и я сразу же дал свое согласие».

Мировая премьера кантаты Memoria (Cantata Memoria - For the Children) состоялась в Кардиффе в Миллениум-центре. В октябре 2016 года кантата была записана на Deutsche Grammophon с участием двух уэльских певцов: бас-баритона Брина Терфеля и сопрано Элен Манахан Томас.

Либретто написала талантливая валлийская поэтесса, лингвист Мерерид Хопвуд, которая помогла композитору справиться с психологической нагрузкой и создать в основе своей светлое сочинение. Оно состоит из двух отдельных частей, исполняющихся без перерыва. Первая часть повествует о страшной трагедии, настигшей прежде всего детские души. Вторая часть движется от тьмы к свету, и несмотря на вновь возникающие тяжелые воспоминания, приводит к торжеству детства, завершаясь канонической частью Реквиема «Вечный Свет».

В Москве кантату «Memoria» представлял Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой», который всегда делает небанальные проекты, вызывающие особый интерес у посетителей. Исполнителями же были русские коллективы и певцы: Московский государственный академический симфонический оркестр п/у П. Когана (дирижер Николай Степанов), Большой хор «Мастера хорового пения» Радио «Орфей» (худрук Лев Конторович), хор Детской музыкально-хоровой школы «Пионерия» им. Г. Струве (худрук Елена Веремеенко). Солисты - сопрано Любовь Петрова, приглашенная солистка «Метрополитен-опера», и баритон Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Антон Зараев.

Дирижер Николай Степанов и баритон Антон Зараев
Дирижер Николай Степанов и баритон Антон Зараев

Партитура трудная, в сложных сочетаниях разных стилей и жанров. Написана она на нескольких языках: английском, валлийском и латинском с добавлением нескольких слов на испанском, французском, немецком и др. Это тоже представляло свои трудности. Но все артисты, детские и взрослые, не просто справились с ними, но и привнесли русский колорит, что оказалось неожиданно и симпатично.

Оркестр п/у Николая Степанова мастерски вскрыл многослойную партитуру, а солист оркестра скрипач Роман Филиппов красиво и проникновенно провел свое соло, вызвав бурные аплодисменты зрителей. Мужественные краски внесли в кантату «Мастера хорового пения», но без каких-либо жестокостей и надрывов. Очень достойно выступил детский хор «Пионерия». У него была очень ответственная роль – представить детскую тему. Юные исполнители под руководством Елены Веремеенко точно провели линию от тьмы к свету, закончив ее радостно и светло.

Ярко проявили себя певцы Любовь Петрова и Антон Зараев, а партии у них включали не только классику, но и микрофонное пение и современные ритмы. Как настоящие профессионалы, они ловко справлялись со всеми трудностями, радуя слушателей красивым и выразительным дуэтом. Кроме того, у Петровой партия неожиданно была насыщена большим количеством вокализов, которые у певицы звучали красиво, виртуозно и одухотворенно.

Сопрано Любовь Петрова
Сопрано Любовь Петрова

Люба вообще замечательная вокалистка и артистка с богатой биографией. Она выпускница Московской консерватории по классу профессора Галины Писаренко. Затем была участницей Международной школы вокального мастерства, которая проходила в Москве с участием педагогов «Метрополитен-опера». Получила приглашение на стажировку в «Метрополитен-Опера», потом стала его солисткой, и до сих пор поет в ведущих оперных театрах Америки, Канады, Европы. К счастью, Любовь Петрова часто приезжает в Россию для участия в разных постановках, концертах и проектах Фонда Елены Образцовой. К тому же Любовь - лауреат первой премии Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Все, конечно, запомнили ее Софи в спектакле Большого театра «Кавалер розы» Р. Штрауса. Как жаль, что эта замечательная постановка больше не идет в Большом театре, а ведь она была любима и востребована зрителем.

