Фестиваль всегда начинается 27 марта в день рождения великого музыканта. Открывает его Юрий Темирканов со своим заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича. В последние годы Юрий Хатуевич совсем не приезжает в Москву, и это единственная возможность послушать любимого дирижера.
В этом году вечер петербургского оркестра Юрия Темирканова начался с Увертюры к опере Вебера «Эврианта». Затем выступил итальянский виолончелист Энрико Диндо.
Энрико родился в семье музыкантов, с шести лет начал обучаться игре на виолончели, поступил в Туринскую консерваторию Дж. Верди, где занимался у Антонио Янигро. В 1997 г. молодой музыкант получил первую премию Конкурса Мстислава Ростроповича в Париже. После победы на конкурсе у начинающего виолончелиста началась активная концертная жизнь. Он выступает на многих престижных фестивалях Европы, играет с ведущими оркестрами под управлением Мстислава Ростроповича, Риккардо Шайи, Джанандреа Нозеды, Мюнг-Вун Чунга, Пааво Ярви, Валерия Гергиева, Риккардо Мути и др. «Это великолепный виолончелист, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с великолепным звуком, льющимся как итальянский вокал» - так охарактеризовал Мстислав Леопольдович своего лауреата. Мы все это услышали на концерте в Москве, на котором Энрико Диндо сыграл Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана. Слушатели были покорены его мастерством и обаянием таланта. На «бис» виолончелист порадовал Сюитой Баха соло.
Во втором отделении была исполнена Девятая симфония «Из Нового света» А. Дворжака. Композитор написал ее во время своей работы в США. Она была заказана Дворжаку Нью-Йоркским симфоническим оркестром. Премьера состоялась 16 декабря 1893 г. и имела огромный успех. Юрий Темирканов увлек слушателей яркими страницами негритянской и индейской музыки, которой был увлечен Дворжак в Америке. В то же время дирижер передал тоску композитора по своей родной Чехии, к которой стремился всей душой. Взволнованные зрители устроили маэстро овацию. На «бис» была сыграно очень красивое произведение Э. Элгара Salut d'Аmuor.
Нынче в программе фестиваля не было ничего оперного. Но состоялось знакомство с симфоническим оркестром Мадрида. Это старейший коллектив, основанный в 1903 г. Его первый концерт состоялся в Королевском театре Мадрида под управлением Алонсо Корделаса. У оркестра богатое прошлое и замечательное настоящее. В 1981 году он по распоряжению Министерства культуры Испании стал титульным оркестром для всех постановок Театра сарсуэлы. Кроме того, оркестр сотрудничал со многими крупными европейскими дирижерами, среди которых были Курт Зандерлиг, Кшиштоф Пендерецкий, Мстислав Ростропович и др. С 1997 г. оркестр – участник всех постановок Королевского театра Реал Мадрида.
В Москве оркестр выступал п\у Густаво Химено. Первое отделение началось с произведения Мориса Равеля «Альборада, или Утренняя серенада шута». Его сменил Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского с чудо-скрипачкой Летисией Морено. Скрипкой и фортепиано девочка начала заниматься с 3-х лет по методу Сузуки. С пяти лет давала сольные концерты. Затем училась у нашего знаменитого соотечественника Захара Брона в Высшей школе музыки королевы Софии в Мадриде и Кельнской высшей школе музыки. Лауреат нескольких престижных международных конкурсов, она выступает по всему миру с сольными концертами, симфоническими и камерными концертами, каждый раз захватывая слушателей музыкальностью, одухотворенностью, виртуозностью и тонким исполнительским мастерством, что произошло и на концерте в Большом зале Московской консерватории. Естественно, что без «биса» Летисию Морено слушатели не отпустили – она завораживающе сыграла Колыбельную из испанской народной сюиты М. де Фальи.
Во втором отделении прозвучали две сюиты: оркестровая М. де Фальи «Любовь – волшебница» и балетная И. Стравинского «Жар-птица». Дирижер Густаво Химено подавал их театрально. Слушая музыку де Фальи, легко было представить себя в таинственной пещере, а потом очутиться в заколдованном круге, испытать видение и танец страха, а в финале пройти через ритуальный танец огня, который особенно понравился публике. Недаром оркестр повторил его на «бис».
«Жар-птицу» Стравинского оркестр п\у Химено вообще превратил в настоящую сказку с танцами Жар-птицы, Ивана-царевича, царевен, хороводом, поганым плясом и закончил колыбельной Жар-птицы и радостным гимном.
Два концерта в Большом зале консерватории дали прославленный маэстро Антонио Паппано и его оркестр Национальной Академии Санта-Чечилия (Италия), который он возглавляет с 2005 года. Были подготовлены интересные программы. В первый вечер исполнялись только сочинения Бетховена. Сначала была представлена симфоническая Увертюра «Эгмонт» по одноименной трагедии Гете, в которой Паппано раскрыл одну из главных тем творчества композитора – героическую борьбу за свободу восставшего народа Нидерландов против испанских поработителей во главе с погибшим графом Эгмонтом. Тему Бетховена продолжил молодой пианист из Швейцарии, обладатель многих престижных премий Франческо Пьемонтези, сыграв его Третий фортепианный концерт. В его таланте сочетается изысканная выразительность и виртуозная техника. На «бис» пианист изящно и виртуозно подарил публике Экспромт Шуберта As dur.
Закончился вечер глубоким психологическим прочтением одной из интереснейших симфоний немецкого классика – Пятой.
Необычным было выступление оркестра «Санта-Чечилия». На другой день музыканты под управлением волшебника-дирижера Антонио Паппано сыграли только одну Девятую симфонию Густава Малера – его последнее творение. Тяжелыми были последние годы жизни композитора. Умерла его маленькая дочка, у него же самого врачи обнаружили неизлечимую болезнь сердца. Нужен был только покой, а его-то и не было. Необходимы были деньги для остающейся семьи. Изнурительная работа дирижером в «Метрополитен-Опера» подтачивала уходящее здоровье. Он успел закончить свою «лебединую песню». Умер Густав Малер 18 мая 1911 года. Премьера же сочинения состоялось уже без автора в июне 1912 в Вене, за пультом стоял любивший его Бруно Вальтер.
На фестивале Мстислава Ростроповича Антонио Паппано продирижировал Девятой симфонией Густава Малера: словно взволнованно рассказал о судьбе и таланте художника-творца. Здесь было все - радость и страдания, лирика и драма, жестокий сарказм и легкая ирония. Звук к финалу становился все тише и холодней, и в хрупких своих звучаниях он исчезал – творец покинул нас. Взволнованная публика просила «бисов». Но разве можно после такой потрясающей исповеди еще что-то играть или слушать. Маэстро был неумолим.
На этом для меня закончился фестиваль Мстислава Ростроповича. К большому сожалению, перегруженность столицы значимыми музыкальными событиями не позволила мне посетить два концерта японского оркестра «Йокогама симфониетта»...
Елизавета ДЮКИНА
Фото: Александр КУРОВ
Комменты