Талант Юрия Марковича мощен и самобытен. Музыканты называют его «русским Бахом». Им написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино. И вся она пронизана любовью к русской культуре, ее традициям, глубоким философским пониманием и чувствованием жизни.
Юрий Буцко
Юрий Буцко родился в городе Лубны на Полтавщине в 1938 году, но вся его жизнь и творчество связаны с Москвой. В юности увлечение археологией и этнографией, привело его на исторический факультет педагогического института. В учебных экспедициях по северу: Архангельским землям, Каргополю – он впервые услышал и записал древние песнопения, народные плачи и причитания, роспевы и псалмодии.
Все возрастающее тяготение к музыке привело к тому, что Буцко ушел из института и поступил в музыкальное училище в класс хорового дирижирования, который окончил в 1961 году, а затем в Московскую консерваторию на композиторский факультет.
Первые произведения Буцко, получившие значительную известность, появились еще в консерваторские годы. Они связаны с продолжением традиций русской музыкальной классики, в особенности Мусоргского: моноопера «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому. Ряд сочинений 1960—1970-х годов связан с так называемой «новой фольклорной волной» в русской музыке этого периода: кантаты «Вечерок», «Свадебные песни», оратория «Сказание о Пугачевском бунте».
К 1968 году, когда молодой композитор окончил аспирантуру, им было написано уже более двадцати сочинений. О Юрии Буцко говорили не только профессионалы, но и заинтересованные слушатели за пределами музыкального мира.
Значительный резонанс в музыкальном мире имела и опера «Белые ночи» по Достоевскому. Она поражает неординарностью музыкального языка. Вышла пластинка с записью произведения в исполнении Анатолия Мищевского и Галины Писаренко. Однако в России поставить оперу так и не удалось. Готовили телепоказ, но запретила цензура.
«Белые ночи» поставили в Дрездене в Театре Гарри Купфера в сезон 1968-69 гг. Успех был ошеломляющим. «Я был счастлив, – вспоминал композитор. – Мне казалось, я жил, как Вагнер: весь город у моих ног».
В последние десятилетия Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Из вокально-симфонических произведений этих лет наиболее значительные — оратория «Песнослов» на стихи Николая Клюева и Канон Ангелу Грозному (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансамбля.
Начиная со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов Буцко много работал в театре и в кино, в частности, в Театре на Таганке (музыка к спектаклям «Пугачев», «Мать», «Гамлет» и др.), в Театре имени Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» и др.), на студии «Мосфильм» (телесериал «Хождение по мукам» по роману А. К. Толстого, музыка к реставрации кинофильма «Барышня и хулиган» с участием В. В. Маяковского и др.).
Некоторые сочинения Буцко (в том числе крупной формы) остаются неисполненными и неизданными.
Комменты