Очень хорошо, что Фонд Елены Образцовой пригласил для постановки кантаты Memoria режиссера Ростислава Протасова. Человек музыкальный, он выстроил не только музыкальное, но и театральное действо, которое нашло отклик в сердцах зрителей. Он также органично ввел в действие артиста театра и кино, поэта Влада Маленко, который читал и свои стихи, подходящие к теме вечера.

Часть собранных с концерта средств будет передана Благотворительному фонду «Детский хоспис» на открытие первого Детского хосписа в Домодедово Московской области.

Елизавета ДЮКИНА

12/06/2019 - 05:44   Классическая музыка   Новости
В московском театре «Геликон-опера» прошел IV Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Придумал его худрук «Геликона» Дмитрий Бертман.

Первый конкурс состоялся в 2013 году. С тех пор его популярность возрастает. В этом году было подано более 100 заявок, буквально со всего мира. Отобрали 13 участников. Столько же оказалось и членов международного жюри, в которое вошли директора и худруки из музыкальных театров России, Германии, Швеции, Эстонии, Чехии, Японии. Великобритании, фестиваля в Уэксфорде.

На первом туре режиссеры должны были поставить арию, на втором – дуэт, третьем – массовую сцену. Все было отлично организовано театром. В постановках участвовали солисты, хор, концертмейстеры, все необходимые технические службы Телеканал «Культура» организовал прямые трансляции состязаний молодых режиссеров. Было весьма интересно наблюдать за их профессиональной работой. Потом им всем подарили набор кассет.

Итак, состязания окончились. Строгие судьи удалились на совещание. Режиссеров судило два жюри: профессиональное, которое присуждало участникам Нано-оперы места и призы, и медиа жюри. Журналисты выбирали полюбившихся им режиссеров, чтобы их имена зазвучали на радио, телевидении, появились на страницах газет, журналов и в интернет-изданиях. Ныне несколько человек в качестве спецпризов получили работу режиссера в российских и зарубежных театрах. Это, без сомнения, говорит о высоком уровне конкурса.

«Нано-опера 2019»
«Нано-опера 2019»

Ляйсан Сафаргулова, Россия, Уфа

Первая премия. Главный приз медиа жюри – ручка Waterman. Приз зрительских симпатий телеканала «Россия – Культура». Спецпризы от худрука фестиваля в Уэксфорде Розетты Кукки — постановка на фестивале оперы в 2020 г., Феликса Грозданова - интервью в интернет-газете «Дни.Ру», Ольги Русановой — интервью на «Радио России», Йосси Тавора — интервью на радио «Орфей», Ирины Шведовой – интервью в газете «Московская правда».

Стефано Симоне-Пинтер, Италия

Вторая премия. Диплом от руководителя службы гендиректора Общественного телевидения России Изабеллы Пашинян. Спец приз телеканала «Культура» - участие в постановке программы проекта «Большая опера».

Елизавета Корнеева, Россия

Вторая премия. Спецприз от худрука Красноярского театра оперы и балета им. Дм. Хворостовского Сергея Боброва – приглашение работать в театре. Спецприз от музыкального критика Екатерины Кретовой – интервью в газете «Московский комсомолец».

Михаил Сабелев, Россия

Третья премия. Спецприз от гендиректора Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсберге Кристофа Майера – стажировка в Дюссельдорфе. Спецприз от худрука Центра культуры и искусств «Щукино» Дмитрия Бикбаева – постановка в рамках акции «Ночь искусств – 2019» на одной из концертных площадок Департамента культуры Москвы. Спецприз от музыкального критика Дмитрия Морозова – интервью в газете «Играем сначала».

Анхель Дель Кастильо, Испания

Приз зрительских симпатий театра «Геликон-опера».

Ари Теперберг, Израиль

Приз зрительских симпатий театра «Геликон-опера». Спецприз от Йосси Тавора – интервью на Радио «Орфей».

