В советское время Большой театр был не только главным театром страны, но и местом проведения важнейших политических мероприятий. Здесь проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна и заседания Московского Совета депутатов трудящихся. Именно в здании Большого театра в 1922 г. на Первом Всесоюзном съезде Советов было провозглашено образование СССР. Широта партийных рядов потребовала увеличения количества рядов в зале Большого. Прежние стулья были заменены другими, более компактными и узкими. Благодаря этому вместимость зала стала составлять 2185 мест.
Во время разработки проекта реконструкции и реставрации Большого театра было решено вернуться к историческому количеству зрительских мест. Размещение кресел в ложах специалисты изучали по архивным данным, в том числе и по рисункам художника Луиджи Примацци, с точностью фотографа воспроизведшего интерьеры Большого театра в своем известном альбоме "Grand Theatre de Moscou…". "Стулья и кресла станут более удобными, увеличится и ширина боковых проходов, что, конечно же, оценят посетители партера", - подчеркнул М. Сидоров.
Фото Дамира Юсупова
Мебель для Большого театра создается из современных материалов, в точности повторяя внешний облик исторических предметов интерьеров. Так, например, был полностью воссоздан рисунок ткани стульев и кресел. Образцом для разработки современной ткани послужили фрагменты исторической мебельной обивки конца XIX века из архива Большого театра и кусочки ткани, обнаруженные реставраторами при обследовании интерьеров.
"Для набивки стульев и кресел в XIX веке использовались конский волос и кокосовая стружка. Это придавало поверхности жесткость, но сидеть на такой мебели было не очень удобно. Сейчас же при воссоздании стульев и кресел использовались современные наполнители. А для того, чтобы соблюсти требования противопожарной безопасности все ткани Большого театра покрывали специальной пропиткой, делающей материал негорючим", - уточнил М. Сидоров.
Одной из главных задач реконструкции Большого театра стало восстановление его легендарной акустики. Работа мастеров, восстанавливающих интерьеры зрительного зала, и акустиков была тесно переплетена. Все реставрационные работы тщательно планировались совместно с немецкой компанией "Мюллер ББМ" - лидером в сфере архитектурной акустики театральных и концертных залов. Эксперты этой компании регулярно проводили акустические замеры и предоставляли технические рекомендации, с помощью которых корректировался ход восстановительных работ.
Даже мебель по замыслу экспертов должна способствовать улучшению акустики зрительного зала. Поэтому состав и пропитка тканей для стульев и кресел, как и выкройки штор и арлекинов лож дополнительно согласовывались с акустиками.
Вместимость зрительного зала можно будет увеличивать. Во время концертов у театра появится возможность поднимать площадку оркестровой ямы до уровня зрительного зала и устанавливать на ней дополнительные места для зрителей.
"Не будет лишним напомнить, что после реконструкции Большой театр станет удобнее для посещения спектаклей зрителей с ограниченными возможностями здоровья. Так для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в предусмотрены двадцать шесть мест в первом ряду амфитеатра. В последнем ряду партера расположены десять съемных кресел, что позволяет организовать шесть мест для инвалидов-колясочников. Для размещения лиц с дефектами зрения в двух первых рядах партера предусматривается двадцать мест. Предусматривается печать программок и брошюр с использованием специального шрифта Брайля. Для размещения граждан с дефектами слуха планируется отвести двадцать восемь мест во втором ряду амфитеатра. В спинках кресел переднего ряда предполагается расположить информационную "бегущую строку", - подчеркнул М. Сидоров.
Комменты