Веселина Казарова на Фестивале Плетнева

В Москве продолжается Третий Большой фестиваль Рссийского Национального оркестра. Во второй вечер на сцене Зала им. Чайковского прошел концерт знаменитой болгарской оперной дивы Веселины Казаровой. Это было ее первое выступление в Москве.

Родилась Казарова в городе Стара-Загора. С четырех лет обучалась игре на фортепиано. В шестнадцать лет давала сольные концерты. Но ее все больше привлекало пение, и она решила продолжить свое образование на вокальном факультете в Софийской консерватории. По ее окончании в 1988 году дебютировала в Софийской Национальной опере в партии Фенены в «Набукко» Верди. Затем в ее репертуар вошли партии Розины в «Севильском цирюльнике», Дорабеллы в «Так поступают все» Моцарта. Победа на Международном конкурсе «Новые голоса» в Гютерсло в Германии принесла начинающей певице приглашение в Цюрихскую оперу, где она исполнила Ольгу в «Евгении Онегине» Чайковского и Анну в «Троянцах» Берлиоза. В 1991 Веселина дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Анния в «Милосердии Тита» Моцарта, и для нее открылись двери лучших оперных домов Европы и США. Сегодня Казарова выступает в Ла Скала, Парижской, Венской, Баварской, Швейцарской операх, в Ковент-Гардене, театре «Лисео» в Барелоне, «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, Лирической опере в Чикаго и многих других. Постоянная участница престижных фестивалей в Зальцбурге, Мюнхене, фестиваля Россини в Пезаро. Ее большое красивое, подвижное и выразительное меццо-сопрано с массой тембральных красок, обертонов и актерский темперамент определили и репертуар певицы. Прежде всего она известна как исполнительница опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, французских композиторова: Сен-Санса, Бизе, Массне.

Веселина Казарова
Веселина Казарова

В программу своего московского концерта Веселина Казарова включила арии из опер Моцарта и Россини, причем редко звучащих в России. Для многих зрителей состоялось очень красивое и вдохновленное знакомство с операми Моцарта «Милосердие Тита» и «Митридат, царь понтийский», Россини «Танкред» и «Итальянка в Алжире».

Веселина Казарова и Томас Зандерлинг
Веселина Казарова и Томас Зандерлинг

Вечер открыли два больших фрагмента из «Милосердия Тита» — ария и рондо одного из главных персонажей оперы Секста. Певице удалось благодаря тончайшей нюансировке, нежнейшему piano, естественной экспресии, роскошному центральному регистру голоса разносторонне показать своего героя, его влюбленность, предательство друга императора Тита, его искреннее раскаяние.

В арии же Фарнака из оперы «Митридат, царь понтийский» вдруг обнаружилась глухое звучание нижнего регистра и ряд напряженных верхних нот, что отмечалось и в исполнении Казаровой последовавших россиниевских арий Арзаче («Семирамида»), Танкреда Изабеллы («Итальянка в Алжире»). Не всегда справлялась она и с техническими трудностями, особенно с сложнейшими пассажами. Была в этом и доля вины оркестра, которым в тот вечер управлял Томас Зандерлинг. Оперная музыка Моцарта и Россини оказалась не лучшей стороной дарования маэстро. Оркестр под его управлением не был чутким партнером исполнительницы, играл грубо, громко, иногда просто заглушая певицу, не учитывалась стилистика и темпо-ритм шедевров Моцарта и Россини. Это конечно, создавало трудности, которые не всегда удавалось преодолеть Веселине Казаровой: иногда смазывались пассажи, начиналось форсирование звука. Особенно негативные моменоты проявились в исполнении оркестром увертюр к операм «Свадьба Фигаро» и «Идоменей» Моцарта, «Путешествие в Реймс» и «Итальянка в Алжире» Россини.

Получайте музыкальные новости первыми в Telegram!

К счастью, в концерте все-таки было больше положительного и светлого. Это прежде всего талант и мастерство Веселины Казаровой, ее яркая индивидуальность, стилистическая точность, высочайшая исполнительская культура. И наличие в оркестре замечательных музыкантов. В первую очередь это гобоист Виталий Назаров, флейтист Константин Ефимов и кларнетист Алексей Богорад. Их соло и в увертюрах, и в выступлении певицы было настоящим украшением концерта, очень вдохновенным, интонационно чистым и сразу же возвращавшим оркестр в лоно стилистики Моцарта и Россини.

Российский национальный оркестр по управлением Томаса Зандерлинга
Российский национальный оркестр по управлением Томаса Зандерлинга

«Бисы», которые подарила зрителям Веселина Казарова, стали ярким завершнием ее сольного концерта в Москве. Сначала она исполнила арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», где показала бесконечную кантилену, безупречную фразировку и обольстительную красоту своей коварной героини. Затем отдала дань русской музыке, которая оказалась близкой индивидуальности артистки. Ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского поразила неожиданной трактовкой. Казарова спела ее нежно и страстно, искренне и очень человечно, чем вызвала заслуженные восторженные аплодисменты публики.

Елизавета ДЮКИНА, «Новости музыки NEWSmusic.ru»

Комментарии