Валерий Гергиев: Пасхальный фестиваль – это тяжелое испытание!

За две с половиной недели в рамках фестиваля музыканты работают в пяти странах мира.

5 мая в Воронеж приехал выдающийся дирижер современности Валерий Гергиев. Маэстро вместе с симфоническим оркестром Мариинки дал концерт в рамках Х Московского Пасхального фестиваля, который с каждым годом расширяет свою географию.

Перед концертом, в котором исполнили произведения Шостаковича, Чайковского, Кругликова и других композиторов, художественный руководитель Мариинского театра и Пасхального фестиваля пообщался с журналистами.

Валерий Гергиев
Валерий Гергиев

- Маэстро, каковы ваши ближайшие планы?

- Мне очень приятно узнать о планах региональных - у воронежского губернатора Алексея Гордеева серьезные намерения продолжать поддерживать не просто культуру в регионе, а конкретные объекты, которые будут реконструироваться и строиться.

Коллектив нашего театра считает честью выступить у вас во второй раз. Программа в этот раз отличается - есть и очень популярные произведения, и мало известные. Может, что-то сыграем и на бис, чтобы публике доставить еще большее наслаждение и дать возможность услышать больше.

Главным для себя считаю, что такие регионы, как Екатеринбург, Челябинск, Омск, а уже и Воронеж вписываются в карту нашего фестиваля. Год назад мы познакомились с вашим Молодежным оркестром – это стало для нас хорошим сюрпризом. Могу передать всем вам привет от Дениса Мацуева, который год назад приезжал с нами играть в Воронеже. Сейчас он в Монреале, но очень рад, что мы снова здесь и не исключает, что скоро мы и с ним вернемся к вам. Но при этом я считаю, что наш фестиваль – это не только сплошное удовольствие, но и тяжелое испытание. В рамках фестиваля у нас пять стран за две с половиной недели. Мы работаем на пределе возможностей. Будем стараться в следующий раз спокойнее все проводить. И может, в следующий раз в Воронеже не 7 часов проведем, а пару дней. Может, привезем и наши вокальные, и балетные силы.

- В последнее время аудиторией Мариинского театра стали студенты. Что нужно сделать, чтобы привлечь молодежь к классике?

- Творческие лидеры могут в этом плане делать многое. Я сам шел в несколько вузов Петербурга и предлагал необычные проекты, - например, посещение прокофьевских спектаклей («Война и мир», «Игрок», «Ангел»). У нас сильный прокофьевский репертуар, в мире нет аналогов. Туристы, конечно, выбирают «Ромео и Джульетту» Прокофьева, это широко известное и горячо любимое произведение. Поэтому иногда нужно объяснить, что это за такое произведение «Игрок» и почему нужно слушать не только «Травиату» и «Евгения Онегина». Оказывается, что молодежь весьма любознательна. Наверное, кому-то показалось любопытным попробовать поверить на слово худруку Мариинки.

И когда мне говорят, что в зале больше 1000 студентов одного вуза, на душе становится хорошо. И тогда нужно очень здорово это все исполнять, чтобы им захотелось еще раз прийти. Услышав Владимира Галузина, исполняющего роль Алексея в потрясающей опере Прокофьева «Игрок», ребята получили грандиозное театральное впечатление. Я думаю, что очень многим показалось, что это был особый вечер в их жизни. Прошло полтора года с тех пор. А спектакль с участием Анны Нетребко, Ольги Бородиной, Жени Никитина, Миши Петренко – это очень яркие певцы! И конечно, Диана Вишнева! Еще у нас сейчас выросла потрясающая балерина Катя Кандаурова, она получила «Золотую маску», или Ульяна Лопаткина – это тоже явление серьезного уровня, и печать высокого международного класса можно ставить на всех их спектаклях. Это высокого качества постановки.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

Мы стараемся следить, чтобы Мариинский театр не уступал серьезных позиций в мире. И тот факт, что мы в том году выступили 740 раз по всему миру, уже о чем-то говорит.

Валерий Гергиев
Мы стараемся следить, чтобы Мариинский театр не уступал серьезных позиций в мире

- Валерий, мы слышали, что вы сейчас собираете для Японии материальную помощь?

- Мы сегодня отослали туда деньги – сбор со вчерашнего концерта. Я уже провел 4 или 5 концертов в помощь японцам, и еще собираюсь провести несколько.

- Вас в 2010 году признали самым востребованным дирижером мира. Что значат для вас многочисленные награды, премии, звания?

- Я это воспринимаю спокойно. Я даже считаю, что надо воспринимать это критически. Может, я что-то не так делаю, раз признали самым востребованным? Может, надо притормозить? Больше отдыхать?

- Вы являетесь послом «Олимпиады-2014» вместе с Димой Биланом и Юрием Башметом. Что делаете в рамках этой миссии?

- С Димой Биланом пока ничего не делаем. А Юра - мой друг. Я был первым послом, вторым стала Аня Нетребко. И когда еще никто не знал, ждет ли нас удача, выберут ли Россию для проведения этой олимпиады, мы боролись за эту олимпиаду всеми возможными цивилизованными способами. Дело в том, что у меня много друзей в мире, по роду своей профессии я выступаю каждый год в 30-35 странах и выступаю на мировой сцене 25 лет - где-то ужин, где-то официальная встреча, где-то интервью. Не секрет, когда возникали трудные ситуации для России, где каждое усилие не казалось лишним, я не просто переживал, а думал, что бы сделать для этого. Мне по профессии дирижера полагается быть активным, уметь вести переговоры, уметь руководить. Я работаю с 2300 человек, в число которых мировые звезды. И нужно уметь точно соизмерять свои возможности.

Иван ТОЛСТОЙ, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото автора