Юбилейный концерт Геннадия Рождественского к 80-летию маэстро пройдет в Большом театре 4 мая.
"Рождественский, безусловно, является одним из четырех-пяти самых лучших дирижеров мира. Для меня это очевидно. Его дирижерская техника необычайно естественна. Он дает музыкантам свободу, зато требует от них полной концентрации. Он знает абсолютно все: не только все партитуры, но даже обстоятельства написания каждой. Это человек энциклопедических знаний и высочайшей культуры. Он интенсивно работал со многими композиторами - Шостаковичем, Шнитке, Щедриным, Губайдулиной, Денисовым, и, конечно, был первым исполнителем их произведений. Я думаю, что самая характерная черта его творчества заключается в широте и демократичности музыкального репертуара. Для него нет барьеров, нет иерархии в музыке. Геннадий Рождественский записал более четырехсот компакт-дисков. Несомненно, тут он мировой рекордсмен, и это связано с его феноменальной любознательностью. Ему интересно все, его любопытству нет предела. Он, как обжора, поглощает музыку и, как гурман, ею наслаждается", - говорил известный французский режиссер-документалист Бруно Монсенжон.
Геннадий Рождественский
Программа концерта представляет юбиляра в трех ипостасях - как дирижера балетного, оперного и симфонического - и отмечает основные вехи его творческого пути.
Первый "пункт" программы - Пролог из балета "Спящая красавица" - возвращает к началу творческого пути дирижера, когда он, еще будучи студентом, дебютировал с этим балетом в Большом театре. Балетная "тема" продолжилась в творчестве дирижера и дальше: в Большом он дирижировал балетами на музыку П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева, Б. Асафьева, Р. Глиэра, А. Адана, Ф. Шопена, Ш. Гуно, Б. Бартока и осуществил постановки балетов "Конек-Горбунок Р. Щедрина, "Щелкунчик" П. Чайковского, "Кармен-сюита" Ж. Бизе - Р. Щедрина, "Спартак" А. Хачатуряна, "Рыцарь печального образа" на музыку Р. Штрауса и "Эскизы" А. Шнитке.
Далее прозвучит Пролог из "Бориса Годунова", который представит оперную составляющую творчества дирижера, чье имя связано с оперой самым тесным образом. На протяжении восемнадцати лет маэстро был дирижером Большого театра (пять из них - главным дирижером) и в течение одиннадцати лет руководил Камерным музыкальным театром под руководством Бориса Покровского. В Большом театре он дирижировал операми П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ж. Бизе. Был дирижером-постановщиком опер "Оптимистическая трагедия" А. Холминова, "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова, "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Обручение в монастыре" С. Прокофьева (Большой театр), "Нос" Д. Шостаковича и "Похождения повесы" И. Стравинского (театр Покровского).
При его участии (в качестве дирижера-постановщика) впервые на русской сцене были поставлены оперы "Человеческий голос" Ф. Пуленка и "Сон в летнюю ночь" Б. Бриттена, под его управлением состоялась мировая премьера первой редакции "Игрока" С. Прокофьева (все - в Большом театре).
Завершит программу Вторая симфония Рахманинова, которая представит огромный "симфонический" пласт в творчестве дирижера. Напомним, что на протяжении своего творческого пути Геннадий Рождественский руководил Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, Симфоническим оркестром Би-Би-Си и Венским симфоническим оркестром, сотрудничал с огромным количеством российских и зарубежных оркестров, записал все симфонии Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, И. Брамса, Я. Сибелиуса, А. Брукнера, Г. Малера, П. Чайковского, А. Глазунова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.
За пультом - Геннадий Рождественский. В концерте участвуют оркестр, солисты и артисты оперы и балета, хора и мимического ансамбля Большого театра.
Комменты