Анна Салова, Россия

Сертификат на постановку спецпроекта в 2019 г. от московского концертного зала «Зарядье» и его гендиректора Ольги Жуковой.

Игорь Бондаренко, Россия

Спецприз от главного режиссера Новосибирского театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева – приглашение быть ассистентом в его проектах.

Рейчел Хьювер, Великобритания

Спецприз от худрука-гендиректора Московского Детского музыкального театра им. Н. Сац Георгия Исаакяна – постановка спектакля.

Андрей Гуцов, Украина

Спецприз от гендиректора - худрука театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана — стажировка в театре. Диплом от корреспондента газеты «Комсомольская правда» в Северной Европе Владимира Ковалевского.

«Нано-опера 2019»
«Нано-опера 2019»

Очень порадовал гала-концерт лауреатов и участников IV Международного конкурса молодых оперных режиссеров (режиссер концерта Ростислав Протасов). В него вошли лучшие постановки конкурса «Нано-опера». Добавили бутафорию, мягкие декорации, одели все тех же солистов «Геликона» и его хор в соответствующие костюмы. С ними еще раз порепетировали участники конкурса.

Открыл вечер оркестр театра под управлением Владимира Федосеева, исполнив увертюру к опере П. Чайковского «Евгений Онегин» и создав волшебный мир театра. Затем эта функция перешла к дирижеру Валерию Кирьянову, к художнику по свету Александру Нилову и видеохудожнику Александру Андронову и органично к многим молодым режиссерам. Это и удивило, и порадовало. Они прилично знают музыку, которую ставят, хорошо в ней ориентируются. Удаются им и массовые сцены, что самое трудное в опере. Хотелось бы отметить несколько работ, теперь уже в их музыкально-театральном обличии.

  • Ляйсан Сафаргулова. Сцена из 3-го акта оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и ария Кащеевны «Настала ночь» из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный»
  • Елизавета Корнеева. Хоровая сцена из 2-го акта оперы У.Джордано «Сибирь» и дуэт Марии и Любови Кочубей из оперы П. Чайковского «Мазепа»
  • Анна Салова. Колыбельная Волховы из оперы Римского-Корсакова «Садко»
  • Михаил Сабелев. Сцена снежной метели «Вьюга, белая метель…» из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный»

«Нано-опера 2019»
«Нано-опера 2019»

Как сложатся далее их режиссерские судьбы?

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Ирина Шымчак

06/06/2019 - 19:56   Классическая музыка   Концерты
В Москве прошел Третий международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой Opera Art. Мадам Баттерфляй, Русалка, Леонора, Манон…

Начался он с концерта в Большом зале консерватории. Оперное искусство Азербайджана представили тенор Азер Зада и дирижер Ялчин Адигезалов.

Афиша

Азер Зада окончил Бакинскую консерваторию, стажировался в Италии, в том числе в Академии молодых певцов Миланского театра «Ла Скала», лауреат нескольких авторитетных вокальных конкурсов, самый важных из них Конкурс им. Дж. Верди в Буссето, на котором певец завоевал Первую премию. Ялчин Адигезалов - известный азербайджанский дирижер и педагог. С 2000г. он работает в Азербайджанском театре оперы и балета. Маэстро - профессор Азербайджанской музыкальной академии им. У. Гаджибекова.

В сопровождении Российского Национального оркестра в первом отделении были исполнены арии и фрагменты из опер Д. Верди, Д. Пуччини, Ж. Массне, П. Масканьи, Ж. Бизе, во втором гости познакомили с творчеством азербайджанских классиков У. Гаджибекова и Ф. Амирова, добавив арии из опер Чайковского и Пуччини.

Афиша

Следующий вечер фестиваля «Оперные голоса Беларуси» был весьма любопытным. На нем выступили ведущая сопрано Большого театра Республики Беларусь Анастасия Москвина и уроженец Беларуси тенор Владимир Дмитрук. Карьеру певец начинал в Минске, затем стажировался в молодежных программах театра Лос-Анджелеса и Венской Государственной оперы. Ныне он солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, успешно осваивающий теноровый репертуар театра. В Москве и Минске работает и дирижер Вячеслав Чернухо-Волич, который управлял РНО.

