- Любые стихи, публикующиеся впервые, являются новыми. Зачем лишний раз
это подчёркивать?
- «Новые» - значит современные, с приметами сегодняшнего дня, такими как
компьютер, телевизор, мобильные телефоны, Интернет и т. д. Мы до сих пор читаем
своим детям стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея
Михалкова. Но они были написаны 50, а то и 100 лет назад, - говорит «АиФ» Любаша. - Для
нынешних детей некоторые стихи этих замечательных авторов звучат несовременно. У
детей сейчас и речь другая, и говорят они на иные темы. А когда они слышат о
том, что им близко и понятно, они живее на это реагируют. Поэтому, создавая
детские стихи, я пыталась сохранить в них элементы высокой и светлой поэзии,
которая была у вышеперечисленных авторов, и привнести приметы времени. Ведь даже
у Пушкина были такие бытовые детали. Ну и, конечно, старалась, чтобы в каждом
стихотворении была улыбка.
Любаша
У меня была любопытная история. На радио предстояло разыграть несколько книжек,
и я предложила продолжить стихотворение Сергея Михалкова про щенка «Трезор»:
«Отыскал на кухне угол, с головой забрался в…» Современные дети даже не знают,
наверное, что раньше на кухне хранили уголь, которым топили печи. И одна девочка
вместо «уголь» придумала свою рифму - «гугл» (поисковая система в Интернете. -
Авт.). Это говорит о том, что современные дети мыслят совсем по-другому.
- Почему в твоих детских стихах много звериной тематики? Например,
«Научили попугая говорить, кукарекать петухом, по-волчьи выть, хрюкать, лаять, и
мяукать, и мычать. Нам осталось научить его молчать».
- Мне нравится образное мышление. Через образ попугая, не умеющего
молчать, или коровы, которая мечтает стать божьей коровкой, я пишу о людях. Все
эти качества применимы к нам. Телевизор и компьютер предлагают уже готовые
образы, и дети просто отвыкают образно мыслить. А когда читают книжку, у каждого
в голове складывается своя картинка. У меня, например, есть такая песенка:
«Будто на «Ямахе» муха промчалась мимо уха. По траве бегут жуки-внедорожники».
- Тебе стали тесны рамки песенного поп-жанра?
- В рамках поп-музыки поэту сложно выразиться. Это такое сиюминутное
творчество: вряд ли через 10 лет радиостанции будут крутить песни из сегодняшних
хит-парадов. С другой стороны, сейчас серьёзную поэзию мало кто читает. Поэтому,
чтобы детям легче было воспринимать стихи, я придала им более доступную песенную
форму. Мне хотелось, чтобы новые стихи легли на современные мелодии и были
поданы в правильной аранжировке. То есть и к написанию музыки я подходила совсем
не по-детски. Наши дети более продвинутые, чем мы, взрослые. Их не уговоришь
послушать «вчерашнюю» музыку из нашего любимого мультика или кино. Недавно я
включила 12-летнему сыну замечательный фильм «Остров сокровищ» 1982 года. И он
его просто не высидел - в фильме всё очень медленно происходит. Поэтому, когда
писала песни, я проверяла их на своём ребёнке.
- Давид Тухманов рассказывал, что они с Юрием Энтиным написали около 200
детских песен. Но их нигде не крутят. Есть такая проблема?
- Увы, есть. У нас существует единственное радио, которое крутит детские
песни, но и там тоже свой формат, там звучат в основном старые песни.
Современным авторам туда сложно пробиться. Мы постоянно ведём дискуссии с
Александром Ревзиным, режиссёром детской «Новой волны». Я не понимаю, почему на
детском конкурсе звучат взрослые песни? Наверное, с точки зрения телерейтингов
это правильно. Но у наших детей должны быть свои стихи и песни.
Комменты