Эта работа продолжает предыдущую, но совершенно не похожа на нее. В ней раскрывается та же тематика, но звучат совсем другие песни. Это новая, последняя и неотъемлемая составляющая единого целого, созданная совсем в другой жанровой форме.
«Размышляя о том, в каком направлении двигаться дальше, я пришел к выводу: морская тематика не исчерпала себя в одном альбоме, - говорит Александр, - и она мне настолько интересна, что я захотел продолжить и внутренне завершить ее. Конечно, в первой части я сказал все, что хотел сказать лично от себя по этому поводу. Но я подумал о том, что мне было бы важно и интересно показать спектр других представлений об этой теме, мотивов, с вязанных с ней, изначально выраженных не в моем творчестве, но очень близких мне самому».
Морская тематика не исчерпала себя в одном альбоме...
Именно поэтому, отбирая материал, Скляр решил обратиться к уже существующим песням о море других исполнителей, но таким, которые затрагивали бы его, к самым романтичным и ярким песням о море в его представлении. Александр искал их в своей памяти и фонотеке, в музыкальных архивах и интернете. В итоге была собрана подборка из пятнадцати композиций, которые и составили содержание альбома. Среди них вещи, уже вошедшие в репертуар музыканта, и те, которые впервые звучат в его исполнении.
По жанру «Песни моряков. Часть вторая» резко отличается от предыдущей работы Скляра. Это не рок-н-ролл, это шансон в его лучших традициях. Большинство песен с альбома созданы более полувека назад и составляют классику русского шансона. В частности, произведения Леонида Утесова – «Одесский порт», «Мишка-одессит», знаменитая песня «В Кейптаунском порту», написанная в 1940-м году Павлом Гандельманом на мотив фокстрота Шолома Секунды. Последняя была записана артистом совместно с Гариком Сукачевым. Его голос органично вписался в концепцию работы: по настроению альбом чем-то напоминает сборник «Боцман и бродяга», выпущенный Скляром с Сукачевым еще в 90-х годах. Кстати, одна из композиций с этого сборника, уже ставшая хитом, также вошла в состав пластинки. В новых аранжировках на ней представлены и песни Скляра с его предыдущих альбомов «Игроки и шпионы» и «Город X».
Все композиции «Части второй» пронизаны романтической морской тематикой, и все они передают специфический дух своего времени. Александр Ф. Скляр вместе со слушателями отправляется в путешествие по морям, городам, по приморским портам, тавернам и ресторанам, «где плачет пьяный гитарист, рыдают скрипки, в папиросном дыму плывут улыбки». Герои песен – колоритные персонажи из прошлого: капитаны, матросы, музыканты. Каждый – со своим характером, со своим внутренним миром, который не раскрывается слушателю до конца. Они влюбляются, страдают, думают о чем-то своем, у них – свои истории жизни. В композициях озвучиваются небольшие отрывки этих историй, вырисовываются картинки взаимоотношений, легкими музыкальными штрихами создается палитра чувств, на которой представлена вся гамма цветов. Показывая все это, Скляр позволяет слушателям стать сопричастными тому, что происходит внутри созданного им мира, почувствовать его условную реальность, атмосферу происходящего. В такой особой форме музыкант ведет свой внутренний диалог со слушателями.
«Я отбирал только самые яркие вещи, - рассказывает Скляр, - все они естественным образом «ложатся» на мою рок-н-ролльную душу. В них выражен специфический подход к жизни, и это самое главное».
Образы песен – красочные и яркие, к ним как будто можно прикоснуться, ощутить «пену поцелуя», увидеть, как «церковный шпиль оплел капризный виноград», полюбоваться редкой и специфической красотой «девушки из Нагасаки». Четкость изображения углубляется самим тембром голоса Скляра. Несмотря на то что все творчество и сама манера исполнения музыканта проникнуты рок-н-ролльным духом, произведения шансона звучат в его интерпретации очень органично. Музыкант представляет шансон в эстетике рок-н-ролла, дополняя его тем самым элементами этого жанра.
Инструментальная составляющая только обогащает вокал. В музыке слышатся мотивы танго, иногда - блюзовые ритмы. Особое настроение создают клавишные и духовые. Они придают звучанию мягкость и бархатистость, позволяющую говорить о стилистике шансона, которая тем не менее в некоторых местах приправлена хотя и сдержанно звучащими, но все же рок-н-ролльными гитарными партиями. Естественность и цельность звука создана благодаря тому, что альбом записывался вживую.
«Работая над альбомом, мы смогли почувствовать коллективную пульсацию, - говорит Александр, - для меня это было очень важно. И по своему содержанию эта пластинка полностью отражает мое внутреннее состояние. Она созвучна некоторым работам, созданным мной сольно во времена существования группы «Ва-Банкъ», но в отличии от них, она гораздо более осмысленна. На ней нет ни одного проходного номера».
Комменты