Это, конечно, лишь гипотеза, а правда, скорее всего, состоит в том, что для группы стало уже традицией задерживать начало своих московских выступлений на время, равное продолжительности самого концерта. К этому можно относиться по-разному: кто-то счел такое положение вещей дурным тоном и уже через час ожидания стал выкрикивать в адрес группы не слишком приятные реплики с требованием вернуть деньги за концерт, а кто-то, зная звездные замашки Вакарчука, терпеливо ждал, срываясь периодически в зазывный свист и аплодисменты. В конце концов, музыканты вышли на сцену.
В конце концов, музыканты вышли на сцену
Последние несколько месяцев Святослав с группой готовил свой первый сольный альбом «Вночi», принципиально отличающийся по стилистике от музыки «О.Е.», прежде всего, своей камерностью, джазовой и этнической направленностью. 4 ноября новая программа была представлена киевской публике в театре им. Ивана Франко. По признанию лидера украинской команды, эта работа привела к тому, что музыканты, действительно, несколько устали от «тихого звука». Поэтому в Москву Вакарчук Сотоварищи приехали сыграть традиционный рок-концерт.
Тут можно заметить тенденцию: подобно тому, как Стинг, Питер Гэбриэл, Джордж Харрисон и масса других артистов, изначально рок-музыкантов, в процессе взросления, творческого и жизненного, стали использовать в своих песнях джазовые гармонии и аранжировки, этнические мотивы и инструменты, Вакарчук пришел к тому, что обратился к этим же формам музыкального самовыражения. Но тот же Стинг после многочисленных экспериментов с джазом и средневековой музыкой в прошлом году проехал полмира со своей на время возрожденной группой «The Police», принесшей ему славу рок-исполнителя. Так и Вакарчук, проделав свою новую работу, которая ещё, наверняка, получит продолжение, вернулся в Москву в образе этакого позднего Джима Моррисона: двухнедельная щетина, джинсы, черная футболка и необузданная сексуальность стали его атрибутами.
Вакарчук вернулся в Москву в образе этакого позднего Джима Моррисона: двухнедельная щетина, джинсы, черная футболка и необузданная сексуальность стали его атрибутами
Со времени своего последнего визита в российскую столицу лидер «Океана Ельзи» успел не только записать сольную пластинку, но и добровольно сложить с себя полномочия депутата Верховной Рады, объяснив свое решение нежеланием участвовать в борьбе за власть, происходящей на Украине. Эта новость была воспринята поклонниками не без энтузиазма, потому как полутора годами ранее Святослав анонсировал свой возможный полный уход из музыки в политику, что лишило бы украинскую поп-рок-сцену одного из ярчайших своих явлений. [--NEU--]
Несмотря на охлаждение украино-российских отношений в последнее время, зал одного из крупнейших клубов Москвы был почти полон.
И это притом, что билеты стоили в полтора раза дороже стоимости билетов на концерты наших «rock-stars». Возможно, так случилось по причине многочисленности украинской диаспоры в российской столице, возможно, потому что «О.Е.» является на сегодняшний день практически единственным украиноязычным коллективом, активно ротируемым на российских радиостанциях.
Остальные музыканты группы также предстали перед публикой в новых образах. Гитарист Петр Чернявский с окладистой бородой и в очках, стал похож не то на ваххабита, не то на гитариста «звездного» состава «Океана Ельзи» Павла Гудимова. Басист Денис Дудко сменил свои длинные волосы на аккуратную полукороткую стрижку и отчего-то тоже стал похож на прежнего бас-гитариста «Океана» Юрия Хусточку. Впрочем, и клавишнику Милошу Еличу, отказавшему от образа хипующего интеллектуала, для сходства с молодым Дмитрием Шуровым, играющим теперь в «Esthetic Education» и у Земфиры, не хватает разве что кудряшек.
