Открыл официальную часть церемонии награждения министр культуры РФ Александр Авдеев, который поздравил всех собравшихся с завершением конкурса и отметил, что в этот вечер "будут раскрыты почти все его тайны".
"Мы узнаем имена победителей, но мы сегодня раскроем не все тайны. Обладателя Гран-при мы узнаем послезавтра на концерте лауреатов в Санкт-Петербурге", - сказал министр, после чего со всех сторон послышался неодобрительный гул. Несмотря на реакцию публики, министр продолжил, отметив, что "конкурс удался - это был не просто конкурс, а великий праздник музыки". В том числе, по его мнению, такой вывод можно сделать из степени интереса к российскому музыкальному соревнованию, за которым "внимательно следили миллионы зрителей в интернете". Глава Минкультуры поблагодарил звездное жюри, участников конкурса, "уровень которых по общим оценкам был чрезвычайно высок", а также "главного подвижника конкурса Валерия Гергиева".
Следом за Авдеевым на сцену поднялся сам Гергиев, который выполнял на конкурсе роль главы оргкомитета. "По-моему, мы подтверждаем, что мы страна музыки. С таким неистовым, почти ослепительным и эмоциональным накалом можно следить только у нас", - сказал маэстро, возможно, вспомнив несогласие и недовольство публики и прессы в отношении некоторых решений жюри, с которым он столкнулся во время пресс-конференции накануне церемонии награждения. Он также пообещал, что будет продолжать делать все возможное для того, чтобы "обиженные и незамеченные среди тех, кто по-настоящему сверкнул, не оказались забытыми - есть для этого возможности". Однако он отметил, что конкурс приобрел интерес у поклонников классической музыки во всем мире, а это и было главной задачей оргкомитета, учитывая, что прошлые смотры прошли практически незамеченными. Кроме того, он снова поднял тему переезда половины конкурса из Москвы в Санкт-Петербург. "Я прошу прощения перед москвичами за то, что половина конкурса прошла в Санкт-Петербурге. Поверьте, тогда это решение должно было обеспечить этому конкурсу абсолютно безошибочный сценарий. Мы еще не знали, будет ли у нас Большой зал консерватории после реставрации", - сказал Гергиев.
Когда за председателем жюри к публике вышел первый обладатель золотой медали первого конкурса Чайковского 1958 года пианист Ван Клиберн, весь зрительный зал поднялся со своих мест и разразился оглушительными и довольно продолжительными аплодисментами, к которым музыкант оказался явно не готов. Растроганный пианист, который в этом году являлся почетным председателем жюри конкурса по специальности "Фортепиано", признался, что его "техасско-русское сердце наполнено печалью и сожалением от того, что его знания русского языка не хватает в полной мере, чтобы говорить со зрителями на их родном языке". Он выразил благодарность Авдееву и Гергиеву за то, что те пригласили его снова участвовать в конкурсе, а также за их "великолепное руководство". "Когда я был молод, я смотрел на карту мира и приходил в восторг, глядя, как моя любимая Россия занимает уникальное географическое положение, одновременно располагаясь и на Востоке, и на Западе, и на протяжении последних веков она была одарена огромным количеством очень известных музыкантов и композиторов, которые были способны исполнять и переносить на бумагу универсальные звуки музыки", - сказал он.
Слова Клиберна подтвердились, когда обладателем золотой медали по специальности "Фортепиано" был назван российский пианист Даниил Трифонов. Он же получил приз зрительских симпатий. Второе место жюри отдало корейской пианистке Йол Юм Сон, третье место - корейцу Сенг Чжин Чо, четвертое - украинцу Александру Романовскому, а пятое - Алексею Чернову из России. Романовский также получил спецприз имени Владимира Крайнева, учрежденный оргкомитетом форума после кончины великого музыканта, который должен был стать почетным гостем конкурса в этом году.
Победителем конкурса по специальности "Виолончель" стал Нарек Ахназарян из Армении, он же взял приз зрительских симпатий. Второе место среди виолончелистов жюри отдало Эдгару Моро из Франции, третье место завоевал Иван Каризна из Белоруссии, четвертое присудили Норберту Ангеру из Германии, а пятое - Умберто Клериче из Италии.
Первые места в "Сольном пении" достались южнокорейцам Чжон Мин Парк и Сун Янг Сео. Второе место жюри отдало Энхбату Амартувшину из Монголии, женщин-серебряных призеров в этой номинации не было. Третье место получила россиянка Елена Гусева, а мужчинам третье место не присудили. Никто из вокалистов не удостоился и четвертого места. Однако приз зрительских симпатий достался Гусевой и Амартувшину.
Неожиданным поворотом стало объявление победителей в специальности "Скрипка". Несмотря на то, что Гергиев обещал присуждение первых мест по всем специальностям, золотые медали скрипачам жюри решило не отдавать. Однако поделили второе место между Сергеем Догадиным из России и Итамаром Зормаром из Израиля. Третье место досталось Джехье Ли из Кореи, четвертое место присудили американцу Найджелу Армстронгу, а пятое - Эрику Сильбергеру также из США. Приз зрительских симпатий получил единственный российский музыкант в этой номинации Сергей Догадин.
За первое место были вручены золотые медали и 20 тысяч евро, за второе - серебряные медали и 15 тысяч, далее по нисходящей - 10, 5 и 3 тысячи евро. Гран-при, обладатель которого станет известен позднее, добавит еще 10 тысяч евро к сумме победителя.
Впервые в своей истории и в соответствии с правилами работы Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов XIV Международный конкурс имени Чайковского будет сотрудничать с тремя известными мировыми музыкальными агентствами, которые организуют лауреатам трехлетние гастроли в России и за рубежом. В свою очередь, Гергиев также планирует организовать выступления победителей с Симфоническим оркестром Мариинского театра и Лондонским симфоническим оркестром.
Конкурс, который начался 14 июня, проходил в двух городах: соревнования по категориям "Скрипка" и "Вокальное пение" - в Санкт-Петербурге, а "Фортепиано" и "Виолончель" - в Москве.
Комменты