Шнур не сдержал обещания писать песни без мата

Последний день лета прошёл в московском клубе «Точка» под дудку «Ленинграда». В своё время именно в «Точке» отважились нарушить вето московских властей и провести первый легальный концерт этих питерских рокеров-диссидентов. Сергей Шнуров оказался человеком благодарным, до сих пор устраивая большинство своих московских выступлений в этом столичном клубе.
Будучи в Москве гостем редким, Шнур и его музыкальная группировка «Ленинград» без труда собрали в «Точке» аншлаг. Ажиотаж чувствовался уже на подходе к клубу. Вдоль Ленинского проспекта вплотную выстроились «бэхи» и «мерсы», так что припоздавшим водителям ничего не оставалось, как идти на условия местных ушлых охранников. За «символические» 500 рублей они предлагали проехать на территорию, где наверняка будет больше гарантий, что машину не увезут вездесущие эвакуаторы. В такой ситуации владельцам презентабельных авто ничего не оставалось, как идти на компромисс.

Тем временем в клубе народ уже толпился у барных стоек, то и дело скандируя: «Ленинград! Ленинград!». Но товарищ Шнуров появился на сцене с опозданием почти на час. Как и на прошлом выступлении в «Точке», он начал концерт с песни «Hello, Moscow!» - своего нового фирменного приветствия москвичам.

Ленинград
Как и на прошлом выступлении в «Точке», Шнур начал концерт с песни «Hello, Moscow!» - своего нового фирменного приветствия москвичам

Публика завелась моментально. Музыка «Ленинграда» действовала на менеджеров среднего и высшего звена как настоящий антидепрессант. В общем «прозак» для души и тела, тех, кто отсидел от звонка и до звонка свою «пятидневку» в душных столичных офисах. Молодые люди и девушки, не стесняясь, срывали глотки, особенно стараясь перекричать кумира на припевах. На «верхней палубе» раскачанного ска-ритмами клуба плотные мужчины в белых рубашках чокались «Русским стандартам» и смело отпускали свои корабли в выходной запой. Подпевали даже в туалете.

Сергей Владимирович явился перед народом слегка небритым, что лишь подчёркивало его брутальную харизму. В руках у Шнура обнаружился клон гватемальской гитары, оригинал которой помнится, был вдребезги разбит на праздновании 10-летия группировки «Ленинград» в одном из московских клубов. Видимо лидер питерских рок-диссидентов решил подстраховаться, купив пару экземпляров экзотического инструмента. На всякий случай.

Выглядел фронтмен как лирический герой собственной песни: живее всех живых, моложе молодых. Это притом, что открывать новый концертный сезон в Москве Шнур приехал прямиком из Таджикистана, где вместе со съёмочной группой НТВ уже в течение месяца ведёт «Окопную жизнь» - новый телевизионный проект, посвящённый горячим точкам советского и постсоветского пространства.

Возможно, этот факт сыграл не последнюю роль в настроении музыканта, так как Сергей Владимирович был явно настроен по-боевому. Публика не успевала перевести дух от следующих друг за другом рок-боевиков. Ту прозвучали и социальная «Свобода» и ленивая песня с зычным названием «Распи**яй», и такие танцевальные ска-номера как «Комон, Эврибади», «Всё это рейв». Песня «Кислотный ди-джей» была исполнена дважды. В начале и под занавес концерта. Среди новинок особенно горячо поклонники встретили композицию «Паганини», где, правда, кроме названия не было ни одного цензурного слова в тексте. На обещание перестать писать впредь матершинные песни Шнур, видимо, давно и надолго забил. Понять его решение можно легко, если учитывать реакцию беснующихся в танцпартере поклонников.

Но в этот раз лидер «Ленинграда» пошёл ещё дальше. На концерте прозвучала ни много ни мало, а настоящая политическая сатира. Товарищ Шнуров прошёлся по всем: от «демократиков» до коммунистов, выдав убойный рефрен в своём чисто "шнуровском" духе – «мы чистыми руками топим го**но». Что-что, а таланта сочинять хлёсткие и едкие афоризмы у Шнура не отнять. Незаменимый в последние годы «герой Сергея Шнурова» а заодно и нашего времени, Стас Барецкий лишь дополнял эту сатирическую картинку, вызывая ассоциации с каким-нибудь разжиревшим на казённых харчах чиновником. Хотя было видно, что многим его присутствие на сцене было совершенно непонятно.

Ленинград
Незаменимый в последние годы «герой Сергея Шнурова» а заодно и нашего времени, Стас Барецкий лишь дополнял сатирическую картинку

«Уберите этого жирного борова со сцены!» - кричал из толпы один из поклонников. Но необъятному Барецкому было всё … в общем как поётся в припеве той же песни «Паганини». Бывший охранник Ломоносовского рынка вращал на сцене дико глазами, стрелял сигареты у своих музыкантов и то и дело рычал в зал. Правда, микрофон, на всякий случай от Барецкого отодвинули подальше. Наверно, чтоб не занимался излишним агитпопом, рушащим общую конструкцию «ленинградовских» песен.

На бис товарищ Шнуров вышел дважды, исполнив среди прочих культовую композицию «Шоу-бизнес». Только с куплетом, где поётся о том, что «денег-то нам платят, как кот наплакал» Шнуров нынче явно лукавит. Концерты главного «ленинградовца» давно стали удовольствием эксклюзивным.

Как сказал один из охранников «Точки», попросивший не называть его имя: «Ленинград – это эксклюзив в Москве. Их московские власти запретили, так что запретный плод стал не просто сладок, но и весьма дорог».

Питерские хулиганы во главе с Сергеем Шнуровым, в году 1998-ом, наверное, даже и предположить не могли, что их нецензурные куплеты и припевы, положенные на разухабистое ска станет музыкой менеджеров и олигархов. Как тут не станешь сатириком?

Вадим ВИТОВЦЕВ, NEWSmusic.ru
Фото - Ольга ШАДРИНА, для NEWSmusic.ru