Однако в музыкальном смысле сходство с группой «Esthetic Education», организованной Хусточкой и Шуровым после ухода из «О.Е.», куда как менее существенное. И если «EE» играют мелодичный англоязычный новый арт-рок с упором на партии фортепиано Шурова, то «Океан Ельзи» представляют собой сегодня, наверное, наиболее рОковую команду, чем когда-либо. Лаконичная манера игры на гитаре, отвечающей больше за ритмику, нежели за мелодику композиций, которую исповедует Петр Чернявский, и клавишные Милоша, выполняющие скорее поддерживающую функцию, насыщая концертный звук группы больше атмосферными шумами, чем мелодичными партиями, однозначно выводят на первый план надрывный голос фронтмена, активно перемещающего по сцене, как и подобает истинной рок-звезде, и традиционно искусно играющего микрофонной стойкой. А ритм-секция в лице Дениса Глинина и Дениса Дудко придает звуковому потоку подобающую пульсацию.
На первом плане - надрывный голос фронтмена, активно перемещающего по сцене, как и подобает истинной рок-звезде, и традиционно искусно играющего микрофонной стойкой
Плэйлист концерта состоял преимущественно из «боевиков» группы, причем треть программы составляли песни с пока последнего альбома «О.Е.» «Мiра»: «Хочу напитись тобою», «Не можу без тебе», «Пташка», «Коли тобi важко», «Моя мала», «Все буде добре», «Зеленi очi» органично вплелись в программный «the best» группы и воспринимались, почти как классические хиты.
В одной из пауз между песнями Вакарчук в шутку посетовал на то, что Милош Елич увлекся тяжелым роком и теперь разбавляет звучание группы страшными звуками, а также собирается продюсировать талантливые группы, играющие тяжелую музыку, и ждет демо-записей от желающих посотрудничать. Милош подтвердил слова лидера металлическим рыком. В ответ на это на сцену из зала стаей полетели плюшевые игрушки, нашедшие свое место на синтезаторе Елича.
Группа выдавала один за другим проверенные хиты: «911», «Майже весна», «Той день», «Вище неба» и песню «Без бою», сопровождавшуюся хоровым пением поклонников. А в зале меж тем развевалось знамя с флагами Украины и России, подчеркивая, в том числе, и политический подтекст выступления теперь уже аполитичного украинского исполнителя. Да и как ещё воспринять выступление украинской группы, приехавшей в Москву с концертом и говорящую с публикой по-русски и даже частично переводящую для зрителей свои тексты, во время, когда на их Родине запрещаются к показу российские документальные фильмы, запрещаются трансляции русскоязычных телеканалов!? Как это воспринять, если не как своего рода дипломатическую акцию, призывающую не обращать внимания на политические разногласия и быть все же вместе, быть братскими народами!? Покинувший политику Вакарчук оказывается, может быть, даже более политически активным, чем в период своего депутатства. Примечательно, что, даже несмотря на несколько призывов из зала говорить по-украински, Святослав продолжал общаться с аудиторией на русском языке. Так после исполнения песни «Бильше не можу без тебе» Вакарчук спросил: «Не знаю, понимаете ли вы украинский язык, хотя что тут понимать: мы просто не можем без вас»!
«Океан Ельзи», конечно, вызвали на бис, и лидер группы ввел зал в транс своим вокальным восточно-этническим интро к песне «Друг» под клавишные акварели Милоша. Видимо, недавний опыт сольного творчества Вакарчука все-таки не смог не повлиять на «О.Е.». А в следующей композиции «Ото була весна» Святослав напару с басистом Денисом Дудко и вовсе выдал такую джазовую импровизацию, что на секунду показалось, будто мы оказались на фестивале «Усадьба. Джаз», а не на концерте рок-группы.
Но и после этого поклонники не хотели отпускать музыкантов и вызвали группу на супер-бис. Растроганный Вакарчук исполнил две лирические песни, которые, по словам вокалиста, ему очень нравится петь и которые ещё никогда не исполнялись вместе: «Вiддам и «Невидима ciм’я». На этом долгожданный концерт украинской группы закончился, ещё раз доказав, что музыка – это сила, которая всегда объединяла и объединяет людей в их лучших порывах и устремлениях. Независимо от национальности и невзирая ни на какие противоречия.
Андрей СУШИНСКИЙ, NEWSmusic.ru
Фото Александр ПРИБОРА, NEWSmusic.ru
Комменты