Репертуар в первом отделении был абсолютно незнакомый москвичам – сочинения словацких композиторов: Фантастическая увертюра «Байка» и думка Йонтека из оперы «Галька» Станислава Монюшко, три фрагмента из оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха»: сцена охоты, ария Надежды Яновской и Вальс. Арии Ирины и Романа из оперы Дмитрия Смольского «Седая легенда». Еще было Адажио из балета белорусского композитора Евгения Глебова «Маленький принц». Завершилось чудо-отделение дивным по красоте и выразительности лирическим дуэтом «Зорка Венера» Семена Рак-Михайловского на сл. М. Богдановича.

Второе отделение явилось привычным набором из опер Россини, Доницетти, Пуччини, Чилеа и Верди. Естественный финал – «Застольная» из «Травиаты». Концерт получился необычным, познавательным. Весь вечер радовала Анастасия Москвина: роскошное сопрано, высочайший профессионализм и одухотворенность. У Владимира Дмитрука лучше оказалась зарубежная классика, то, что сделано в театре: романс Неморино из «Любовного напитка» и особенно сложная ария Макдуфа из четвертого действия оперы Верди «Макбет». На высоте был Российский Национальный оркестр п\у Вячеслава Чернуха-Волича.

Афиша

Наконец-то появилась и сама Динара Алиева, а вместе с ней и замечательный коллектив Большой хор «Мастера хорового пения», которым руководит прославленный маэстро Лев Конторович. По-прежнему вел концерт Российский Национальный оркестр, уже во главе с итальянцем Пьером Джорджио Моранди. Они подготовили программу «Хоровые шедевры итальянской оперы». В первом отделении звучали только хоры и арии из опер Верди «Эрнани», «Сила судьбы», «Трубадур», «Аттила». Конечно же, не обошлось и без шедевра на все времена – Хора пленных иудеев «Лети, мысль на золотых крыльях» из оперы «Набукко», который любят и исполнители, и слушатели. Над всем этим хоровым разнообразием лился яркий и захватывающий голос трагических героинь Динары Алиевой - Эльвиры из «Эрнани» и Леоноры из «Силы судьбы» и «Трубадура».

В программу второго отделения вошли сцена Манон и ария Чио-Чио-сан из опер Пуччини «Манон Леско» и «Мадам Баттерфляй» в исполнении Динары Алиевой, раскрывшие драматический дар певицы. «Мастера хорового пения» продемонстрировали разные грани своего таланта, выбрав редко звучащие в концертах фрагменты из опер: хор шотландцев из «Макбета» Верди, удивительной красоты и проникновенности хор без слов из II действия «Мадам Баттерфляй» Пуччини, хоры цыганок испанских матадоров из «Травиаты» Верди. Прозвучали Интермеццо из «Сельской чести» П. Масканьи и Хор колоколов из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Завершился этот огромный вечер триумфальным финалом из II действия «Аиды» Верди «Слава Египту, слава Изиде!» Слушателям, устроившем овацию, «бис» подарила Динара Алиева, спев светлую и радостную арию Лауретты из оперы Пуччини «Джанни Скикки».

Проведя три вечера в Большом зале Московской консерватории, устроители фестиваля Динары Алиевой Opera Art переместились в Концертный зал им. П. Чайковского, где прошли концертные исполнения опер.

«Мадам Баттерфляй» Пуччини. Ее хорошо знают и любят москвичи. На сцене снова Российский Национальный оркестр и Большой хор «Мастера хорового пения», а дирижер из Греции Милтос Логиадис. В главных партиях заняты Динара Алиева - Чио-Чио-сан, Сузуки, ее служанка – Анна Кикнадзе (Мариинский театр), Пинкертон – Азер Зада, Шарплес, консул США в Нагасаки - Владислав Сулимский (Мариинский театр).

