Скандал вокруг MTV RMA'05: Земфира отказывается от награды, MTV оправдывается

Приехавшая с гастролей Земфира позвонила в “МК” и заявила, что хочет публично отказаться от причитающейся ей награды “Лучшее видео года” (за ролик “Блюз”). У Земфиры для такого резкого поступка имеются свои веские причины.

Основная — сомнение в честности результатов голосования. Не может же, мол, в номинации “Исполнительница года” на голубом глазу победить слабоватая, скажем так, вокалистка Жасмин (также в номинации назывались, напомним: Алсу, Земфира, Глюкоза и Жанна Фриске). Чтобы у нас все выглядело беспристрастным, “Мегахаус” решил сделать следующее: поставить рядом две точки зрения на церемонию, являющуюся реально отражением музыкальной ситуации в стране.

Главный редактор MTV и генеральный продюсер RMA'05 Илья Бачурин:

     — За последний год Жасмин выпустила три суперхита: “Самый любимый”, “Как ты мне нужен” и “Индийское диско”. Более трех месяцев эти песни были на первых позициях сводных радиочартов агентства “Турне”. Ее клипы играются по продолжительности пребывания в эфире дольше, чем клипы любого другого исполнителя. Концерт Жасмин, который мы даже не рекламировали специально и поставили в ночной эфир, дал рейтинг в четыре раза выше среднего. Это все говорит только об одном: что вкусы аудитории жителей в пределах Садового кольца и жителей регионов очень сильно отличаются. Жасмин соответствует тенденции массового спроса.
     Поп-музыка, может быть, не сильно любима кем-то, но однозначно приемлема для большинства. То, что делает Земфира, — творчество авторское, абсолютно искреннее, идущее изнутри. И оно не может быть ВСЕМ близко. И на него реагируют более контрастно. У Земфиры значительно больше преданных поклонников, но в то же время общая аудитория значительно меньше. В номинации “Рок-проект”, допустим, Земфира прочно лидировала за неделю до подведения итогов голосования. Но потом вдруг случился буквально взрыв голосования по “Зверям”. Это опять момент сравнивания простой музыки и более сложной. Песня “Напитки покрепче” стала действительно народной. Большие куски аудитории дольше раскачиваются. Преданные фанаты Земфиры сразу же начали активно голосовать — и она рванула вперед сразу по всем заявленным номинациям (кроме “Исполнительницы года” Земфира номинировалась также с “Лучшей композицией” — “Прогулка”, в “Лучшем рок-проекте” и в главной номинации “Лучший артист”). Но ближе к концу голосования проснулась-очнулась расплывчатая аудитория, голосующая за других. В этом вся логика происшедшего. Аудитория “нишевой” музыки всегда гораздо меньше потенциальной аудитории поп-исполнителя.
     — А почему, допустим, в Америке на аналогичной церемонии местного MTV месяц назад почти все статуэтки сгребает тяжелая рок-группа Green Day?
     
— Америка — страна с самыми богатыми в мире традициями рок-музыки. С одной стороны. А с другой: Green Day в нынешнем звучании — достаточно попсовый проект. Он и у нас-то занимает высокие строчки не потому, что это панк-рокеры, прорвавшиеся наверх. Они просто зазвучали очень попсово. Они имеют багаж жестких, трэшевых альбомов, пользовавшихся когда-то популярностью у своей аудитории. Но сейчас они зазвучали общедоступно. Стали поп-музыкой.
     — Что значит “поп-музыка” в твоем понимании?
     
— Продукт, этическими и музыкальными барьерами не отделенный от широкого слушателя. Земфира — это тоже ведь поп-музыка. Если ты хочешь, ты можешь ее расслышать и понять. А “нишевая” музыка требует определенного бэкграунда, подготовленности от человека. Скажем, какой-нибудь жесткий готик-рок. А возвращаясь к Green Day — это совершенно другая музыкальная культура страны и совершенно другой музыкальный рынок. И его срез таков, что Green Day становится в Америке героем года. А наш срез на сегодня таков, что главный мужской исполнитель — Билан, а исполнительница — Жасмин. Вот такая у нас ментальная ситуация.
     — А разве продвинутый музыкальный канал не должен стараться прививать массам более тонкий вкус, а не бежать на поводу у рейтингов?
     
— Мы именно это и делаем, играя таких артистов, как Земфира, Дельфин. У них неважные рейтинги, но мы все равно будем их крутить. Потому что это музыка с большой буквы. Очень сложно продвигается сейчас на MTV творчество Ильи Лагутенко. Он делает музыку ради музыки, и ему тяжело. Если б мы смотрели только на рейтинги, мы ничего подобного вообще бы не должны играть. Но так никогда не будет. Хотя показывать огромные пласты новой музыки в эфире тоже невозможно. Новая музыка — всегда тяжела для восприятия.
     Возвращаясь к Земфире. Практически все ее клипы мы держали в ротации, хотя их рейтинг редко поднимался выше среднего. Но мы играли их по нескольку месяцев, что называется, “на зубах”: нет рейтингов — все равно пускай стоит. Ни одного другого артиста никогда мы не держали бы в эфире таким образом. Это чувство глубокого респекта и ощущение того, что на MTV должна быть разная музыка. Номинация “Видео года”, в которой победила Земфира, — единственная, которую выбирала не зрительская аудитория, а экспертный совет, состоящий из представителей индустрии.
     Поэтому и победил самый тонкий, самый эстетский, самый художественно сделанный клип.
     — Насколько я знаю, Земфира, узнав за несколько суток до церемонии результаты голосования, попросила (раз уж такой абсолютно попсовый случился расклад) не давать ей вообще никакой номинации, дистанцировать ее от этой премии. Ее просьбе не вняли. Почему?
     
