CD. Бомба-Питер, 2009.
Запись сделана в Эрмитаже на личном рояле Николая II, и представляет собой пятичастную импровизацию на тему водной стихии и судьбы «Титаника», размеченное авторской версией штраусовского вальса «На прекрасном голубом Дунае» и маршем «Американиана». От Штрауса остались только покачивания на воде – Олега Каравайчука давно раздражают чистые мелодии и радуют только чистые ноты, так что Штраус сыгран так, как на речном дне могла бы слышаться мелодия Штрауса, исполняемая в прибрежном заведении.
Олег Каравайчук – Concerto Grosso
Разбиение на части довольно условно. Каравайчук нанизывает на фортепианный минимализм все, что видел бы он, возлежа на дне океана подле «Титаника». Он играет движения хвостов рыб, слабые сполохи закатного солнца наверху, агрессию хищных рыб, покачивания водорослей, безудержную мощь шторма и вечный покой остова корабля. Легко представить, как на эту музыку накладывается подводная съемка из серии «Жизнь морских обитателей» какого-нибудь BBC. Великий кинокомпозитор остается собой даже в музыке для спектакля, - а записывалась она для проекта 2007 года «Яблочный флеш-моб» режиссера Андрея Могучего в интерьерах Смольного собора. Каравайчук сам себе кинокамера и сам себе BBC.
Остается болезненный вопрос – насколько эта киноимпровизация самодостаточна как музыка? Сам Каравайчук с явной обидой язвит: «В чем, собственно, была работа Чайковского? В том, что он упрощал небесную музыку для таких, как вы. Чтобы деньги заработать, славу, в историю попасть. А те, кто не упрощает, они в историю не попадают». Суждение спорное, как и сам его автор. Чайковский или Бетховен не только упрощают «небесное» для обывателя, но и дарят богатство трактовок своей музыки для самых одаренных музыкантов. Музыка Каравайчука – сама по себе трактовка. Его фортепианные импровизации блистательны, выразительны. Но вряд ли самодостаточны, кажется.
Трек-лист Олег Каравайчук – Concerto Grosso: | |
1 | Часть I |
2 | Часть II |
3 | Вальс-антракт «На прекрасном голубом Дунае» (Иоганн Штраус) |
4 | Часть III |
5 | Часть IV |
6 | Марш-антракт «Американиана» |
7 | Часть V |
Concerto Grosso показывает едва ли не пределы человеческого гения в сфере атмосферной импровизации «на заданную тему». И уж тем войдет в историю мировой импровизационной музыки.
Каравайчук умудряется выпукло рисовать музыкой, рождать удивительной чистоты визуальные образы из аудиальных. И делает это живо, страстно – в отличие от того же Филипа Гласса. Наблюдать над этими изящными кружевами – истинное наслаждение.
А вопрос о самоценности оставим потомкам.
Оценка: 9.5 из 10.
Гуру КЕН
Комменты