Сначала опера шла вяло и как-то неуверенно, не всех певцов, особенно исполнителей небольших партий, было хорошо слышно. Явно не хватило репетиций. Но постепенно начали чувствовать друг друга дирижер, за ним оркестр, хор и певцы, появилась музыкальная драматургия, характеры героев наполнялись жизнью, оттенками чувств и настроений, установился необходимый баланс звучания, и опера превратилась в спектакль, который увлек всех: и исполнителей, и слушателей. Лидером же здесь была, без сомнения, Динара Алиева – мадам Баттерфляй. Как она провела вторую часть оперы! Сколько было в этой «японской бабочке» верности и любви к легкомысленному и бездумному супругу американцу Пинкертону, любви к маленькому сыну, которого она отдает в американскую семью и ради которого лишает себя жизни. С каким достоинством поет Алиева свою последнюю арию, прощаясь с жизнью, сыном и несостоявшейся любовью.

Под стать ей была и Анна Кикнадзе-Сузуки. Справившись с волнением, певица создала многогранный образ верной и любящей служанки. Сострадая Чио-Чио-сан, она с достоинством проводит переговоры с американской женой Пинкертона о передаче ей сына Баттерфляй. Органичными и убедительными партиях Шарплеса, консула США, и Пинкертона были Владислав Сулимский и Азер Зада. Взволнованные зрители долго аплодировали всем исполнителям.

«Русалка» А. Дворжака - недавняя премьера Большого театра. Алиева решила ее повторить на своем фестивале, только в концертном варианте, и пригласила солистов театра Дениса Макарова и Елену Манистину на партии Водяного и Ежи-бабы. (В разных редакциям этот персонаж называют по-разному. В общем, это колдунья). Сама же стала Русалкой, а Принцем - словацкий тенор Питер Бергер. В концертном исполнении «Русалки» участвовали оркестр театра «Новая опера» с дирижером Александром Соловьевым и «Мастера хорового пения».

Участники «Русалки»
Участники «Русалки»

Дворжака очень интересовали сказки и легенды о русалках, водяных нимфах, и их взаимоотношениях с человеческим миром. Драматург Ярослав Квапил создал для композитора сюжет, рассказывающий о любви и смерти Русалки и Принца. Менее чем за год Дворжак написал свою «Русалку», и несмотря трагические события, дал ей подзаголовок «лирическая сказка» В опере много красивой музыки и жизнеутверждения.

Главным героем этого концертного исполнения оперы Дворжака стал Водяной в исполнении Дениса Макарова, соединившего в характере своего персонажа привычки озерного жителя и отеческую заботу и сострадание к дочери Русалке, полюбившей Принца, желающей стать человеком и всегда быть с возлюбленным. Какие говорящие глаза у певца и сколько подтекстов в его голосе, когда он повторяет одну и ту же фразу «Бедная Русалка. Горе, горе..». За ней - желание помочь дочери, облегчить ее страдания. Но, увы, это не в силах несчастного отца. Многоплановый образ водной законодательницы, колдуньи Ежи-бабы создала Елена Манистина: убежденность в своей правоте и безжалостность. Обаятельным получился у Питера Бергера Принц, хотя тенор у него скорее кричащий, чем поющий. К сожалению, Динаре Алиевой не хватило обаяния для партии Русалки. Много прекрасной музыки написал Дворжак для героини. Пока она слышится скорей иллюстративной, чем одухотворенной. Во второй половине разыгрался оркестр «Новой оперы». Тоже, очевидно, недостаточно репетировал. Но несмотря на ряд недочетов, все исполнители ближе к финалу увлекли публику настоящей волной красоты и выразительности. Она расходилась в надежде на окончание фестиваля концертным исполнением оперы Верди «Эрнани». Но не случилось - произошла отмена. А жаль… Давно эта опера не звучала в Москве.