— Невозможно снять с голосования песню по причине того, что артист не хочет. Так не делается. Артист же выставляется в номинации не из-за того, что он так пожелал, а потому что его выбирают. И почему мнением экспертного совета (около 200 человек: ведущие музыкальные критики, продюсеры, руководство телеканалов и радиостанций, рекорд-лейблов), признавшего Земфиру лучшей, надо пренебречь? Ее полное право теперь (как, впрочем, и право любого артиста) признать церемонию недостойной, и “матрешку” эту наградительную выбросить в помойку. Нам будет очень обидно — но что же тут поделать, это ее право.
     — Как ты понимаешь, у многих возникли сомнения по поводу честности получившихся итогов вашего голосования. Если вдруг кто-то захочет пойти на принцип и попробовать перепроверить, пересчитать все эти голоса — это возможно?
     
— Гипотетически — да. Хотя такого никогда не делалось. Контролируем это мы сами. Потому что это история нашего же канала. Сомнения могут быть развеяны только авторитетом MTV и отсутствием у нас мотивов для обмана зрителей. У нас нет “своих” артистов, артистов-любимчиков. И если с каким-то рекорд-лейблом мы, допустим, общаемся теснее, это не значит, что мы не играем артистов других лейблов.
     — Ну вот про победу Жасмин, например, поговаривают: муж ее — владелец сети магазинов “Эльдорадо”. И если не мешками денег решили этот вопрос, то некими рекламными объемами или еще чем подобным...
     
— У нас нет никаких коммерческих контактов с продюсером Жасмин. Просто его деньги не являются преградой для того, чтобы она пела. Хотя первое время ее вообще-то не пропускали в эфиры именно по этой причине: знаем-знаем, за ней денежные мешки. Но она доказала, что ее формат музыки может быть интересен зрителям. Допустим, канал РТР делал специальные исследования в трехстах городах по “узнаваемости” артиста. Результат такой: узнаваемость Жасмин — 98 процентов, следующая за ней — Алла Борисовна (95 с небольшим процентов). Остальные — с огромным отрывом гораздо ниже.
     — Еще один момент, вызвавший сомнение в результатах церемонии. У вас появилась вдруг номинация “Открытие MTV”. Помимо того, что есть номинация “Дебют”. И “открытием” стали совсем неизвестные и не понятные люди. С чего это?
     
— В “Дебюте” победила Лера Массква. Она сделала всего один хит за прошедший год, но заявила о себе. Открытие же — это артист, который ничего пока не сделал, но, на субъективный взгляд руководства MTV, имеет все шансы. То есть мы даем ему индульгенцию. Совершенно тупо мы считаем, что группа “FPS” имеет большую перспективу. Я рассмотрел этих ребят на конкурсе “Пять звезд” летом, они играют очень американизированный рок. Сейчас они сделали клип на ремейк песни “Come Together”. Снял им финский режиссер, сделавший “In The Shadow” для “Rasmus”. В общем, мы как бы дали грамоту: “Мы верим в вас, парни”. Хотя мы можем и легко промахнуться.
     — Странновато, как это у группы, поющей американизированный рок, в продюсерах значится Иосиф Пригожин, а песни им писать собирается Виктор Дробыш, автор шедевральных “Часиков”...
     
— Песни они пишут сами, а вот аранжировками действительно будет заниматься Дробыш. И это будет отличаться от того, что он делает для певицы Валерии и вообще поп-рынка. Он вырос на рок-музыке, очень хорошо в ней разбирается и любит ее. Дробыш вцепился в ребят на “Пяти звездах” и решил чуть ли не завязать из-за них с попсой.
     — Вот еще щепетильный момент, связанный с “Уматурман”. Ведь по всем рейтингам и чартам продаж “Уматурман” — главные герои прошлого года. По количеству гастролей, заказных концертов, проданных альбомов... И MTV не дает им ничего.
     
