10-летие «Оргии Праведников», или Сонатная форма без париков

«Оргии Праведников» – десятилетие. Вот так незаметно группа перешагнула вполне солидный рубеж.

Появившись в результате творческого слияния арт-рокового коллектива «ARTель» и акустического гитариста-романтика Сергея Калугина, каждая из составных частей этого союза приобрела то, в чём так остро нуждалась. Расставшийся с проектом «Дикая охота» Калугин нашёл отличный аккомпанирующий состав, понявший его и оказавшийся готовым развивать творческие идеи. «ARTель» получила реальную возможность выйти на принципиально новый уровень известности, благодаря такому мощному творческому локомотиву, как Калугин.

Структурно сложная и тяжёлая по звучанию музыка с философско-эзотерическими текстами удачно расположилась в нише, в которой не было не то, что конкурентов, а было в принципе пусто. Случай неординарный. Эпоха монстров рока (в том числе русского) позади. Агрессивная социальная тематика и романтика надрыва из рок-поэзии почти полностью ушли в прошлое, уступив место рокапопсу слезливых кривляющихся юношей и барышень, косящих под рок-героев прошлых лет и, кажется, совершенно искренне считающих себя олицетворением рок-н-ролла.

Обычно перед хедлайнером на разогреве играют коллективы, близкие по духу и настрою. Так бывает в большинстве случаев. В случае с «Оргией праведников» это, пожалуй, просто нереализуемо. Праведники настолько, с одной стороны, специфичны, а с другой эклектичны, что столь разные «Городская культура», «Кувалда» и «Tintal», отыгравшие по получасовому сету, не показались совсем уж чужеродными, хоть и вызвали весьма спорные эмоции.

Праведники вышли на сцену в самых настоящих фраках, на груди атласные галстуки-банты. Выступление с намёком на классичность, состоящее из трех частей. Ни дать, ни взять трёхчастная сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза… Вот он стёб! Не хватало париков.

Оргия Праведников
Сергей Калугин в черном фраке

После вступления - проникновенная «Начало века» и сразу энергетический «Туркестанский экспресс», новые «Путь во льдах» и «Над пропастью во ржи», затем «Das Boot», «Королевская свадьба», «Весна», «СССР».

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Вторую часть музыканты провели сидя, сменив чёрные брюки на демократичные джинсы. Казалось бы, можно ожидать тихого акустического сета, но зазвучала мощная «Чёрная луна». Затем «Покой и свобода» с танцевальной кодой, «Огонь и я» - это из будущего альбома, уже традиционно утяжелённый «Сицилийский виноград».

В третьей части музыканты снова во фраках: начав с барабанного соло, концерт завершается гимновой «Армагеддон FM», ПВМЗ, главным хитом «Убить свою мать». На бис – «Это не жизнь!» Вот она социальная тематика, дошло и до неё дело.

Оргия Праведников
В завершении концерта группу поздравили с 10-летием праздничным тортом с 10 свечами

... Одна из частей концерта заканчивается песней «СССР», уже традиционно исполненной в сварочных масках. В бывшем помещении музея горной техники под звёздным небом, которым расписан потолок клуба, грохочет рок-концерт. На сцене люди в чёрном и в сварочных масках, а слушатели скандируют «Наша родина – СССР!».

В этом индустриализме есть что-то символическое: «Оргия праведников» – как пылающая печь, переплавляющая в бесконечном огненном горниле мировые культуры и мировоззрения. Оргия праведников.

Андрей ОРДАЛЬОНОВ, NEWSmusic.ru
Фото- Влад ЧУЙКОВ, NEWSmusic.ru