Елизавета ДЮКИНА

23/04/2019 - 04:56   Классическая музыка   Концерты
В Москве прошел Х международный фестиваль Мстислава Ростроповича. За это время сложились его замечательные традиции. Он превратился в грандиозный музыкальный праздник, которого москвичи с нетерпением ждут, зная, что художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович организует его на высочайшем уровне.

Фестиваль всегда начинается 27 марта в день рождения великого музыканта. Открывает его Юрий Темирканов со своим заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича. В последние годы Юрий Хатуевич совсем не приезжает в Москву, и это единственная возможность послушать любимого дирижера.

Юрий Темирканов
Юрий Темирканов

В этом году вечер петербургского оркестра Юрия Темирканова начался с Увертюры к опере Вебера «Эврианта». Затем выступил итальянский виолончелист Энрико Диндо.

Энрико родился в семье музыкантов, с шести лет начал обучаться игре на виолончели, поступил в Туринскую консерваторию Дж. Верди, где занимался у Антонио Янигро. В 1997 г. молодой музыкант получил первую премию Конкурса Мстислава Ростроповича в Париже. После победы на конкурсе у начинающего виолончелиста началась активная концертная жизнь. Он выступает на многих престижных фестивалях Европы, играет с ведущими оркестрами под управлением Мстислава Ростроповича, Риккардо Шайи, Джанандреа Нозеды, Мюнг-Вун Чунга, Пааво Ярви, Валерия Гергиева, Риккардо Мути и др. «Это великолепный виолончелист, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с великолепным звуком, льющимся как итальянский вокал» - так охарактеризовал Мстислав Леопольдович своего лауреата. Мы все это услышали на концерте в Москве, на котором Энрико Диндо сыграл Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана. Слушатели были покорены его мастерством и обаянием таланта. На «бис» виолончелист порадовал Сюитой Баха соло.

Энрико Диндо и Юрий Темирканов
Энрико Диндо и Юрий Темирканов

Во втором отделении была исполнена Девятая симфония «Из Нового света» А. Дворжака. Композитор написал ее во время своей работы в США. Она была заказана Дворжаку Нью-Йоркским симфоническим оркестром. Премьера состоялась 16 декабря 1893 г. и имела огромный успех. Юрий Темирканов увлек слушателей яркими страницами негритянской и индейской музыки, которой был увлечен Дворжак в Америке. В то же время дирижер передал тоску композитора по своей родной Чехии, к которой стремился всей душой. Взволнованные зрители устроили маэстро овацию. На «бис» была сыграно очень красивое произведение Э. Элгара Salut d'Аmuor.

Нынче в программе фестиваля не было ничего оперного. Но состоялось знакомство с симфоническим оркестром Мадрида. Это старейший коллектив, основанный в 1903 г. Его первый концерт состоялся в Королевском театре Мадрида под управлением Алонсо Корделаса. У оркестра богатое прошлое и замечательное настоящее. В 1981 году он по распоряжению Министерства культуры Испании стал титульным оркестром для всех постановок Театра сарсуэлы. Кроме того, оркестр сотрудничал со многими крупными европейскими дирижерами, среди которых были Курт Зандерлиг, Кшиштоф Пендерецкий, Мстислав Ростропович и др. С 1997 г. оркестр – участник всех постановок Королевского театра Реал Мадрида.