— Формат музыки “Уматурман”, близкий к бардовско-шансонному, делает их очень востребованными для общения на короткой ноге (когда ты делаешь вечеринку, вряд ли захочешь, чтобы пришел Рома Зверь и орал: “Напитки покрепче”; а два парня под гитару вполне уместны). Оттого там действительно большая востребованность. Но это же их и может погубить: благодаря такой свойскости и шансонности у какой-то аудитории они выигрывают, а у другой проигрывают. У той, которая привыкла к пластиковому продукту, а не к искренней простецкой “Уметурман”. Их позиционируют после первых хитов как людей, делающих бардовскую музыку. И это проблема. Земфира от этого ушла в свое время, очень серьезно взявшись за аранжировки. Хотя и сейчас могла бы петь под гитару и быть гораздо популярнее. Но для нее большое значение имеет обертка. У “Уматурман” с оберткой все плохо, у них очень эгоистичная позиция: все, что они делают, мол, очень круто. Но думаю, через год-два им все равно придется делать музыку более модную и более плотно аранжированную.
     — Вы закончили церемонию исполнением государственного гимна сводным хором из девяти поп-артистов… Это укладывание в новую концепцию ополитизирования шоу-бизнеса, которая начинает сейчас повсеместно воплощаться в жизнь?
     
— Ни в коем случае. Мне хотелось, чтобы по аранжировке все звучало очень жестко, чтобы было еще больше гитар. Никакого заискивания перед властью в таком номере для нас не было. Это просто крепкая и большая идея — гимн в финале. Чего нам прогибаться-то перед властью? На Васильевский спуск нас и так пустили.

ЗЕМФИРА:

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

— Я официально отказываюсь от этой премии RMA-05 (“Видео года”). Потому что, узнав заранее (а вовсе не в день церемонии) о ее результатах, поняла, что это все фикция. Но сделать уже ничего было нельзя, потому что я отлучилась с гастролями в другую страну. А на мою просьбу отказать мне в этой премии MTV не обратило никакого внимания.
     — Что ты имеешь в виду под словом “фикция”?
     
— Я почему-то относилась к MTV иным образом, чем ко всем остальным музыкальным каналам. В силу того, что у нас сложились какие-то отношения. Ну и потом — я ведь не погружалась. Я не ходила никогда на эти премии. И, понятно, прошлогодняя церемония MTV у меня ассоциируется исключительно с двумя парнями из всемирно известной группы (с участниками “Queen” Брайаном Мэем и Роджером Тейлором Земфира исполнила “We Are The Champions” в финале RMA-04). И мне было даже неинтересно, что там за номинации, кто там чего получает. А в этом году получается, что я сама влипла туда по самые гланды. И суть в том, что мне стыдно находиться в ряду награжденных, и я от этой премии отказываюсь.
     — В чем твое главное разочарование? В том, что “Исполнительница года”, по версии MTV, Жасмин, и такой результат тебе кажется сомнительным?
     
— Когда я узнала результаты голосования — мне многое из них показалось сомнительным. А главное разочарование: что человек просит не вручать ему премию — и на него никто не обращает внимания. Я просила не втягивать меня в крысиные какие-то вручения, междусобойчики. И я бы не стала выносить сор из избы, если б меня хоть кто-то послушал.
     — MTV объясняет тотальную победу во всех номинациях поп-артистов тем, что массовый зритель сейчас безусловно предпочитает поп всему остальному.
     
— Я не поленилась, зашла в Интернет, почитала отзывы. И, как ни странно, Интернет почему-то считает не так, как канал MTV и его аудитория. Если приплюсовать к этому скандал, который был накануне церемонии с бюллетенями. Когда обнаружилось, что у журналистов — членов этого экспертного совета никто даже не потрудился забрать эти заполненные бюллетени...
     — Ну вот ко мне за бюллетенем прислали курьера...
     
— К тебе прислали, а к половине “экспертов” нет... И потом, я периодически читаю свой сайт и немножко знакома с системой интернет-голосования. У них была очень фиктивная голосовалка: то есть когда ты можешь нажимать безумное количество раз. Там не контролируются компьютеры ни по IP, ни прочие. Так: сидишь себе и нажимаешь. Соответственно, у поклонников возник резонный вопрос: а сколько можно голосовать и как вообще это будет подсчитываться? И я это пыталась донести, когда заезжала в офис MTV: какая-то некорректная голосовалка. Вот на сайтах “Радио Максимум”, Chart.ru есть настоящие голосовалки: где можно голосовать только один раз в неделю с одного компьютера. Но на MTV мне почему-то стали говорить: что, мол, на EMA (Европейская премия MTV) делается совершенно так же. А на Муз-ТВ делается еще хуже. Вот такие были аргументы. То есть фиктивно все: бюллетени, голосовалка. Ну и плюс я знаю об этом уже трехлетнем соперничестве между компанией “АРС” (канал Муз-ТВ) и Первым каналом (весьма покровительствующим MTV). И об этом, по-моему, уже знает вся страна и уже перестала на это реагировать. Но суть остается сутью: в этой ситуации борьбы корпораций артист как единица, которая может выражать какое-то мнение, вообще ничего из себя не представляет. Поэтому, кроме того, что я отказываюсь от этой премии, предлагаю в принципе не обращать внимания на все эти сборища.
     ЗЕМФИРА: А вообще с MTV я познакомилась 6 лет назад. Непосредственно с какими-то руководящими людьми. И надо сказать: в тот момент у MTV было человеческое лицо. Сейчас оно просто из пластмассы.