Симфонический оркестр Мадрида
Симфонический оркестр Мадрида

В Москве оркестр выступал п\у Густаво Химено. Первое отделение началось с произведения Мориса Равеля «Альборада, или Утренняя серенада шута». Его сменил Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского с чудо-скрипачкой Летисией Морено. Скрипкой и фортепиано девочка начала заниматься с 3-х лет по методу Сузуки. С пяти лет давала сольные концерты. Затем училась у нашего знаменитого соотечественника Захара Брона в Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде и Кельнской высшей школе музыки. Лауреат нескольких престижных международных конкурсов, она выступает по всему миру с сольными концертами, симфоническими и камерными концертами, каждый раз захватывая слушателей музыкальностью, одухотворенностью, виртуозностью и тонким исполнительским мастерством, что произошло и на концерте в Большом зале Московской консерватории. Естественно, что без «биса» Летисию Морено слушатели не отпустили – она завораживающе сыграла Колыбельную из испанской народной сюиты М. де Фальи.

Летисия Морено
Летисия Морено

Во втором отделении прозвучали две сюиты: оркестровая М. де Фальи «Любовь – волшебница» и балетная И. Стравинского «Жар-птица». Дирижер Густаво Химено подавал их театрально. Слушая музыку де Фальи, легко было представить себя в таинственной пещере, а потом очутиться в заколдованном круге, испытать видение и танец страха, а в финале пройти через ритуальный танец огня, который особенно понравился публике. Недаром оркестр повторил его на «бис».

«Жар-птицу» Стравинского оркестр п\у Химено вообще превратил в настоящую сказку с танцами Жар-птицы, Ивана-царевича, царевен, хороводом, поганым плясом и закончил колыбельной Жар-птицы и радостным гимном.

Два концерта в Большом зале консерватории дали прославленный маэстро Антонио Паппано и его оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия (Италия), который он возглавляет с 2005 года. Были подготовлены интересные программы. В первый вечер исполнялись только сочинения Бетховена. Сначала была представлена симфоническая Увертюра «Эгмонт» по одноименной трагедии Гете, в которой Паппано раскрыл одну из главных тем творчества композитора – героическую борьбу за свободу восставшего народа Нидерландов против испанских поработителей во главе с погибшим графом Эгмонтом. Тему Бетховена продолжил молодой пианист из Швейцарии, обладатель многих престижных премий Франческо Пьемонтези, сыграв его Третий фортепианный концерт. В его таланте сочетается изысканная выразительность и виртуозная техника. На «бис» пианист изящно и виртуозно подарил публике Экспромт Шуберта As dur.

Антонио Паппано
Антонио Паппано

Закончился вечер глубоким психологическим прочтением одной из интереснейших симфоний немецкого классика – Пятой.

Необычным было выступление оркестра «Санта-Чечилия». На другой день музыканты под управлением волшебника-дирижера Антонио Паппано сыграли только одну Девятую симфонию Густава Малера – его последнее творение. Тяжелыми были последние годы жизни композитора. Умерла его маленькая дочка, у него же самого врачи обнаружили неизлечимую болезнь сердца. Нужен был только покой, а его-то и не было. Необходимы были деньги для остающейся семьи. Изнурительная работа дирижером в «Метрополитен-Опера» подтачивала уходящее здоровье. Он успел закончить свою «лебединую песню». Умер Густав Малер 18 мая 1911 года. Премьера же сочинения состоялось уже без автора в июне 1912 в Вене, за пультом стоял любивший его Бруно Вальтер.

На фестивале Мстислава Ростроповича Антонио Паппано продирижировал Девятой симфонией Густава Малера: словно взволнованно рассказал о судьбе и таланте художника-творца. Здесь было все - радость и страдания, лирика и драма, жестокий сарказм и легкая ирония. Звук к финалу становился все тише и холодней, и в хрупких своих звучаниях он исчезал – творец покинул нас. Взволнованная публика просила «бисов». Но разве можно после такой потрясающей исповеди еще что-то играть или слушать. Маэстро был неумолим.

На этом для меня закончился фестиваль Мстислава Ростроповича. К большому сожалению, перегруженность столицы значимыми музыкальными событиями не позволила мне посетить два концерта японского оркестра «Йокогама симфониетта»...

Елизавета ДЮКИНА
Фото: Александр КУРОВ

Страницы